Главная / Русский язык и литература / М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»














План - конспект урока литературы в 5 классе.


Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Историческая основа и патриотический

пафос стихотворения.













подготовила

учитель русского языка и литературы

Сафронова Ирина Павловна













2014 год


Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.


Цели урока.


Образовательные:

раскрытие идейного смысла стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;

освоение основных исторических сведений и теоретико-литературных понятий;

определение роли изобразительно-выразительных средств в стихотворении;

совершенствование навыков анализа художественного текста.


Развивающие:

развитие устной монологической речи учащихся;

развитие эмоциональной сферы учащихся.

Воспитательные:

привитие любви к Родине;

формирование уважительного отношения к истории России, защитникам Отечества;

привитие любви к родному языку.

Здоровьесберегающие: сохранение и укрепление здоровья школьников.


Вид урока: урок- презентация.


Методические приемы: аналитическая беседа, сравнительный анализ отрывков стихотворения, использование межпредметных связей с историей и музыкой, словесное рисование, выразительное чтение мастерами художественного слова.


Оборудование:

учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина,

толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,

компьютер, проектор, экран.




Ход урока.

Слайд 1


Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

А. С. Пушкин



Организационный момент.


Формулирование темы и целей урока.

- О каком историческом событии пишет великий поэт? (об Отечественной войне 1812 года)

- Какое событие изменило ход войны? ( Бородинская битва)

- Кто еще из великих поэтов 19 века осветил это событие? (М. Ю. Лермонтов. В этом году мы отмечали 200-летие со дня его рождения)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Какова тема? (О М. Ю. Лермонтове и его стихотворении, посвященном Бородинской битве.)

- Да, действительно, тема нашего урока «М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения».

- Каковы цели урока? (учащиеся формулируют цели урока)

- Правильно. Я надеюсь, что на уроке мы продуктивно поработаем и ответим на вопрос, заданный А. С. Пушкиным. Посмотрите на эпиграф урока.


Проверка домашнего задания. Работа по карточкам.


Дома вы должны были повторить изобразительно- выразительные средства, знание которых помогает раскрыть художественные особенности произведений. Поэтому сейчас проведем небольшую проверочную работу. На столе у вас лежат карточки.

Задания разноуровневые. Первая группа выполняет 6 заданий, а 2 и 3 по четыре. Времени 2 минуты.




Работа по карточкам.


Запиши название изобразительно-выразительного средства:


  1. образное определение                                                  1___________

  2. скрытое сравнение                                                        2___________

  3.  наделение неодушевленных предметов

свойствами живых существ       3___________

  1. сопоставление предметов по их сходству 4 __________

Какое средство выразительности использовано:

  1. «двинулись, как тучи»                                          5____________

  2. «пойдем ломить стеною»                                               6____________

 

1 группы: 5-6,


3 группа.

Укажите стрелками соответствие изобразительно-выразительного средства:


  1. образное определение                                                  1 сравнение

  2. скрытое сравнение                                                       2 олицетворение

  3. наделение неодушевленных предметов

свойствами живых существ           3 эпитет

  1. сопоставление предметов по их сходству 4 метафора


Сдайте карточки.



- Внимательно посмотрите правильные ответы. Я видела, что многие справились с заданием. Знание изобразительно-выразительных средств необходимо при сдаче итоговой государственной аттестации.

Слайд 2


Обратите внимание, как пишутся слова (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора), и старайтесь не допускать ошибок.

Слайд 3


- Все эти средства используются в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

- Стихотворение «Бородино» посвящено 25-летию Бородинской битвы. Давайте послушаем сообщение одноклассника.


Историческая справка. Сообщение учащегося.


Бородинское сражение 1812, сражение во время Отечественной войны 1812 между русской армией (главнокомандующий генерал М. И. Кутузов) и французской армией Наполеона I 26 августа (7 сентября) в районе с. Бородино, в 124 км к З. от Москвы. 22 августа 1-я (генерал М. Б. Барклай-де-Толли) и 2-я (генерал П. И. Багратион) русские армии, отходившие с 5—6 августа от Смоленска, сосредоточились в районе с. Бородино, где Кутузов после осмотра позиции, выбранной полковником К. Ф. Толем, решил дать противнику генеральное сражение, чтобы упорной обороной ослабить французскую армию и остановить её продвижение к Москве. Сосредоточив свыше 2/3 сил на правом фланге, Кутузов надёжно прикрыл Новую Смоленскую дорогу, по которой наступал Наполеон; навязывая противнику фронтальное сражение, Кутузов сохранил значительные силы для контратак. Русская позиция за р. Колочей примыкала правым флангом к р. Москве (Масловские укрепления) и занималась до Курганной высоты 1-й армией, левее — 2-й армией, левый фланг которой первоначально примыкал к редуту у деревни Шевардино. Наполеон стремился разгромить русскую армию, намереваясь прорвать центр русской позиции, обойти её левый фланг и отрезать русскую армию от дорог на Москву. Силы сторон были примерно равными: в русской армии —около 132 тыс. чел., 624 орудия, во французской армии — около 135 тыс. чел., 587 орудий. Но если вся французская армия состояла из кадровых солдат, то в русской армии было около 21 тыс. недостаточно обученных и слабовооружённых ополченцев и 7 тыс. иррегулярной конницы (казаков).

  Генеральному сражению предшествовал бой 24 августа за Шевардинский редут, где русские войска под командованием генерала А. И. Горчакова (около 8 тыс. пехоты, 4 тыс. кавалерии и 36 орудий) в течение всего дня героически отражали атаки превосходящих сил противника (30 тыс. пехоты, 10 тыс. кавалерии и 186 орудий). Шевардинский бой обеспечил русским войскам время для производства оборонительных работ на основных позициях: на Курганной высоте (т. н. батарея Раевского, 18 орудий) и у деревни Семёновское (т. н. Багратионовы флеши, 36 орудий). Этот бой позволил Кутузову установить, что главные силы Наполеона нацелены на центр и левый фланг русской армии. В связи с этим он направил из состава общего резерва 3-й корпус генерала Н. А. Тучкова на Старую Смоленскую дорогу к деревне Утица, намереваясь в ходе сражения нанести его силами удар во фланг и тыл противнику, атакующему Багратионовы флеши. Наполеон решил нанести главный удар на Курганную высоту и деревню Семёновское и вспомогательные удары частью сил корпуса Э. Богарне — на Бородино и корпусом Ю. Понятовского — на Утицу в обход левого фланга русской армии. Сражение началось около 5 ч 30 мин утра 26 августа атакой войск Богарне через р. Колочу на Бородино; атака была отбита. Безрезультатными были и атаки корпуса Понятовского на Утицу, но они сковали часть сил корпуса Тучкова. Около 6 ч начались атаки главных сил Наполеона на флеши, продолжавшиеся почти непрерывно свыше 6 ч. Ценой огромных потерь французы к 12 ч овладели флешами. Генерал-лейтенант П. П. Коновницын, принявший командование после смертельного ранения Багратиона, отвёл войска за Семёновский овраг, где русские войска отразили последовавшие затем атаки французской кавалерии. Две атаки корпуса Богарне (в 9 ч 30 мин и в 11 ч) на батарею Раевского были отбиты. После взятия флешей Наполеон перенёс удар на батарею Раевского, сосредоточив здесь свыше 35 тыс. чел. и около 300 орудий. Однако в полдень кавалерийские полки генералов Ф. П. Уварова и М. И. Платова по приказу Кутузова нанесли удар по левому флангу французской армии, вызвав переполох и панику в тылах. Связанная с этим 2-часовая задержка атаки на батарею Раевского позволила Кутузову подтянуть сюда подкрепления. Около 14 ч французы начали атаку батареи Раевского и к 16 ч в упорном бою вынудили русских оставить разрушенную батарею. Попытки французской кавалерии развить наступление были отражены русской кавалерией, после чего атаки прекратились. Наполеон, у которого в резерве оставалась только гвардия, не рискнул бросить её в бой. К 18 ч русская армия после перегруппировки заняла позиции от деревни Горки до Старой Смоленской дороги. С наступлением темноты Наполеон отвёл войска на исходные позиции, оставив взятые ранее русские укрепления. Русская армия готовилась продолжать сражение на следующий день, но большие потери, значительное расстройство войск и отсутствие резервов определили решение Кутузова (штаб которого ещё до сражения значительно преувеличивал силы противника) отвести армию к Можайску, а затем к Москве, чтобы сохранить силы для последующей борьбы. В Бородинском сражении французская армия понесла невосполнимые потери — свыше 58 тыс. чел. (по французским данным 30 тыс. чел.), в том числе 47 генералов. Русские войска потеряли 44 тыс. чел. (из них 38,5 тыс. 26 августа), в том числе 23 генералов.

  В Бородинском сражении русская армия показала образцы тактического искусства: маневр резервами из глубины и вдоль фронта, удачное применение кавалерии для действий на фланге, упорство и активность обороны, непрерывные контратаки во взаимодействии пехоты, кавалерии и артиллерии. Наполеон не достиг своей цели — разгрома русской армии — и не сумел одержать победу в генеральном сражении. «Из всех моих сражений, — писал он впоследствии, — самое ужасное то, которое дал я под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми» (цитата по книге: История русской армии и флота, т. 3, М., 1911, с. 164). Бородинское сражение явилось важнейшим событием Отечественной войны, которое подготовило и предопределило поражение наполеоновской Франции.

(Большая Советская Энциклопедия)



Словарная работа.


- Более 200 лет прошло со дня Бородинской битвы

- Как вы думаете, все ли слова того времени понятны сегодняшнему читателю? ( Нет, многое изменилось в жизни людей, в их быту, в языке. Многие слова устарели.)

Слова, обозначающие предметы и явления, связанные с какой-либо эпохой и не встречающиеся в современной жизни называются историзмами.

Слайд 5


Работа с устаревшими словами.

- Прочитайте в учебнике значения устаревших слов.

Редут - полевое укрепление.

Картечь - артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противников на близком расстоянии.

Сеча - сражение, битва.

Лафет - станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

Бивак - стоянка войска под открытым небом.

Кивер - высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.

Хват - удалой, смелый человек.

Улан, драгун - так называли солдат кавалерийских частей.


Аудиозапись стихотворения М. Лермонтова «Бородино».

- Послушайте стихотворение М. Лермонтова «Бородино» в исполнении народных артистов России А.Пожарова А.Тынкасова. Чтобы лучше представить происходящие события, мы использовали иллюстрации Владимира Шевченко.

Слайды 6-18


Выявление первичного восприятия. Особенности жанра.


- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? (Волнение за судьбы солдат, восхищение их подвигами).

- Кто участвует в разговоре? (Юноша и старый солдат, участник войны 1812 года).

- Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату? (Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами. Он ведет свое повествование неспешно, без ложного пафоса.)

В стихотворении «Бородино» поэт приходит к использованию сказовой формы. Сказ - способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь. Сказ повествует о минувших событиях.

Слайд 19


- Найдите сказовые черты в стихотворении. (Использование диалога, просторечные слова и выражения: ушки на макушке, тут как тут, ироничное обращение брат-мусье… За восклицательными предложениями легко угадываются жесты рассказчика.)

- Кто является участником минувших событий? (Защитники Отечества, богатыри.)


Работа с толковым словарем.


Богатырь - 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

Слайд 20


- Подберите эпитеты к слову богатырь. (Могучий, сильный, смелый, храбрый, мужественный, удалой, смекалистый…)

- Обратите внимание, как много эпитетов нам удалось подобрать. Постарайтесь в вашей речи использовать богатство и образность русского языка.

- Можем ли мы подобранные эпитеты отнести к старому солдату? Можно ли назвать его богатырем? (Да, он был активным участником величайшей битвы.)


Особенности композиции стихотворения.


- Давайте еще раз вспомним, каково построение стихотворения. (Диалог. Вопрос юноши и ответ старого солдата.)

- В чем особенность речи артиллериста? (Почти одинаковые строки в начале и конце речи.)

Чтение отрывков.

- Подобное расположение стихотворных строк называется кольцевой композицией. Какова ее роль, ответим в конце урока.


Физкультминутка.


Анализ стихотворения.

- Как вы понимаете выражение «Мы долго молча отступали»? (Без сражений. Солдаты хотели прогнать ненавистного врага со своей земли.)

- Не полководцы вели солдат, а солдаты торопили командиров. (Не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры…)

- Для защиты Родины простым воинам не нужны опытные военачальники с их разработкой тактики боя. Найдите строки, подтверждающие эту мысль. (Что тут хитрить…)

- Какой показана ночь накануне сражения? Каковы действия французов? (Ликуют, потому что уверены в скорой победе.)

- Как проводят ночь русские воины? Зачитайте строки. (Но тих…)

- Почему тишина? (Все понимают решающее значение битвы. Солдаты знают, что многие из них погибнут, переживают за судьбу древнего города и армии.)



Работа с иллюстрацией В. Шевченко.

Слайд 21


- Рассмотрите иллюстрацию. Совпадает ли ваше видение с изображенным? (ответы детей)


Групповая работа. Работа с таблицей. «Изобразительно-выразительные средства и их роль».

Изобразительно-выразительные средства

Примеры из текста

Роль изобразительно-выразительных средств




Первая группа получает задание: Как Лермонтову удалось передать накал битвы? С помощью слов какой части речи?

Вторая группа отвечает на вопрос: Какой художественный прием позволяет нам «услышать» сражение?

Третья группа: Какое художественное средство позволяет «увидеть» сражение?

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель заслушивает представителя каждой группы. Учащиеся могут дополнить ответы товарищей. Итог - сводная таблица.


Слайд 22

Изобразительно-выразительные средства

Примеры из текста

Роль изобразительно-выразительных средств

Использование глаголов

промелькнули, носились, блестел, визжала, звучал, устала, мешала, изведал, тряслась…

глаголы передают шум сражения, стремительность передвижения и атак, упорство противников в достижении целей

Звукопись

Аллитерация

Звучал булат, картечь визжала


И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел

Звук [р] показывает грохот выстрелов и взрывов, усиливает впечатление от картины страшной битвы

Сравнение



Эпитет


Французы двинулись, как тучи

Носились знамена, как тени

Земля тряслась, как наши груди

Дым летучий

Гора кровавых тел


Помогают увидеть сражение, свидетельствуют о крайнем напряжении битвы.


- Бой закончен. Солдаты сдержали клятву верности:


Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...


- Кутузов принимает решение, ставшее проявлением «Божьей воли» - отступать. Каковы причины отступления? (Большие потери нашей армии. Цель - сохранение жизни солдат.)


Межпредметные связи. Музыка.


Тема войны1812 года находит отражение не только в литературе и живописи, но и в музыке. Послушайте отрывок из оперы С. Прокофьева «Война и мир». Ария Кутузова «Величавая, в солнечных лучах, Матерь русских городов Москва».

Аудиозапись отрывка.

Слайд 23


- Какие чувства испытали вы, слушая арию? ( Гордость за Москву, боль за нее, уверенность, что враг будет разбит.

- И стихотворение Лермонтова, и музыка Прокофьева, и иллюстрации В. Шевченко говорят о величии русского народа, о его храбрости и стойкости, о беззаветной любви к Родине.


Сравнительный анализ отрывков стихотворения.

Слайд 24


- В начале урока мы говорили о кольцевой композиции стихотворения.

- Ответьте, чем различаются строки?

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

(Интонацией. Многоточие в начале стихотворения предполагает длительную паузу: рассказчик как бы ищет причину сдачи Москвы.

Концовка звучит твердо, весомо, определенно)

- Чем еще различаются строки? (Синонимами. Господня заменено на Божья. В слове Господня выделяем значение власти, не зависящей от воли народа. Божья, Бог - творец, создатель всего живого. Создатель защитников Отечества, русских богатырей.)



Итог урока.


- Смогли ли мы ответить на вопрос А. С. Пушкина? Эпиграф урока

Слайд 25


Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?


(Да, народ, руководствуясь Божьей волей, не щадя жизни защитил русскую землю.)

- Народная Россия живет по исконным нравственным законам. Защитники Отечества беззаветно любят Родину, готовы отдать за нее свои жизни. Они истинные патриоты.

Лермонтов противопоставляет поколение героев 1812 года и молодое поколение. Но будем ли мы так же категоричны? Сможем ли назвать юношу патриотом и почему? (Можем. Он живо интересуется прошлым своей страны и в годину испытаний, возможно, повторит подвиг богатырей.)

Любовь к Родине, героический подвиг ветеранов войны 1812 года повторили воины Великой Отечественной войны 1941-45 годов.

Я надеюсь, что вы горячо любите Россию, будете достойными преемниками богатырей Земли Русской.


Задание на дом.

Слайд 26


Выразительно читать стихотворение.


Варианты на выбор учащихся:

Повторить сведения о жанре баллада. Можно ли отнести стихотворение «Бородино» к жанру баллады? Обоснуйте свой ответ.

Анализ панорамы Бородинской битвы Франца Рубо.

Ответить на вопросы страница 85.


Рефлексия.

Слайд 27


Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Мои ощущения от урока…


М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

 

            

Цели урока.

 

Образовательные:

раскрытие идейного смысла стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;

освоение основных исторических сведений и теоретико-литературных понятий;

определение роли изобразительно-выразительных средств в стихотворении;

совершенствование навыков анализа художественного текста.

 

Развивающие:

развитие устной монологической речи учащихся;

развитие эмоциональной сферы учащихся.

 

Воспитательные:

привитие любви к Родине;

формирование уважительного отношения к истории России, защитникам Отечества;

привитие любви к родному языку.

 

Здоровьесберегающие: сохранение и укрепление здоровья школьников.

 

Вид урока: урок- презентация.

 

Методические приемы: аналитическая беседа, сравнительный анализ отрывков стихотворения, использование межпредметных связей с историей и музыкой, словесное рисование, выразительное чтение мастерами художественного слова.

 

Оборудование:

учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина,

толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,

компьютер, проектор, экран.

 

 

Автор Сафронова Ирина Павловна
Дата добавления 07.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1053
Номер материала 6694
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓