Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалы«Люди! Покуда сердца стучатся, помните!..» Литературно-музыкальная композиция к Дню защитника Отечества или Дню Победы

«Люди! Покуда сердца стучатся, помните!..» Литературно-музыкальная композиция к Дню защитника Отечества или Дню Победы

Скачать материал

«Люди! Покуда сердца стучатся, помните!..» Литературно-музыкальная композиция к Дню защитника Отечества или Дню Победы

 

 

 

Литературно-музыкальная композиция «Люди! Покуда сердца стучатся, помните!..» может быть включена в программу празднования Дня защитника Отечества или Дня Победы. Она органично сочетается с такими важными воспитательными мероприятиями, как митинги памяти павших, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами последующих поколений, классные часы, посвященные истории нашей армии и флота.

 

Действующие лица

 

Первый чтец

Второй чтец

Первый ведущий

Второй ведущий

 

 

 

     Предлагаемый сценарий проведения Дня защитника Отечества не случайно посвящен Великой Отечественной войне, ибо тема эта, по выражению писателя С.С.Смирнова, - «раскаленный добела материал», свидетельствующий о высочайшем патриотизме людей, для которых не существовало выбора: «Я или Родина?», они не думали о себе.

Защитником Отечества в наши дни может быть только тот, кто пропустил через свое сердце «эхо прошедшей войны» и смог по-особому ощутить чувство Родины, став достойным звеном в цепи поколений и продолжателем героических традиций дедов и отцов.

Трудно найти другое мероприятие, которое можно было бы сравнить с литературно-музыкальным вечером по оптимальной силе воздействия в решении патриотических, нравственных и эстетических задач воспитания. Помимо создания многочисленных ассоциативных связей с уроками истории и литературы, которые посвящены военной тематике, его участникам предоставляется возможность раскрыть свои творческие способности, проявить индивидуальность, а главное - почувствовать всю меру благодарности уходящему поколению ветеранов Великой Отечественной войны, успеть ее выразить им - своим слушателям.

Так возрождаются традиции памяти, восстанавливается ощущение своих исторических корней, своей неразрывной связи с ушедшими и грядущими поколениями своего Отечества.

 

 

Звучат стихи А.С. Пушкина.

 

 

        Два чувства дивно близки нам,

        В них обретает сердце пищу:

        Любовь к родному пепелищу,

        Любовь к отеческим гробам,

       

        На них основано от века

        По воле Бога самого

        Самостоянье человека -

        Залог величия его.

 

Первый чтец.

        Торгуют на толкучке орденами,

        И вся моя душа - из желваков.

        Не нашими ль торгуют именами?

        Не кровью ль безымянных штрафников?

       

        Медалями торгует барахолка.

        Не верь глазам своим; она, гляди,

        Торгует нержавеющим осколком,

        Сидящим у тебя, солдат, в груди.

       

        Торгуют здесь отвагой, честью, славой,

        Рассветом, закопавшимся в снега,

        Пылающей днепровской переправой

        И высотой, отбитой у врага.

       

        Последним вздохом, предсмертным хрипом

        И тишиной раздавленных полей,

        Слезами материнскими и скрипом

        Давно осиротевших костылей.

        Окончена удачная торговля,

        Торговец обходителен и мил…

        И небеса не рухнули, как кровля,

        И мертвые не встали из могил.

        Охваченный закатной позолотой

        Пустой базар заполнит тишина,

        Лишь в «бардачке» рванувшейся «Тойоты»,

        Как чьи-то кости, стукнут ордена.

        (Юрий Каминский)

 

Второй чтец. «Привет, старичок! Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбешку в непыльном уголке. Комары проклятые донимают, но жизнь все едино райская. Старик, давай цыгань отпуск и рви к нам.

Тут полное обезмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлепает к нам моторка с хлебушком, а так - хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов - два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов!

Сегодня с моторкой приехал какой-то старикан без руки и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно - тятей. Что-то они тут собираются разыскивать - я не вникал...

… Вчера не успел дописать: кончаю утром.

Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете. Альберт Федотыч привез мраморную плиту. Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу. Я хотел помочь им донести плиту и - не решился.

А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...»

(Борис Васильев. «А зори здесь тихие…». Эпилог).

 

 

Звучит «Довоенный вальс» (музыка Аедоницкого, слова Ф.Лаубе)

 

 

Часть 1. Начало войны

Первый чтец.

        Такою все дышало тишиной,

        Что вся земля еще спала, казалось.

        Кто знал, что между миром и войной

        Всего каких-то пять минут осталось…

        (Степан Щипачев)

 

Второй чтец.

        Война - жесточе нету слова.

        Война - печальней нету слова.

        Война - святее нету слова

        В тоске и славе этих лет.

        И на устах у нас иного

        Еще не может быть и нет.

        (Александр Твардовский)

 

Первый ведущий. Год 1941. 22 июня… От Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города».

 

 

Звучит песня «Священная война» (музыка А. Александрова, стихи В.Лебедева-Кумача). На фоне песни звучат стихи.

 

Первый чтец.

        Весь край этот, милый навеки,

        В стволах белокрылых берез,

        И эти студеные реки,

        У плеса которых ты рос,

       

        И темная роща, где свищут

        Всю ночь напролет соловьи,

        И липы на старом кладбище,

        Где предки уснули твои.

       

        И синий ласкающий воздух,

        И крепкий загар на щеках,

        И деды в андреевских звездах,

        В высоких седых париках.

       

        И рожь на полях непочатых.

        И эта хлеб-соль средь стола,

        И псковских соборов стрельчатых

        Причудливые купола.

       

        И фрески Андрея Рублева

        На темной церковной стене,

        И звонкое русское слово,

        И в чарочке пенник на дне.

       

        И ливни - такие косые,

        Что в поле не видно ни зги…

        Запомни: все это - Россия,

        Которую топчут враги…

        (Дмитрий Кедров)

 

Второй чтец.

        Мы знаем, что ныне лежит на весах

        И что совершается ныне.

        Час мужества пробил на наших часах.

        И мужество нас не покинет.

        Не страшно под пулями мертвыми лечь,

        Не горько остаться без крова,

        И мы сохраним тебя, русская речь,

        Великое русское слово.

        Свободным и чистым тебя пронесем,

        И внукам дадим, и от плена спасем

        Навеки!

        (Анна Ахматова. «Мужество»)

 

 

Звучит песня Б. Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая».

 

 

        Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

        Стали тихими наши дворы.

        Наши мальчики головы подняли -

        Повзрослели они до поры,

        На пороге едва помаячили

        И ушли за солдатом солдат...

        До свидания, мальчики!

        Мальчики,

        Постарайтесь вернуться назад.

       

        Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

        Не жалейте ни пуль, ни гранат,

        И себя не щадите...

        Но все-таки

        Постарайтесь вернуться назад.

 

 

Часть 2. Поэты, павшие на войне

Первый чтец.

        Остановясь на полуслове,

        Встав, бросаю карандаш,

        Горит родное Подмосковье,

        Гудит от выстрелов блиндаж.

       

        Ну что ж, поэт?

        Бери гранаты,

        Тяни латунное кольцо!

        По фронту хлещут автоматы,

        Песок и снег летят в лицо.

       

        Умри, но стой! Назад ни шагу:

        Ты эту землю не отдашь.

        Здесь ценят стойкость и отвагу,

        Здесь штык нужней, чем карандаш.

       

        Забудь пристрастье к многословью,

        К строке, что лирик сочинил.

        Сегодня люди пишут кровью

        За неимением чернил.

       

        Земля, седая от мороза,

        Окопы, надолбы, штыки.

        Война, война - святая проза

        И позабытые стихи.

        (Глеб Пагирев)

 

Второй ведущий. Поэтам, павшим на Великой Отечественной войне, посвящается.

 

 

        Перебирая наши даты,

        Я обращаюсь к тем ребятам,

        Что в сорок первом шли в солдаты

        И в гуманисты в сорок пятом.

       

        Я вспоминаю Павла, Мишу,

        Илью, Бориса, Николая...

        Я сам теперь от них завишу,

        Того порою не желая.

       

        Они шумели буйным лесом,

        В них были вера и доверье.

        А их повыбило железом.

        И леса нет - одни деревья.

       

        И вроде день у нас погожий,

        И вроде ветер тянет к лету…

        Аукаемся мы с Сережей,

        Но леса нет, и эха нету.

       

        А я все слышу, слышу, слышу,

        Их голоса припоминая.

        Я говорю про Павла, Мишу,

        Илью, Бориса, Николая.

        (Давид Самойлов)

 

Первый чтец.

        Вспомним всех поименно,

        Горем

        вспомним

        своим -

        Это нужно не мертвым,

        Это надо - живым.

        Вспомним

        гордо и прямо

        Погибших в борьбе…

        (Роберт Рождественский)

 

Первый ведущий. Павел Коган. Родился в Киеве в 1918 году. Учился в Литературном институте. Один из самых одаренных студентов.

 

 

Исполняется песня Павла Когана «Бригантина»

 

 

        Надоело говорить и спорить,

        И смотреть в усталые глаза…

        В флибустьерском дальнем

        синем море

        Бригантина поднимает паруса…

       

        Капитан, обветренный, как скалы,

        Вышел в море, не дождавшись нас.

        На прощанье подымай бокалы

        Золотого терпкого вина.

       

        Пьем за яростных, за непохожих,

        За презревших грошевый уют.

        Вьется по ветру веселый Роджер,

        Люди Флинта песенку поют.

       

        Так прощаемся мы с серебристою,

        Самою заветною мечтой,

        Флибустьеры и авантюристы

        По крови, упругой и густой.

       

        И в беде, и в радости, и в горе

        Только чуточку прищурь глаза -

        В флибустьерском дальнем

        синем море

        Бригантина подымает паруса.

       

        Надоело говорить и спорить,

        И любить усталые глаза…

        В флибустьерском дальнем

        синем море

        Бригантина подымает паруса.

 

 

На фоне песни звучат стихи:

 

 

        Косым,

        стремительным углом

        И ветром, режущим глаза,

        Переломившейся ветлой

        На землю падала гроза.

        И, громом возвестив весну,

        Она звенела по траве,

        С размаху вышибая дверь

        В стремительность и крутизну.

        И вниз

        К обрыву.

        Под уклон.

        К воде.

        К беседке из надежд,

        Где столько вымокло одежд,

        Надежд и песен утекло.

        Далеко,

        может быть, в края,

        Где девушка живет моя.

        Но, сосен мирные ряды

        Высокой силой раскачав,

        Вдруг задохнулась

        и в кусты

        Упала выводком галчат.

        И люди вышли из квартир,

        Устало высохла трава.

        И снова тишь.

        И снова мир,

        Как равнодушье, как овал.

       

        Я с детства не любил овал,

        Я с детства угол рисовал!

        (Павел Коган. «Гроза»)

 

Второй ведущий. 23 сентября 1942 года лейтенант Павел Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит в бою под Новороссийском.

 

Первый ведущий. Михаил Кульчицкий. Родился в 1919 году в городе Харькове. Поступив в Литературный институт, он сразу обратил на себя внимание масштабностью таланта, поэтической зрелостью, самостоятельностью мышления. Преподаватели связывали с Михаилом большие надежды.

 

Второй чтец.

        Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

        Что? Пули в каску безопасней капель?

        И всадники проносятся со свистом

        вертящихся пропеллерами сабель.

        Я раньше думал: «лейтенант»

        звучит «налейте нам».

        И, зная топографию,

        он топает по гравию.

       

        Война ж совсем не фейерверк,

        а просто трудная работа,

        когда,

        черна от пота,

        вверх

        скользит по пахоте пехота.

        Марш!

       

        И глина в чавкающем топоте

        до мозга костей промерзших ног

        наворачивается на чеботы

        весом хлеба в месячный паек.

        На бойцах и пуговицы вроде

        чешуи тяжелых орденов.

        Не до ордена.

        Была бы Родина

        с ежедневными Бородино.

 

Второй ведущий.  Михаил Кульчицкий погиб под Сталинградом в январе 1943 года.

 

 

Звучит песня Булата Окуджавы «До свидания, мальчики…»:

 

 

        Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

        Вместо свадеб - разлуки и дым!

        Наши девочки платьица белые

        Раздарили сестренкам своим.

        Сапоги… Ну, куда от них денешься?

        Да зеленые крылья погон…

        Вы наплюйте на сплетников, девочки!

        Мы сведем с ними счеты потом.

        Пусть болтают, что верить вам не во что,

        Что идете войной наугад…

        До свидания, девочки! Девочки,

        Постарайтесь вернуться назад!

 

Первый чтец.

        Не знаю, где я нежности училась -

        Об этом не расспрашивай меня…

        Растут в степи солдатские могилы,

        Идет в шинели молодость моя…

        (Юлия Друнина)

 

Первый ведущий. Елена Ширман родилась в Ростове-на-Дону. С детства сочиняла стихи. Училась в Литературном институте имени Горького. С начала Великой Отечественной войны - редактор агитгазеты «Прямой наводкой». Собирала материалы для газеты в тылу у немцев. За ее голову немцы назначили немалое вознаграждение. Во время облавы Елена была схвачена гитлеровцами. Послушайте ее последние стихи, написанные накануне казни.

 

 

Стихи читаются на фоне песни «Эхо любви» (музыка Е. Птичкина, слова Р. Рождественского) в исполнении Анны Герман.

 

 

        Эти стихи, наверно, последние,

        Человек имеет право перед смертью высказаться,

        Поэтому мне ничего больше не совестно.

        Я всю жизнь пыталась быть мужественной,

        Я хотела быть достойной твоей доброй улыбки

        Или хотя бы твоей доброй памяти.

        Мне это всегда удавалось плохо,

        С каждым днем все хуже.

        А теперь, наверно, уже никогда не удастся.

       

        Одинокая, усталая женщина тридцати лет…

        Одетая в жесткое коричневое платье,

        Не умеющая гримироваться и нравиться.

        И пусть стихи мои нелепы, как моя одежда,

        Бездарны, как моя жизнь,

        как все чересчур прямое и честное,

        Но я то, что я есть.

        И я говорю, что думаю:

        Человек не может жить,

        не имея завтрашней радости,

        Человек не может жить, перестав надеяться,

        Перестав мечтать хотя бы о несбыточном.

        Поэтому я нарушаю все запрещения

        И говорю то, что мне хочется,

        Что меня наполняет болью и радостью,

        Что мешает мне спать и умереть.

        ...Весной у меня в стакане стояли цветы земляники,

        Лепестки у них белые

        с бледно-лиловыми жилками,

        Трогательно выгнутые, как твои веки.

        И я их нечаянно назвала твоим именем.

        Все красивое на земле

        мне хочется назвать твоим именем:

        Все цветы, все травы,

        все тонкие ветки на фоне неба,

        Все зори и все облака

        с розовато-желтой каймою -

        Они все на тебя похожи.

        Я удивляюсь, как люди не замечают твоей красоты,

        Как спокойно выдерживают твое рукопожатье,

        Ведь твои руки - конденсаторы счастья,

        Но мне отказано даже в сотой калории,

        Мне выдаются плоские буквы в бурых конвертах.

        Нормированные и обезжиренные, как консервы,

        Ничего не излучающие и ничем не пахнущие.

        (Я есть то, что я есть, и я говорю, что мне хочется.)

       

        Я могла бы пройти босиком до Белграда,

        И снег бы дымился под моими подошвами,

        И мне навстречу летели бы ласточки,

        Но граница закрыта, как твое сердце,

        Как твоя шинель, застегнутая на все пуговицы.

        И меня не пропустят.

        Спокойно и вежливо

        Меня попросят вернуться обратно.

        А если буду, как прежде, идти напролом,

        Белоголовый часовой

        поднимет винтовку,

        И я не услышу выстрела -

        Меня кто-то как бы негромко окликнет,

        И я увижу твою улыбку совсем близко,

        И ты впервые меня поцелуешь в губы.

        Но конца поцелуя я уже не почувствую.

 

Второй ведущий. Перед казнью Елене Ширман удалось выбросить тетрадь с записями и стихами, которую поднял проходивший мимо мальчик. Он же рассказал: когда Елену вывели на эшафот, неожиданно сквозь тучи пробился яркий луч солнца. Она подняла голову и улыбнулась. Ее не смогли заставить стать на колени. Дали очередь из автомата по ногам... Позднее в ее дневнике прочли: «Я счастлива. Я умру хорошо!»

 

Второй чтец.

        Там лес стоит, как в карауле,

        В морозный день и в летний зной.

        Строку, оборванную пулей,

        Нашли мы в книжке записной.

        Нашли, когда похоронили

        Солдата, павшего в бою.

        Мы все солдатами там были,

        На том, на огненном краю!

        Пробила пуля все листочки

        И в сердце русское впилась.

        В те недописанные строчки

        Кровь алым заревом вплелась.

        (Николай Сарапкин)

 

Первый ведущий. Николай Майоров. Родился в 1919 году в семье ивановского рабочего. Учился на историческом факультете МГУ. Посещал поэтический семинар в Литературном институте им. Горького.

 

Первый чтец.

        Есть жажда творчества,

        Уменье созидать,

        На камень - камень класть,

        Вести леса строений.

        Не спать ночей, по суткам голодать,

        Вставать до звезд и падать на колени.

        Остаться нищим и глухим навек,

        Идти с собой и со своей эпохой вровень,

        И воду пить из тех целебных рек,

        К которым прикоснулся сам Бетховен.

        Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,

        Весь мир вместить в дыхание одно,

        Одним мазком весь этот лес и камни

        Живыми положить на полотно.

        Не дописав,

        Оставить кисти сыну,

        Так передать цвета своей земли,

        Чтоб век спустя все так же мяли глину

        И лучшего придумать не смогли.

        А жизнь научит правде и терпенью,

        Принудит жить, и прежде, чем стареть,

        Она заставит выжать все уменье,

        Какое ты обязан был иметь.

        (Николай Майоров. «Творчество»).

 

Второй ведущий.  В октябре 1941 года Николай Майоров ушел добровольцем на фронт.

 

Второй чтец.

        Есть в голосе моем звучание металла.

        Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.

        Не все умрет. Не все войдет в каталог.

        Но только пусть под именем моим

        Потомок различит в архивном хламе

        Кусок горячей, верной нам земли,

        Где мы прошли с обугленными ртами

        И мужество, как знамя, пронесли...

        Мы были высоки, русоволосы.

        Вы в книгах прочитаете как миф

        О людях, что ушли не долюбив,

        Не докурив последней папиросы.

        Когда б не бой, не вечные исканья

        Крутых путей к последней высоте,

        Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

        В столбцах газет, в набросках на холсте.

        (Николай Майоров. Отрывок из поэмы «Мы»).

 

Первый ведущий. В своем последнем стихотворении Николай Майоров с безошибочным предчувствием историка и поэта обращается к нам от имени своего поколения.

 

Первый чтец.

        Нам не дано спокойно сгнить в могиле -

        Лежать навытяжку и, приоткрыв гробы, -

        Мы слышим гром предутренней пальбы,

        Призыв охрипшей полковой трубы

        С больших дорог, которыми ходили.

        Мы все уставы знаем наизусть.

        Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

        В могилах мы построились в отряд

        И ждем приказа нового. И пусть

        Не думают, что мертвые не слышат,

        Когда о них потомки говорят.

 

Второй ведущий. Политрук пулеметной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине 8 февраля 1942 года.

 

 

Звучит песня Вадима Егорова «Облака» (памяти школьного выпуска 1941 года):

 

 

        Над землей бушуют травы,

        Облака плывут, как павы,

        А одно - вон то, что справа, -

        Это я… И мне не надо славы.

       

        Ничего уже не надо

        Мне и тем, плывущим рядом,

        Нам бы жить - и вся награда,

        Нам бы жить… А мы плывем

        по небу…

       

        Эта боль не утихает…

        Где же ты, вода живая?

        Ах, зачем война бывает?

        Ах, зачем?.. Зачем нас

        убивают?

       

        А дымок над отчей крышей

        Все видней, видней и выше…

        Мама, мама! Ты услышишь

        Голос мой…Все дальше он

        и тише.

       

        Мимо слез, улыбок мимо

        Облака плывут над миром.

        Войско их не поредело…

        Облака…И нету им предела…

 

Второй чтец.

        Разве погибнуть

        ты нам завещала,

        Родина?

        Жизнь обещала,

        Любовь обещала,

        Родина.

        Разве для смерти

        рождаются дети,

        Родина?

        Разве хотела ты

        нашей смерти.

        Родина?

        Тихо сказала:

        «Вставайте на помощь...» -

        Родина.

        Славы

        никто у тебя не выпрашивал,

        Родина.

        Просто был выбор у каждого:

        я

        или

        Родина.

        Самое лучшее,

        дорогое -

        Родина.

        Горе твое -

        это наше горе,

        Родина.

        Правда твоя -

        это наша правда,

        Родина.

        Слава твоя -

        это наша слава,

        Родина!

        (Роберт Рождественский. «Реквием», глава вторая).

 

Первый чтец.

        Вспомним всех поименно,

        горем

        вспомним

        своим…

        Это нужно - не мертвым!

        Это надо - живым!

 

Второй чтец.

        Говорят, что посмертно

        Тела наши станут землею.

        Я поверить готов

        В немудреную эту молву.

        Пусть я стану частицей

        Земли, отвоеванной с боем,

        Той земли, на которой

        Сейчас я всем сердцем живу.

        (Расул Гамзатов).

 

 

Звучит песня «Журавли» (музыка Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова). На фоне песни звучат стихи:

 

 

        Мы лежим под снегами,

        а вверху в ослепительной сини,

        словно белые птицы,

        плывут и плывут облака…

        Вы не плачьте над нами,

        голубые березы России,

        вы не плачьте, вы ждите пока.

       

        Нас, омытых дождями

        и отпетых степными ветрами,

        все зовешь ты, Отчизна,

        оглохших своих сыновей.

        Но услышим тебя мы,

        как весной затоскует над нами,

        затоскует взахлеб соловей.

       

        Мы - не прах. Мы - нетленны.

        Мы еще, дорогие, вернемся.

        Над родимой землею

        Весенней грозою пройдем.

        Мы подснежником первым,

        Мы колосом спелым пробьемся,

        На ромашки росой упадем.

       

        Мы лежим под снегами.

        А вверху в ослепительной сини,

        Словно белые птицы,

        Плывут и плывут облака.

        Вы не плачьте над нами,

        голубые березы России,

        вы не плачьте - вы ждите пока…

        (Владимир Карпенко).

 

Первый чтец.

        Плескалось багровое знамя,

        Горели багровые звезды,

        Слепая пурга накрывала

        Багровый от крови закат.

        И слышалась поступь дивизий,

        Великая поступь дивизий,

        Железная поступь дивизий,

        Точная поступь солдат!

        Навстречу раскатам

        ревущего грома

        Мы в бой поднимались

        светло и сурово.

        На наших знаменах

        начертано слово

        Победа!

        Победа!!

        Во имя Отчизны -

        Победа!

        Во имя живущих -

        Победа!

        Во имя грядущих -

        Победа!

        (Р. Рождественский. «Реквием», глава третья).

 

 

Звучат поочередно песни «Случайный вальс» (музыка М. Фрадкина, стихи Е. Долматовского) и «Майский вальс» (музыка И. Лученка, стихи М. Ясеня) в исполнении школьного ансамбля.

 

 

 

Эпилог

 

Звучит песня «День Победы» (музыка Д. Тухманова, стихи В. Харитонова). На фоне песни звучат стихи.

 

 

        Весь под ногами шар земной.

        Живу. Дышу. Пою.

        Но в памяти всегда со мной

        Погибшие в бою.

       

        Пусть всех имен не назову,

        Нет кровнее родни.

        Не потому ли я живу,

        Что умерли они?

       

        Не я - в крови, полуживой,

        Растерзан и раздет, -

        Молчал на пытках Кошевой

        В свои шестнадцать лет.

       

        Пусть всех имен не назову,

        Нет кровнее родни.

        Не потому ли я живу,

        Что умерли они?..

       

        Чем им обязан - знаю я.

        И пусть не только стих,

        Достойна будет жизнь моя

        Солдатской смерти их.

        (Степан Щипачев. «Павшим»).

 

 

© Журнал «Практика административной работы в школе», № 1, 2003

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Люди! Покуда сердца стучатся, помните!..» Литературно-музыкальная композиция к Дню защитника Отечества или Дню Победы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаемый сценарий проведения Дня защитника Отечества не случайно посвящен Великой Отечественной войне, ибо тема эта, по выражению писателя С.С.Смирнова, - «раскаленный добела материал», свидетельствующий о высочайшем патриотизме людей, для которых не существовало выбора: «Я или Родина?», они не думали о себе.

Защитником Отечества в наши дни может быть только тот, кто пропустил через свое сердце «эхо прошедшей войны» и смог по-особому ощутить чувство Родины, став достойным звеном в цепи поколений и продолжателем героических традиций дедов и отцов.

Трудно найти другое мероприятие, которое можно было бы сравнить с литературно-музыкальным вечером по оптимальной силе воздействия в решении патриотических, нравственных и эстетических задач воспитания. Помимо создания многочисленных ассоциативных связей с уроками истории и литературы, которые посвящены военной тематике, его участникам предоставляется возможность раскрыть свои творческие способности, проявить индивидуальность, а главное - почувствовать всю меру благодарности уходящему поколению ветеранов Великой Отечественной войны, успеть ее выразить им - своим слушателям.

Так возрождаются традиции памяти, восстанавливается ощущение своих исторических корней, своей неразрывной связи с ушедшими и грядущими поколениями своего Отечества.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 529
    • DOCX 96 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сарбалаева Мулькарима Абиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сарбалаева Мулькарима Абиевна
    Сарбалаева Мулькарима Абиевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70264
    • Всего материалов: 48

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 747 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 999 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек