Тенизова
А.Ж., учитель начальных классов
Учебно-воспитательный
комплекс № 42
город Павлодар
МАСТЕР –
КЛАСС
Тема:
Интерактивные формы обучения - залог успешности ученика.
Цель:
-осуществление
поддержки инновационных процессов в образовании, обеспечивающих
эффективность
преподавательской деятельности;
-осознание значения взаимодействия в
группе в качестве успешного преподавания и обучения,
влияющего на оптимизацию обучения,
поддержанию позитивной и организованной рабочей
атмосферы.
Презентация
педагогического опыта
Учебно-воспитательный
комплекс №42 - Дошкольная гимназия - школа с прогимназическими классами города
Павлодара является единственным в области инновационным учреждением, работающим
в режиме комплекса дошкольной гимназии – школы. Также является базовой
площадкой ИПК ПК и тренинговым центром по программе«Stepbystep» для руководящего состава ДДУ области.
Для решения вопросов преемственности
«детский сад – школа» разработана и успешно функционирует программа
непрерывного учебно-воспитательного процесса детей дошкольного и школьного
возраста с сохранением его содержания, выбора форм и методов работы для безболезненной
адаптации при переходе из одного возрастного периода в другой. Команда
педагогов – воспитателей и учителей – работает согласованно, что позволяет
обеспечивать щадящую учебно-воспитательную среду для своих воспитанников.
Немаловажным условием обеспечения
такой среды является создание ситуаций успеха, когда каждый ребенок чувствует
себя комфортно и проявляет желание заниматься тем делом, которое ему интересно.
И вот тут встает вопрос для педагога,
а как организовать учебную деятельность, чтобы она была не только
познавательной, но и интересной, а значит и успешной. Педагоги нашего комплекса
применяют технологии интерактивного игрового обучения, где ученики выступают в
роли «субъектов» обучения и воспитания.
А какого ученика можно назвать успешным?
Ученика, который включен в активную познавательную
деятельность, равноправно взаимодействует с другими учениками и учителем, умеет
вступать в диалог. И самое главное, он радуется тому, что он успешен, и ему
хочется идти вперед.
Режим беседы, диалога – это основная
составляющая интерактивного обучения. Следовательно, умение учителя создать
ситуации диалогического общения на уроке и будет главным инструментом в
организации интерактивных форм обучения.
В своей практике я применяю различные
формы интерактивного обучения, но особо хочу отметить Работу в малых группах,
или групповую форму работы. Данная форма позволяет включить в активную
деятельность всех обучающихся, практиковать навыки сотрудничества,
межличностного общения, развивать коммуникативные умения (активное слушание и
говорение, выработка коллегиального решения) и навыки критического мышления.
Данная технология способствует проявлению лидерских качеств у учеников, а также
скрытых лидерских способностей. Позиция учителя на уроке становится больше
направляющей и корректирующей, и дает возможность некоторым ученикам брать на
себя лидерскую функцию.
На данном мастер-классе будут
показаны виды и приемы интерактивного обучения, которые апробировались на уроке
литературного чтения по теме М.М. Пришвин « Ребята и утята», 2класс.
План проведения мастер-класса.
Время
|
Виды деятельности
|
Методическое обоснование
|
10мин.
|
Для
организации работы в малых группах провожу деление на группы «Цвета» при
помощи цветных карточек, на которых даны буквы одного слова (образуется
5групп, каждая собирает свое слово – Планета, Природа, Родина, Охрана,
Любовь).
Выход на
тему раздела:
-
Соберите свое слово, соотнесите его с ключевым словом ЗЕМЛЯ(Стратегия
«Ассоциативный ряд»)
(Ученики
высказывают свои взаимосвязи между словами и делают вывод).
Вывод:
Наша планета – Земля.
- Как вы
думаете, какие произведения будем читать в этом разделе?
|
-активизация внимания,
-включение ассоциативного мышления
-активное предложение своих идей
каждым участником группы, обсуждение и выступление спикера от группы
-высказывание предположений
(развитие коммуникативных навыков и
умений взаимодействовать)
|
15мин
|
Для
осмысления тематического и идейного содержания рассказа провожу стратегию «Думай-в
паре-делись». Группам дается задание, которое предусматривает выборочное
чтение для приведения доказательств, использую ключевые слова и
слова-помощники для составления описания в виде кластера.
1 группа –
Опишите путь, по которому вела утка своих утят.
2 группа –
Расскажите, как вели себя ребята, когда увидели утку с утятами.
3 группа – Опишите
маму-утку.
4 группа –
Опишите автора.
5 группа –
Докажите, что прочитанное произведение, это рассказ.
Выступления
спикеров - представление групповыхкластеров.
|
- вступление в активный диалог
(развитие умений выслушивать точку зрения каждого члена группы, умений прийти
к общему решению )
- формируются навыки работы в
команде
-проявление лидерских способностей
|
10мин
|
Для
осуществления обратной связи предлагаю вам заполнить групповой рефлексивный
лист «Дерево успеха» с точки зрения следующего вопроса: Определите свое
местонахождение на «Дереве успеха» в применении интерактивных форм обучения в
своей педагогической практике (у подножия – только начинаю осваивать, в
середине – апробирую стратегии и приемы интерактивного обучения, на вершине –
успешно применяю, могу поделиться опытом).
Свободные
высказывания желающих участников.
|
- самооценка участников
|
Заключение
В современном образовании среди
инновационных педагогических технологий интерактивные формы обучения должны
выступать как главенствующие, так как при помощи них учитель сможет с успехом
развивать ребенка, воздействуя на него со всех сторон, и эмоциональной, и
социальной, и когнитивной. Те навыки и умения, которые развиваются при активном
взаимодействии учеников между собой и учителем, переносятся из школьной среды в
жизненную. И если ученик учится успешно взаимодействовать на специально
созданных учителем ситуациях, то он будет успешен и в жизни.
Приложение.
Краткосрочное
планирование урока.
Класс: 2
Предмет: Литературное чтение.
Раздел: Наша планета – Земля. (1урок раздела)
Тема: М. Пришвин «Ребята и утята».(1 час)
Когнитивная цель урока: Способствовать
формированию умений понимать тематическое и идейное содержание произведения.
Исследовательская цель урока: Апробирование
стратегий и приемов новых подходов в преподавании и обучении для развития
критического мышления учащихся.
Ожидаемые результаты:
А – Ученики знают понятия: рассказ,
признаки рассказа, тема, идея рассказа.
В – Ученики умеют различать жанры
произведений по отличительным признакам, приводить доказательства их различий,
определять тему и идею рассказа, анализировать и оценивать поступки героев.
С – Ученики могут находить аналогии между
описанными ситуациями и реальными жизненными событиями.
Этапы
(стратегии и приемы)
|
Деятельность
|
Модули и ресурсы
|
ФО и СО
|
Мотивационный
1.
Бодрячок «Утята»
2.
Стратегия деления на группы «Пазлы»
3.
Стратегия
«Ассоциативный
ряд»
|
Орг.момент.
Приветствие.
Выход на
тему раздела:
-
Собери свое слово, соотнеси его с ключевым словом ЗЕМЛЯ.
1группа
– Планета
2группа
– Природа
3группа
– Родина
4 группа
– Охрана
5группа
– Любовь
(Ученики
высказывают свои взаимосвязи между словами и делают вывод).
Вывод :
Наша планета – Земля.
- Как вы
думаете, какие произведения будем читать в этом разделе?
-
Сегодня мы познакомимся с рассказом М.Пришвина «Ребята и утята»
М.Пришвин
– это человек, который очень любил природу, много путешествовал, наблюдал за
жизнью животных и птиц, старался помочь не только людям, но и всему живому на
Земле.
Он
написал много книг о природе.
|
ИКТ
ВО
КМ
пазлы
учеб.стр.169
Слайд
Слайд
|
Приемы
ФО
«Светофор»
«Ладошки»
|
Операционный
Стратегия
«Думай - в паре – делись»
|
Чтение
рассказа учителем.
- Какое
настроение вызвало у вас прочтение рассказа?
-
Назовите главных героев рассказа? (Ребята, мать-утка, утята, автор- Пришвин)
Задания
группам:
Выборочное
чтение для приведения доказательств по заданиям.
1 группа –
Опишите путь, по которому вела утка своих утят.
Ключевые
слова:
гнездо
на кочке в болотном лесу, в обход деревни, открытые места, около кузницы, при
переходе через дорогу, в озеро на свободу.
2 группа –
Расскажите, как вели себя ребята, когда увидели утку с утятами.
Ключевые
слова:
увидели,
зашвыряли шапками, ловили утят, собрались закидать шапками мать, струсили,
обрадовались, побежали, засмеялись, закричали.
3 группа –
Опишите маму-утку.
Ключевые
слова:
бегала с
раскрытым клювом, перелетывала в величайшем волнении, сидела с раскрытым от
волнения ртом, бросилась спасать.
4 группа –
Опишите автора.
Ключевые
слова:
строго
спросил, приказал, радостно снял шапку, крикнул, сказал.
5 группа –
Докажите, что прочитанное произведение, это рассказ.
Ключевые
слова:
повествовательное
произведение, небольшой размер, главные герои, тема и идея рассказа.
|
УиЛ,
ТиО,
КМ
Защита
постеров
|
Взаимооценка
групп
|
Рефлексивный
1.
Стратегия «Проверяй»
2.
Стратегия «Ладошки»
3.Дом.задание.
|
- Почему
автор выбрал такой заголовок для своего рассказа?
- Чему
научил вас рассказ «Ребята и утята»?
Работа с
крылатыми выражениями.
-
Обсудите и выберите выражение, которое больше подходит к идее рассказа.
«Умел
ошибиться – умей и поправиться»
«Сей
добро, посылай добро, оделяй добром»
«Добрый
пример – лучше ста слов»
«Охранять
природу – значит охранять Родину»
«Будь
природе другом!»
Пересказ
рассказа.
*Иллюстрация
к пословице.
|
ТиО
КМ
Слайды
ладошки
|
взаимооценивание
каждого
участника группы
|
ЗАДАНИЯ
ГРУППАМ.
Опишите путь, по которому вела утка своих
утят.Ключевые слова:
гнездо на кочке в болотном лесу, в обход
деревни, открытые места, около кузницы, при переходе через дорогу, в озеро на
свободу.
ПУТЬ К ОЗЕРУ
Расскажите, как вели себя ребята, когда увидели
утку с утятами.
Ключевые слова:
увидели, зашвыряли шапками, ловили утят,
собрались закидать шапками мать, струсили, обрадовались, побежали, засмеялись,
закричали.
РЕБЯТА
Опишите маму-утку.
Ключевые слова:
бегала с раскрытым клювом, перелетывала в
величайшем волнении, сидела с раскрытым от волнения ртом, бросилась спасать.
УТКА
Опишите автора.
Ключевые слова:строго спросил, приказал,
радостно снял шапку, крикнул, сказал.
АВТОР
Докажите, что прочитанное произведение,
это рассказ.
Ключевые слова:повествовательное
произведение, небольшой размер, главные герои, тема и идея рассказа,
поучительное произведение.
РАССКАЗ
Работа
с пословицами.
«Умел ошибиться – умей и поправиться»
«Сей добро, посылай добро, оделяй добром»
«Добрый пример – лучше ста слов»
«Охранять природу – значит охранять
Родину»
«Будь природе другом!»
Слова-
помощники.
НЕСМЫШЛЕННЫЕ
ТРУДНЫЙ
БЕЗЗАЩИТНЫЕ
ДОБРЫЙ
ЗАБОТЛИВАЯ
ОПАСНЫЙ
БЕЗДУМНЫЕ ПОСТУПКИ
МАЛЕНЬКИЕ
СТРОГИЙ
БЕССТРАШНАЯ
НЕЛЕГКИЙ
ВЕСЕЛЫЕ
БЕСПОМОЩНЫЕ
НЕРАВНОДУШНЫЙ
СЧАСТЛИВЫЙ
ЛЮБЯЩАЯ
СЕРДИТЫЙ
ПОНЯЛИ СВОЮ ОШИБКУ
БЕЗОБИДНЫЕ
ЗАЩИЩАЮЩИЙ
ПРИМЕР ДЛЯ ДРУГИХ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.