Главная / Информатика / Лучший пользователь Разработка олимпиады по информатике

Лучший пользователь Разработка олимпиады по информатике

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЕЙСКИЙ МОРСКОЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»




















Лучший пользователь



Разработка олимпиады по информатике

для специальности 230101

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети


1 курс, 2 семестр


















2008

СОГЛАСОВАНО

Заведующий радиотехническим отделением

ФГОУ СПО «ЕМРПТ»

________________ А.Г. Диценко


«____» _____________ 2007г.

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети


ОДОБРЕНО

на заседании цикловой комиссии

информационных технологий и

вычислительной техники

Протокол №___от «___» _____________ 2007г.


Зам. директора

по учебной работе О.Д. Ермаченкова


«____» _____________ 2007г.


Председатель Л.И. Мартыненко























Составители: Преподаватели ФГОУ СПО «Ейский

морской рыбопромышленный техникум» М. В. Алексеева




Раздел 1 Организационная часть


Наименование мероприятия: «Лучший пользователь»

Тип мероприятия: Олимпиада среди студентов 2 курса групп В-207, специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети


Цели мероприятия:

  1. Развитие творческих способностей учащихся;

  2. Повышение их интереса к учебному предмету «Информатика»;

  3. Привлечение учащихся к участию в конкурсной деятельности

  4. Повышение качества обучения студентов специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

  5. Поощрение студентов за высокое качество обучения и высокий уровень знания теоретического и практического материала

  6. Стимулирование процессов внедрения информационных технологий в учебный процесс

  7. Повышение заинтересованности студентов в качестве полученных знаний

  8. Формирование нового, творческого мышления

  9. Формирование способности к анализу и обобщению

  10. Формирования навыков поведенческих реакций в нестандартных ситуациях

  11. Воспитание упорства, целеустремленности, веры в собственные силы


Место проведения: Лаборатория информатики и вычислительной
техники № 407 ФГОУ СПО «ЕМРПТ», кабинет №407



Оборудование:

  1. Персональные компьютеры

  2. Мультимедиа

  3. Проектор

  4. Настенные часы

  5. Бланки для ответов

  6. Раздаточный материал



Организаторы:

1. Общее руководство, организация и проведение:
1.1 Преподаватель информатики ФГОУ СПО «ЕМРПТ» Алексеева М.В.

Раздел 2 Общие положения


Конкурс проводится на базе студентов 2 курса группы В-207, обучающихся по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.

К участию в конкурсе допускаются все желающие.

На первом часе пары проводится теоретический (отборочный) тур, на котором каждая группа представляет команду из 11 человек. Теоретический тур конкурса проходит в форме тестирования.

На втором часе пары проводится открытый практический тур, в котором принимают участие:

-по 3 студента от каждой группы, набравшие наибольшее количество баллов в отборочном туре.

-по 8 студентов от каждой группы, не прошедших во второй тур, в качестве активных болельщиков.

Схема проведения конкурса:

1 тур теоретический (отборочный):

Участникам выдается список вопросов теста из разделов курса «Информатики»(см. Приложение 1), время ответа на вопросы 40 минут. Во второй тур проходит 3 участника

2 тур (открытый практический):

Участникам выдаются варианты практических заданий по темам: «Обработка текстовой информации» и «Обработка графической информации» ( см. Приложение 2). На выполнение заданий отводится 35 минут.

Во время выполнения участниками заданий олимпиады студенты-болельщики отвечают на дополнительные вопросы, решают ребусы и головоломки, связанные с информатикой( см. Приложение 2). Вопросы задаются с помощью мультимедиа, ребусы и головоломки раздаются и собираются членами счетной комиссии.

Подбор конкурсных заданий:

При подборе конкурсных заданий необходимо руководствоваться следующими основными критериями и положениями:

  1. оригинальность задания или идеи, на основе которой составлен вопрос, причем под оригинальностью понимается не только оригинальность формулировки, условия задания (оригинальность «сообщения»), а оригинальность подхода к ее решению (т.е. оригинальность «информации»);

  2. отсутствие двусмысленностей или же неоднозначностей в вопросах и ответах;

  3. наличие заданий различного уровня сложности и нескольких заданий, которые доступны каждому участнику (задания «утешительного характера»);

  4. задание должно охватывать все разделы дисциплины «Информатика»



Методика оценки заданий конкурса «Лучший пользователь»

Основные составляющие предлагаемой методики:

1 тур оценивается по 1 баллу за правильный ответ участника;

2 тур оценивается следующим образом:

Для участников: Задание №1 - до 15 баллов, учитывается качество изображения, соответствие выбранной теме.

Задание №2 – 8 баллов.

Баллы снимаются за:
неправильно оформленный шаблон -1 балл;
ошибки при форматировании документа -1 балл
не отгаданное слово- 0,25 балла за ошибку

Для болельщиков: 1. 1 Ребус- 1 балл.

2. Венгерские головоломки - основное задание 1 балл за каждое слово; дополнительное задание – по 2 балла за слово

3. Ответы на вопросы – 0,5 балла правильный ответ на 1 вопрос.

Баллы снимаются за: выкрики с места, некорректное поведение

Дополнительные задания: Анаграмма(переставить буквы и получить новое слово ) – 0,25 балла за слово.
Анаграмма(получить слова, связанные с информатикой) -0,25 балла за слово.


Победители определяются в личном и командном первенствах по сумме набранных баллов. Баллы болельщиков прибавляются к общекомандному результату группы


Использованные источники:

  1. Информатика, - Еженедельное ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «Первое сентября», №11, 2000 г.

  2. Олимпиады, конкурсы, викторины, - Приложение к научно-методическому журналу «Информатика и образование», 2005


Раздел 3 Сценарий проведения мероприятия

Каб. № 212, 1 тур

Ведущий: «Все наше достоинство заключено в мысли» - сказал Б. Паскаль. Сегодня мы проводим олимпиаду по информатике. Кто из вас лучший пользователь, у кого быстрее работают извилины, какая из команд сплоченнее и активнее – все это мы узнаем к концу нашего конкурса.

Ведущий: Представляем членов компетентного жюри:
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________


Ведущим объявляются условия выполнения заданий 1 тура, раздаются бланки ответов на вопросы, черновики для выполнения заданий. Время выполнения заданий1 тура – 40 мин

По окончании времени, члены счетной комиссии собирают бланки ответов, члены жюри проверяют работы, используя шаблон.

Во время проверки работ для участников олимпиады проводится рефлексия (на специальных бланках они дорисовывают картинку, которая отражает их настроение после первого тура).

Объявляются победители 1 тура.

Для проведения 2 (практического) тура, победители и не вышедшие во второй тур члены команд от каждой группы переходят в Лабораторию информатики и вычислительной техники № 223. Участникам 2 тура выдаются задания для выполнения практической части за компьютером, остальные участники от команд групп отвечают на вопросы, отгадывают ребусы и венгерские головоломки, коллективно обсуждая ответы. В каждой группе выбирается капитан, который руководит процессом обсуждения. Для ответов на вопросы используются карточки с буквами.

По истечении времени каждого задания собираются бланки с ответами у болельщиков, оцениваются результаты работ участников второго тура.

Победители объявляются после проверки и оценивания всех заданий членами жюри на следующий день после проведения олимпиады.


Задания теоретического (отборочного ) тура ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Теоретический тур проходит в форме теста. Из предложенных ответов на каждый вопрос только один правильный.

1. Некий исполнитель проставляет 0 или 1 в каждую из имеющихся в его распоряжении 10 клеточек. Количество чисел, которое можно закодировать таким образом, равно

а) 1000 б) 10 в) 1024 г) 256 д) 512

2. В корзине лежат шары (белые и черные). Среди них — 4 белых. Сообщение о том, что достали белый шар, несет 3 бита информации. Сколько всего шаров было в корзине?

а) 4 б) 8 в) 3 г) 16 д) 32

3. Голубой цвет на одном компьютере с объемом видеопамяти 125 Кб кодируется числом 0011. Какова разрешающая способность графического дисплея?

а) 640 х 200 б) 320 х 400 в) 640 х 800 г) 512 х 400 д) 640 х 400

4. Для хранения текста требуется 84 000 бит. Сколько страниц займет этот текст, если на странице размещается 30 строк по 70 символов в строке?

а) 7 б) 3 в) 5 г) 2 д) 4

5. Объем жесткого магнитного диска составляет 210 Мб. Сколько потребуется времени, чтобы распечатать на

лазерном принтере (скорость печати — 1024 симв./сек.) содержимое всего диска, при условии, что на нем хранится только текстовая информация?

а) 3584 сек б) 3584 мин. г) 448 мин. в) 448 сек. д) 1792 мин.

6. Дисплей имеет разрешающую способность в графическом режиме 640 x 400 пикселей. Какова разрешающая способность дисплея в текстовом режиме, если разрешающая способность "текстовой" позиции в пикселях равна 8 х 20?

а) 10 строк по 80 позиций в строке

б) 80 строк по 20 позиций в строке

в) 40 строк по 40 позиций в строке

г) 16 строк по 100 позиций в строке

д) 20 строк по 80 позиций в строке

7. Гибкий двухсторонний диск имеет объем 360 Кб. Сколько дорожек будет на диске, если каждая дорожка содержит 9 секторов, а в каждом секторе размещается ровно 1024 символа из 16-символьного алфавита?

а) 40 б) 80 в) 9 г) 10 д) 20

8. Дано выражение не (не a и b), где а и b — логические величины. При выполнении какого из следующих логических высказываний данное выражение будет ложным?

а) а и b имеют значение ложь

б) а и b имеют значение истина

в)ни а, ни b не имеют значение ложь

г) а имеет значение ложь, b истина

д) а имеет значение истина, b ложь

9.В какой из строк таблицы истинности, составленной для логического выражения X или не Y и Z, допущена ошибка?

И — истина Л — ложь Р — результат

X Y Z P X Y Z P

а) Л Л Л Л г)И И Л Л

б)И И И И д)Л Л И И

в) И Л И И

10. При каких значениях числа X логическое выражение не((Х > 3) или (X < -3)) принимает значение ложь?

а) Х= -3 б)Х=5 в) Х= 1 г) Х= 3 д)Х=0

11. Среди перечисленных ниже чисел в различных системах счисления наибольшим является ...

а) 23 (основание системы счисления — 4);

б) 23 (основание системы счисления — 16);

в) 23 (основание системы счисления — 10);

г) 23 (основание системы счисления — 8).

12. Мультимедиа — это ...

а) наличие у компьютера звуковой карты и видеокарты;

б) графическое изображение на экране;

в) изображение на экране компьютера со звуковым сопровожде­нием;

г) внешнее устройство, позволяющее считывать компакт-диски.

13. Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?

а) Принтер; б) монитор с ЭЛТ; в) системный блок; г) модем; д) ЖК-монитор.

14. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает ...

а) все стороны данного объекта;

б) некоторые стороны данного объекта;

в) существенные стороны данного объекта;

г) несущественные стороны данного объекта.

15. Общим свойством машины Бэббиджа и современного компьютера является способность обрабатывать ...

а) числовую информацию;

б) текстовую информацию;

в) звуковую информацию;

г) графическую информацию.

16. Компьютер, подключенный к Интернету, обязательно имеет ...

а) IP-адрес;

б) web-сервер;

в) домашнюю web-страницу;

г) доменное имя.

17. Модем, передающий информацию со скоростью 28 800 бит/с, за 1 с может передать ...

а) две страницы текста (3600 байт);

б) рисунок (36 Кбайт);

в) аудиофайл (360 Кбайт);

г) видеофайл (3,6 Мбайт).

18. В целях сохранения информации гибкие диски следует оберегать от ...

а) холода; б) света; в) магнитных полей; г) перепадов атмосферного давления.

19. Основы теории алгоритмов были впервые заложены в работе ...

а) Чарльза Бэббиджа; б) Блеза Паскаля; в) С. А. Лебедева; г) Алана Тьюринга.

20. Первую вычислительную машину изобрел ...

а) Джон фон Нейман; б) Джордж Буль; в) Норберт Винер; г) Чарльз Бэббидж.

21. В модели RGB в качестве компонентов применяются основные цвета

а) красный, зеленый, синий; б) голубой, пурпурный, желтый; в) красный, голубой, желтый;

г) пурпурный, желтый, черный.

22. Первая программа была написана ...

а) Чарльзом Бэббиджем; б) Адой Лавлейс; в) Говардом Айкеном; г) Полом Алленом.

23. Первоначальный смысл английского слова «компьютер» — ... .

а) вид телескопа; б) электронный аппарат; в) электронно-лучевая трубка; г) человек, производящий расчеты.

24. Сколько бит в слове ИНФОРМАТИКА?

а) 11; б) 88; в) 44; г)1.

25. Web-страницы имеют формат (расширение) ...

а) *.txt; б) *.htm; в) *.doc; г) *.ехе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Задание №1, 2 практического тура

  1. Конкурс художников (20 мин).

Создание фантастического рисунка по одной из предложенных тем (общее название темы — «Третье тысячелетие»).

Выберите один их пяти предложенных ассоциативных рядов слов и словосочетаний. По выбранному варианту постарайтесь «додумать» сюжет фантастической истории и нарисовать к нему иллюстрацию. На рисунке в правом нижнем углу поставьте номер выбранного варианта. Сохраните в формате без ощутимой потери качества изображения под именем «Третье тысячелетие» в Общий каталог домена\Студенты ЕМРПТ\ ФИО\. Вставьте в качестве фона на пустой слайд презентации. Сохраните презентацию в своей папке.

Варианты ассоциативных рядов:

1) Игральные карты, кошачья улыбка, девочка, сломанные часы, белый кролик, говорящее яйцо, королева, синяя гусеница.

2) Космический корабль, зеркальные цветы, зеленый разбойник, девочка, папа-космонавт.

3) «Машина времени», динозавры, извержение вулкана, хищные растения, птицы-помощники, туристическое летающее «блюдце», храбрецы из VII В.

4) Мудрые собаки-голованы, космическое путешествие, дикая воюющая планета, красное солнце, великое перемирие.

5) Подводный город, путешествие по дну океана, древние затонувшие суда, дрессированные кашалоты, коралловые леса, исследователи в батискафе.

  1. Конкурс Кроссворд (15 мин.).
    Создайте в текстовом редакторе документ, содержащий кроссворд и вопросы к нему. Шаблон кроссворда скопируйте из документа D:\ Olimp\ Шаблон кроссворда.doc. Заполните, отформатируйте кроссворд согласно предложенного образца. Сохраните под именем «Кроссворд» в своей папке на диске А:\ .

Кроссворд


1





2


3






4





5










6

7








8




















9




















10






11






По горизонтали:

2.Основное электронное устройство компьютера.

7.Режим работы персонального компьютера, отличающийся повышенной (по сравнению с базовой, основной ) тактовой частотой.

8.Элемент матричного принтера.

9.Данные, расположенные по графам (колонкам).

10.Вид связи.

11.Изобретатель системы кодирования информации, использующей символы точку тире.


По вертикали:

1.Несколько транзисторов, объединенных в схему, осуществляющую элементарные операции по обработке информации.

3.Машина, управляемая по программе.

4.Буква греческого алфавита.

5.Мигающий или выделенный другим способом указатель на экране, определяющий позицию вводимого символа, выбранный файл и т.д.

6.Операция, производимая с файлом при работе компьютера.


Приложение 3

Вопросы для команд болельщиков

  1. Ребусы (10 мин)

hello_html_642fd429.png

hello_html_642fd429.png

hello_html_642fd429.png

hello_html_642fd429.png

Ответы: Сервер, Абак, папка, драйвер


  1. Третий — лишний (5 мин)

Для каждого из выделенных курсивом терминов при­ведены три определения, одно из которых не соответ­ствует термину. Необходимо указать это определение.


1. Линейка — это...

а) часть окна текстового редактора Microsoft Word, используемая для установки полей, отступов и т.п.;

б) прибор для вычерчивания прямых линий или для измерений;

в) полоса в нижней или в правой части экрана компьютера в текстовом редакторе, используемая для быстрого перемещения текста в окне (для скроллинга)?

2. Зависание — это...

а) бесконечное выполнение цикла в программе;

б) особое состояние компьютера;

в) остановка вертолета в воздухе над какой-то точкой?

3. Звезда — это...

а) небесное тело;

б) тип топологии локальной сети;

в) символ на клавиатуре, используемый в адресе электронной почты?

4. Путь — это...

а) направление, маршрут движения;

б) перечисление всех папок (каталогов), в ко­торые вложен файл;

в) указание способа перехода от одного опера­тора программы к другому?

5. Собака — это...

а) разговорное название символа "&";

б) домашнее животное;

в) разговорное название символа, используемо­го в адресах электронной почты?

6. Ярлык — это...

а) отметка в некотором месте программы, с помощью которой можно перейти в это место;

б) значок на экране, щелкнув мышью на кото­ром можно открыть некоторую программу, документ или папку;

в) листок с наименованием товара и другими сведениями?

7. Ячейка — это...

а) разговорное название элемента оперативной памяти;

б) элемент электронной таблицы;

в) элемент базы данных, содержащий инфор­мацию об одном объекте?

8. Трек — это...

а) жаргонное название участка магнитного дис­ка, образуемого при форматировании;

б) спортивное сооружение;

в) структура данных, в которых применен прин­цип "первым пришел — последним вышел"?




  1. Венгерские головоломки ( 20 мин)

В головоломках, называемых венгерскими, слова за­писываются "змейкой" — их можно читать в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева на­право, снизу вверх и т.п.), но не по диагонали. Так, слово ИНТЕРПРЕТАТОР может быть представлено сле­дующим образом:

hello_html_m6d96cf03.jpghello_html_m702ba05a.jpg Квадрат может делиться на любые геометрические фигуры







Задание 1

В таблице записаны названия 10 устройств ввода-вывода информации в персональном компьютере.

hello_html_450f057b.jpghello_html_4799631e.jpg

Ответы

1. Графопостроитель. 2. Джойстик. 3. Дигитайзер. 4. Клавиатура. 5. Микрофон. 6. Модем. 7. Монитор. 8. Мышь. 9. Принтер. 10. Сканер.


Задание 2


hello_html_7cdabaa3.jpghello_html_m295e6467.jpg

Записанные слова

  1. Изменение программы с целью переноса ее на конкретной ЭВМ или для решения частной задачи.

  1. Минимальная единица измерения информации.

  1. Несколько транзисторов, объединенных в схему, осуществляющую элементарные операции по обработ­ке информации.


  1. Структурный элемент блок-схемы, которому в программе соответствует полный условный оператор.

  2. Документ, содержащий связи с другими доку­ментами.

  3. Отображение предметного мира в форме знаков, сигналов, чертежей, звуков, текстов и т.п.

  4. Регулируемый параметр монитора.

  5. Логическая операция.

  6. Совокупность правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между двумя или несколькими устройствами или процессами.


  1. Несколько соединенных между собой компьютеров.

  2. Устройство, вычисляющее сумму.

  3. Знак, применяемый для записи чисел.

13. Рисунок, начертание букв.

Ответы

1. Адаптация. 2. Бит. 3. Вентиль. 4. Ветвление. 5. Гипертекст. 6. Информация. 7. Контрастность. 8. Отрицание. 9. Протокол. 10. Сеть. 11. Сумматор. 12. Цифра. 13. Шрифт.

Приложение 4

Дополнительные задания

Анаграмма: переставить буквы и получить новое слово

Вам будут предложены некоторые слова. Необходи­мо переставить их буквы так, чтобы получилось слово, связанное с информатикой и компьютерами. Напри­мер, из слова "док" можно получить слово "код", а из слова "иголка" — "логика". Заметим, что слово, обра­зованное перестановкой букв, составлявших другое сло­во, называется "анаграмма" (Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1986). Так же обычно называ­ют игру, заключающуюся в формировании слов из букв (может быть, не всех) другого слова.

1. Великд.

2. Граммпора.

3. Вредайр.

4. Корсет.

5. Лайф.

6. Макросмехи.

7. Накал.

Ответы: Евклид, программа, драйвер, сектор, файл, микросхема, канал.


Анаграмма: получить слова, связанные с информатикой

Необходимо из букв слова по правилам анаграммы сфор­мировать слова, связанные с информатикой, связью, электроникой, компьютерами и т.п. В формируемом слове каждая буква должна встречаться не большее число раз, чем она встречается в заданном слове (слово­сочетании) . Например, из слова "монитор" можно по­лучить слова "тор", "ром", "мир", "рот" и др., но нельзя получить слово "ротор" (поскольку в слове "монитор" только одна буква "р").

  1. КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ.


Лучший пользователь Разработка олимпиады по информатике
  • Информатика
Описание:

Наименование мероприятия: «Лучший пользователь»

Тип мероприятия:  Олимпиада среди студентов 2 курса  групп В-207, специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

 

Цели мероприятия:

  1. Развитие творческих способностей учащихся;
  2. Повышение их интереса к учебному предмету «Информатика»;

3.      Привлечение учащихся к участию в конкурсной деятельности

4.      Повышение качества обучения студентов специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

5.      Поощрение студентов за высокое качество обучения и высокий уровень знания теоретического и практического материала

6.      Стимулирование процессов внедрения информационных технологий в учебный процесс

7.      Повышение заинтересованности студентов в качестве полученных знаний

8.      Формирование нового, творческого мышления

9.      Формирование способности к анализу и обобщению

10.  Формирования навыков поведенческих реакций в нестандартных ситуациях

 

11.  Воспитание упорства, целеустремленности, веры в собственные силы

Автор Алексеева Марина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 703
Номер материала 25831
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓