Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМ. М. Пришвин. Выскочка 4 класс Литературное чтение

М. М. Пришвин. Выскочка 4 класс Литературное чтение

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Селиванова Светлана Иосифовна

Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

«Организация образовательной деятельности детей, испытывающих особые образовательные потребности»

selivanovasvetlana1969@mail.ru

Используемый УМК:  Школа России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: М. М. Пришвин. Выскочка

Класс: 4 класс

Предмет: литературное чтение

Цель урока:

¾   Создание благоприятных условий для знакомства с рассказом

 

Задачи урока:

¾   Познакомить с новым рассказом М. Пришвина «Выскочка».

¾   Приобщить детей к эмоционально – нравственной отзывчивости.

¾   Развивать любознательность, навык работы с разнообразными источниками информации: текстом и иллюстрациями, словарями.

¾   Формировать умение учиться, заботясь о своём здоровье. 

¾   Учить определять главную мысль  рассказа,  находить в

¾    тексте описание  картин природы, внешнего вида героев, их переживаний, анализировать  поступки и характер героев.

¾    Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать      уровень начитанности.

 

 

Средства обучения:

1.     Доска.

2.     Цветные нити (описание см. ниже).

3.     Иллюстрации с изображением сороки, собаки, вороны.

4.     Плакат для речевой разминки.

5.     Карандаши.

6.     Толковый словарь и словарь фразеологизмов.

7.     Набор цветных кружков.

8.     Полоска бумаги (применение см. ниже).

9.     Коробок спичек.

10. Указка с подсветкой.

11.  Лист бумаги

 

Описание некоторого оборудования

Цветные нити

Используются нити разных цветов длиною 3-3.5 метра, прикрепляются чуть выше доски в форме волн. Применение: траектория для снятия напряжения с глаз.

Полоска бумаги.

Используется при выполнении упражнений на постановку дыхания.

 «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН». И.П.-стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперёд, рёбра расширяются, низ живота подтягивается. Выдох медленный, плавный.

«СВЕЧА». Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний - бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуйте 3,5,.10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

 

Схема содержания урока

 

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

Формирование психологического настроя на предстоящий урок

Игра в парах: повернувшись друг к другу лицом дети повторяют слова и движения.

-Я дрозд, ты дрозд!

-У меня нос, у тебя нос!

-У меня щёчки аленькие, у тебя щёчки аленькие!

-Мы друзья! Я люблю тебя!

Движения: Рука на грудь себе - затем соседу по парте, на нос себе – соседу по парте и т. д. в конце руки в стороны и рукопожатие.  

Эмоциональная разрядка

2

Мотивационно – целевой этап

Отвечают на вопросы, вспоминают внешний вид сороки (выбирают иллюстрацию сороки из предложенных: сороки и вороны). 

Опережающее задание: ученик рассказывает и показывает многозначность слова - старинный женский головной убор, детская утеха (сорока)

- А кто это, дрозд?

- А название  каких птиц вы ещё знаете?   - Какая птица издаёт похожий звук?

 (стук спичек в коробке)

- Как её распознаете среди других птиц?

- Приходилось ли вам слышать слово «сорока» в названии других предметов?

 

На левой стороне доски закрепляет картинку с изображением сороки и ниже лист с её описанием (птица с белой грудью и белым брюшком, черными головкой и крыльями и длинным хвостом, издающая характерный крик – стрекотание).

Диалог с учащимися:

 

 

 

картинки сороки и вороны на доске

 

 

 

2.1

подготовка речевого аппарата

Повторяют и добавляют - сорока

                                          - собака

                                         - поймай

Отвечают на вопросы

рока-рока-рока: сидит на дереве

бака-бака-бака: её увидела

ай-ай-ай - попробуй-ка 

- Кто увидел сороку?

- Где могут встретиться два таких разных животных?

Участвуют в создании скороговорки

2.2

Творческий рассказ об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(стучал по стволу палкой, снег осыпался).

 

Очевидцем такой встречи стал автор –человек творческий, путешественник. Он был очарован природой, её обитателями. Мог находиться в лесу с утра до вечера, то с корзинкой для грибов, то с охотничьей собакой и ружьём и непременно с записной книжкой. В его руках самая обыкновенная палка могла стать волшебной: выдалась очень снежная зима, под тяжестью снега ломались ветки, особенно страдали берёзы. Он подходил к дереву, и продолжите рассказ …         

- Кто мог быть автором истории?

На доске фамилии: А. Барто, М.Пришвин, А.Пушкин

 

3

Сообщение темы и цели.

Выбирают методом исключения автора М. Пришвина.

 

Высказывают предположение о встрече собаки и сороки

4

Работа над текстом до чтения

Выполняют упражнения «Цветочный магазин» и «Задуй свечу»

а) постановка дыхания

 

 

 

Траектория по цветным нитям

б) разминка для глаз

 

 

 

1.                 сидя прямо

2.                 слегка наклонив голову

3. взять текст в руки перед собой

в) позы при чтении

 

 

 

1. слова, смысл которых непонятен

2. выражения, смысл которых непонятен

г) пометы карандашом

 

4.1

Вопросы для осмысления первичного восприятия текста

(чтение про себя)                     10-12 мин.

 

Делают пометы в тексте, меняют позу при чтении

1.Случайно ли произошла встреча сорок и собаки?

2.Почему собака получила именно эту кличку?

 

(Проследить за посадкой детей и сменой поз)

 

5

Работа над рассказом после чтения

 

 

Показывают цветовой гаммой свое отношение

 

(физ. минутка) Показывают движения и мимику веселого человека

 

Объяснение значения слов

Нахождение объяснения слов в выдержках из словаря (на парте у каждого)

Отвечают на вопросы      

У каждого из вас остались впечатления по прочитанному рассказу. Если для вас он       

весёлый ---------жёлтый кружок

грустный ----------синий кружок  

поучительный ---------зелёный кружок

свой вариант ----------белый кружок

а) выяснение слов, значение которых непонятно:

1. как понимают сами дети

2. объяснение слов в словаре

-Случайно ли произошла встреча сорок и собаки?

-Почему она получила именно эту кличку?

 

5.1

Выборочное чтение

Зачитывают предложения из текста

Выбирают иллюстрацию с изображением лайки и ее описание

 

 

(зачитать предложение из текста)

 

 

Выбирают вариант ответа, каждый свой

 

 

зачитывают

зачитывают

Читает один ученик

Двигательная минутка (копировать движение сорок и собаки)

Выбирают из текста нужные предложения

Объясняют значение слова «выводок»

 

Повторяют скороговорку

-Найдите описание собаки в тексте? Запишите слова характеризующие Вьюшку

-Представителем  какой породы собак являлась Вьюшка?

(на доске с правой стороны фото лайки и описание внешнего вида)

-Что досталось ей от обеда?

-Как вы считаете, для собаки косточки это

А.      лакомство

Б.       подарок

В.      игрушка

Г.      свой вариант

- Вариант автора? 

- Сколько косточек было у Вьюшки?

- Что произошло неожиданно?

- Как удалось сорокам отнять кость?

 

- В какое время года произошла история и сколько в ней принимало участие сорок? ( Как понимаете слово «выводок»?)

Разучивание скороговорки:

у грача грачата,

У сороки сорочата.

Составляют синквейн

 

 

Находят в тексте нужный абзац

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют понимание поговорки

 

Объясняют понимание выражения

Отвечают на вопрос

Игра с текстом в «ПРЯТКИ» - читает учитель абзац: Говорят, что  в семье не без урода. То же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове.

(продолжить уч-ся до слов …поскакала дуром)

- Как понимаете поговорку: в семье не без урода?

-Выражение: поскакала дуром?

- Как автор назвал сороку? Запишите слова, характеризующие сороку

 

5.2

Сюжетно ролевая игра (эмоциональная разрядка)

Тра- та-та-та-та! - застрекотали все сороки. (весь класс)

Тра-ля-ля-ля-ля! - ответила Выскочка.(1 ученик) выбирая интонацию

 

Двигательная минутка

6

Самостоятельная работа

Замысел понимала                         улучила

Не бросилась                                 схватила

Освободила                 успела повернуться

Поглядела                           успела ударить

Отвернула                             поднять пыль

схватила

 

Определяют с помощью цветовой гаммы, доказывают правильность своего выбора

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

-Определить по действиям, которые совершали главные герои каждого из них.

 

 

 

 

- Определить с помощью цветовой гаммы.

- Если считаете, что первый столбик –действия Вьюшки-зелёный кружок.

- Действия Выскочки - белый кружок.

- Чего не хватило Выскочке, чтобы взлететь с косточкой?

 

7

Работа по иллюстрации

Отвечают на вопросы

 

Зачитывают предложения

Зачитывают предложения

-Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, какой момент  изображён на ней?

-Найдите подтверждение в тексте.

-С чем сравнивает автор сорочий хвост?

 

8

Обобщение – рассуждение по концовке рассказа

Ответы детей

 

 

Открывают последний закрытый в тексте абзац и проверяют свои предположения

 

 

 

Делятся своими мыслями и советами

 

Предлагают варианты, проверяют свои предположения, открыв закрытый заголовок

- Вы видели сороку без хвоста? (закрыть хвост на картинке)

- На кого она похожа?

Откройте концовку текста, (чтение вслух 1 учеником)

- Как понимаете – большего срама…

- На что, по словам автора, стала похожа сорока?

- Ваши мысли вслух по отношению к каждому герою.

- Как можно озаглавить рассказ?

 

9

Задание на дом

 

Выяснить значение слова «выскочка»

 

10

Рефлексия

упражнение «Задуй свечу»

 

 

 

                           

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "М. М. Пришвин. Выскочка 4 класс Литературное чтение"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Цель урока:

   Создание благоприятных условий для знакомства с рассказом

Задачи урока:

¾   Познакомить с новым рассказом М. Пришвина «Выскочка».

¾   Приобщить детей к эмоционально – нравственной отзывчивости.

¾   Развивать любознательность, навык работы с разнообразными источниками информации: текстом и иллюстрациями, словарями.

¾   Формировать умение учиться, заботясь о своём здоровье. 

¾   Учить определять главную мысль  рассказа,  находить в

¾    тексте описание  картин природы, внешнего вида героев, их переживаний, анализировать  поступки и характер героев.

¾    Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать      уровень начитанности.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 040 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 638
    • DOCX 71.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Селиванова Светлана Иосифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Селиванова Светлана Иосифовна
    Селиванова Светлана Иосифовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7773
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек