Люблю Отчизну я

« Люблю Отчизну я…»

( вечер – портрет посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова)

Цель: углубление знаний учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

-выработка навыка выразительного чтения поэтического текста, его эстетического восприятия;

-показать любовь поэта к своей Родине, его значение в русской литературе;

-воспитание чувства патриотизма, любви, уважения к Родине.

Оформление: на сцене портрет М.Ю. Лермонтова , название вечера «Люблю Отчизну я…», высказывание о Лермонтове, выставка книг « Мятежное сердце поэта» . В центре – столик журнальный, на нем цветы и томик стихов Лермонтова, свечи. За столиком располагаются ведущие . Вечер сопровождается слайдами о жизни и творчестве Лермонтова. Звучат романсы

на стихи поэта .

Библиотекарь: Достоевский писал, что без чувства прекрасного в душе нельзя пускать юное поколение в жизнь. Уроки словесности, преподанные в отзывчивые годы, помогают приобщить юность к родникам русской поэзии, к творчеству Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, Гумилева, Ахматовой… Сегодня мы окунемся в мир поэзии М.Ю. Лермонтова, 200 летие рождения, которого недавно отметило все человечество.

Когда мы произносим это имя, к глубокому восхищению, которое всегда вызывает его поэзия, примешиваются чувство горести и сожаления от ранней утраты. Да, не было во всей мировой литературе столь великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано! Лермонтов погиб, не достигнув 27 лет. Но его имя стоит в ряду величайших русских поэтов , вслед за именем А.С. Пушкина.

Ведущий 1: ни в одной литературе мира не бывало такого! Гибнет величайший поэт страны. И в этот же час является на смену другой , который стал приемникам гения в литературе. Приемника Пушкина увидели в Лермонтове сразу. Это было в те дни, когда погиб Пушкин на дуэли, и тысячи людей приходили на мойку ( последнюю квартиру Пушкина) , что бы проститься с великим поэтом. И вот в эти дни по Петербургу стало расходиться в рукописи стихотворение « Смерть поэта», под которым стояло неизвестное имя- М.Ю. Лермонтов.

Ведущий 2: Стихи потрясали! Поэт разоблачал тайный заговор вокруг Пушкина! В каждой строчке он сообщал ту страшную правду о непокорном поэте и его гибели. Стихи читали везде их переписывали передавали друг-другу .



Чтец : Погиб поэт! –Невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!...

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде …и убит !

Убит! … к чему теперь рыданья ,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор !

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободу, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что же? Веселитесь …-он мучений

Последних вынести не мог :

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок

Ведущий3 : Гроб Пушкина в сопровождении жандарма уже увезли в Псковскую глушь , и волнение столице уже стало утихать, когда вдруг появилась прибавление к стихам Лермонтова , оно состояло всего из 16 строк , но в нем Лермонтов обличал царя и его приближение в убийстве Пушкина.

Чтец: А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскую поправшие обломки

Игрою счастья обиженных родов !

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, гения и славы палачи!

Таитесь в под сению закона,

Пред вами суд и правда – все молчи!

Но есть и божий суд, наперсники разврата !

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли , и дела он знает наперед .

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь ,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Ведущий 4: Кто -то из врагов Пушкина написал под стихотворением : « Воззвание к революции!»

- и отослал в Зимний дворец самому царю. Царь, узнав , что автором стихов является корнет императорской гвардии Михаил Лермонтов, возненавидел его больше , чем Пушкина , и приказал отправить молодого поэта на Кавказ , в армейский полк , в экспедицию против горцев.

Ведущий 1: Так начиналась всенародная слава Лермонтова! Как солдат в бою, он подхватил знамя русской поэзии, выпавшее из рук убитого Пушкина, и стал на его место. Ему было 23 года. Всего четыре года прожил Лермонтов после этого. Но сколько он создал за эти 4 года!

Ведущий 2: Лермонтов начал писать с 14 лет: Это были стихи, поэмы, драмы, проза. Он показывал свои поэтические тетради только близким друзьям, ничего не печатал. Среди произведений, созданных в 16-17 лет, были такие шедевры, как « Нищий», «Порук», «Русалка». Особенно интересна история созданная стихотворением «Нищий». Обращено оно к Екатерине Сушковой. Написано после посвящения Троще Сергиевской лавры. Об одном эпизоде этой прогулки, послужившим сюжетом стихотворение «Нищий», Сушкова рассказывала в своих воспоминаниях : «На поперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам своего деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услышав звук монет, бедняг перекрестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастья, добрые господа; А вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо много: наложили полную чашечку камешков, бог с ними!»

Ведущий 3: Помолясь, мы поспешно возвратились домой, что бы пообедать и отдохнуть, все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги… Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне ново вышедшие из под карандаша стихи».

Лермонтов увидел в эпизоде, о котором рассказал нищий, соединение бессердечности с лицемерием, ведь бессмысленная жестокость совершается «У врат обители святой»

Чтец: У врат обители святой,

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой ,

От глада, жажды и страданья .

Куска лишь хлеба он просил,

И взгляд являл живую муку

И кто то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою

( громко звучит романс Варламова « Парус», постепенно звук уменьшается и на фоне музыке продолжается чтение).

Ведущий 4: белеет парус одинокий… Да, поэт часто повторяет эти слова в своих стихах. Тема одиночества проходит через многие его произведения. Он часто испытывает это мучительное чувство среди окружавшего его бездушного светского общества! Даже на шуленых вечерах он уносился в мечтах в прошлое, вспоминал картины детства, родные места.

(на экране – слайд «Тарханы» - имение бабушки, где прошло детство поэта. Усадьба Арсеньевой. Бывший Барский дом Тарханы. Вид дома и церкви. Дом-музей. Дом ключника. Пруд в Тарханах. Церковь Марии Египетской. Церковь Михаила Архистратига. Фамильная часовня Арсеньевых.)

Ведущий 1: Поэт полон затаенной печали по рано умершей матери и тоски по отцу, вынужденному жить с ним в разлуке и так и умереть в 44 года, не дожив двух дней до 17-летия сына.

Чтец:

Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Не мне судить, виновен ты иль нет;
Ты светом осужден. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.
Далеко от него, дух ада или рая,
Ты о земле забыл, как был забыт землей;
Ты счастливей меня; перед тобой
Как море жизни — вечность роковая
Неизмеримою открылась глубиной.
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,

Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
О если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере я люблю!





Ведущий 2 : Тема одиночества в лирике Лермонтова перекликается с темой заключенного в терму , которая знакома нам по стихам поэтов -декабристов. Но по- новому звучит эта тема у Лермонтова : в ней усиливается стремление к свободе , к борьбе .

Чтец: ЖЕЛАНЬЕ

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.

Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Я тогда пущуся в море
Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.

Дайте мне дворец высокой
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая


В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал
...



Ведущий : Замечательны стихи М. Ю Лермонтова о природе и в пейзажных разрисовках. В его стихах возникают образы сосны, тоскующей о пальме - о несбыточном счастье; одиноко утеса , от которого утром умчалась " тучки золотая " , оторвавшегося дубового листка .

На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
      В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
      Прекрасная пальма растёт.

У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о знании природы в духовной жизни человека

( Звучит романс" Горные вершины" )

Ведущий 4: НО не всегда под влиянием картин природы у поэта " смиряется душа" .. тревога, не всегда " расходятся морщины на челе" , не всегда обещают отдых "тихие долины". Вспомните стихотворение "Выхожу один я на дорогу" : спокойно смет земля, торжественно небо , тихо беседуют звезды , а поэту больно и трудно.. Это одно из последних стихотворений: оно написано в 1841 г. Не знал Лермонтов, что изящная дама , встреченная им в Петербурге , перед отъездом на Кавказ, в ссылку , только что вернувшаяся из Италии, красавица и умница , певица Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи , чтобы они стали незабываемой песней.

( Звучит романс" Выхожу один на дорогу ")

Ведущий 1: Лермонтовские стихи о любви тоже полны грусти

( на экране слайд с портретом Вареньки Лопухиной )

Черу всю свою жизнь пронес Лермонтов одну единственную , огромную , неизменную , глубокую любовь к одной женщине . Конечно , были светские встречи , были увлечение , стихи посвящениями многим женщинам , он не скрывал их имен , так и писал над стихами: " Александре Осиповне Смирновой 2 " гр. К . Воронцовой- Дашковой"; "Графине Растопчиной" и др. Но есть множество стихов , когда они не посвящены как будто никому, и в тоже время мы видим , что у них есть таинственный адресат

( стихи " Сок ", " Валерик")



Ведущий 2 : Но иногда над стихами стоит одна только буква «К***». Очевидно, что поэт обращается к любимому, дорогому и в то же время далекому образу, оберегая её от прикосновения чужих рук, взглядов, чувств. Одной ей он мог отдать бы всю душу, с одной ею мог бы вспоминать то, что старался вспомнить всю жизнь, она одна отвечала его душевному чистому идеалу.


Ведущий 3: Но никогда м не разу любящий поэт ни одним словом не выдал имени любимой , а потом ее родные , зная о взаимной страсти двух молодых людей , крепко хранили секрет. НО прошло время . И теперь мы знаем имя этой женщине - Варенька, Варвара Александра Лопухина, Ей посвящены стихи .

МОЛИТВА

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,


Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного, —
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастьем душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты воспринять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Ведущий 4 ; Замечательная поэма Лермонтова «Демон». Она вся проникнута любовью к девушке, от которой он ждал спасения. В себе видел он мрачного демона, в Вареньке – ясное, безгрешное существо, которое может вернуть его к небесам, т.е. к правде и добру. Когда Лермонтов писал «испанский вариант « Демона», он одновременно рисовал карандашом портрет Вареньки в образе испанской монахини.

Рисунок этот к великому счастью сохранился , и мы можем видеть какой была Варенька Лопухина воспоминаниях самого Лермонтова

( на экране слайд с этим портретом)

Ведущий 1: Совсем безнадежными их отношения стали, когда Варенька вышла замуж в 1835 году. Весть о замужестве Вареньки поразила Лермонтова, как молния, а, узнав о смерти Михаила Юрьевича, Варвара Александровна, теперь уже Бахметьева, так и не смогла оправиться от удара, хоть и прожила ещё 10 лет, умерла в возрасте 36 лет.


Ведущий2: Они были почти ровесники. 16-летняя девушка и юноша. Они были рождены друг для друга, но роковым образом не для брака, а лишь для любви. Мужчины тогда не женились рано . Лермонтов в своем возрасте не был готов к браку ( Пушкин женился после 30 лет , а Л.Н. Толстой в 34 ) Наталья Николаевна Пушкина в 25 лет овдовела, имея 4х детей. Мать Лермонтова умерла в 21 год, Мише уже было 3 года .

Как бы то не было , оба они унесли свою любовь в могилу .

(Романс «Нет, не тебя так пылко я люблю»).

Ведущий3: Творчество Лермонтова пронизано любовью к родине. Но эта любовь во многом отличается от официального чувства патриотизма. «Люблю Россию, но странною любовью». Творчество поэта формировалось в мрачные годы николаевской реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Неудивительно, что в поэзии Лермонтова часто звучат трагические ноты.

( обзорлитературы у книжной выставки)


Ведущий4. Но, будучи гениальным поэтом, он не только постиг недостатки современного общества, но и сумел понять, что спасение находится только в народе. Для Лермонтова любовь к родине – это, прежде всего, любовь к русскому народу. Поэт равнодушно относится к завоевательным войнам царского правительство , но он гордится победой русского народа в Отечественной войне в 1812 года


( на экране слайды Бородинского сражения )

Ведущий 1. Главным героем стихотворения " Бородино " является русский народ, отстоявший свободу Родины от нашествия французов . Это стихотворение было написано в 1837 году . В связи с 25 летием Бородинской битвы , которая явилась поворотным пунктом в ходе Отечественной войны 1812 г. стихотворение написано в форме беседы между двумя солдатами: Молодым и старым. Солдаты русской армий служили 25 лет.

Старый солдат сам был участником Бородинского сражения , о котором он рассказывает .

" Бородино" будит чувства любви к родине . в дни великой Отечественной войны миллионы советских людей как клятву повторяли строки из этого стихотворения :

" Ребята! Не Москва ль за нами?"

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!"

Ведущий2.

Но особенно значительное место в творчестве Лермонтова и во вней в русской поэзии занимает стихотворение " Родина : Когда известный критин Белинский прочитал стихотворение, он сказал,

что это " вещь - Пушкинская , т.е. одна из лучших Пушкинских " . Чем же интересно это стихотворение ? почему на заслужила такую высокую оценку изыскательского критика ?

" Люблю Отчизну я , но странную любовью ! " - такими словами начинается это стихотворение . Почему же любовь его к Отчизне странно и непривычна ? . Поэта не привлекает и не трогает казенный, официальный патриотизм. Он любил в России ее природу, крестьян , деревенскую жизнь . Он создает образ народной России .

( на экране слайды с изображением картин русской жизни тех времен )

Чтец" Родина"

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.





Ведущий 3 . Во многих произведениях поэт выразил свою любовь к деревне русской столице Москве , где родился и где прошли его отрочество и юность . Здесь он прожил 5 лет , насыщенных разно образными впечатлениями. Эти годы были заполнены учебными занятиями , творчеством , чтением, беседами в дружеском кругу , а так же музыкальными вечерами , любительскими спектаклями посвящением театра, поездками по под Московью во время летних каникул. " Москва, Москва! ... Люблю тебя, как сын, как русский, -сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин. И этот кремль зубчатый , безмятежный ...?


Ведущий 4. Говоря о творчестве Лермонтова , нельзя не сказать о Кавказе, который был колыбелью его поэзии. Десятки картин и рисунков создал Лермонтов на Кавказе. Горы, снежные вершины становятся в его сознание символом свободы. И уж в юношеские годы Лермонтов сознавал, что Кавказ - край не только экзотики, но и человеческих трагедий. Поэт дважды был сослан на Кавказ. Во время второй ссылки поэту пришлось участвовать в военных действий. Поэт в стихах этих лет отразил трагизм войны. На Кавказе Лермонтов познакомился с ссыльными декабристами. Ведущий 1. Как не печально, но погиб поэт тоже на Кавказе 13 июля 1841г. На вечере произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым. Случайно брошенная шутка уязвила Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Лермонтов принял вызов на дуэль, твердо решив не стрелять в товарища. Дуэль состоялась у подножие горы Машук.

















В Пятигорске

( Тихо звучит романс " Горные вершины")

Ведущий1.

Его убийца хладнокровно 
     Навел удар... спасенья нет: 
     Пустое сердце бьется ровно, 
     В руке не дрогнул пистолет. 

Ведущий2.

 Замолкли звуки чудных песен, 
     Не раздаваться им опять: 
     Приют певца угрюм и тесен, 
     И на устах его печать

Ведущий3... Отчего не понял свет

Великого, и как он не нашел

Себе друзей, и как любви привет

К нему надежду снова не привел?

Он был ее достоин.

Ведущий 4.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство


( Б. Пастернак )

( Исполняется ария Демона из оперы Рубенштейна "Демон")

Ведущий 1 Поэт погиб, когда ему не было и 27 лет .

Но его произведения волнуют и всегда буду волновать нас высокой гражданственностью благородством чувств, мужественной искренностью"

( Тихо играет вальс Хачатуряна из " Маскарад")

Чтец. 1

Дай руку мне, склонись к груди поэта,
Свою судьбу соедини с моей:
Как ты, мой друг, я не рожден для света
И не умею жить среди людей;
5Я не имел ни время, ни охоты
Делить их шум, их мелкие заботы,
Любовь мое всё сердце заняла

Чтец2.

Мой дом везде, где есть небесный свод,
   Где только слышны звуки песен,
Всё, в чем есть искра жизни, в нем живет,
   Но для поэта он не тесен.

5До самых звезд он кровлей досягает,
   И от одной стены к другой
Далекий путь, который измеряет
   Жилец не взором, но душой.


Чтец3.

Есть чувство правды в сердце человека,
  Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
    Объемлет в краткий миг оно.

И всемогущим мой прекрасный дом
   Для чувства этого построен,
И осужден страдать я долго в нем
   И в нем лишь буду я спокоен.




Библиотекарь :

Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Ее на небе сыщут взгляды,
И не найдут среди людей.

Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит,
И, услыхав твое названье,
Твой сын душою закипит.

Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «он любил отчизну!»



( Музыка громче , учащиеся исполняют вальс , " Маскарад")



Люблю Отчизну я
  • Русский язык и литература
Описание:

« Люблю Отчизну я…»

( вечер – портрет посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова)

Цель: углубление знаний учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

-выработка навыка выразительного чтения поэтического текста, его эстетического восприятия;

-показать любовь поэта к своей Родине, его значение в русской литературе;

-воспитание чувства патриотизма, любви, уважения к Родине.

Оформление: на сцене портрет М.Ю. Лермонтова , название вечера «Люблю Отчизну я…», высказывание о Лермонтове, выставка книг « Мятежное сердце поэта» . В центре – столик журнальный, на нем цветы и томик стихов Лермонтова, свечи. За столиком располагаются ведущие . Вечер сопровождается слайдами о жизни и творчестве Лермонтова. Звучат романсы

на стихи поэта .

Библиотекарь: Достоевский писал, что без чувства прекрасного в душе нельзя пускать юное поколение в жизнь. Уроки словесности, преподанные в отзывчивые годы, помогают приобщить юность к родникам русской поэзии, к творчеству Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, Гумилева, Ахматовой… Сегодня мы окунемся в мир поэзии М.Ю. Лермонтова, 200 летие рождения, которого недавно отметило все человечество.

Когда мы произносим это имя, к глубокому восхищению, которое всегда вызывает его поэзия, примешиваются чувство горести и сожаления от ранней утраты. Да, не было во всей мировой литературе столь великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано! Лермонтов погиб, не достигнув 27 лет. Но его имя стоит в ряду величайших русских поэтов , вслед за именем А.С. Пушкина.

Автор Садырова Ляззат Турганбековна
Дата добавления 09.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 336
Номер материала MA-064637
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓