Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
План - конспект урока литературы в 5 классе.
Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Бородино».
Историческая основа и патриотический
пафос стихотворения.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сафронова Ирина Павловна
2014 год
Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Бородино».
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
Цели урока.
Образовательные:
раскрытие идейного смысла стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;
освоение основных
исторических сведений и теоретико-литературных понятий;
определение роли изобразительно-выразительных средств в стихотворении;
совершенствование навыков анализа
художественного текста.
Развивающие:
развитие устной монологической речи
учащихся;
развитие эмоциональной сферы
учащихся.
Воспитательные:
привитие любви к Родине;
формирование уважительного
отношения к истории России, защитникам Отечества;
привитие любви к родному языку.
Здоровьесберегающие: сохранение и укрепление здоровья школьников.
Вид урока: урок-
презентация.
Методические приемы: аналитическая беседа, сравнительный анализ отрывков стихотворения, использование
межпредметных связей с историей и музыкой, словесное рисование, выразительное
чтение мастерами художественного слова.
Оборудование:
учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса под редакцией
В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина,
толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,
компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
Слайд 1
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
А. С. Пушкин
Организационный
момент.
Формулирование темы и целей урока.
- О каком историческом событии пишет великий поэт? (об Отечественной
войне 1812 года)
- Какое событие изменило ход войны? ( Бородинская битва)
- Кто еще из великих поэтов 19 века осветил это событие? (М. Ю. Лермонтов.
В этом году мы отмечали 200-летие со дня его рождения)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Какова тема? (О М. Ю. Лермонтове и его стихотворении, посвященном
Бородинской битве.)
- Да, действительно, тема нашего урока «М.Ю. Лермонтов «Бородино».
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения».
- Каковы цели урока? (учащиеся формулируют цели урока)
- Правильно. Я надеюсь, что на уроке мы продуктивно поработаем и
ответим на вопрос, заданный А. С. Пушкиным. Посмотрите на эпиграф урока.
Проверка домашнего задания. Работа по карточкам.
Дома вы должны были повторить изобразительно- выразительные средства,
знание которых помогает раскрыть художественные особенности произведений.
Поэтому сейчас проведем небольшую проверочную работу. На столе у вас лежат карточки.
Задания разноуровневые. Первая группа выполняет 6 заданий, а 2 и 3 по
четыре. Времени 2 минуты.
Работа по карточкам.
Запиши название изобразительно-выразительного средства:
1.
образное определение
1___________
2.
скрытое сравнение
2___________
3.
наделение неодушевленных предметов
свойствами живых
существ 3___________
4.
сопоставление предметов по их сходству 4
__________
Какое средство выразительности использовано:
5.
«двинулись, как тучи»
5____________
6.
«пойдем ломить стеною»
6____________
1 группы: 5-6,
3 группа.
Укажите стрелками соответствие изобразительно-выразительного средства:
1.
образное определение
1
сравнение
2.
скрытое сравнение
2
олицетворение
3.
наделение неодушевленных предметов
свойствами живых существ
3 эпитет
4.
сопоставление предметов по их
сходству 4 метафора
Сдайте карточки.
- Внимательно посмотрите правильные ответы. Я видела, что многие справились
с заданием. Знание изобразительно-выразительных средств необходимо при сдаче
итоговой государственной аттестации.
Слайд 2
Обратите внимание, как пишутся слова (олицетворение, эпитет,
сравнение, метафора), и старайтесь не допускать ошибок.
Слайд 3
- Все эти средства используются в стихотворении М. Ю. Лермонтова
«Бородино».
- Стихотворение «Бородино» посвящено 25-летию Бородинской битвы.
Давайте послушаем сообщение одноклассника.
Историческая справка. Сообщение учащегося.
Бородинское сражение 1812, сражение во время Отечественной войны 1812 между русской
армией (главнокомандующий генерал М. И. Кутузов) и французской армией Наполеона
I 26 августа (7 сентября) в районе с. Бородино, в 124 км к З. от
Москвы. 22 августа 1-я (генерал М. Б. Барклай-де-Толли) и 2-я (генерал П. И.
Багратион) русские армии, отходившие с 5—6 августа от Смоленска,
сосредоточились в районе с. Бородино, где Кутузов после осмотра позиции, выбранной
полковником К. Ф. Толем, решил дать противнику генеральное сражение,
чтобы упорной обороной ослабить французскую армию и остановить её продвижение к
Москве. Сосредоточив свыше 2/3 сил на правом фланге,
Кутузов надёжно прикрыл Новую Смоленскую дорогу, по которой наступал Наполеон;
навязывая противнику фронтальное сражение, Кутузов сохранил значительные силы
для контратак. Русская позиция за р. Колочей примыкала правым флангом к р.
Москве (Масловские укрепления) и занималась до Курганной высоты 1-й армией,
левее — 2-й армией, левый фланг которой первоначально примыкал к редуту у
деревни Шевардино. Наполеон стремился разгромить русскую армию, намереваясь
прорвать центр русской позиции, обойти её левый фланг и отрезать русскую армию
от дорог на Москву. Силы сторон были примерно равными: в русской армии —около
132 тыс. чел., 624 орудия, во французской армии — около 135 тыс. чел., 587 орудий.
Но если вся французская армия состояла из кадровых солдат, то в русской армии
было около 21 тыс. недостаточно обученных и слабовооружённых ополченцев и 7
тыс. иррегулярной конницы (казаков).
Генеральному сражению предшествовал бой 24 августа за Шевардинский редут, где
русские войска под командованием генерала А. И. Горчакова (около 8 тыс. пехоты,
4 тыс. кавалерии и 36 орудий) в течение всего дня героически отражали атаки
превосходящих сил противника (30 тыс. пехоты, 10 тыс. кавалерии и 186 орудий).
Шевардинский бой обеспечил русским войскам время для производства оборонительных
работ на основных позициях: на Курганной высоте (т. н. батарея Раевского, 18
орудий) и у деревни Семёновское (т. н. Багратионовы флеши, 36 орудий). Этот бой
позволил Кутузову установить, что главные силы Наполеона нацелены на центр и
левый фланг русской армии. В связи с этим он направил из состава общего резерва
3-й корпус генерала Н. А. Тучкова на Старую Смоленскую дорогу к деревне Утица,
намереваясь в ходе сражения нанести его силами удар во фланг и тыл противнику,
атакующему Багратионовы флеши. Наполеон решил нанести главный удар на Курганную
высоту и деревню Семёновское и вспомогательные удары частью сил корпуса Э.
Богарне — на Бородино и корпусом Ю. Понятовского — на Утицу в обход левого
фланга русской армии. Сражение началось около 5 ч 30 мин утра 26
августа атакой войск Богарне через р. Колочу на Бородино; атака была отбита.
Безрезультатными были и атаки корпуса Понятовского на Утицу, но они сковали
часть сил корпуса Тучкова. Около 6 ч начались атаки главных сил
Наполеона на флеши, продолжавшиеся почти непрерывно свыше 6 ч. Ценой
огромных потерь французы к 12 ч овладели флешами. Генерал-лейтенант П.
П. Коновницын, принявший командование после смертельного ранения Багратиона,
отвёл войска за Семёновский овраг, где русские войска отразили последовавшие
затем атаки французской кавалерии. Две атаки корпуса Богарне (в 9 ч 30 мин
и в 11 ч) на батарею Раевского были отбиты. После взятия флешей Наполеон
перенёс удар на батарею Раевского, сосредоточив здесь свыше 35 тыс. чел. и
около 300 орудий. Однако в полдень кавалерийские полки генералов Ф. П. Уварова
и М. И. Платова по приказу Кутузова нанесли удар по левому флангу французской
армии, вызвав переполох и панику в тылах. Связанная с этим 2-часовая задержка
атаки на батарею Раевского позволила Кутузову подтянуть сюда подкрепления.
Около 14 ч французы начали атаку батареи Раевского и к 16 ч в упорном
бою вынудили русских оставить разрушенную батарею. Попытки французской
кавалерии развить наступление были отражены русской кавалерией, после чего
атаки прекратились. Наполеон, у которого в резерве оставалась только гвардия,
не рискнул бросить её в бой. К 18 ч русская армия после перегруппировки
заняла позиции от деревни Горки до Старой Смоленской дороги. С наступлением
темноты Наполеон отвёл войска на исходные позиции, оставив взятые ранее русские
укрепления. Русская армия готовилась продолжать сражение на следующий день, но
большие потери, значительное расстройство войск и отсутствие резервов
определили решение Кутузова (штаб которого ещё до сражения значительно
преувеличивал силы противника) отвести армию к Можайску, а затем к Москве,
чтобы сохранить силы для последующей борьбы. В Бородинском сражении французская
армия понесла невосполнимые потери — свыше 58 тыс. чел. (по французским данным
30 тыс. чел.), в том числе 47 генералов. Русские войска потеряли 44 тыс. чел.
(из них 38,5 тыс. 26 августа), в том числе 23 генералов.
В Бородинском сражении русская армия показала образцы тактического искусства:
маневр резервами из глубины и вдоль фронта, удачное применение кавалерии для
действий на фланге, упорство и активность обороны, непрерывные контратаки во
взаимодействии пехоты, кавалерии и артиллерии. Наполеон не достиг своей цели —
разгрома русской армии — и не сумел одержать победу в генеральном сражении. «Из
всех моих сражений, — писал он впоследствии, — самое ужасное то, которое дал я
под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские
стяжали право быть непобедимыми» (цитата по книге: История русской армии и флота,
т. 3, М., 1911, с. 164). Бородинское сражение явилось важнейшим событием
Отечественной войны, которое подготовило и предопределило поражение наполеоновской
Франции.
(Большая Советская
Энциклопедия)
Словарная
работа.
-
Более 200 лет прошло со дня Бородинской битвы
-
Как вы думаете, все ли слова того времени понятны сегодняшнему читателю? ( Нет,
многое изменилось в жизни людей, в их быту, в языке. Многие слова устарели.)
Слова,
обозначающие предметы и явления, связанные с какой-либо эпохой и не встречающиеся
в современной жизни называются историзмами.
Слайд
5
Работа
с устаревшими словами.
-
Прочитайте в учебнике значения устаревших слов.
Редут - полевое укрепление.
Картечь - артиллерийский снаряд,
предназначенный для поражения противников на близком расстоянии.
Сеча - сражение, битва.
Лафет - станок, на котором укрепляется ствол
артиллерийского орудия.
Бивак - стоянка войска под открытым небом.
Кивер - высокий круглый военный головной убор
из твердой кожи.
Хват - удалой, смелый человек.
Улан, драгун - так называли солдат
кавалерийских частей.
Аудиозапись
стихотворения М. Лермонтова «Бородино».
-
Послушайте стихотворение М. Лермонтова «Бородино» в исполнении народных
артистов России А.Пожарова А.Тынкасова. Чтобы лучше представить происходящие
события, мы использовали иллюстрации Владимира Шевченко.
Слайды
6-18
Выявление
первичного восприятия. Особенности жанра.
-
Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? (Волнение за судьбы солдат,
восхищение их подвигами).
-
Кто участвует в разговоре? (Юноша и старый солдат, участник войны 1812 года).
-
Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому
солдату? (Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами. Он ведет
свое повествование неспешно, без ложного пафоса.)
В
стихотворении «Бородино» поэт приходит к использованию сказовой формы. Сказ -
способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную
речь. Сказ повествует о минувших событиях.
Слайд
19
-
Найдите сказовые черты в стихотворении. (Использование диалога, просторечные
слова и выражения: ушки на макушке, тут как тут, ироничное обращение
брат-мусье… За восклицательными предложениями легко угадываются жесты
рассказчика.)
-
Кто является участником минувших событий? (Защитники Отечества, богатыри.)
Работа
с толковым словарем.
Богатырь
- 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень
большой силы, стойкости, отваги.
Слайд
20
-
Подберите эпитеты к слову богатырь. (Могучий, сильный, смелый, храбрый,
мужественный, удалой, смекалистый…)
-
Обратите внимание, как много эпитетов нам удалось подобрать. Постарайтесь в
вашей речи использовать богатство и образность русского языка.
-
Можем ли мы подобранные эпитеты отнести к старому солдату? Можно ли назвать
его богатырем? (Да, он был активным участником величайшей битвы.)
Особенности
композиции стихотворения.
- Давайте еще раз вспомним, каково построение стихотворения. (Диалог.
Вопрос юноши и ответ старого солдата.)
- В чем особенность речи артиллериста? (Почти одинаковые строки в
начале и конце речи.)
Чтение отрывков.
- Подобное расположение стихотворных строк называется кольцевой
композицией. Какова ее роль, ответим в конце урока.
Физкультминутка.
Анализ стихотворения.
- Как вы понимаете выражение «Мы долго молча отступали»? (Без сражений.
Солдаты хотели прогнать ненавистного врага со своей земли.)
- Не полководцы вели солдат, а солдаты торопили командиров. (Не смеют
что ли командиры чужие изорвать мундиры…)
- Для защиты Родины простым воинам не нужны опытные военачальники с их
разработкой тактики боя. Найдите строки, подтверждающие эту мысль. (Что тут
хитрить…)
- Какой показана ночь накануне сражения? Каковы действия французов?
(Ликуют, потому что уверены в скорой победе.)
- Как проводят ночь русские воины? Зачитайте строки. (Но тих…)
- Почему тишина? (Все понимают решающее значение битвы. Солдаты знают,
что многие из них погибнут, переживают за судьбу древнего города и армии.)
Работа с иллюстрацией В. Шевченко.
Слайд 21
- Рассмотрите иллюстрацию. Совпадает ли ваше видение с изображенным?
(ответы детей)
Групповая работа. Работа с таблицей. «Изобразительно-выразительные
средства и их роль».
Изобразительно-выразительные средства
|
Примеры из текста
|
Роль изобразительно-выразительных средств
|
|
|
|
Первая группа получает задание:
Как Лермонтову удалось передать накал битвы? С помощью слов какой части речи?
Вторая группа отвечает на вопрос: Какой художественный прием позволяет
нам «услышать» сражение?
Третья группа: Какое художественное средство позволяет «увидеть»
сражение?
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель заслушивает представителя каждой группы. Учащиеся могут
дополнить ответы товарищей. Итог - сводная таблица.
Слайд 22
Изобразительно-выразительные
средства
|
Примеры из текста
|
Роль изобразительно-выразительных средств
|
Использование глаголов
|
промелькнули, носились, блестел, визжала, звучал, устала, мешала,
изведал, тряслась…
|
глаголы передают шум сражения, стремительность передвижения и атак,
упорство противников в достижении целей
|
Звукопись
Аллитерация
|
Звучал булат, картечь визжала
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел
|
Звук [р] показывает грохот выстрелов и взрывов, усиливает впечатление
от картины страшной битвы
|
Сравнение
Эпитет
|
Французы двинулись, как тучи
Носились знамена, как тени
Земля тряслась, как наши груди
Дым летучий
Гора кровавых тел
|
Помогают увидеть сражение, свидетельствуют о крайнем напряжении
битвы.
|
- Бой закончен. Солдаты сдержали клятву верности:
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
- Кутузов принимает решение, ставшее проявлением «Божьей воли» -
отступать. Каковы причины отступления? (Большие потери нашей армии. Цель -
сохранение жизни солдат.)
Межпредметные связи. Музыка.
Тема войны1812 года находит отражение не только в литературе и
живописи, но и в музыке. Послушайте отрывок из оперы С. Прокофьева «Война и
мир». Ария Кутузова «Величавая, в солнечных лучах, Матерь русских городов
Москва».
Аудиозапись отрывка.
Слайд 23
- Какие чувства испытали вы, слушая арию? ( Гордость за Москву, боль за
нее, уверенность, что враг будет разбит.
- И стихотворение Лермонтова, и музыка Прокофьева, и иллюстрации В.
Шевченко говорят о величии русского народа, о его храбрости и стойкости, о
беззаветной любви к Родине.
Сравнительный анализ отрывков стихотворения.
Слайд 24
- В начале урока мы говорили о кольцевой композиции стихотворения.
- Ответьте, чем различаются строки?
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
|
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
|
(Интонацией. Многоточие в начале стихотворения предполагает длительную
паузу: рассказчик как бы ищет причину сдачи Москвы.
Концовка звучит твердо, весомо, определенно)
- Чем еще различаются строки? (Синонимами. Господня заменено на Божья.
В слове Господня выделяем значение власти, не зависящей от воли народа. Божья,
Бог - творец, создатель всего живого. Создатель защитников Отечества, русских
богатырей.)
Итог урока.
- Смогли ли мы ответить на вопрос А. С. Пушкина? Эпиграф урока
Слайд 25
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
(Да, народ, руководствуясь Божьей волей, не щадя жизни защитил русскую
землю.)
- Народная Россия живет по исконным нравственным законам. Защитники
Отечества беззаветно любят Родину, готовы отдать за нее свои жизни. Они
истинные патриоты.
Лермонтов противопоставляет поколение героев 1812 года и молодое
поколение. Но будем ли мы так же категоричны? Сможем ли назвать юношу патриотом
и почему? (Можем. Он живо интересуется прошлым своей страны и в годину
испытаний, возможно, повторит подвиг богатырей.)
Любовь к Родине, героический подвиг ветеранов войны 1812 года повторили
воины Великой Отечественной войны 1941-45 годов.
Я надеюсь, что вы горячо любите Россию, будете достойными преемниками
богатырей Земли Русской.
Задание на дом.
Слайд 26
Выразительно читать стихотворение.
Варианты на выбор учащихся:
Повторить сведения о жанре баллада. Можно ли отнести стихотворение «Бородино»
к жанру баллады? Обоснуйте свой ответ.
Анализ панорамы Бородинской битвы Франца Рубо.
Ответить на вопросы страница 85.
Рефлексия.
Слайд
27
Я
научился…
Было
интересно…
Было
трудно…
Мои
ощущения от урока…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.