Дифференциация
букв б-д в словах, предложениях.
Цели: научить сравнивать
буквы б-д по начертанию; дифференцировать буквы на письме в словах ,
предложениях; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; уточнение и
активизация словаря; развивать оптические представления, логическое мышление, развивать
грамматический строй речи; совершенствовать память, внимание; воспитывать умение
слушать и слышать; воспитывать прилежание, аккуратность.
Оборудование: предметные
картинки (белка, дятел), слоговая таблица, набор предметных картинок, таблица с
геометрическими фигурами, карточки для самостоятельной работы, набор сюжетных
картинок, ножницы.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Отгадать загадку
1. В сосне
дупло,
В дупле
тепло.
А кто в
дупле
Живет в тепле? (белка)
- Какой
первый звук в этом слове?
-
Какой буквой он обозначается на письме?
2. Я по
дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под
корой -
Все
равно он будет мой! (дятел)
- Какой первый
звук в этом слове?
-
Какой буквой он обозначается на письме?
II. Сообщение
темы занятия.
-
Сегодня мы будем работать по различию согласных б-д на письме.
III. Уточнение
артикуляции.
- Произнесите
звук [б]. Как мы его произносим? Губы смыкаются, размыкаются, образуется преграда.
Звуки [б], [б`] обозначаются буквой «б». Буква “б” напоминает силуэт белки,
хвост которой направлен вверх.
На доску вывешиваю картинку
с белкой.
- Произнесите звук [д]. Как мы
его произносим? Кончик языка упирается в десны. Звуки [д], [д`] обозначаются
буквой «д». Буква “д” вписывается в силуэт дятла.
На доску
вывешиваю картинку с дятлом.
- Запоминаем наши
опоры:
звук
[б] – взрываются губы, буква “б” – хвост белки,
звук
[д] – язык упирается в десны, буква “д” – хвост дятла.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Чтение
слоговой таблицы.
Сначала по цепочке, затем
хором.
2. Игра “Зашифруй – расшифруй
слово”.
-
Откройте ваши тетради, напишите сегодняшнее число.
Сейчас
мы будем зашифровывать слова: вместо слова со звуками [б], [б`]
рисуем треугольник, вместо слова со звуками [д], [д`] – квадрат.
дорога, работа, прибежал,
загадал, рубль, денек
Вывешиваю таблицу.
-
Проверьте правильность написания.
- А теперь будем
расшифровывать: вместо треугольника напишите слово с буквой «б», вместо
квадрата – слово с буквой «д».
3. Гимнастика для пальцев.
-
Слушайте внимательно, после выполнения назовите слова со звуками
[б-д].
Этот пальчик –
дедушка,
Этот пальчик –
бабушка,
Этот пальчик –
папочка,
Этот пальчик –
мамочка,
Этот пальчик – я.
Вместе
дружная семья.
4. Графическое письмо.
-
Запишем слова графически: радуга, сундук, брызги, бублик, дедушка, добрый,
будильник.
--д---, ---д--,
б-----, б-б---, д-д----, д-б---, б-д------.
- В
какой позиции стоят буквы «б», «д» в словах, какие они по счету в каждом слове?
5. Самостоятельная работа по
карточкам.
Переставь
слоги так , чтобы получились слова. Запиши слова парами
по
образцу.
Образец: наряд – 5
нарядов.
V. Физкультминутка
-
Поскольку отличительный элемент буквы «б» (хвостик) направлен вверх, а «хвостик»
буквы «д» – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слова со звуками
[б], [б`], и будете приседать, когда услышите слова со звуками [д], [д`]:
дом, банк,
боты, бант, духи, два, забота, рыба, дорога, денёк, задача, воробей.
6. Игра “Угадай предмет”.
- Если
вы назовете слово, которое совпадет с изображением на обороте,
то получите картинку.
Посмотрим, у кого будет больше картинок.
--б--- (собака), б---б-- (барабан),
б--- (бусы), -д---- (удочка), --б- (рыба), --д-- (ведро), ----д- (гнездо),
б----- (берёза)
- Напишите слова, которые
запомнили.
VI. Зрительная гимнастика
Следить за снежинками вправо, влево,
вверх, вниз, по диагонали.
7. Лента слов.
Каждому ученику
раздаётся лента (полоска бумаги, на которой написаны слова без пробелов) и ножницы.
Ученику необходимо разрезать ленту на слова, из которых составить предложение и
записать его в тетрадь.
дачанастояларекиберегу
холоднаябылаколодцеввода
Дача
стояла на берегу реки. В колодце была холодная вода.
8. Работа с предложениями.
Каждому
ученику раздается карточка с предложением. На доску
вывешиваются
сюжетные картинки. Ученик выходит к доске, находит
картинку,
дает классу задание: написать всё предложение, написать
слова со звуками [б], [б`]
или слова со звуками [д], [д`].
VII. Подведение итогов.
- Ребята, каких результатов мы достигли на
уроке? Что у вас получилось? Что было трудно? Что хотелось бы повторить? Что
пока не удаётся?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.