Учитель-логопед
МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ
Исмагилова
Ирина Александровна
Конспект
логопедического занятия для детей с нарушением чтения и письма по теме:
"Звукобуквенный анализ и синтез слов"
Цели:
Образовательные:
упражнять
детей в определении количества и последовательности звуков, букв в словах. Коррекционные:
совершенствование умений анализа и синтеза
звукового состава слова;
развитие мелкой моторики;
развитие органов
артикуляционного аппарата;
развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию
к процессу обучения;
формирование трудолюбия,
целеустремленности в работе.
Оборудование:
Предметные картинки, карточки с заданиями, звуковая схема слов, ручки, тетради,
индивидуальные зеркала.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Всё ль на
месте,
Всё ль в
порядке,
Ручки,
книжки и тетрадки?
Каждый день
– всегда, везде,
На уроке и
в игре
Смело,
чётко говорим,
И красиво
все сидим.
-
Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу
улыбнитесь.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого
необходимо подготовиться. Поставьте зеркала в рабочее положение. Вспомним
Сказку о веселом язычке.
- Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения
«Лопатка»). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ
«Трубочка»). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Открывают
широко рот) - то закрывались (Закрывают рот). Он часто красил двери (Выполняют
упражнение «Сладкое варенье»), потолки (Выполняют упражнение «Маляр»). Когда
было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Выполняют
упражнение «Качели»). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку
(Дети выполняют упражнение «Иголочка»).
- Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно
дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите
спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики
становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт
«два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.
III. Постановка цели.
– Я говорю слова.
Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?
Кролики шутки гроза сурок сушки
экран
|
|
|
|
|
|
Делается вывод о
важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв
в словах. (…иначе слово может потерять значение или изменить его).
– Сегодня на занятии мы
будем упражняться в определении количества и последовательности звуков, букв в
словах.
IV. Пальчиковая
гимнастика.
- Ребята, мы также будем
работать в тетрадях, и чтобы
наш подчерк был красивым, сделаем самомассаж рук.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по
внешней стороне ладони.
Очень холодно
зимой,
Мерзнут ручки – ой,
ой, ой!
Надо ручки нам
погреть,
Посильнее
растереть.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок,
вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем
влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели
карандаш.
Мы точилку
раскрутили
Острый кончик получили.
V. Определение количества и последовательности звуков,
букв в словах.
1. “Найди отличие”.
– Я говорю слова. Чем
эти слова отличаются по звучанию? Определите количество звуков в каждом слове.
СОР – СПОР
КОМ – КОРМ
|
ЩЕКА – ЩЕПКА
КРЮКИ – КРЮЧКИ
|
ВЕКИ – ВЕТКИ
СТОЙКА – СТРОЙКА
|
– Запишите пары слов.
Подчеркните букву, которой различается каждая пара.
2. Составь слово.
– Посмотрите на доску.
Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв. (Слова предъявляются
последовательно.)
О, Н, С
|
О, М, Х
|
Т, О, Н, З
|
Н, И, Т, Б
|
Г, А, Р, Д
|
– Запишите получившиеся
слова.
3. Подбор слова к
схеме.
– Прочитайте слова,
которые вы записали. Посмотрите на доску. Какое слово подходит к данной схеме?
Почему?
|
(БИНТ)
|
4. Вставь
пропущенную букву.
– Возьмите карточки.
Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.
ПО…УШКА
|
СТ…АНА
|
ГАЛ…ШИ
|
КО…ЛЕНОК
|
БОРО…А
|
– Запишите слова.
Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.
Прочитайте буквы в
кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД)
Кто такой дрозд?
5. Физкультминутка.
– А сейчас представьте,
что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений
и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга,
вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.
Улиткина неделя.
В понедельник за
калитку
Бодро выползла улитка,
Чтоб сказать во вторник: “Да,
Навещу-ка я дрозда!..”
В среду солнце припекало –
Под березой подремала,
Но настал четверг, и вот –
В ручеек спустила плот.
Пятницу переправлялась.
Вновь на берег поднималась,
И уже в субботу, днем,
Встретилась с дружком – дроздом,
Потому что в воскресенье
Был у друга день рожденья.
(Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)
6. Добавь звук.
– Я говорю слова.
Правильно я сказала? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите
слово правильно.
ЗУАСТЫЙ
СТОГИЙ
|
ХЛОДНЫЙ
СОНЕЧНЫЙ
|
ВКУНЫЙ
МОРОЗАЯ
|
– Запишите слова
в столбик.
(При записи слов
обращается внимание на орфограммы.)
VI. Итог занятия.
– Что мы сегодня делали
на занятии?
– Почему важно в
правильной последовательности читать и писать буквы?
– Что изменится, если
мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?
Оценивается работа каждого ученика.
-До свидания!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.