Главная / Логопедия / Логопедическое занятие на тему " Звуки Р-Рь. Лексическая тема "Зимующие птицы"

Логопедическое занятие на тему " Звуки Р-Рь. Лексическая тема "Зимующие птицы"

Тема занятия

« Звуки Р , Рь »

Падежное управление, согласование существительных

с прилагательными в роде, числе, падеже.

Лексическая тема « Зимующие птицы».


Цели занятия:

  • автоматизация произношения звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях ;

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;

  • воспитание фонематических процессов;

  • прививать познавательный интерес;

  • формировать позитивное эмоциональное состояние на занятиях.


Оборудование: фишки (индивидуальный и демонстрационный материал), цифровой ряд, плакаты с заданиями, сюжетные картинки, картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки.


Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Психогимнастика «Птички».

  • Изобразить озябших, голодных птиц.

  • Показать, как обрадовались птички, когда им насыпали крошек.

  • Показать воробья, испугавшегося кошки.

  • Показать радостного воробья, убежавшего от лап кошки.

  1. Основная часть занятия.

Сообщение темы занятия.

Отгадайте мои загадки. В ответах-отгадках есть звуки, которые мы будем повторять. В первой отгадке этот звук стоит 3, во второй отгадке звук стоит на 5 месте.


«Маленький мальчишка

В сером пиджачишке

По дворам шныряет, крошки подбирает» ( Воробей).


«На шесте дворец,

Во дворце певец

А зовут его….» (Скворец).


Какой звук услышали в словах воробей, скворец? (Р, Рь)


Характеристика звуков по акустическим признакам.

Работа с артикуляционными профилям, индивидуальными зеркалами

Как расположены артикуляционные органы при произнесении звуков Р-Рь?

  • Рот-широко открыт;

  • Зубки- на большом расстоянии друг от друга;

  • Язычок- широкий, кончик языка поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами;

  • Горлышко- гудит;


Характеристика звука:

  • Какие это звуки-гласные или согласные? (Согласные, звонкие)

  • Чем отличаются звук Р от звука Рь ?

  • Звук Р – твердый, а звук Рь – мягкий.

  • Символ звука синий кружок.


Проверка правильности произношения звуков отдельными детьми


Развитие фонематических процессов.

Игра «Поймай звук».

Хлопни в ладошки, когда услышишь звуки Р- Рь.

А У Е Р П Ш А Рь К З Л В Р Н Б Ю Ы Р Т А В З Ш Щ Р Рь.


Автоматизация произношения в слогах.


ра

ря

ро

рё

ру

рю

ры

ри

ро

рё

ру

ро

ры

ру

ра

ро

ру

рю

рю

ры

ри

ро

ри

ры

ры

ри

ря

ри

ра

ра

ре

рэ

рэ

ре

рю

рэ

рё

ря

рю

ра


Преобразовать слово, заменив твердый гласный звук на мягкий, правильно прочитать получившие слова парами.

Игра « Наоборот».


РАД

РЯД

ШАР

ШАРЬ

РОВ

РЁВ

ПАР

ПАРЬ

РЫСЬ

РИС

ХОР

ХОРЬ

БРАК

БРЯК

УДАР

УДАРЬ


Добавить слог к слогу и прочитай получившиеся слова.

ЖУ ( РА) ВУШКА,

ВО (РО) НА
СО (РО) КА
СНЕ (ГИРЬ)
ТЕТЕ (РЕВ)
ПЕ (РЕ) ПЕЛКА
КУ (РИ) ЦА
ВО (РО) БЕЙ
СКВО (РЕЦ).


Автоматизация произношения Р-Рь в словах.

Падежное управление. Работа по сюжетной картинке « Зимующие птицы».


« Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

В гости первый день недели

К нам синицы прилетели».


  • Кто прилетел в кормушку?

  • Ворона, сорока, воробей, синичка, снегирь.

  • Какие это птицы?

  • Зимующие

  • К кормушке зимой не могут прилететь?

  • Куропатки, тетерева, рябчики.

  • Кого мы увидели на кормушке?

  • Воробьев, ворон, сорок, снегирей.

  • Когда наступит весна и с юга вернуться к нам:

  • Грачи, жаворонки, журавли.

  • Мы радуемся встрече с ….

  • Грачами, скворцами, жаворонками.

  • Какие это птицы?

  • Перелетные.


Согласование существительных с прилагательными.


Отгадай загадку, правильно ответь на вопросы. Разыщи отгадку на картине «Птицы».


«Черный , проворный кричит : «Крак»,

Червякам –враг!» (Грач).

Грач - какой: черный, проворный.


« Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок

Завертелась, как волчок.»

Синица- какая? ( Шустрая).


Словарная работа: шустрая, пестрый, проворный.


Физкультминутка. Проговаривание физкультминутки сопровождается имитацией движений.


Игра « Вороны».

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались

Во все горло разорались: кар, кар, кар!

Вдруг собаки выбегают, ворон крикливых разгоняют.


Звуки Р- Рь в предложениях. Работа с деформированным предложением.

  • Юркий воробей собирать крошки.

  • Хитрая ворона бросать орех.

  • Курица высиживать цыплят.

  • Красногрудый снегирь не бояться морозов.

  • Дятел у крепкий клюв.

  • Перепелка маленький пестрая птичка.

  • Воробей бояться кошки.


Анализ двух предложений по схеме.


  1. Развитие мелодико-интонационной стороны речи.


« ЖУРАВУШКИ»

Журавушки журавли

Оторвались от земли.

Крылья к небу вскинули,

милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавушки журавли!


Кто быстрее запомнит и правильно повторит стихотворение.

Проговаривание стихотворения все вместе;

Индивидуальное проговаривание стихотворения.


  1. Итог занятия.

Вы справились со всеми заданиями. Молодцы!





hello_html_414a7d76.png


hello_html_76008b28.png

Логопедическое занятие на тему " Звуки Р-Рь. Лексическая тема "Зимующие птицы"
  • Логопедия
Описание:

Тема. Звук и буква Р-Рь. Лексическая тема "Зимующие птицы"

Цель: автоматизация произношения сонорных звуков Р-Рь в слогах, словах, предложенияхработа по развитию лексико-грамматического строя речи, накопление словаря по теме "Зимующие птицы", учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Прививать познавательный интерес, формировать позитивное , эмоциональное состояние на занятии.

 Занятие рекомендовано для проведения в группе учачихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.t

Автор Михальчук Елена Ивановна
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1130
Номер материала 6876
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓