Логопедическое
пособие
Речевой
тренажёр «Забавные дорожки»
Разработчики:
учитель-логопед МАДОУ
«Детский
сад общеразвивающего вида №31»
Воробьева
О.М.
учитель
классов со сложной структурой дефектов
МБС(К)
ОУ №128
Варлашова
Елена Владимировна
(Двухстороннее
пособие с подвижной частью для коррекции и развития речевого дыхания.)
Игра позволяет эффективно работать над преодолением
нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании и коррегировать
речь у детей с ФНР, ФФНР, ОНР.
Данное пособие разработано с учетом дидактического
принципа – от простого к сложному, что позволяет применять её в работе с детьми
разного возраста и способствует индивидуализации и повышению эффективности
коррекционно-образовательного процесса.
1 сторона тренажёра предназначена для детей с 3 лет. В игре могут принимать участие до 4
человек.
Описание пособия:
Большое зелёное поле, разделённое на 4 дорожки
и подвижная часть со съёмными элементами. В конце каждой дорожки на фоне неба
находятся «ворота» разной геометрической формы (треугольник, прямоугольник,
квадрат, полукруг), над которыми прикреплены кармашки для заданий. Над воротами
могут крепиться головы гномов без носа. У каждого гнома разное выражение лица,
качество бороды и колпачки с отверстиями для шнуровки. Отдельно прилагаются
паралоновые носы на резинках.
Задачи игры на 1 стороне:
- упражнение детей в отрабатывании плавного
длительного и короткого резкого направленного речевого выдоха;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие эмоционального восприятия и
тренировка лицевых мимических мышц;
- развитие мелкой моторики посредством
шнуровки колпачков гномов и надевания носиков;
- развитие и закрепление лексики и грамматики
по карточкам из кармашков;
- развитие слухового, зрительного восприятия, внимания,
памяти, логики
- развитие связной речи: закрепление умения
отвечать на вопросы, давать описание гномов или предмета по заданию
карточки…
- формирование умения находить и называть
части головы;
- закрепление геометрических форм и основных цветов.
Ход игры:
1 вариант.
–Ребёнок выбирает
дорожку или ворота определённой формы;
– Используя хорошую
плавную или короткую воздушную струю на выдохе старается “загнать” шарик в
ворота;
– Выполняет задание
с карточки, заранее помещённое в кармашек.
Например: собери разрезную картинку, прохлопай ритм, назови одним словом
предметы на картинке, посчитай ворот, расскажи стихотворение с таким
настроением, как у твоего гнома, назови 1-й звук на предложенных картинках,
какой общий звук в слогах (словах)…
2 вариант.
– Ребёнку предлагают
выбрать гнома по описанию: с мягкой (…белой, короткой …) бородой или с весёлым
(сердитым, печальным, удивлённым) выражением лица, или с колпачком
определённого цвета и прикрепляют его над воротами по своему усмотрению или по
просьбе взрослого.
– Спрашивают:
“Какой формы ворота?”
– Взрослый просит
повторить выражение эмоции на лице гнома.
– Спрашивают: “
Чего не хватает на лице? Где должен находиться нос?“
– Напротив ворот
кладут выбранный цветной нос и дуют плавно или резко (как скажет взрослый),
чтобы нос закатился в ворота.
–Затем ребёнок прикрепляет
нос на лице гнома и дополнительно может сделать шнуровку на колпачке.
2 сторона
тренажёра “Забавные дорожки”
Является
усложнённым вариантом первой игры. Для детей с 4-х лет.
Описание
пособия.
Большое зелёное
поле, но выполненное в виде лабиринта и небольшой подвижной частью с
разноцветными домами разной высоты, цвета, отличным количеством окошек, дверями
разной геометрической формы. Крыша домов одновременно является кармашками для
карточек с заданиями (букв, картинок). На поле с лабиринтом присутствуют
условные места с водоёмом, болотом, песком, лесом, полем, снегом. Путь по
лабиринту можно начинать из 3-х отправных “точек”. К игре прилагается цветной шнурок,
коктейльные трубочки, ватный и бумажный шарик, картинки, карточки-задания,
маленькие игрушки, буквы, гномы.
Задачи игры на 2 стороне:
- упражнение детей в отрабатывании плавного
длительного и короткого резкого направленного речевого выдоха;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие эмоционального восприятия и
тренировка лицевых мимических мышц;
- развитие мелкой моторики посредством
шнуровки колпачков гномов и прокладывания дорожки из цветного шнурка;
- развитие и закрепление лексики и
грамматики;
- развитие слухового, зрительного восприятия,
внимания, памяти, логики;
- развитие связной речи: закрепление умения
отвечать на вопросы, давать описание гномов или предметов по заданию-
карточки…;
- формирование умения находить и называть
части головы;
9. закрепление
артикуляционных поз, фонематического слуха, слоговой структуры, автоматизация
звуков,
развитие и
закрепление лексики и грамматики по карточкам-заданиям;
10. развитие навыка
ориентирования на плоскости по инструкции педагога и с опорой на схему;
11. закрепление
геометрических форм, счёта и цветовой палитры;
12. развитие
целостности восприятия.
Ход игры:
На поле-лабиринте
заранее расставляются мелкие игрушки или кладутся выбранные взрослым картинки,
в кармашки помещают задание-карточку или букву. (зависит от цели занятия).
I вариант:
Ребёнок выбирает
гнома по просьбе взрослого с опорой на тактильные ощущения (знание
эмоционального состояния лица, цвета колпачка) и предполагает, где живёт этот
гном.
Жил на свете
добрый гном.
Он построил себе
дом.
Рад он будет вам
всегда –
Дверь имеет 3
угла.
Путь не
близок, не далёк
Дом найди скорей,
дружок!
Удивлённо
смотрит гномик
На малюсенький
свой домик.
Скорей мячик ты
возьми
В гости к
гномику кати.
Гномик сильно
рассердился,
В синий домик
поселился.
В гости к
гномику пойди
И его развесели.
Плачет гномик–
Он печальный.
Он разбил цветок нечаянно
В гости ты к нему зайди
И цветочек принеси.
Дом найдёшь ты без труда,
Он такой как борода.
Дальше ребёнок
должен увидеть путь к этому гному из определённой точки отправления (от ягодки,
бабочки, цветка) или из правого нижнего угла (левого угла, от середины нижнего
края поля).
–Выбранный путь
ребёнок старается показать с помощью лёгкого ватного или бумажного шарика,
используя собственный выдох, выдох через трубочку для коктейлей или проложить
цветным шнурком.
–По мере “прохождения”
к цели ребёнок запоминает пройденные участки поля ( игрушки, картинки).
–Когда путь будет
пройден, ребёнок называет всё, что встретилось ему на пути. (В это время
автоматизируем нужный звук)
–Дополнительно
можно выполнить задание, заранее положенное в кармашек - крышу.
Другие варианты:
Гномы могут
отсутствовать.
–Ребёнка просят
продуть (проложить) дорожку к самому высокому (низкому…) дому, с красными
(жёлтыми, зелёными, синими) стенами, к дому, у которого 1 (2,3,4) окошка, двери
полукруглой (квадратной, треугольной, прямоугольной) формы.
–Ребёнок самостоятельно
выбирает домик и “проходит” к нему, после чего
ребенок
пересказывает свой путь.
– Выбрать дом с
буквой на крыше и по ходу к нему расставить игрушки (положить картинки), в
которых присутствует обозначенный буквой звук.
– Выбрать дом
с определённым количеством окон и по ходу к нему расставить игрушки (положить
картинки), в которых присутствует такое же количество слогов.
– Расставить
(разложить картинки) с животными, обитающими в лесу, в водоёме, жарких странах,
на севере.
– Посчитать,
сколько членов семьи у животных (мелкие игрушки : львы, бегемотики, дельфины…)
и рассказать, кто чем занимается…
Исходя
из задач занятия вариант игры обновляется.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.