Главная / Логопедия / Логопедическое занятие на тему "Звуки [Р], [Р’]".

Логопедическое занятие на тему "Звуки [Р], [Р’]".

Логопедическое занятие.

Автор: учитель – логопед Комкина Галина Александровна



ТЕМА: Звуки [Р], [Р’].


ЦЕЛЬ: дифференциация звуков [Р], [Р’] по твёрдости-мягкости.


ЗАДАЧИ:

  • закреплять навык правильного произношения звуков [Р], [Р’] в словах и предложениях;

  • совершенствовать звуковой анализ слов;

  • активировать и расширять словарь;

  • закреплять навык пользования приставочными глаголами;

  • формировать навык чтения;

  • отрабатывать дикцию;

  • расширять кругозор;

  • упражнять в согласовании числительных и существительных;



  • обеспечивать атмосферу психологического комфорта;

  • воспитывать культуру общения, вежливость, выдержку;

  • учить оценивать результаты своей деятельности;



  • развивать умения применять свои знания;

  • развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;

  • развивать общую и мелкую моторику, пространственную координацию.


ОБУРУДЫВАНИЕ:

  • картинный материал по темам ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПРОДУКТЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ПОСУДА;

  • сигнальные карточки;

  • цифровые ряды, фишки для обозначения звуков;

  • кассы букв;

  • карточки со шкалой оценивания;

  • книга К.А. Порцевского «Моя первая книга о космосе».














ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Орг. момент.

Логопед: Чья это песенка?

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…

Дети : Колобок.



  1. Словоизменение (согласование числительных и существительных).

Логопед: Вечером катился Колобок по тропинке. От нечего делать звезды считал.

Дети: Одна звезда, две звезды и т.д.



  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Вдруг видит - катиться по небу другой колобок.

Удивился Колобок и спрашивает: «Ты кто?» (дети повторяют

с вопросительной интонацией).

Молчит Небесный Колобок. Захотел Колобок подкатиться поближе,

а Небесный Колобок от него.

Катиться, катиться Колобок, вдруг видит,

стоит Машина – скорая шина.

Дети: - Почему стоишь машина?

Один: - Би-би-би! Спустила шина!

Дети: - Ш-ш-ш!

Один: - Умоляю - выручайте!

Поскорее накачайте!

Логопед: Колобок помог добрать Машине – скорой шине до автомастерской.

Дети садятся перед зеркалом и выполняют упражнения артикуляционной гимнастики:

  • Массаж щёк (осмотр машины снаружи);

  • Произнесения звука [А] с различной силой голоса (открывание капота);

  • Движения языка вверх, вниз, влево, вправо (осмотр двигателя машины);

  • Рот закрыть (двигатель в порядке, капот закрыли);

  • Присасывание языка к нёбу (снимаем колесо с проколотой шиной);

  • Быстрые движения назад-вперёд широкого кончика языка за верхними зубами (подкатываем новое колесо);

  • Присасывание языка к нёбу (закрепляем колесо на месте старого);

  • Упражнение «Насос» из комплекса дыхательной гимнастики Стрельниковой (подкачиваем колёса).



  1. Использование приставочных глаголов.

Дети проговаривают все действия с машиной.

Логопед: Можно ехать. Машина из ворот – ВЫЕХАЛА, по улице – ПОЕХАЛА, вокруг колодца - ОБЪЕХАЛА, к мосту – ПОДЪЕХАЛА, через мост – ПЕРЕЕХАЛА

. Остановилась Машина – скорая шина и говорит: «Не догнать мне Небесный Колобок. Может тебе Паровоз – сто колёс поможет?».


  1. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Логопед: Покатился Колобок на вокзал. Какой?

Дети: Железнодорожный.

Логопед: Путь мы сможем продолжить только после погрузки вагонов

В них вы должны погрузить вещи в названиях, которых есть звуки [Р], [Р’].

Уточнение артикуляции ([Р] – рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжён, под воздействием сильной воздушной струи кончик языка вибрирует; [Р’] – губы растянуты в более широкую улыбку, кончик языка продвигается вперёд и опускается к краям верхних зубов) .

Логопед: Сделаем небольшую разминку:

  • Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук Р и два раза , когда услышите звук Р.

Л Р РЬ В Р М РЬ П РЬ РЬ Р ЛЬ

  • Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз, если услышите звук Р и два раза, если услышите звук Р.

РА – МА – РЯ – ДЯ – РИ – ТИ – РО – ЛО – РЕ

  • Я буду читать слова, а вы хлопните в ладоши один раз, если услышите звук Р и два раза, если услышите звук Р.

КАРАНДАШ ВОДА РЕДИСКА ЛОДКА

КАРЕТА ДВЕРЬ ОЧКИ РАКЕТА


Детям выдаются предметные картинки по темам: обувь, одежда, головные уборы, посуда, овощи, фрукты, продукты, посуда. Дети выбирают картинки со звуками [ Р], [ Р’] на заданную тему.

Логопед: В первый вагон загружаем предметы в названиях, которых звук [Р].

Во второй вагон предметы в названиях, которых звук [Р’].

Дети прикрепляют нужные картинки. Упражнение выполняют самостоятельно.



  1. Фонопедическое упражнение по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.

Логопед: В путь!

Дети встают по кругу и движутся, изображая поезд.

Дети: - Паровозик, подожди!

Там же речка впереди!

Один: - Я поеду по мосту.

До свидания! Ту-ту-ту!

Логопед: Дети:

Станция Дорожкино, «топ-топ» в низком регистре,

хлопая ладонями по коленям.

Станция Лукошконо, crescehdo на звук О, разводя руки в

сторону, показывая большую

корзину.


Станция Засушкино, штрит-бас на звук А.


Станция Каструлькино, glissando на звук А от самого

высокого звука до самого

низкого, показывая высоту голоса.


Станция Морковкино, «ших, ших…»

Станция Перловкино, коротко произносят «Х,Х,…»,

резко сжимая пальцы в кулак.


Станция

Немножкино-Картошкино, произносят короткие звуки У,

сначала в высоком регистре и

постепенно понижая звук до

низкого, показывая высоту голоса.


Станция Тарелкино, «пых, пых…» - энергично выдыхая,

руки на поясе, поднимая и опуская

плечи.



  1. Подбор слов со звуками [Р], [Р’].

Логопед: Устал Паровоз – сто колёс. Только Небесный Колобок всё впереди. Остановился Паровоз и говорит: «Не догнать мне его.

Может тебе Вертолёт – быстролёт поможет?»

Покатился Колобок на… аэродром. Пройти туда вы сможете,

если назовёте слова со звуками [Р], [Р’] в начале слова, в середине, в конце.

Дети называют слова, соответствующие задания. Один ребёнок с помощью сигнальной карточки оценивает выполняемое задание


  1. Деление слов на слоги.

Логопед: С нами полетят ещё эти забавные пассажиры. омогите им занять свои места. Количество слогов в названиях животных поможет вам определить номер места.

Дети самостоятельно выполняют это упражнение. Совместная проверка.

Дети : Вот готовится в полёт

Винтокрылый вертолёт!

Ни разгона, ни разбега,

Раскрутили винт – и в небо!



  1. Игра на умение ориентироваться в пространстве.

Под музыку дети двигаются за ведущим, изменяя направление

движения в соответствии со схемой, которую показывает педагог.



  1. Звуковой анализ.

Логопед: Опустился Вертолёт-быстролёт на землю и говорит:

«Не догнать мне Небесный Колобок.

Может, тебе Ракета поможет?»

Прикатился Колобок на… космодром.

Занимаем места в Ракете.

Чтобы Ракета взлетела, нужно отгадать код взлёта. Вот его схема.

  • Сколько звуков в лове?

  • Первый звук согласный, он дважды встречается в слове КОСМОС.

  • Второй и пятый звуки одинаковые. Это последний звук в слове ПОЛЁТ.

  • Третий звук – это ударный звук в слове ЗВЕЗДА.

  • Четвёртый звук найдём в слове КОСМОДРОМ. Но стоит на седьмом месте.

Дети называют звуки, обозначают их фишками и буквами, читают слово СТАРТ.


  1. Сообщение о планете Луна с иллюстрациями из книги К.А.Порцевского «Моя первая книга о космосе».

Логопед: К взлёту готовы?

Дети: пять, четыре, три, два, один…Старт!

Логопед: Как ни быстро бежал Небесный Колобок,

а догнала его Ракета.

Обрадовался Колобок и закричал: «Ты кто?»

Дети: Луна.

Логопед: Самая близкая к Земле планета-спутник Луна издавна манила людей. Луну рассматривали в телескопы, пытаясь увидеть на её поверхности моря и равнины.

Воды на Луне нет, а морями зовутся низменности, заполненные застывшей лавой. Когда-то на Луне извергалось много вулканов. Их раскалённая лава устремлялась в низменности, образовывая «моря».

Так выглядят лунные кратеры. Они появились от ударов о лунную поверхность гигантских метеоритов. Солнечные лучи не достают до дна кратеров.

На Луне много гор. Они расположены по краям кратеров и образуют кольцо. Ширина некоторых кратеров более 200 метров, но есть среди них и совсем маленькие, шириной в несколько метров. И низменности и горные вершины на Луне покрыты слоем космической пыли.

Землю от Луны отделяют почти 400 тысяч километров. Космические ракеты долетают до Луны за 2-3 дня. В самолёте полёт до Луны продолжался бы около трёх недель. В автомобиле и на поезде пришлось бы мчаться до Луны более полугода. Пешком человек бы дошёл за пятьдесят лет.

Первые путешествия к Луне совершили в 1956 году советские космические ракеты. Советские и американские станции много раз облетали Луну: доставляли туда лунные лаборатории, которые фотографировали планету-спутник и брали пробы грунта. Первопроходцем на Луне был «Луноход – 1», снабжённый телевизионными камерами, радиоантеннами и приёмниками.

Более подробно о Луне, о других планетах, о том, как подняться в космос и что такое невесомость вы можете узнать, прочитав книгу Константина Алексеевича Порцевского «Моя первая книга о космосе».


  1. Подведение итогов занятия.

Логопед: А нам пора возвращаться. Наша Ракета мчится вперёд,

планета Земля обратно нас ждёт.

Дети , изображая полёт ракеты, возвращаются за рабочие столы.

Логопед: Мы помогли Колобку познакомиться со своим Небесным другом. Много препятствий было на нашем пути, и мы их достойно преодолели.

Оцените каждый результат своей работы с помощью специальной шкалы.

Дети делают отметки на шкале оценивания. Логопед индивидуально

обсуждает с детьми результаты работы на занятии, опираясь на шкалу оценивания.








Логопедическое занятие на тему "Звуки [Р], [Р’]".
  • Логопедия
Описание:

 

 ЦЕЛЬ: дифференциация звуков [Р], [Р’]  по твёрдости-мягкости.

 ЗАДАЧИ:

  • закреплять навык правильного произношения звуков [Р], [Р’] в словах и предложениях;
  • совершенствовать звуковой анализ слов;
  • активировать и расширять словарь;
  • закреплять навык пользования приставочными глаголами;
  • формировать навык чтения;
  • отрабатывать дикцию;
  • расширять кругозор;
  • упражнять в согласовании числительных и существительных; 

 

  • обеспечивать атмосферу психологического комфорта;
  • воспитывать культуру общения, вежливость, выдержку;
  • учить оценивать результаты своей деятельности;

 

  • развивать умения применять свои знания;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику, пространственную координацию.

 

 

Автор Комкина Галина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 460
Номер материала 34862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓