Главная / Начальные классы / март капельник 1 класс

март капельник 1 класс

Тема урока: «Март – капельник»


Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в

природе с наступлением весны;

дать учащимся представление о характерных признаках весны в

неживой природе и живой природе;

уметь определять по внешним признакам период наступления весны;

развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать

выводы;

воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к

природе.


Оборудование: учебник «Окружающий мир 1 класс»;

подборка слайдов на весеннюю тематику;

голоса птиц ( иволги, зяблика, синицы)

аудиозапись « Весенний шум»

Ход урока


1. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.


2. Введение в тему урока.

- Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили тему нашего урока.

Будьте внимательны! Прислушайтесь к звучанию природы.

(Звучит аудиозапись)

- Что вы услышали в этой музыке?

( журчание ручейка, пение птиц)

-Послушайте внимательно стихотворение А.Фета и скажите, о каком времени года в нем говорится?

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

- Какие признаки весны назвал автор в своём стихотворении?

( прилёт птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше, весной цветут ландыши)



3. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Послушайте загадку и скажите, о каком весеннем месяце идёт речь.

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? ( март)

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о марте. В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.

Прочитайте тему нашего урока.

1 Слайд « Март – капельник»

hello_html_m6b5ba9a5.gif


Март - протальник.

Рано затает – долго не растает.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Коли перелётная птица течёт стаями – к дружной весне.


4. Знакомство с признаками весны в природе.

- Какое время года наступило? ( весна)

- Назовите сегодняшнюю дату? ( 19 марта)

А совсем скоро, 21 марта наступит день весеннего равноденствия. Когда количество часов дневного света и темноты становится одинаковым, день равен ночи. Теперь светлого времени будет всё больше и больше. Настоящий праздник света!

-Послушайте стихотворение А.Плещеева и определите в нём приметы весны.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною….

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.


- О каких признаках весны вы услышали в стихотворении?

( тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче и стало теплей, небо голубое, лес оденется листвою, запоют птицы)

-Ребята, а какое настроение бывает у людей весной? ( радостное, хорошее)

-Почему? ( радуются теплу, солнышку)

- Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением тёплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за её оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.


3 слайд « Пробуждение весеннего леса »


hello_html_6c042468.gif

Март – первый месяц весны. На земле ещё по – прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. А то, глядишь, такая метель разыграется, что кажется, будто снова вернулась зима. И всё-таки, если присмотреться попристальней, на декабрьскую пору это совсем не похоже. Кончилась вьюга, метель, выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло.

Как ослепительно светит солнце. Свет от него совсем не такой, как бывало зимой. Теперь он густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки. А поглядите на небо – сейчас оно синее- синее, и по нему, словно белые комья ваты, раскинулись облака.

4 слайд « Проталины»


hello_html_m38dceebe.gif

Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – таяние снега. Сначала он тает вблизи деревьев, построек. Затем на полях, на буграх появляются первые проталинки. Позже тает снег в лесу. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки.

5 слайд «Река»

hello_html_4aaab72b.gif

От весеннего тепла начинают вскрываться водоёмы. Сначала лёд на них темнеет, потом во льду появляются трещины, и лёд раскалывается. На озёрах

льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга. Это - ледоход.

Так и хочется пройтись по последнему льду. Очень опасно выходить весной на лёд водоёмов. Кажется, что лёд ещё очень крепок, но легко можно попасть в едва затянутую льдом трещину, прорубь. Весенний лёд непрочный, легко раскалывается. Человек может провалиться в воду. Лучше воздержаться весной от заманчивых прогулок по последнему льду водоёмов. Очень опасны шалости на реке во время ледохода. Поэтому нельзя выходить на лёд самим и не разрешать другим.

5. Работа с текстом ( учебником)

- А сейчас, давайте прочитаем рассказ « Март – капельник»


5 слайд

hello_html_51cd40a5.gif

-Ребята, как называется рассказ?

( март – капельник)

- Почему его так называют?

( тают сосульки, капает вода с крыши)


6 слайд: « Сосульки на крыше»

hello_html_m538e1227.gif

Светятся, искрятся на солнце сосульки. С каждым днём становится их всё больше. Капля за каплей, наращивая ледяную рубаху, прибавляют сосульки и в длину и в ширину. Но расти им недолго. Как только одолеет весеннее тепло холод, побегут капельки из ледяного плена. Весело и звонко падают они, образуя многочисленные лужицы. Началась весенняя капель.

Капель- падение капель с тающих сосулек или снега.

-Какое ещё весеннее слово вы услышали в этом рассказе?

( проталины)

7 слайд: « Проталины»

hello_html_m4f06b260.gif

- С каждым днём снег всё более рыхлый. Потерял он белизну – потускнел, стал тёмно – серым. Тёплые ветры, словно языком, слизывают снег с земли, оставляя тёмные пятна проталин. Пятнами и полосами проступает сквозь снег земля. Проталин становится всё больше и больше.

Что такое проталины?

( чёрныё пятна на солнечных пригорках)


- А сейчас ребята, послушайте, какая проблема возникла у Вини - Пуха. Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчёл, Вини – Пух задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? Он не смог ответить сам на этот вопрос и обратился к своим друзьям – Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа.

Кролик: Распускается первый весенний цветок- подснежник.

Ослик: Стало теплее.

Сова: Просыпаются звери от зимней спячки.

Пятачок: Самое главное – прилетают перелётные птицы.

- Ребята, на что вы обратили внимание?

( Все ответили по-разному. Получилось много мнений.)

- Какой вопрос возникает?

( кто же из них прав, какое главное, основное изменение в природе весной?)

-Давайте с вами рассуждать. Ответьте мне на вопрос почему?

- Почему прилетают птицы?

( стало теплее, появляется корм)

-Почему просыпаются звери?

(стало теплее, можно найти еду)

-Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

( стало теплее)

- Значит, какое изменение в природе весной самое главное?

( потепление)

-Сделайте вывод: кто из друзей Вини- Пуха прав?

( прав ослик)

- А сейчас мы с вами отдохнём и посмотрим, как распускаются цветы

6. Физминутка для глаз.

8 слайд « Распускание цветов»


hello_html_bf2577b.gif


7. Изменения в живой природе.


- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Весной из тёплых стран возвращаются к нам перелётные птицы. У нас они снова находят себе достаточно корма: появились насекомые, а на освободившейся от снега земле много прошлогодних семян.

- Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. А теперь отгадайте загадку, о какой птице идёт речь.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица ( грач)

9 слайд « Грач»

hello_html_34898479.gif



Как вы думаете, почему мы заговорили именно об этой птице?

( считают, что с прилётом грачей в наших краях начинается весна)

Март – время прилёта грачей в родные края.

Первая весенняя птица – грач. Его называют вестником весны.

Грач – одна из самых полезных птиц. При массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их ещё до вмешательства людей. Берегите и охраняйте эту птицу: она верный друг человека. Грач уничтожает до 8000 вредных червей и гусениц.

К нам грачи прилетели 10 марта.

Многие поэты и художники посвящали свои произведения этим птицам.

- Художник Алексей Кондратьевич Саврасов нарисовал удивительную картину, которая так и называется – «Грачи прилетели».

10 слайд репродукции картины А.К.Саврасова « Грачи прилетели»

hello_html_5a706922.gif

Он передал тот момент, когда в природе всё начинает меняться, всё приходит в движение. На старых покривившихся берёзках множество грачиных гнёзд. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляют старые гнёзда, стаями и в одиночку кружатся в прозрачном весеннем воздухе. Узкой лентой раскинулись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега. На картине хорошо видны первые проталины.

- Так какая же птица прилетает первой?

-Почему?

( Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. У грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.)


А теперь давайте послушаем народные приметы, связанные с прилётом грачей.

11слайд с приметами.

hello_html_4a0912a9.gif

Конец марта – время прилёта скворцов.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

12 слайд «Прилёт скворцов»

hello_html_7dfa245a.gif

Скворец – наш постоянный сосед, пользующийся уже давно покровительством человека. Скворцы охотно поселяются в дуплянках. Подобрав скворечник, скворцы производят его чистку, выбрасывая прошлогоднее гнездо и мусор, а затем готовят новое. Скворцы большие друзья человека, так как, питаясь насекомыми, они уничтожают огромное количество вредителей лесов, полей, садов.


-Вслед за скворцами прилетают жаворонки.

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения


13 слайд « Жаворонок»

hello_html_m19303683.gif


- После прилёта жаворонки держатся на проталинах, где они собирают корм – семена растений. Поедая на полях мелких насекомых и семена сорняков, жаворонок приносит пользу. Эти птицы – насекомоядные. Своё гнездо жаворонок строит на земле. Оно несложно: ямка, выстланная соломинами и травинками.


-Как вы думаете, почему жаворонки прилетают позже?

( появляются первые насекомые – корм для жаворонков)


- А сейчас давайте прочитаем стихотворение И.Никитина и подумаем, о каких гостях говорит поэт.

14 слайд «Стихотворение»

hello_html_39121bb5.gif

- О каких же гостях говорит поэт?

( о птицах)

-Весной возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы.

15 слайд « Гнездо с грачатами»

hello_html_7176fcd9.gif


Вскоре грачи принимаются за постройку новых и ремонт старых гнёзд. Грачей нельзя отнести к лучшим «строителям». Они строят из сучьев и ветвей грубые гнёзда. Посмотришь на гнездо птицы и диву даёшься: без рук, а строит лучше иного человека. Что только не найдёшь в гнезде птицы: травинки, солома, стебли, листья, мох, а внутри, чтобы было тепло и уютно, для этого птицы выстилают гнездо пухом, шерстью. Смазан весь строительный материал клейкой слюной.

Птицы нуждаются в нашей помощи во все времена года.

Зимой мы с вами развешивали для них кормушки и подкармливали птиц.

- Что нужно сделать для них весной?

Птицы весной строят гнёзда и выводят птенцов. Птиц нельзя беспокоить и тревожить на гнёздах: они могут покинуть свои гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Нужно защищать их от врагов.

- Ребята, а что вы можете сделать для охраны птиц?

( не тревожить и не беспокоить птиц на гнёздах, развесить скворечники, не разорять гнёзда)

- С 1928 года у нас ежегодно проводится « День птиц»


8. Физминутка

За тучку солнце спряталось

На целую минутку,

А мы все дружно проведём

Физкультурную минутку

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.


9. Беседа о жизни животных.


- Ребята, вспомните о какой особенности весны говорила Сова?

( просыпаются звери)

- Сейчас мы узнаем, кто уже проснулся в лесу? Отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной

16 слайд « Ёжик»

hello_html_1a90d601.gif

Под кучей хвороста и старых листьев что- то зашуршало. Вылез оттуда сонный ёжик. И стал приводить себя в порядок после зимнего сна: отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал. Помылся и побежал еду искать.

- Как ёжик приводил себя в порядок после зимнего сна?

( отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал, помылся и побежал еду искать).

- Ребята, а что ещё происходит весной у животных?

( у зверей рождаются детёныши)

17 слайд « Зайчата в лесу»


hello_html_m54f2577e.gif

У зайчихи родились зайчата. Ещё лежит в лесу снег, но зайчатам тепло. Хорошо спрятала их мать-зайчиха в сухой прошлогодней траве. Здесь не найдёт их страшный зверь! Зайчата сразу после рождения остаются одни. Покормит их мать-зайчиха жирным молоком и убегает на три –четыре дня, добывает себе пищу, а зайчата и носа не показывают из гнезда. Вскоре зайчата начнут есть траву и листья. А пока любая зайчиха, найдя их, кормит своим молоком.

- Когда появляются зайчата?

( когда в лесу ещё лежит снег)

18 слайд « Лисята в норе»

hello_html_1a00160e.gif

В семье лисы пополнение. Ранней весной в норе родились слепые маленькие лисята. Мать уходит за добычей и оставляет малышей одних.

- Что вас удивило в рассказе о лисичке?

(она оставляет малышей одних, когда уходит за добычей)

19 слайд « Медведица с медвежатами»

hello_html_m174a03d8.gif


В берлоге дремлет медведица. Март – последний месяц медвежьего сна. Слышит сквозь сон , что происходит вокруг. С наступлением тепла медведи просыпаются от долгого зимнего сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшим. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Мать продолжает кормить их молоком, но одновременно приучает и самостоятельно отыскивать корм.

Что изменилось в жизни медведя с наступлением весны?

20 слайд « Лосёнок в лесу»

hello_html_29849ea3.gif

Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице – рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

- С приходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детёныши. Ведь чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.

Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о потомстве.


- А вы знаете, что птицы разговаривают между собой. Давайте об этом прочитаем рассказ « Птичьи разговоры».

10. Работа с учебником.

- Каких птиц мы можем узнать по песенке?

В благодарность о том, что мы с вами заботимся о птицах, птички дарят нам своё пение.

21 слайд « Иволга»

hello_html_mc184af3.gif


22 слайд « Синица»

hello_html_4aee092c.gif


23 слайд « Зяблик»

hello_html_m5d21dcec.gif



- Давайте теперь поиграем! Я начну, а вы продолжайте:

На-на-на – наконец пришла … Весна

Чи-чи-чи – прилетели к нам …. Грачи

Ло-ло-ло - нам от солнышка….. Тепло

-Развеселились? А теперь в хорошем настроении давайте мысленно побываем на нашей лесной весенней полянке. Только не шумите, не распугайте обитателей весеннего леса. Всмотритесь и скажите, какие там происходят чудеса?

24 слайд « Лесная полянка»


hello_html_m56840aa3.gif

( рассказы детей)




11. Домашнее задание

- Ребята, помните у нас в школе проходил праздник масленицы. Когда мы провожали зиму, сжигали чучело. По древнему славному обычаю в народе встречают весну тоже праздником. Как только заглянет в окошко весна, в доме начинают печь « жаворонков». Есть такая примета: встретишь весну « жаворонками» - удача не обойдёт твой дом стороной. 22 марта рано утром люди выходили на улицу, поднимались на возвышенность и закликали весну, поднимали вверх испечённых жаворонков.


-Дома вы можете узнать о том, как в деревнях пекут « жаворонков».

Прочитаете об этом на с. 149 учебника.

Повесьте дома скворечники, и вы увидите, понаблюдаете удивительную жизнь птиц, отметьте, когда прилетят скворцы.

В тетради по окружающему миру, выполните задание к теме.


12. Подведение итогов.

Какой первый месяц весны?

Как определить начало весны?

С какими признаками весны познакомились?

( стало тепло, весеннее небо становится более голубым, тает снег, журчат ручейки, оживает вся природа, возвращаются птицы)

Какое основное изменение происходит в природе?

( потепление)

Где вы заметили первые проталинки?

Кого мы ждём в конце марта?

Какая птица открывает весну?

Что вы узнали нового о пернатых?

Что вы узнали о жизни животных?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Вам интересно было на уроке?
















МОУ-СОШ С. Красное Знамя








Открытый урок

по окружающему миру

в 1 классе






выполнила учитель

начальных классов

Шуршалова Н.А.









2009- 2010 учебный год



март капельник 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: «Март – капельник»

 

 Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в  

           природе с наступлением весны;

           дать учащимся представление о характерных признаках весны  в  

           неживой природе и живой природе;

           уметь определять по внешним признакам период наступления весны;

           развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать   

           выводы;

           воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к    

          природе.

 

Оборудование: учебник «Окружающий мир 1 класс»;

                            подборка слайдов на весеннюю тематику;

                            голоса птиц ( иволги, зяблика, синицы)

                             аудиозапись « Весенний шум»

                  

 

                                                 Ход урока

 

1. Организационный момент

   

     Начинается урок,

    Он пойдёт ребятам впрок.

   Постарайтесь всё понять,

   Хорошо запоминать.

 

2. Введение в тему урока.

 

- Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили тему нашего урока.

Будьте внимательны! Прислушайтесь к звучанию природы.

(Звучит аудиозапись)

- Что вы услышали в этой музыке?

( журчание ручейка, пение птиц)

-Послушайте внимательно стихотворение А.Фета и скажите, о каком времени года в нем  говорится?

 Снова птицы летят издалёка,

 К берегам, расторгающим лёд,

 Солнце тёплое ходит высоко

 И душистого ландыша ждёт.

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

- Какие признаки весны назвал автор в своём стихотворении?

( прилёт птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше, весной цветут ландыши)

 

 

3. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Послушайте загадку и скажите, о каком весеннем месяце идёт речь.

    Дует тёплый южный ветер,

    Солнышко всё ярче светит,

     Снег худеет, мякнет, тает,

      Грач горластый прилетает.

      Что за месяц? Кто узнает?   ( март)

- Сегодня на уроке мы поговорим   с вами о марте. В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.

 Прочитайте тему нашего урока.

 1 Слайд  « Март – капельник»

 

Март - протальник.

Рано затает – долго не растает.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Коли перелётная птица течёт стаями – к дружной весне.

 

4. Знакомство с признаками весны в природе.

- Какое время года наступило? ( весна)

- Назовите сегодняшнюю дату? ( 19 марта)

А совсем скоро, 21 марта наступит день весеннего равноденствия. Когда количество часов дневного света и темноты становится одинаковым, день равен ночи. Теперь светлого времени будет всё больше и больше. Настоящий праздник света!

-Послушайте стихотворение А.Плещеева и определите в нём приметы весны.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною….

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

 

- О каких признаках весны вы услышали в стихотворении?

( тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче и стало теплей, небо голубое, лес оденется листвою, запоют птицы)

-Ребята, а какое настроение бывает у людей весной? ( радостное, хорошее)

-Почему? ( радуются теплу, солнышку)

 - Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением тёплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за её оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.

 

3 слайд « Пробуждение весеннего леса »

 

 Март – первый месяц весны. На земле ещё по – прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. А то, глядишь, такая метель разыграется, что кажется, будто снова вернулась зима. И всё-таки, если присмотреться попристальней, на декабрьскую пору это совсем не похоже. Кончилась вьюга, метель, выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло.

Как ослепительно светит солнце. Свет от него совсем не такой, как бывало зимой. Теперь он густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки. А поглядите на небо – сейчас оно синее- синее, и по нему, словно белые комья ваты, раскинулись облака.

4 слайд « Проталины»

 

 Самый заметный признак наступления  весны в неживой природе – таяние снега. Сначала он тает вблизи деревьев, построек. Затем  на полях, на буграх появляются первые проталинки.  Позже тает снег в лесу. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки.

5 слайд «Река»

 От весеннего тепла начинают вскрываться водоёмы. Сначала лёд на них темнеет, потом во льду появляются трещины, и лёд раскалывается. На озёрах

льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга. Это - ледоход.

Так и хочется пройтись по последнему льду. Очень опасно выходить весной на лёд водоёмов. Кажется, что лёд ещё очень крепок, но легко  можно попасть в едва затянутую льдом трещину, прорубь. Весенний лёд непрочный, легко раскалывается. Человек может провалиться в воду. Лучше воздержаться весной от заманчивых прогулок по последнему льду водоёмов. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.  Поэтому нельзя выходить на лёд самим и не разрешать другим.

 

5. Работа с текстом ( учебником)

 - А сейчас, давайте прочитаем рассказ « Март – капельник»

 

5 слайд

-Ребята, как называется рассказ?

( март – капельник)

- Почему его так называют?

( тают сосульки, капает вода с крыши)

 

6 слайд: « Сосульки на крыше»

Светятся, искрятся на солнце сосульки. С каждым днём становится их всё больше. Капля за каплей, наращивая ледяную рубаху, прибавляют сосульки и  в длину и в ширину. Но расти им недолго. Как только одолеет весеннее тепло холод, побегут капельки из ледяного  плена. Весело и звонко падают они, образуя многочисленные лужицы. Началась весенняя капель.

Капель-  падение капель с тающих сосулек или снега.

 

-Какое ещё весеннее слово вы услышали в этом рассказе?

( проталины)

7 слайд: « Проталины»

- С каждым днём снег всё более рыхлый. Потерял он белизну – потускнел, стал тёмно – серым. Тёплые ветры, словно языком, слизывают снег с земли, оставляя тёмные пятна проталин. Пятнами и полосами проступает сквозь снег земля. Проталин становится всё больше и больше.  

Что такое проталины?

( чёрныё пятна на солнечных пригорках)

 

- А сейчас ребята, послушайте, какая проблема возникла у Вини - Пуха. Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчёл, Вини – Пух задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? Он не смог ответить сам на этот вопрос и обратился к своим друзьям – Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа.

Кролик: Распускается первый весенний цветок- подснежник.

Ослик: Стало теплее.

Сова: Просыпаются звери от зимней спячки.

Пятачок: Самое главное – прилетают перелётные птицы.

 - Ребята, на что вы обратили внимание?

(  Все ответили по-разному. Получилось много мнений.)

- Какой вопрос возникает?

( кто же из них прав, какое главное, основное изменение в природе весной?)

 -Давайте с вами рассуждать. Ответьте мне на вопрос почему?

- Почему прилетают птицы?

( стало теплее, появляется корм)

-Почему просыпаются звери?

(стало теплее, можно найти еду)

-Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

( стало теплее)

- Значит, какое изменение в природе весной  самое главное?

( потепление)

-Сделайте вывод: кто из друзей Вини- Пуха прав?

( прав ослик)

 - А сейчас мы с вами отдохнём и посмотрим, как распускаются цветы

6. Физминутка  для глаз.

8 слайд « Распускание цветов»

 

 

7. Изменения в живой природе.

 

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Весной из тёплых стран возвращаются к нам перелётные птицы. У нас они снова находят себе достаточно корма: появились насекомые, а на освободившейся от снега земле много прошлогодних семян.

- Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. А теперь отгадайте загадку, о какой птице идёт речь.

   Всех перелётных птиц черней,

   Чистит он пашню от червей.

  Взад – вперёд по пашне вскачь.

 А зовётся птица ( грач)

 9 слайд « Грач»

 

 

 Как вы думаете, почему мы заговорили именно об этой птице?

( считают, что с прилётом грачей в наших краях начинается весна)

 Март – время прилёта грачей в родные края.

Первая весенняя птица – грач. Его называют вестником весны.

Грач – одна из самых полезных птиц. При массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их ещё до вмешательства людей. Берегите и охраняйте эту птицу: она верный друг человека. Грач уничтожает до 8000 вредных червей и гусениц.

К нам грачи прилетели 10 марта.

 Многие поэты и художники посвящали свои произведения этим птицам.

- Художник  Алексей Кондратьевич Саврасов нарисовал удивительную картину, которая так и называется – «Грачи прилетели».

10 слайд репродукции картины А.К.Саврасова « Грачи прилетели»

Он передал тот момент, когда в природе всё начинает меняться, всё приходит в движение. На старых покривившихся берёзках множество грачиных гнёзд. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляют старые гнёзда, стаями и в одиночку кружатся в прозрачном  весеннем воздухе. Узкой лентой раскинулись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега. На картине хорошо видны первые проталины.

- Так какая же птица прилетает первой?

-Почему?

( Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. У грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.)

 

А теперь давайте послушаем  народные приметы, связанные с прилётом грачей.

11слайд с приметами.

Конец марта – время прилёта скворцов.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

12 слайд «Прилёт скворцов»

Скворец – наш постоянный сосед, пользующийся  уже давно покровительством человека. Скворцы охотно поселяются в дуплянках. Подобрав скворечник, скворцы производят его чистку, выбрасывая прошлогоднее гнездо и мусор, а затем готовят новое. Скворцы большие друзья человека, так как, питаясь насекомыми, они уничтожают огромное количество вредителей лесов, полей, садов.

 

-Вслед за скворцами прилетают жаворонки.

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения

 

13 слайд « Жаворонок»

 

- После прилёта жаворонки держатся на проталинах, где они собирают корм – семена растений.  Поедая на полях мелких насекомых и семена сорняков, жаворонок приносит пользу.  Эти птицы – насекомоядные. Своё гнездо жаворонок строит на земле. Оно несложно: ямка, выстланная соломинами и травинками.

 

-Как вы думаете, почему жаворонки прилетают позже?

( появляются первые насекомые – корм для жаворонков)

 

- А сейчас давайте прочитаем стихотворение И.Никитина и подумаем, о каких гостях говорит поэт.

14 слайд «Стихотворение»

- О каких же гостях говорит поэт?

( о птицах)

-Весной возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы.

15 слайд « Гнездо с грачатами»

 

 Вскоре грачи принимаются за постройку новых и ремонт старых гнёзд. Грачей нельзя отнести к лучшим «строителям». Они строят из сучьев и ветвей грубые гнёзда. Посмотришь на гнездо птицы и диву даёшься: без рук, а строит лучше иного человека. Что только не найдёшь в гнезде птицы: травинки, солома, стебли, листья, мох, а внутри, чтобы было тепло и уютно, для этого птицы выстилают гнездо пухом, шерстью. Смазан весь строительный материал клейкой слюной.

Птицы нуждаются в нашей помощи во все времена года.

Зимой мы с вами развешивали для них кормушки и подкармливали птиц.

- Что нужно сделать для них весной?

Птицы весной строят гнёзда и выводят птенцов. Птиц нельзя беспокоить и тревожить  на гнёздах: они могут покинуть свои гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Нужно защищать их от врагов. 

- Ребята, а что вы можете сделать для охраны птиц?

( не тревожить и не беспокоить птиц на гнёздах, развесить скворечники, не разорять гнёзда)

 - С 1928 года у нас ежегодно проводится « День птиц»

 

8. Физминутка

                  За тучку солнце спряталось

                 На целую минутку,

                 А мы все дружно проведём

                Физкультурную минутку

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

 

9. Беседа о жизни животных.

 

- Ребята, вспомните о какой особенности весны говорила Сова?

( просыпаются звери)

- Сейчас мы узнаем, кто уже проснулся в лесу? Отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной

16 слайд « Ёжик»

Под кучей хвороста и старых листьев что- то зашуршало. Вылез оттуда сонный ёжик. И стал приводить себя в порядок после зимнего сна: отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал. Помылся и побежал еду искать.

- Как ёжик приводил себя в порядок после зимнего сна?

( отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал, помылся и побежал еду искать).

- Ребята, а что ещё происходит весной у животных?

( у зверей рождаются детёныши)

17 слайд « Зайчата в лесу»

 

 У зайчихи родились зайчата. Ещё лежит в лесу снег, но зайчатам тепло. Хорошо спрятала их мать-зайчиха в сухой прошлогодней траве. Здесь не найдёт их страшный зверь! Зайчата сразу после рождения остаются одни. Покормит их мать-зайчиха жирным молоком и убегает на три –четыре дня, добывает себе пищу, а зайчата и носа не показывают из гнезда. Вскоре зайчата начнут есть траву и листья. А пока любая зайчиха, найдя их, кормит своим молоком.

- Когда появляются зайчата?

( когда в лесу ещё лежит снег)

18 слайд « Лисята в норе»

В семье лисы пополнение. Ранней весной в норе родились слепые маленькие лисята. Мать уходит за добычей и оставляет малышей одних.

- Что вас удивило в рассказе о лисичке?

(она оставляет малышей одних, когда уходит за добычей)

19 слайд « Медведица с медвежатами»

 

В берлоге дремлет медведица. Март – последний месяц медвежьего сна. Слышит сквозь сон , что происходит вокруг. С наступлением тепла медведи просыпаются от долгого зимнего сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшим. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Мать продолжает кормить их молоком, но одновременно приучает и самостоятельно отыскивать корм.

Что изменилось в жизни медведя с наступлением весны?

20 слайд « Лосёнок в лесу»

Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице – рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

- С приходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно  весной  у большинства   зверей появляются детёныши. Ведь чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.

Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о потомстве.

 

- А вы знаете, что птицы  разговаривают между собой. Давайте об этом прочитаем  рассказ « Птичьи разговоры».

10. Работа с учебником.

- Каких птиц мы можем узнать по песенке?

 В благодарность о том, что мы с вами заботимся о птицах, птички дарят нам своё пение.

21 слайд « Иволга»

 

22 слайд « Синица»

 

23 слайд « Зяблик»

 

 

- Давайте теперь поиграем! Я начну, а вы продолжайте:

На-на-на – наконец пришла … Весна

Чи-чи-чи – прилетели к нам  …. Грачи

Ло-ло-ло  - нам от солнышка….. Тепло

-Развеселились?  А теперь в хорошем настроении давайте мысленно побываем на нашей лесной весенней полянке. Только не шумите, не распугайте обитателей весеннего леса. Всмотритесь и скажите, какие там происходят чудеса?

24 слайд  « Лесная полянка»

 

( рассказы детей)

 

 

 

11. Домашнее задание

 - Ребята, помните  у нас в школе проходил праздник масленицы.Когда мы провожали зиму, сжигали чучело. По древнему славному обычаю в народе встречают весну тоже праздником.  Как только заглянет в окошко весна, в доме начинают печь « жаворонков». Есть такая примета: встретишь весну « жаворонками» - удача не обойдёт твой дом стороной. 22 марта рано утром люди выходили на улицу, поднимались на возвышенность и закликали весну, поднимали  вверх испечённых жаворонков.

 

-Дома вы можете узнать о том, как в деревнях пекут « жаворонков».

Прочитаете об этом на с. 149 учебника.

Повесьте дома скворечники, и вы увидите, понаблюдаете удивительную жизнь птиц,  отметьте, когда прилетят скворцы.

В тетради по окружающему миру, выполните задание к теме.

 

12. Подведение итогов.

Какой первый месяц весны?

Как определить начало весны?

С какими признаками весны познакомились?

( стало тепло, весеннее небо становится более голубым, тает снег, журчат ручейки, оживает вся природа, возвращаются птицы)

Какое основное изменение  происходит в природе?

( потепление)

Где вы заметили первые проталинки?

Кого мы ждём в конце марта?

Какая птица открывает весну?

Что вы узнали нового о пернатых?

Что вы узнали о жизни животных?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Вам интересно было на уроке?

 

         

 

Автор Шуршалова Наталия Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1237
Номер материала 37533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓