Главная / Начальные классы / «Максимкин орден» А. Жариков».

«Максимкин орден» А. Жариков».

Республика Казахстан

Город Шымкент

КГУ № 4 им. Х. Досмухамедова

Учитель начальных классов: Ильина О.В.

Урок по литературе во 2 классе

Тема: «Максимкин орден» А. Жариков».

Цели: 1- познакомить с произведением А. Жарикова, с подвигами пионеров-героев ВОВ;

2- формировать умения работать над текстом, выразительного чтения стихотворений, пересказа;

3- воспитывать познавательный интерес к истории народа, уважения к участникам ВОВ, защищавшим свою Родину.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Какая общая тема произведений «Орлович-Воронович» С.Алексеева, «Дружба» Богданова, «Лисица» Лидина?

- О какой войне идет речь в данных рассказах?

- Расскажи, что ты знаешь о ВОВ?

- Мы продолжаем знакомиться с произведениями о ВОВ. Узнаем новые факты, героев. Но сначала повторим домашнее задание: «Лисица» В.Лидин

Приложение № 1

  1. Проверка знаний уч-ся.

А) беседа, выборочное чтение, частичный пересказ.

- О солдатах какой военной службы рассказывается в рассказе «Лисица»?

- Какая поговорка про саперов упоминается в рассказе?

- Кто такие саперы?

- Как вы понимаете поговорку?

- Страшно ли саперу на задании?

- Прочитай строки, доказывающие, что сапер сильно волнуется.

- Почему в мороз с сапера лил пот?

- Расскажи, кто помог саперам?

- Какие умения и навыки помогли саперу разгадать лисьи следы?

Приложение № 2

Б) чтение цепочкой.

«Лисица» В. Лидин (с. 248-249)

  1. Физкультминутка

Я иду, и ты идешь – раз, два, три.

Я пою, и ты поешь - раз, два, три.

Мы идем, и мы поем - раз, два, три.

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

  1. Работа над темой.

А) слово учителя.

Приложение № 3

Биография А. Жарикова

Биография

hello_html_5f42f6bd.png

ЖАРИКОВ Андрей Дмитриевич (1921-2005) родился в селе ТатановоТамбовского района в семье командира легендарной 25-й Чапаевской дивизии, который возглавлял в годы борьбы с антоновщинойТатановский добровольческий отряд. Детство и школьные годы прошли в Сосновке. Окончил Тамбовское артиллерийское училище (1941). В годы Великой Отечественной войны сражался на Ленинградском и Волховскомфронтах, участвовал в прорыве блокады города на Неве, в разгроме японской Квантунской армии. Дважды был ранен. После Победы окончил Военную академию тыла и снаряжения (1952). Служил в Генеральном штабе, в ракетных войсках, на полигонах. В частности, в 1954—56 годах был начальником группы на Семипалатинском полигоне, испытывал атомное оружие, за что награждён орденом Мужества. Работал научным сотрудником Института военной истории. В 55 лет полковник Жариков ушёл в запас, обосновался в Москве и всецело отдался литературной деятельности. Помогал в написании мемуаров маршалам И.С. Коневу, С.С. Бирюзову. Был принят в Союз писателей СССР.

Б) чтение и просмотр диафильма

Приложение № 4 (диафильм «Максимкин орден»)

1 часть (начало) – чтение титров

2 часть – чтение по книге и просмотр диафильма (с. 249-253)

5.Закрепление

А) работа над текстом

- Где был Максимка во время войны?

- Где и как жили партизаны?

- Какое задание получила партизанская группа?

- Зачем надо было взорвать эшелон?

- Кому была отведена главная роль в операции?

- Почему именно Максимка мог справиться?

- Было ли страшно Максимке, когда он шел по рельсам?

- Чего он боялся?

- Найди и прочитай эти строки.

- Можно ли назвать выполнение этого задания – подвигом?

- Как был отмечен подвиг Максимки?

Б) рассказ о пионерах-героях

Приложение № 5

- Таких маленьких героев было много. И каждый по своему помогал взрослым победить фашистов и освободить свою Родину от захватчиков.

(Выступление детей)


ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Война наложила свой отпечаток на историю всей страны, не говоря уже о пионерской организации. Узнав, что началась война, многие пионеры- мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелёгкая обязанность-освоить работу взрослых для обеспечения армии едой, необходимой техникой.

Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и Марат Казей.


hello_html_m4a760455.png

Лёня Голиков.

Когда началась ВОВ Лёня уходит в партизанский отряд. Он расклеиваетлистовки, выполняет различные поручения. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни. В одном из них он трагически погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован приказ о присвоении Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

hello_html_18ec3ab6.png


Зина Портнова.

Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда онаприехала на каникулы. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.

В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой. И Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.


Валя Котик.

hello_html_m78e5c476.png


Пионер Шепетовского района Хмельницкой области. Когда в деревню ворвались фашисты, Валя вместе с друзьями боролся с врагом. Они подбирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд.

Вале было доверено быть связным и разведчиком. Когда фашисты наметили карательную операцию против партизан, Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с братом и матерью уходит к партизанам. В свои 14 лет он сражался наравне со взрослыми. На его счету- 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён медалью "Партизану отечественной войны" 2 степени и орденом отечественной войны 1 степени.

Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

hello_html_m71891cca.png

Марат Казей.

Когда война обрушилась на белорусскую землю, Марат вместе с мамой уходит в партизанский отряд. Враг лютовал. Вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Он стал разведчиком, проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их..и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в городе Минске поставлен памятник юному герою.

В) литературный монтаж

Приложение № 6

(Дети наизусть читают стихотворения)


Над землею где-то снова

Черным знаменем трясут,

Где-то снова уж готовы

Сеять смерть, вершить свой суд,

Суд кровавый, суд циничный –

Человеку грош цена.

Кто забыть сумел так быстро,

Чем закончилась война!

(И. Чанова)

Тревогу бьют и меч, и лира:

Вставайте, дочери, сыны!

Нет ничего важнее мира,

Нет ничего страшней войны.

(В. Дорожкина)

В памятный праздник победного мая,

Люди, к надгробьям пути повторим

К памятным плитам... у мемориалов

Память о прошлом в умах освежим!

Вспомним о тех, кто, с винтовкой шагая,

К майской победе тогда не пришли.

Родину нашу, шли насмерть, спасая,

Жертвуя жизнью, в бессмертье вошли!

Павшим без вести в боях за Победу,

Грудью закрывшим стальной пулемет,

Всем не дожившим до майской Победы

Память в народе пусть вечно живет!

Помните, люди, война - разоренье.

Горечи вдов, миллионы смертей.

Сила народа в едином стремленье –

Мир отстоять ради счастья детей!

Г) Минута Молчания

- Давайте все встанем и почтем память воевавших и погибших солдат и мирных граждан, отдавших свою жизнь за нашу свободу, за Родину!

Приложение (фонограмма)

  1. Итог урока.

- С каким произведением мы познакомились?

- Кто главный герой этого рассказа?

- Сколько ему было лет?

(Объявление и комментирование оценок)

  1. Дом.задание.(хрест. С. 249-253, пересказ)

«Максимкин орден» А. Жариков».
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Максимкин орден» А. Жариков».

Цели: 1- познакомить с произведением А. Жарикова, с подвигами пионеров-героев ВОВ;

2- формировать умения работать над текстом, выразительного чтения стихотворений,  пересказа;

3- воспитывать познавательный интерес к истории народа, уважения к участникам ВОВ, защищавшим свою Родину.

                                          Ход урока:

1.     Организационный момент:

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Какая общая тема произведений «Орлович-Воронович» С.Алексеева, «Дружба» Богданова, «Лисица» Лидина?

- О какой войне идет речь в данных рассказах?

- Расскажи, что ты знаешь о ВОВ?

- Мы продолжаем знакомиться с произведениями о ВОВ. Узнаем новые факты, героев. Но сначала повторим домашнее задание: «Лисица» В.Лидин

Приложение № 1

2.     Проверка знаний уч-ся.

А) беседа, выборочное чтение, частичный пересказ.

- О солдатах какой военной службы рассказывается в рассказе «Лисица»?

- Какая поговорка про саперов  упоминается в рассказе?

- Кто такие саперы?

- Как вы понимаете поговорку?

- Страшно ли саперу на задании?

- Прочитай строки, доказывающие, что сапер сильно волнуется.

- Почему в мороз с сапера лил пот?

- Расскажи, кто помог саперам?

-  Какие умения и навыки помогли саперу разгадать лисьи следы?

Приложение № 2

Б) чтение цепочкой.

«Лисица» В. Лидин (с. 248-249)

3.     Физкультминутка

Я иду, и ты идешь – раз, два, три.

Я пою, и ты поешь - раз, два, три.

Мы идем, и мы поем - раз, два, три.

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

Автор Ильина Ольга Витальевна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 927
Номер материала 5064
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓