Главная / Русский язык и литература / «Маленькая трилогия». Русская интеллигенция в изображении Чехова. Сюжетное мастерство писателя. Поэтика художественной детали, портрет, пейзаж" (10 класс)

«Маленькая трилогия». Русская интеллигенция в изображении Чехова. Сюжетное мастерство писателя. Поэтика художественной детали, портрет, пейзаж" (10 класс)




УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ


на тему: «Маленькая трилогия». Русская интеллигенция в изображении Чехова. Сюжетное мастерство писателя. Поэтика художественной детали, портрет, пейзаж

Учитель Третьякова И.В., КГУ «ОШ № 42» г.Алматы

Цели и задачи:

  • Ознакомить учащихся с идейно – тематическим содержанием рассказов, составляющих «маленькую трилогию» А.П. Чехова, определить их художественные особенности, показать своеобразие художественной детали, портрета и пейзажа в творчестве писателя;

  • Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл; совершенствовать коммуникативные навыки: высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.

  • Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию, осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей.


Материально – техническое обеспечение:

компьютер, интерактивная доска, 3 ватмана, раздаточный материал, печатные карточки – опросники, электронная презентация, тексты рассказов Чехова.

Ход урока:

  1. Организационный этап

Приветствие класса.

Отсутствующие на уроке.

Настрой на работу. Запись даты и темы урока, эпиграфа к уроку.

  1. Актуализация


Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом.

Делайте Добро!

А.П. Чехов. «Крыжовник»

  • Беседа

На предыдущем уроке мы вспоминали уже изученные ранние рассказы Чехова.

- Над чем смеется Чехов?

Отвечая на этот вопрос, отметили, что смех Чехова очень разный. В рассказе «Лошадиная фамилия» (1885) Чехов продемонстрировал умение видеть смешное в повседневной жизни и смешно об этом рассказывать. Но в другом раннем рассказе «Толстый и тонкий» (1883) уже звучат сатирические ноты, Чехов не смеется, а высмеивает. Магия генеральского чина заслоняет для героев (тонкого и его семейства) все человеческие чувства. Объект чеховской сатиры станет особенно явственным, если мы поставим рядом еще один рассказ Чехова – «Смерть чиновника» (1883). О каком смехе может идти речь, если герой в конце рассказа ложится на диван и … умирает?! Обратим внимание всего на две детали.

Червяков отправился к генералу объясняться по поводу чихания на генеральскую лысину, надев новый вицмундир. Выгнанный генералом, он пришел домой, лег на диван, не снимая вицмундира, и умер. Соотнесите эти детали с названием рассказа и объясните, почему смерть героя не вызывает сострадания у автора и читателей.

- Почему он надевает вицмундир?

Умер чиновник… Мундир – это своего рода футляр, заглянув в который Чехов не увидел человека. Пожалеть, в сущности, некого. Теперь мы уже подготовлены к вроде бы безжалостной фразе из более позднего рассказа, входящего в «маленькую трилогию»: «Признаюсь, хоронить так людей, как Беликов, большое удовольствие». Рассказ называется «Человек в футляре». Как видим, тема «футлярной жизни» начинается еще в раннем творчестве писателя и получает законченное воплощение в «маленькой трилогии», где ключевое слово вынесено в название первого рассказа.


  1. Формирование новых понятий и способов действия

  1. Презентация.

Выступление заранее подготовленных учеников.

1 ученик

Эпоха «безвременья»… Так называют в истории России периоды подавления общественной мысли.

«Безвременье» 30-х годов XIX века обрекли интеллигенцию на однообразную, бесполезную жизнь».

«…И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике   чужом». «Безвременье» 80-х всеми средствами нашептывало слабому человеку: «Высокие идеи? Чепуха! Живи, как все: сыто, покойно, сегодняшним днем».

Еще в начале 80-х годов, задумав роман, Чехов предполагал писать его в форме отдельных законченных рассказов, дать каждому рассказу свое заглавие, а весь роман назвать «Рассказы из жизни моих друзей».

Возможно, такие рассказы, как «Огни», «Ариадна», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и были частями неосуществленного романа. Малая форма, обретая этическую объемность, философичность, успешно «соперничала» с романом.

(Комментируются первые шесть слайдов).

2 ученик

В 1898 г. В седьмой книжке « Русской мысли» появился «Человек в футляре», а в номере № 8 этого же журнала были напечатаны следующие выпуски серии: «Крыжовник», «О любви», явившиеся своеобразным продолжением первого рассказа.

А.П. Чехов создал свою знаменитую трилогию о «футлярных» людях, которую открывает рассказ «Человек в футляре». Образ «футлярной жизни», черты которой обнаруживаются в различных произведениях писателя, связан со страхом перед жизнью. Этот страх, часто бессознательный, заставляет человека совершать те или иные поступки, руководит его поведением.

Эти три рассказа представляют собой трилогию, не только потому, что их объединяет общая тема «футлярной жизни», но и потому что они объединены рассказчиками. Сначала их только двое: учитель Буркин и ветеринар Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский. Историю об учителе Беликове, который «держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет», рассказывает Буркин.

Слово учителя

Два приятеля – охотника, расположившись на ночлег в сарае, рассказывают друг другу разные истории. И, между прочим,- о Мавре, жене старосты: «… женщина здоровая и неглупая, но всю свою жизнь нигде не была дальше своего села…а в последние десять лет все сидит за печью и только по ночам выходит на улицу»

Один из собеседников – учитель гимназии Буркин – считает, что таких людей, «одиноких по натуре» которые, как рак – отшельник, стараются уйти в свою скорлупу, « на этом свете немало» И далее он рассказывает об учителе греческого Беликове.


  1. Работа в группах

(Класс делится на пять групп)

1 группа «Человек в футляре»

2 группа «Крыжовник»

3 группа «О любви»

4 группа – Эксперты

5 группа – Слушатели

  • Защита постеров. Ответы на вопросы по карточкам № 1, № 2, № 3.


  1. Применение. Формирование умений и навыков

  • Выступление экспертов.

Дополнение по изученной ими статье.


  1. Подведение итогов. Запись в тетрадях

- И так, что объединяет эти рассказы в трилогию?

Рассказчик – слушатель – действующее лицо; конструкция «рассказ в рассказе»; общий образ человека в «футляре». В центре произведения – один случай, который дает возможность проследить историю жизни человека, за этой жизненной историей стоит обобщенное представление о характере современной жизни.

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности.

Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования; крыжовник – символ плотского, физиологического счастья.

Футляр для чувства, для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.


Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания человека, в подтекст отношений людей, показать трагическое противоречие мечты и реальной жизни – необходимость активного сопротивления, противостояния «мелочам жизни», преодоления ее «пороков». Его герои оторваны от народной среды. Они задыхаются в футляре своего бесцельного, бессмысленного существования. Именно так изображается Чеховым русская интеллигенция в «маленькой трилогии».


  1. Этапы информации о домашнем задании

Написать мини-сочинение

1. «Кто такие «футлярные люди»?

2. «Что же мешает человеку быть человеком?»


  1. Этап рефлексии


«Маленькая трилогия». Русская интеллигенция в изображении Чехова. Сюжетное мастерство писателя. Поэтика художественной детали, портрет, пейзаж" (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели и задачи:

·       Ознакомить учащихся с идейно – тематическим содержанием рассказов, составляющих «маленькую трилогию» А.П. Чехова, определить их художественные особенности, показать своеобразие художественной детали, портрета и пейзажа в творчестве писателя;

·       Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл; совершенствовать коммуникативные навыки: высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.

·       Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию,  осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей.

 

 Материально – техническое обеспечение:

компьютер, интерактивная доска, 3 ватмана, раздаточный материал, печатные карточки – опросники, электронная презентация, тексты рассказов Чехова.

Ход урока:

I.      Организационный этап

Приветствие класса.

Отсутствующие на уроке.

Настрой на работу. Запись даты и темы урока, эпиграфа к уроку.

II.   Актуализация

 

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом.

Делайте Добро!

А.П. Чехов. «Крыжовник»

·        Беседа

На предыдущем уроке мы вспоминали уже изученные ранние рассказы Чехова.

- Над чем смеется Чехов?

Отвечая на этот вопрос, отметили, что смех Чехова очень разный. В рассказе «Лошадиная фамилия» (1885) Чехов продемонстрировал умение видеть смешное в повседневной жизни и смешно об этом рассказывать. Но в другом раннем рассказе «Толстый и тонкий» (1883) уже звучат сатирические ноты, Чехов не смеется, а высмеивает. Магия генеральского чина заслоняет для героев (тонкого и его семейства) все человеческие чувства. Объект чеховской сатиры станет особенно явственным, если мы поставим рядом еще один рассказ Чехова – «Смерть чиновника» (1883). О каком смехе может идти речь, если герой в конце рассказа ложится на диван и … умирает?! Обратим внимание всего на две детали.

         Червяков отправился к генералу объясняться по поводу чихания на генеральскую лысину, надев новый вицмундир. Выгнанный генералом, он пришел домой, лег на диван, не снимая вицмундира, и умер. Соотнесите эти детали с названием рассказа и объясните, почему смерть героя не вызывает сострадания у автора и читателей.

         - Почему он надевает вицмундир?

Умер чиновник… Мундир – это своего рода футляр, заглянув в который Чехов не увидел человека. Пожалеть, в сущности, некого. Теперь мы уже подготовлены к вроде бы безжалостной фразе из более позднего рассказа, входящего в «маленькую трилогию»: «Признаюсь, хоронить так людей, как Беликов, большое удовольствие». Рассказ называется «Человек в футляре». Как видим, тема «футлярной жизни» начинается еще в раннем творчестве писателя и получает законченное воплощение в «маленькой трилогии», где ключевое слово вынесено в название первого рассказа.

 

III.           Формирование новых понятий и способов действия

1.     Презентация.

Выступление заранее подготовленных учеников.

1 ученик

Эпоха «безвременья»… Так называют в истории России периоды подавления общественной мысли.

«Безвременье» 30-х годов XIX века обрекли интеллигенцию на однообразную, бесполезную жизнь».

«…И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике   чужом». «Безвременье» 80-х всеми средствами нашептывало слабому человеку: «Высокие идеи? Чепуха! Живи, как все: сыто, покойно, сегодняшним днем».

Еще в начале 80-х годов, задумав роман, Чехов предполагал писать его в форме отдельных законченных рассказов, дать каждому рассказу свое заглавие, а весь роман назвать «Рассказы из жизни моих друзей».

Возможно, такие рассказы, как «Огни», «Ариадна», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и были частями неосуществленного романа. Малая форма, обретая этическую объемность, философичность, успешно «соперничала» с романом.

(Комментируются первые шесть слайдов).

2 ученик

В  1898  г. В  седьмой  книжке  « Русской  мысли» появился  «Человек  в  футляре», а  в  номере № 8  этого  же  журнала  были  напечатаны  следующие  выпуски  серии: «Крыжовник», «О любви», явившиеся своеобразным  продолжением  первого  рассказа.

А.П. Чехов создал свою знаменитую трилогию о «футлярных» людях, которую открывает рассказ «Человек в футляре». Образ «футлярной жизни», черты которой обнаруживаются в различных произведениях писателя, связан со страхом перед жизнью. Этот страх, часто бессознательный, заставляет человека совершать те или иные поступки, руководит его поведением.

Эти три рассказа представляют собой трилогию, не только потому, что их объединяет общая тема «футлярной жизни», но и потому что они объединены рассказчиками. Сначала их только двое: учитель Буркин и ветеринар Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский. Историю об учителе Беликове, который «держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет», рассказывает Буркин.

Слово учителя

Два  приятеля – охотника,  расположившись  на  ночлег  в  сарае, рассказывают  друг  другу  разные  истории.  И,  между  прочим,- о  Мавре,  жене  старосты: «… женщина  здоровая  и  неглупая, но  всю  свою  жизнь  нигде  не  была  дальше  своего  села…а  в  последние  десять  лет  все  сидит  за  печью  и  только  по  ночам  выходит  на  улицу»

Один  из  собеседников – учитель  гимназии  Буркин  – считает, что  таких  людей, «одиноких  по  натуре» которые,  как  рак – отшельник,  стараются  уйти  в  свою  скорлупу,  « на  этом  свете  немало» И  далее  он  рассказывает  об  учителе  греческого  Беликове.

 

2.     Работа в группах

(Класс делится на пять групп)

                            1 группа «Человек в футляре»

                            2 группа «Крыжовник»

                            3 группа «О любви»

                            4 группа – Эксперты

                            5 группа – Слушатели

·        Защита постеров. Ответы на вопросы по карточкам № 1, № 2, № 3.

 

IV.           Применение. Формирование умений и навыков

·        Выступление экспертов.

Дополнение по изученной ими статье.

 

V.   Подведение итогов. Запись в тетрадях

- И так, что объединяет эти рассказы в трилогию?

Рассказчик – слушатель – действующее лицо; конструкция «рассказ в рассказе»; общий образ человека в «футляре». В центре произведения – один случай, который дает возможность проследить историю жизни человека, за этой жизненной историей стоит обобщенное представление о характере современной жизни.

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности.

Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования; крыжовник – символ плотского, физиологического счастья.

Футляр для чувства, для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.

 

Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания человека, в подтекст отношений людей, показать трагическое противоречие мечты и реальной жизни – необходимость активного сопротивления, противостояния «мелочам жизни», преодоления ее «пороков». Его герои оторваны от народной среды. Они задыхаются в футляре своего бесцельного, бессмысленного существования. Именно так изображается Чеховым русская интеллигенция в «маленькой трилогии».

 

VI.           Этапы информации о домашнем задании

Написать мини-сочинение

1. «Кто такие «футлярные люди»?

2. «Что же мешает человеку быть человеком?»

 

 

VII.       Этап рефлексии

Автор Третьякова Ирина Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1600
Номер материала 36123
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓