Главная / История / Мастер- класс. "За временем в погоне" в рамках конкурса учитель года

Мастер- класс. "За временем в погоне" в рамках конкурса учитель года

Мастер – класс. (до 20 мин.)

Эпиграф.

За временем в погоне человек,

Как успокоить бег его, не зная.

Куда оно летит за веком век?..

А наша жизнь короткая такая.

Как мчится время, за собой маня.

Вопросы оставляя без ответов.

И многие из вас поймут меня.

Ведь не одна я думаю об этом.

Наш разговор сегодня, как вы уже поняли, о времени.

«Поскольку предметом истории как теоретического построения является прошлое - отделенное от настоящего и будущего – то время, во всяком случае, принадлежит к важнейшим его понятиям». Георг Зиммель.

С древнейших времен люди не просто существовали во времени, но и пытались осмыслить его. Что такое время? Давайте попробуем дать определение. Работа с аудиторией.

Ответ на этот вопрос ищет не одно поколение философов, астрономов, физиков, математиков, богословов, поэтов и писателей. Каждой эпохе свойственно свое понимание времени и способах его измерения.

В древнегреческой философии сложилось два представления о времени:

Время – «Эон» - вечность - с точки зрения Платона

Время – «хронос» - число последовательно протекающих событий – с точки зрения Аристотеля.

На первый взгляд эти теории противоречат друг другу. Давайте попробуем разобраться. С одной стороны, время приходит из прошлого, уходя в будущее. Оно нечто неподвластное человеку, неуловимое, с позиции жизни одного человека – неизмеримое – вечность.

С другой стороны. Отдавая себе отчет в том, что течение времени необратимо, человечество всегда пыталось измерять и регистрировать его ход.

Работа с аудиторией.

На столах у вас конверты, в которых карточки с обозначением различных единиц времени. Расположите их от самого продолжительного до самого короткого.

  • Тысячелетие

  • Век

  • Год

  • Месяц

  • Неделя

  • Сутки

  • Час

  • Минута

  • Секунда

Представление о временных отрезках менялось. Вначале время делили на большие промежутки, связанные с сезонами сельскохозяйственных работ, дни и часы тогда не имели значения. Часы на ратушах средневековых городов не имели минутной стрелки. Современный человек ценит каждую секунду времени. А современные кварцевые и молекулярные часы способны отмерять миллионные, миллиардные и триллионные доли секунды.

Ученые считают, что уже 30 тысяч лет назад люди пытались отсчитывать время, т.е. вести календарь. Календарь в нашем понимании как система исчисления больших промежутков времени возник в Древнем Риме. Название происходит от наименования первого дня каждого месяца в римском календаре – календа. Но каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одно из важнейших проблем является согласования различных систем летоисчисления.

В христианских странах современное летоисчисление ведется от Рождества Христова: юлианский и григорианский календари.

У мусульман – от 622 г. – переселения Мухаммеда из Мекки в Медину – основание ислама.

В странах Юго-Восточной Азии, Израиле, Иране – лунный календарь.

Григорианский календарь введен папой Григорием XIII в 1582 г., Юлианский применялся с 45 г. до н.э. Почему? Григорианский более точный, в нем меньше високосных годов, которые вводятся для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет. Тропический год равен видимому движению Солнца относительно экватора Земли и определяет смену времен года.

Тропический год = 365, 24219888 средних суток

Год григорианского календаря = 365, 2425 суток

Год юлианского календаря = 365, 25 суток

В нашей стране григорианский календарь введен 14 февраля 1918 г., поэтому все исторические события до этого времени указываются по старому и новому стилю.

Различия составляют:

- в XVIII в. – 11суток

- в XIX в. – 12 суток

- в XX в – 13 суток

Интересно, что можно рассчитать день недели любой даты. Существует правило Целлера.

Давайте узнаем, в какой день недели произошло освобождение Москвы от польских интервентов – 4 ноября 1612г., который отмечается сейчас как День народного единства. Имеем: Д = 4, М = 9, Г = 12, В = 16. Подставляем в формулу. 4+( 2,6 *9 -0,2) + 12 + (12/4) + (16/4) – 2*16 = 14/7=2 ост. 0

Воскресенье.

Определить день недели по дате.

Д + \lfloor 2.6_{} \timesM ^{*} - 0.2_{} \rfloor +Г + \lfloorГ/4 \rfloor + \lfloorВ/4 \rfloor - 2_{}\timesВ \pmod 7_{}

Здесь

  • \lfloor_{}\rfloor_{}означает целую часть числа;

  • \pmod 7_{}означает, что следует вычислить остаток от деления на 7_{}указанного целого числа, а полученный результат интерпретировать:

1_{}=понедельник, 2_{}=вторник,…, 0_{} =воскресенье;

  • Д - число (дата);

  • В - первые две цифры года (полное число столетий);

  • Г - последние две цифры года;

  • M ^{ * }- номер месяца в соответствии со следующим правилом

    • январь считается 11-м месяцем предыдущего года (т.е. для

января 1987_{}года следует положить Г = 86_{}, M ^{*}=11_{}),

  • февраль считается 12-м месяцем предыдущего года,

  • март считается 1-м месяцем настоящего года: M ^{*}=1_{},

  • апрель: M ^{*}=2_{},

  • май: M ^{*}=3_{},

  • июнь: M ^{*}=4_{},

  • июль: M ^{*}=5_{},

  • август: M ^{*}=6_{},

  • сентябрь: M ^{*}=7_{},

  • октябрь: M ^{*}=8_{},

  • ноябрь: M ^{*}=9_{},

  • декабрь: M ^{*}=10_{}.

Пример. Установить день недели: 17 октября 1962 г.

Решение. Имеем: Д = 17, М^{*}=8_{}, Г = 17_{}=62_{}, В =19_{}.

Подставляем в формулу:

17 + \lfloor 2.6 \times 8 - 0.2 \rfloor + 62 + \lfloor 62/4 \rfloor + \lfloor 19/4 \rfloor - 2 \times 19 \pmod 7 \equiv 3 + 20 + 6 + 15 + 4 - 3 \pmod 7_{} =3 \ .

Ответ. Среда.

Сравнивая развитие общества, различные стадии цивилизации, ученые выяснили ряд закономерностей. Одна из них заключается в том, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Схема на слайде.

Почему так происходит выясним при помощи эксперимента. Разделимся на две группы: одна – пока ничего не будет делать, другая - должна прочитать задание и выполнить нго.

В 1918 году Россия перешла на новый стиль летоисчисления - григорианский календарь - путем прибавления 13 дней к текущей дате.
Если день Октябрьской революции, произошедший 25 октября по старому стилю, отмечают 7 ноября по новому стилю, т.е. спустя 13 дней, то почему Новый год отмечают наоборот: сначала по новому стилю, а потом, через 13 дней, по старому стилю? 

Ответ: Перенос всех текущих дат 1918 года на 13 дней вперед означает, что продолжительность этого года уменьшилась на 13 дней. Следовательно, в новом летоисчислении новый, 1919 год (и все последующие), наступил на 13 дней раньше, чем это было "по-старому". Поэтому Старый новый год отмечается на 13 дней позже нынешнего Нового года.

Каждая группа должна ответить на вопрос: сколько приблизительно прошло времени?

Для второй группы время прошло быстрее, т.к. оно было насыщено событиями и действиями. Декарт утверждал, что время – число движений – событий во времени.

Время течет быстрее, так как в каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология – такой вывод сделали ученые.

В словаре Брокгауза время определяется как последовательность событий, которая выявляется из прошлого, настоящего и будущего, из возникновения и исчезновения вещей.

Какие ассоциации вызывает у вас понятие «время»? В помощь вам я предлагаю посмотреть на картинки.

Заключение. Время неуловимо и необъяснимо, оно близко и далеко, оно проходит и существует всегда. Берегите и цените время.

«Кто выиграл время – выиграл все» Мольер.



Мастер- класс. "За временем в погоне" в рамках конкурса учитель года
  • История
Описание:

Мастер – класс. (до 20 мин.)

Эпиграф.

За временем в погоне человек,

Как успокоить бег его, не зная.

Куда оно летит за веком век?..

А наша жизнь короткая такая.

Как мчится время, за собой маня.

Вопросы оставляя без ответов.

И многие из вас поймут меня.

Ведь не одна я думаю об этом.

Наш разговор сегодня, как вы уже поняли, о времени.

«Поскольку предметом истории как теоретического построения является прошлое - отделенное от настоящего и будущего – то время, во всяком случае, принадлежит к важнейшим его понятиям». Георг Зиммель.

Автор Беспалова Оксана Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 349
Номер материала 30472
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓