Главная / Логопедия / Логопедическое занятие для детей с нарушением чтения и письма по теме: "Звукобуквенный анализ и синтез слов"

Логопедическое занятие для детей с нарушением чтения и письма по теме: "Звукобуквенный анализ и синтез слов"

Учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ

Исмагилова Ирина Александровна

Конспект логопедического занятия для детей с нарушением чтения и письма по теме: "Звукобуквенный анализ и синтез слов"


Цели: 

Образовательные:

упражнять детей в определении количества и последовательности звуков, букв в словах. Коррекционные:

совершенствование умений анализа и синтеза звукового состава слова;

развитие мелкой моторики;

развитие органов артикуляционного аппарата;

развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Воспитательные:

воспитывать положительную  мотивацию к процессу  обучения;

формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.


Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, звуковая схема слов, ручки, тетради, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

- Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Поставьте зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке.

- Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка»). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка»). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Открывают широко рот) - то закрывались (Закрывают рот). Он часто красил двери (Выполняют упражнение «Сладкое варенье»), потолки (Выполняют упражнение «Маляр»). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Выполняют упражнение «Качели»). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка»).

- Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

III. Постановка цели.

– Я говорю слова. Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?

Кролики шутки гроза сурок сушки экран






Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв в словах. (…иначе слово может потерять значение или изменить его).

– Сегодня на занятии мы будем упражняться в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.

IV. Пальчиковая гимнастика.

- Ребята, мы также будем работать в тетрадях, и чтобы наш подчерк был красивым, сделаем самомассаж рук.

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили

Острый кончик получили.

V. Определение количества и последовательности звуков, букв в словах.

1. “Найди отличие”.

– Я говорю слова. Чем эти слова отличаются по звучанию? Определите количество звуков в каждом слове.

СОР – СПОР
КОМ – КОРМ

ЩЕКА – ЩЕПКА
КРЮКИ – КРЮЧКИ

ВЕКИ – ВЕТКИ
СТОЙКА – СТРОЙКА

– Запишите пары слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара.

2. Составь слово.

– Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв. (Слова предъявляются последовательно.)

О, Н, С

О, М, Х

Т, О, Н, З

 Н, И, Т, Б

Г, А, Р, Д

– Запишите получившиеся слова.

3. Подбор слова к схеме.

– Прочитайте слова, которые вы записали. Посмотрите на доску. Какое слово подходит к данной схеме? Почему?

hello_html_298b6557.png

(БИНТ)


4. Вставь пропущенную букву.

– Возьмите карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.

ПО…УШКА

СТ…АНА

 ГАЛ…ШИ

 КО…ЛЕНОК

 БОРО…А

– Запишите слова. Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.

Прочитайте буквы в кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД)

Кто такой дрозд?

5. Физкультминутка.

– А сейчас представьте, что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга, вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.



hello_html_5273ce3.png

Улиткина неделя.

В понедельник за калитку 
Бодро выползла улитка,
 
Чтоб сказать во вторник: “Да,
 
Навещу-ка я дрозда!..”
 
В среду солнце припекало –
 
Под березой подремала,
 
Но настал четверг, и вот –
 
В ручеек спустила плот.

Пятницу переправлялась. 
Вновь на берег поднималась, 
И уже в субботу, днем, 
Встретилась с дружком – дроздом, 
Потому что в воскресенье 
Был у друга день рожденья. 
(Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)

6. Добавь звук.

– Я говорю слова. Правильно я сказала? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите слово правильно.

ЗУАСТЫЙ
СТОГИЙ

ХЛОДНЫЙ
СОНЕЧНЫЙ

ВКУНЫЙ
МОРОЗАЯ

  – Запишите слова в столбик.

(При записи слов обращается внимание на орфограммы.)

VI. Итог занятия.

– Что мы сегодня делали на занятии?

– Почему важно в правильной последовательности читать и писать буквы?

– Что изменится, если мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?

Оценивается работа каждого ученика.

-До свидания!





















Логопедическое занятие для детей с нарушением чтения и письма по теме: "Звукобуквенный анализ и синтез слов"
  • Логопедия
Описание:

Познавательное, интересное занятие для детей с нарушением чтения и письма по теме: "Звукобуквенный анализ и синтез слов"

Цели занятия:

Образовательные:

упражнять детей в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.

Коррекционные:

совершенствование умений анализа и синтеза звукового состава слова;

развитие мелкой моторики;

развитие  органов артикуляционного аппарата;

развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Воспитательные:

воспитывать положительную  мотивацию к процессу  обучения;

 

формирование трудолюбия, целеустремленности в работе. 

Автор Исмагилова Ирина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 754
Номер материала 26713
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓