Логоритмическое
занятия с детьми с нарушением речи по теме «Дикие животные».
Работая
с детьми с общим недоразвитием речи, с клиническим проявлением моторной алалии
и дизартрии, педагоги группы принимают во внимание, что у детей с нарушением
речи наблюдаются: отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность,
незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений,
несформированность навыков интеллектуальной деятельности, памяти, замедленность
восприятия, снижение внимания к музыкальному звучанию. Задача
состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов
исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. И
педагогический процесс для детей с нарушением речи, опирающийся на средства
логоритмики, наиболее эффективен, актуален, действенен.
Логоритмика
– это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются
с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии,
преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции
неречевых и речевых психических. Укрепляется костно-мышечный аппарат,
развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия,
правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность
ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование
движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов
в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов,
поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой
произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается
правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания,
оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной
моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы,
звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика
для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения,
сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а
также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и
музыкальные игры.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие
задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение
лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти,
совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных
движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и
просодических компонентов, творческой фантазии и воображения. Предлагаем конспект
логоритмического занятия по теме: «Дикие
животные» в подготовительной логопедической группе.
Цель: Выработка четких,
координированных движений во взаимосвязи с речью.
Обучающие
задачи:
· Учить детей выражать свои чувства и распознавать
чувства других через мимику, жесты, движения.
· Учить навыкам словообразования слов.
· Учить эмоционально-чувственному восприятию. Развивающие
задачи:
· Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание,
дыхание, зрительную память. ·Развивать
речевые и мимические движения, общую и тонкую моторику. ·Развивать
мелодико-интонационную и темпо-ритмическую стороны речи.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать у детей доброжелательное отношение
к животным.
· Укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.
Оборудование: барабаны, бубен, мяч,
игрушки - медведь, заяц, лиса, ёжик, волк, белка.
Инструкции педагога
|
Действия детей
|
Дети
входят в зал под марш бодрого характера, образуют круг.
Легкий бег. Смена движений ходьбы и бега.
В лес сегодня на
прогулку
Приглашаю вас
пойти.
Интересней
приключенья
Нам, ребята, не
найти.
Друг за дружкой
становитесь,
Крепко за руки
беритесь.
По дорожкам по
тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
И лесных зверей
Обязательно
найдем.
Вот мы и пришли в
лес.
|
Построение
в пары. Перестроение из пар в линейку и наоборот.
Образуют
круг.
|
Какие звери живут
в лесу?
Покажите –
как лисёнок
высматривает мышку,
голодного и злого
волка,
проворную
белочку,
свернувшегося в
клубок ёжика.
Ёжик проснулся и
запыхтел. Дыхательное упражнение.
Смотрите, а вон
на дереве сидит белочка. Перепрыгивает с одного дерева на другое.
Белка с ветки в
свой домишко
Перетаскивала
шишку
Белка шишку уронила.
Прямо в Мишку
угодила.
Застонал, заохал
Мишка:
-На носу вскочила
шишка!
|
Дети бросают мяч
по кругу, вспоминая животных.
Дети изображают
мимикой характерные черты.
Дети складывают
пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох. Дуют на
пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
Движение глаз
влево-вправо., вверх-вниз.
Дети выражают
мимикой смену настроений в стихотворении. Проговаривают последнюю строчку с
разной интонацией. (Саша, Нина, Марина)
|
А как называются
детеныши у медведя, лисы, волка и т. д.
Покажем, как они
ходят лесные звери.
|
Игра с мячом.
Дети перекидывают мяч и называют детенышей.
На низкую музыку
дети идут как «мишки», на средние звуки бегут как «лисички», на высокие звуки
прыгают как «зайки»
|
Какие у нас
замечательные зайки.
Зайка взял свой
барабан
И ударил:
трам-там-там!
А как зайки
стучат на барабанах? Педагог проговаривает ритм та-ТА-та, ТА-та-та и т.д. (длительность
меняется)
|
Дети
воспроизводят его: стучат по сиденью стульчиков, хлопают и топают
одновременно.
|
Зайчата так
развеселились, что разбудили медвежат.
Медвежата в чаще
жили, головой своей крутили. Вот так!
Медвежата мёд
искали, дружно кустик раскачали. Вот так!
Вперевалочку
ходили и из речки воду пили. Вот так!
А потом они
плясали, выше лапы поднимали. Вот так!
Посмотрите, какие
на столике стоят игрушки. А теперь закройте глазки. Какой игрушки не стало?
|
Дети выполняют
движения
Переступают с
ноги на ногу, вертят головой в разные стороны.
Идут
вперевалочку, раскачиваются.
Идут
вперевалочку, делают вид, что пьют воду.
Пляшут, высоко
поднимая колени.
Дети называют,
какую игрушку убрали.
|
Слушание музыки.
|
«Зайчик дразнит
медвежонка» пьеса Д. Кабалевского. Беседа о музыкальном произведении.
Какими звуками
музыка изображает медвежонка? Зайчика?
Какой характер и
настроение у этой пьесы?
|
Пение
|
«Про зайца».
Музыка Н. Берестовой, слова Н. Рубцова.
«Медведь». Музыка
Г. Портнова, слова В. Сусловой.
Проговаривание
текста песен по две и четыре строчки. Уточнение артикуляции трудных звуков.
|
Мальчик с
пальчик, где ты был?
- долго по лесу
бродил !
Встретил я
медведя, волка, зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку,
синичку,
Встретил лося и
лисичку.
Всем подарки
подарил, волк меня благодарил.
|
Четыре раза
сгибать большой палец левой руки.
Четыре раза
сгибать большой палец правой руки.
Большой палец
правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.
Четыре пальца
последовательно сгибаются – кланяются.
|
А как вы думаете,
как благодарил волк?
Разговор Лисы и
Зайца.
«Зу-су-зу-су,
Зайка, где ты был?»- «В лесу.
За-са-за-са, ты
не съешь меня Лиса?»
|
Волк воет:
«У-у-у-у-у-у» (Тихо, громко, с разной интонацией)
Проговаривают с
вопросительной и утвердительной интонацией.
|
Игра «Лиса и
зайцы»
Дети сидят на
стульях по кругу («зайцы»). Вне круга ставиться стульчик (дом лисы). Дети
закрывают глаза, логопед обходит круг и тот до кого он дотронется становиться
«лисой». Далее дети три раза говорят сначала тихо, а потом громко:
Дети «зайцы» под
музыку прыгают по залу, с концом музыки прячутся, а «лиса» их ловит.
|
«Хитрая лиса, где
ты покажись,
хитрая лиса,
поиграй с нами, покружись».
«Лиса» -«Я здесь,
я здесь, я вас ищу, догоню; не отпущу».
|
Под
марш спокойного характера дети уходят из зала.
Литература:
- Картушина
М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» Творческий центр Сфера
Москва 2005
- Рычкова
Н.А. – «Логопедическая ритмика», « ГНОМ и Д», 2000
- Радынова
О.П.- «Музыкальное развитие детей», Москва «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 1997
- Журнал
«Музыкальный руководитель» №3 2007, стр. 56
- Журнал
«Музыкальный руководитель» №6 2006, стр.65
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.