Главная / Русский язык и литература / мастер- класс по развитию речи в 5 классе по теме: « Составление волшебной сказки».

мастер- класс по развитию речи в 5 классе по теме: « Составление волшебной сказки».

Фрагмент урока по развитию речи в 5 классе

по теме: « Составление волшебной сказки».


Цель:

- Расширить представление учащихся о сказках;

- пробудить интерес и желание обращаться к фольклорным произведениям в будущем;

- совершенствовать речевые умения,

- учить сочинять свою сказку

-воспитывать ответственность за процесс выполнения предложенного задания;

- выявить и закрепить теоретические знания в творческой работе;


оборудование:

- сказочные персонажи

- схема событий

- таблица


Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.

(китайская пословица)



Мастер-класс.



В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства предают сказке особую поэтику. « Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» - писал в 19 веке А.С.Пушкин.


А вот слова из его произведения:

« Сказка – ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок!»



Беседа о композициях сказки.


Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим , особым законам.

Как правило герои оказываются в сложной ситуации, так как нарушает какой –либо запрет. ( НЕ ПЕЙ ИЗ ЛУЖИЦЫ, КОЗЛЕНОЧКОМ СТАНЕШЬ) Затем герой предпринимает всё возможное , чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и др. предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, ДОБРО обычно торжествует.

Но названы не все законы сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл русский ученый Владимир Яковлевич Пропп. он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.


СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ:

  1. Предписание или запрет.

  2. нарушение

  3. Вредительство или недостача

  4. Отъезд героя

  5. Задача

  6. Встреча с дарителем ( одаривает волшебством или волшебным предметом)

  7. Появление противника

  8. Борьба

  9. Победа

  10. Возвращение героя

  11. Ложный герой.

  12. Трудные испытания.

  13. Узнавание героев.

  14. Указание ложного героя. Наказание его.

  15. Счастливый конец. ( свадьба)


Не все моменты (из схемы ) могут быть отражены в сказках. Возможны какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это есть основа сказки.


К нам в гости пришли герои, которые просят помощи. Им нужна сказка.



СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗКИ . КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.


Задание.

Постарайтесь сочинить сказку, используя законы выведенные Владимиром Яковлевичем Проппом, вставив в них наших гостей.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нарисовать иллюстрацию к сказке.





















СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ:

  1. Предписание или запрет.

  2. нарушение

  3. Вредительство или недостача

  4. Отъезд героя

  5. Задача

  6. Встреча с дарителем ( одаривает волшебством или волшебным предметом)

  7. Появление противника

  8. Борьба

  9. Победа

  10. Возвращение героя

  11. Ложный герой.

  12. Трудные испытания.

  13. Узнавание героев.

  14. Указание ложного героя. Наказание его.

  15. Счастливый конец. ( свадьба)


Не все моменты (из схемы ) могут быть отражены в сказках. Возможны какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это есть основа сказки.















Для развития творческих способностей я придерживаюсь китайской пословицы:

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.

мастер- класс по развитию речи в 5 классе по теме: « Составление волшебной сказки».
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Скажи мне – и я забуду,

 

Покажи мне – и я запомню,

 

Вовлеки меня – и я научусь.

                                                                      (китайская пословица)

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный необычайно любимый жанр детей и взрослых.  Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства предают сказке особую поэтику. « Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» - писал в 19 веке  А.С.Пушкин.

 

Автор Валькова Татьяна Константиновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1841
Номер материала 36418
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓