Главная / Начальные классы / Мастер- класс "Интерактивные формы обучения"

Мастер- класс "Интерактивные формы обучения"


Тенизова А.Ж., учитель начальных классов

Учебно-воспитательный комплекс № 42

город Павлодар


МАСТЕР – КЛАСС

Тема: Интерактивные формы обучения - залог успешности ученика.

Цель:

-осуществление поддержки инновационных процессов в образовании, обеспечивающих

эффективность преподавательской деятельности;

-осознание значения взаимодействия в группе в качестве успешного преподавания и обучения,

влияющего на оптимизацию обучения, поддержанию позитивной и организованной рабочей

атмосферы.

Презентация педагогического опыта

Учебно-воспитательный комплекс №42 - Дошкольная гимназия - школа с прогимназическими классами города Павлодара является единственным в области инновационным учреждением, работающим в режиме комплекса дошкольной гимназии – школы. Также является базовой площадкой ИПК ПК и тренинговым центром по программе«Stepbystep» для руководящего состава ДДУ области.

Для решения вопросов преемственности «детский сад – школа» разработана и успешно функционирует программа непрерывного учебно-воспитательного процесса детей дошкольного и школьного возраста с сохранением его содержания, выбора форм и методов работы для безболезненной адаптации при переходе из одного возрастного периода в другой. Команда педагогов – воспитателей и учителей – работает согласованно, что позволяет обеспечивать щадящую учебно-воспитательную среду для своих воспитанников.

Немаловажным условием обеспечения такой среды является создание ситуаций успеха, когда каждый ребенок чувствует себя комфортно и проявляет желание заниматься тем делом, которое ему интересно.

И вот тут встает вопрос для педагога, а как организовать учебную деятельность, чтобы она была не только познавательной, но и интересной, а значит и успешной. Педагоги нашего комплекса применяют технологии интерактивного игрового обучения, где ученики выступают в роли «субъектов» обучения и воспитания.

А какого ученика можно назвать успешным?

Ученика, который включен в активную познавательную деятельность, равноправно взаимодействует с другими учениками и учителем, умеет вступать в диалог. И самое главное, он радуется тому, что он успешен, и ему хочется идти вперед.

Режим беседы, диалога – это основная составляющая интерактивного обучения. Следовательно, умение учителя создать ситуации диалогического общения на уроке и будет главным инструментом в организации интерактивных форм обучения.

В своей практике я применяю различные формы интерактивного обучения, но особо хочу отметить Работу в малых группах, или групповую форму работы. Данная форма позволяет включить в активную деятельность всех обучающихся, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, развивать коммуникативные умения (активное слушание и говорение, выработка коллегиального решения) и навыки критического мышления. Данная технология способствует проявлению лидерских качеств у учеников, а также скрытых лидерских способностей. Позиция учителя на уроке становится больше направляющей и корректирующей, и дает возможность некоторым ученикам брать на себя лидерскую функцию.

На данном мастер-классе будут показаны виды и приемы интерактивного обучения, которые апробировались на уроке литературного чтения по теме М.М. Пришвин « Ребята и утята», 2класс.






План проведения мастер-класса.

Время


Виды деятельности

Методическое обоснование

10мин.

Для организации работы в малых группах провожу деление на группы «Цвета» при помощи цветных карточек, на которых даны буквы одного слова (образуется 5групп, каждая собирает свое слово – Планета, Природа, Родина, Охрана, Любовь).

Выход на тему раздела:

- Соберите свое слово, соотнесите его с ключевым словом ЗЕМЛЯ(Стратегия «Ассоциативный ряд»)

(Ученики высказывают свои взаимосвязи между словами и делают вывод).

Вывод: Наша планета – Земля.

- Как вы думаете, какие произведения будем читать в этом разделе?





-активизация внимания,

-включение ассоциативного мышления


-активное предложение своих идей каждым участником группы, обсуждение и выступление спикера от группы

-высказывание предположений

(развитие коммуникативных навыков и умений взаимодействовать)

15мин
















Для осмысления тематического и идейного содержания рассказа провожу стратегию «Думай-в паре-делись». Группам дается задание, которое предусматривает выборочное чтение для приведения доказательств, использую ключевые слова и слова-помощники для составления описания в виде кластера.

1 группа – Опишите путь, по которому вела утка своих утят.

2 группа – Расскажите, как вели себя ребята, когда увидели утку с утятами.

3 группа – Опишите маму-утку.

4 группа – Опишите автора.

5 группа – Докажите, что прочитанное произведение, это рассказ.

Выступления спикеров - представление групповыхкластеров.


- вступление в активный диалог (развитие умений выслушивать точку зрения каждого члена группы, умений прийти к общему решению )

- формируются навыки работы в команде







-проявление лидерских способностей

10мин

Для осуществления обратной связи предлагаю вам заполнить групповой рефлексивный лист «Дерево успеха» с точки зрения следующего вопроса: Определите свое местонахождение на «Дереве успеха» в применении интерактивных форм обучения в своей педагогической практике (у подножия – только начинаю осваивать, в середине – апробирую стратегии и приемы интерактивного обучения, на вершине – успешно применяю, могу поделиться опытом).

Свободные высказывания желающих участников.

- самооценка участников






Заключение

В современном образовании среди инновационных педагогических технологий интерактивные формы обучения должны выступать как главенствующие, так как при помощи них учитель сможет с успехом развивать ребенка, воздействуя на него со всех сторон, и эмоциональной, и социальной, и когнитивной. Те навыки и умения, которые развиваются при активном взаимодействии учеников между собой и учителем, переносятся из школьной среды в жизненную. И если ученик учится успешно взаимодействовать на специально созданных учителем ситуациях, то он будет успешен и в жизни.




Приложение.

Краткосрочное планирование урока.

Класс: 2

Предмет: Литературное чтение.

Раздел: Наша планета – Земля. (1урок раздела)

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята».(1 час)

Когнитивная цель урока: Способствовать формированию умений понимать тематическое и идейное содержание произведения.

Исследовательская цель урока: Апробирование стратегий и приемов новых подходов в преподавании и обучении для развития критического мышления учащихся.

Ожидаемые результаты:

А – Ученики знают понятия: рассказ, признаки рассказа, тема, идея рассказа.

В – Ученики умеют различать жанры произведений по отличительным признакам, приводить доказательства их различий, определять тему и идею рассказа, анализировать и оценивать поступки героев.

С – Ученики могут находить аналогии между описанными ситуациями и реальными жизненными событиями.


Этапы

(стратегии и приемы)

Деятельность

Модули и ресурсы

ФО и СО

Мотивационный

1. Бодрячок «Утята»

2. Стратегия деления на группы «Пазлы»

3. Стратегия

«Ассоциативный ряд»

Орг.момент.

Приветствие.



Выход на тему раздела:

- Собери свое слово, соотнеси его с ключевым словом ЗЕМЛЯ.

1группа – Планета

2группа – Природа

3группа – Родина

4 группа – Охрана

5группа – Любовь

(Ученики высказывают свои взаимосвязи между словами и делают вывод).

Вывод : Наша планета – Земля.

- Как вы думаете, какие произведения будем читать в этом разделе?

- Сегодня мы познакомимся с рассказом М.Пришвина «Ребята и утята»

М.Пришвин – это человек, который очень любил природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью животных и птиц, старался помочь не только людям, но и всему живому на Земле.

Он написал много книг о природе.



ИКТ

ВО

КМ



пазлы















учеб.стр.169









Слайд









Слайд


Приемы ФО

«Светофор»

«Ладошки»


Операционный













Стратегия «Думай - в паре – делись»


Чтение рассказа учителем.

- Какое настроение вызвало у вас прочтение рассказа?

- Назовите главных героев рассказа? (Ребята, мать-утка, утята, автор- Пришвин)





Задания группам:

Выборочное чтение для приведения доказательств по заданиям.



1 группа – Опишите путь, по которому вела утка своих утят.

Ключевые слова:

гнездо на кочке в болотном лесу, в обход деревни, открытые места, около кузницы, при переходе через дорогу, в озеро на свободу.

2 группа – Расскажите, как вели себя ребята, когда увидели утку с утятами.

Ключевые слова:

увидели, зашвыряли шапками, ловили утят, собрались закидать шапками мать, струсили, обрадовались, побежали, засмеялись, закричали.

3 группа – Опишите маму-утку.

Ключевые слова:

бегала с раскрытым клювом, перелетывала в величайшем волнении, сидела с раскрытым от волнения ртом, бросилась спасать.

4 группа – Опишите автора.

Ключевые слова:

строго спросил, приказал, радостно снял шапку, крикнул, сказал.

5 группа – Докажите, что прочитанное произведение, это рассказ.

Ключевые слова:

повествовательное произведение, небольшой размер, главные герои, тема и идея рассказа.
















УиЛ,

ТиО,

КМ



Защита постеров























Взаимооценка групп

Рефлексивный







1. Стратегия «Проверяй»









2. Стратегия «Ладошки»



3.Дом.задание.

- Почему автор выбрал такой заголовок для своего рассказа?

- Чему научил вас рассказ «Ребята и утята»?



Работа с крылатыми выражениями.

- Обсудите и выберите выражение, которое больше подходит к идее рассказа.

«Умел ошибиться – умей и поправиться»

«Сей добро, посылай добро, оделяй добром»

«Добрый пример – лучше ста слов»

«Охранять природу – значит охранять Родину»

«Будь природе другом!»

Пересказ рассказа.

*Иллюстрация к пословице.

ТиО

КМ







Слайды













ладошки





















взаимооценивание

каждого участника группы

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.

Опишите путь, по которому вела утка своих утят.Ключевые слова:

гнездо на кочке в болотном лесу, в обход деревни, открытые места, около кузницы, при переходе через дорогу, в озеро на свободу.

ПУТЬ К ОЗЕРУ

Расскажите, как вели себя ребята, когда увидели утку с утятами.

Ключевые слова:

увидели, зашвыряли шапками, ловили утят, собрались закидать шапками мать, струсили, обрадовались, побежали, засмеялись, закричали.

РЕБЯТА

Опишите маму-утку.

Ключевые слова:

бегала с раскрытым клювом, перелетывала в величайшем волнении, сидела с раскрытым от волнения ртом, бросилась спасать.

УТКА

Опишите автора.

Ключевые слова:строго спросил, приказал, радостно снял шапку, крикнул, сказал.

АВТОР

Докажите, что прочитанное произведение, это рассказ.

Ключевые слова:повествовательное произведение, небольшой размер, главные герои, тема и идея рассказа, поучительное произведение.

РАССКАЗ



Работа с пословицами.

«Умел ошибиться – умей и поправиться»

«Сей добро, посылай добро, оделяй добром»

«Добрый пример – лучше ста слов»

«Охранять природу – значит охранять Родину»

«Будь природе другом!»

Слова- помощники.

НЕСМЫШЛЕННЫЕ

ТРУДНЫЙ

БЕЗЗАЩИТНЫЕ

ДОБРЫЙ

ЗАБОТЛИВАЯ

ОПАСНЫЙ

БЕЗДУМНЫЕ ПОСТУПКИ

МАЛЕНЬКИЕ

СТРОГИЙ

БЕССТРАШНАЯ

НЕЛЕГКИЙ

ВЕСЕЛЫЕ

БЕСПОМОЩНЫЕ

НЕРАВНОДУШНЫЙ

СЧАСТЛИВЫЙ

ЛЮБЯЩАЯ

СЕРДИТЫЙ

ПОНЯЛИ СВОЮ ОШИБКУ

БЕЗОБИДНЫЕ

ЗАЩИЩАЮЩИЙ

ПРИМЕР ДЛЯ ДРУГИХ











Мастер- класс "Интерактивные формы обучения"
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Интерактивные формы обучения - залог успешности ученика.

Цель:

-осуществление поддержки инновационных процессов в образовании,     обеспечивающих

эффективность преподавательской деятельности;

 -осознание значения взаимодействия в группе в качестве успешного преподавания и обучения,

влияющего на оптимизацию обучения, поддержанию позитивной и организованной рабочей

атмосферы.

И вот тут встает вопрос для педагога, а как организовать учебную деятельность, чтобы она была не только познавательной, но и интересной, а значит и успешной. Педагоги нашего комплекса применяют технологии интерактивного игрового обучения, где ученики выступают в роли «субъектов» обучения и воспитания.

А какого ученика можно назвать успешным?

Ученика, который включен в активную познавательную деятельность, равноправно взаимодействует с другими учениками и учителем, умеет вступать в диалог. И самое главное, он радуется тому, что он успешен, и ему хочется идти вперед.

 

Автор Тенизова Алтынай Жумашевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 683
Номер материала 29799
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓