Главная / Русский язык и литература / М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. (8 класс)

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. (8 класс)

Урок литературы в 8 классе на тему : М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя.

Учитель Третьякова И.В.,КГУ «ОШ № 42»г.Алматы

Цели и задачи:

  • Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя;

  • Развивать навыки анализа текста;

  • Воспитать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим, умение понимать другого человека.

Оформление класса:

Слайды: портрет писателя, иллюстрации, презентация, рисунки учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация

  1. Поэтическая пятиминутка.

(3-4 учащихся читают отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»)

  1. Проверка домашнего задания.

Мини-Сочинение на тему «Что значит быть свободным»? Можно ли жить в обществе людей и быть свободным от него?

-? Каков основной конфликт поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

  1. Формирование новых понятий и способов действий

  1. Слово учителя

Слайд 1,2,3 (Тема, цели урока, эпиграф)

В траурные дни гибели Пушкина, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:

Погиб поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой.

И Россия обрела нового русского поэта, чтобы через 4 года оплакать его гибель.

… Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Каждое его произведение можно назвать шедевром.

За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был сослан на Кавказ, т.е. в ссылку.

Не в первый раз оказался Лермонтов на Кавказе. Еще в детстве он был на водах, куда бабушка привезла его лечиться. Мальчика Лермонтова поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снежные вершины гор, бурные горные реки, живописные скалы.

Слайд № 4 (Природа Кавказа)

Выступление подготовленного ученика.

2. История создания поэмы

1) В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17 лет…. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». Эти записи он сделал за 8 лет до появления «Мцыри». Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой проходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 – 1836гг. появляется поэма «Боярин Орша».

Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.

В этих 2 произведениях, где большое место занимают Монологи – исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.

Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

2) Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…

Слайд № 5 (Монастырь)

3) Еще один источник: эта песня хорошо известная в Грузии, она нашла отражение в сцене «Бой с барсом».

3. Беседа по тексту.

- Понравилось ли вам произведение?

- Перечитайте эпиграф.

Слайд № 6 (Эпиграф)

Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю.

4. Рассказ подготовленного учащегося.

- Как вы считаете, что является медом для Мцыри?

- Что по – вашему является темой произведения М.Ю.Лермонтова?

(Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, решившегося выбраться на волю).

- В чем заключается идея произведения?

(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)

- Такой герой какого героя нам напоминает?

(Романтического)

- Докажите, что Мцыри – романтический герой?

(Романтический герой – личность исключительная...)

Слайд № 7 (признаки романтической поэмы.)

- Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?

(Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).

- Почему поэма называется «Мцыри»? Мцыри – это имя юноши?

Слайд № 8

- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.

- Как Мцыри оказался в стенах монастыря?

(Чтение 2 гл)

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?

- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?

- Какова причина побега?

- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?

(Исповедь)

- В каком значении употреблено это слово?

Слайд №9 (Исповедь)

- Что значит для героя «Жить»? Слайд № 10

(заранее подготовленный ученик)

Работа по карточке

- «Для воли иль для тюрьмы на этот свет родимся мы»? Слайд № 11

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?

(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).

Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном

«Человек рожден для воли»

- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.

- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?

Слайд № 12 (романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)

Слайд № 13 (День 1)

- Что символизирует образ грозы? Глава 8

(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).

- Какие картины природы ему открываются?

(Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли.)

Слайд № 14 (День 2)

Анализ эпизодов:

Встреча с грузинкой… Встреча с барсом…

- Какие строки являются кульминацией всего произведения?

Слайд № 15 (День 3)

- Что случилось в 3 день?

Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.

- Найдите слова, подтверждающие его состояние. Зачитайте

  1. Применение

Работа в группах

  1. Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?

- 1 группа – развернутые олицетворения;

- 2 группа – метафоры;

- 3 группа – сравнения.

  1. Защита рисунков учащихся.

  2. Тест

  1. Этапы информации о домашнем задании

Этап информации о домашнем задании Слайд № 16.

  1. Выучить наизусть отрывок из поэмы.

  2. Стр. 241, вопрос № 6. Чем отличается романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» от романтического героя А.С.Пушкина «Цыганы».

Индивидуальное творческое задание:

Стр. 241, вопрос № 2. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»? Сравните развязку «Мцыри» и «Цыганы».

  1. Этап рефлексии

Этап рефлексии Слайд № 17.

М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на свободу. Поэма призывает любить родину, народ, активно бороться за его счастье.


М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели и задачи:

·       Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя;

·       Развивать навыки анализа текста;

·       Воспитать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим, умение понимать другого человека.

 Оформление класса:

Слайды: портрет писателя, иллюстрации, презентация, рисунки учащихся.

Ход урока:

I.      Организационный этап

II.   Актуализация

1.     Поэтическая пятиминутка.

(3-4 учащихся читают отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»)

2.     Проверка домашнего задания.

Мини-Сочинение на тему «Что значит быть свободным»? Можно ли жить в обществе людей и быть свободным от него?

-?  Каков основной конфликт поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

III.           Формирование новых понятий и способов действий

1.     Слово учителя

Слайд 1,2,3 (Тема, цели урока, эпиграф)       

В траурные дни гибели Пушкина, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:

Погиб поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой.

         И Россия обрела нового русского поэта, чтобы через 4 года оплакать его гибель.

… Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Каждое его произведение можно назвать шедевром.

За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был сослан на Кавказ, т.е. в ссылку.

Не в первый раз оказался Лермонтов на Кавказе. Еще в детстве он был на водах, куда бабушка привезла его лечиться. Мальчика Лермонтова поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снежные вершины гор, бурные горные реки, живописные скалы.

Слайд № 4 (Природа Кавказа)

Выступление подготовленного ученика.

2. История создания поэмы

1)      В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17 лет…. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». Эти записи он сделал за 8 лет до появления «Мцыри». Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой проходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 – 1836гг. появляется поэма «Боярин Орша».

         Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.

         В этих 2 произведениях, где большое место занимают Монологи – исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.

         Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

2)      Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…

Слайд № 5 (Монастырь)

3)      Еще один источник: эта песня хорошо известная в Грузии, она нашла отражение в сцене «Бой с барсом».

3. Беседа по тексту.

- Понравилось ли вам произведение?

- Перечитайте эпиграф.

Слайд № 6 (Эпиграф)

Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю.

4. Рассказ подготовленного учащегося.

- Как вы считаете, чтоявляется медом для Мцыри?

- Что по – вашему является темой произведения М.Ю.Лермонтова?

(Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, решившегося выбраться на волю).

-  В чем заключается идея произведения?

(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)

- Такой герой какого героя нам напоминает?

(Романтического)

- Докажите, что Мцыри – романтический герой?

(Романтический герой – личность исключительная...)

Слайд № 7 (признаки романтической поэмы.)

         - Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?

         (Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).

- Почему поэма называется «Мцыри»? Мцыри – это имя юноши?

Слайд № 8

- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.

         - Как Мцыри оказался в стенах монастыря?

         (Чтение 2 гл)

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?

- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?

- Какова причина побега?

- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?

         (Исповедь)

- В каком значении употреблено это слово?

 Слайд №9 (Исповедь)

- Что значит для героя «Жить»? Слайд № 10

         (заранее подготовленный ученик)

         Работа по карточке

- «Для воли иль для тюрьмы на этот свет родимся мы»? Слайд № 11

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?

(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).

Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном

«Человек рожден для воли»

- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.

- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?

Слайд № 12 (романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)

Слайд № 13 (День 1)

- Что символизирует образ грозы? Глава 8

(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).

- Какие картины природы ему открываются?

         (Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли.)

Слайд № 14 (День 2)

Анализ эпизодов:

         Встреча с грузинкой… Встреча с барсом…

- Какие строки являются кульминацией всего произведения?

Слайд № 15 (День 3)

- Что случилось в 3 день?

         Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.

- Найдите слова, подтверждающие его состояние. Зачитайте

IV.           Применение

Работа в группах

1.     Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?

- 1 группа – развернутые олицетворения;

- 2 группа – метафоры;

- 3 группа – сравнения.

2.     Защита рисунков учащихся.

3.     Тест

V.   Этапы информации о домашнем задании

Этап информации о домашнем задании Слайд № 16.

1.     Выучить наизусть отрывок из поэмы.

2.     Стр. 241, вопрос № 6. Чем отличается романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» от романтического героя А.С.Пушкина «Цыганы».

Индивидуальное творческое задание:

Стр. 241, вопрос № 2. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»? Сравните развязку «Мцыри» и «Цыганы».

VI.           Этап рефлексии

Этап рефлексии Слайд № 17.

М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на свободу. Поэма призывает любить родину, народ, активно бороться за его счастье.

 

 

Автор Третьякова Ирина Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1431
Номер материала 39675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓