Тема:
«Звук «и»»
Цели:
1. Закрепить
правильную артикуляцию звука «и» и правильное произношение звука в словах;
2. Упражнять
в умении слышать звук в потоке других звуков и выделять звук из начала слов;
3. Упражнять
в умении проводить анализ слова «иа»;
4. Упражнять
в умении определять родовую принадлежность имени существительного;
5. Упражнять
в умении составлять предложения из двух слов по вопросам.
Оборудование:
Наборное полотно
«Чудесные ворота», «Волшебные колпачки», д/и «Поезд», картинки, куклы, указки.
Ход
занятия
1. Организационный
момент
- сядьте
девочки первого ряда, второго ряда.
- сядьте
мальчики второго ряда, первого ряда.
2. Постановка
цели занятия
·
Сегодня
мы отправимся путешествовать в страну звуков.
Перед вами «сказочные ворота». Они откроются и мы начнем свое путешествие,
когда вы ответите на вопросы.
·
Повторение
изученного материала
o
Какие
звуки вы научились правильно произносить и слышать? («а», «у», «и»)
o
Как
называются эти звуки? Почему?
o
Каким
сигналом они обозначаются?
o
Какой
звук вы учились правильно произносить и слышать на прошлом занятии? «и»
·
Вы
правильно ответили на все вопросы, и мы можем начинать наше путешествие. Во
время путешествия вы будете учиться правильно произносить и слышать звук «и» в
словах, составлять схему слова.
o
Итак,
добро пожаловать в страну звуков!
3. Характеристика
звука
1.
Артикуляция
звука
ü Вспомните
ребята, какую песенку поют лошадки («и»).
ü Давайте
все вместе споем эту песенку: («и»).
ü Как
работают губы, когда мы произносим звук «и»? (улыбаются)
ü Какую работу
выполняет язык? (язык лежит во рту спокойно).
ü Что делает
кончик языка? (упирается в нижние зубы).
2.
Акустические
свойства звука
ü
Какой
это звук? («гласный» - т.к. воздух не встречает преграду).
ü
Каким
сигналом он обозначается? (красным квадратом).
4. Дифференциация
звука в потоке других звуков
- В
стране, по которой мы путешествуем, можно услышать разные звуки. Я назову звуки
про себя, а вы угадайте, какие звуки я произнесла.
1.
Беззвучное артикулирование звуков:
«а»
- рот широко открыт
«и»
- губы улыбаются
«у»
- губы трубочкой
2.Беззвучное
артикулирование звуковых сочетаний
- А сейчас я назову про себя несколько
звуков, а вы скажите, какие звуки я назвала?
«ау», «аи», «уа», «иу».
3. Узнавание звуков в потоке других звуков
- Во время путешествия вы должны быть очень
внимательными, чтобы могли услышать звук «и».
- Я назову звуки, а вы посчитайте сколько
раз я назвала звук «и». Услышав звук «и» откладывайте сигнал перед собой.
У, а, и, а, ы, и,
а, у, э, и, ы, о, у, э, и, ы, у, э, а, ы, и,
а, у. (5)
- Сколько
раз я назвала звук «и»?
5. Анализ
слова «иа»
1.
В
стране звуков все звуки между собой живут очень дружно. И
из этих звуков можно составить разные слова.
-
У меня есть два «волшебных колпачка»
-
Я надену «колпачок» и ты скажешь звук «и»
-
Я надену «колпачок» и ты скажешь звук «а»
-
Если мы произнесем звуки вместе, какое слово получиться?
«иа»
- индивидуально хорош.
2.
Скажите,
ребята, сколько звуков вы произнесли? (2)
Какой
первый звук? («и»)
Какой
второй звук? («а»)
Расскажите,
что вы знаете о каждом звуке?
1-ый
звук «и» - гласный т.к. воздух не встречает преграду, обозначается
2-ой
звук «а» - гласный т.к. воздух не встречает преграду, обозначается.
3.
Составьте
схему слова: «иа»
Давайте
прочитаем схему слова. Сколько
звуков в этом слове? Назовите
1-ый, 2-ой звуки. Назовите
гласные звуки в слове.
Физкультминутка
«А» - аист
птиц в полете зовет «О»
- осень, осень наступает «У»
- улетают утки вдруг «И»
- иволга спешит на юг «Э»
- эхо слышно за рекой «Е»
- еж, ежата – на покой «Ю»
- юла на юг торопиться, юла хоть и вертится, но это тоже птица «Я» - ястреб
тоже улетает, лист последний опадает
6. Автоматизация
и дифференциация звука в словах
1.
Определение
позиции звука «и» в словах
-
На нашем пути встретилось много разных картинок. Давайте все вместе назовем их.
Инна Иван Ива Индюк
-
Какой звук слышится в начале слов – названий этих картинок? («и»)
-
О ком я могу спросить: «Кто это?» Инна Иван Индюк
Почему?
(Они живые)
-
О чем я спрошу: «Что это?» Об иве – она не живая.
2.
Выделение
звука из начала слов
-
Давайте еще раз назовем имена этих детей. Инна Иван
-
А имена этих ребят начинаются со звука «а». Как их зовут? Аня
Антон
-
Дальше путешествовать мы будем на поезде. Вместе с нами отправляются в
путешествие и эти дети, но они поедут в разных вагонах.
В
первом вагоне поедут те дети, чьи имена начинаются со звука «и», а во втором
вагоне путешествовать будут те дети, чьи имена начинаются со звука «а».
1-ый
вагон 2-ой вагон
Инна Аня
Иван Антон
-
Кто же занял места в первом вагоне, во втором вагоне? (хором)
7. Формирование
лексико – грамматического строя речи
1.
Определение
родовой принадлежности существительных.
-
Сейчас мы с вами зайдем в гости к детям, чьи имена начинаются со звука «и»! Как
зовут детей? Инна Иван
-
Мы пришли в гости и должны сделать подарки детям. Сейчас, вы узнаете, что вы
подарите им.
-
Посмотрите на картинки. Давайте все вместе назовем их. Подарите Инне те
картинки, о словах – названиях которых можно сказать: «моя», а Ивану – те
картинки о словах – названиях которых можно сказать: «мой».
Инна Иван
антенна утюг
утка автомат
ива индюк
(«моя
антенна, дам Инне»).
2.
Работа
над предложением
-
Имя этой девочка начинается со звука «и».
Кто
это? (Инна)
Что
делает Инна? (поет).
-
Скажите двумя словами про Инну: «Инна поет» - индивидуально
и хором.
-Имя
мальчика тоже начинается со звука «и».
Кто
это? (Иван)
Что
делает Иван? (идет)
Скажите
о нем двумя словами: «Иван идет» - индивидуально и хором.
8. Итог
занятия
- Наше путешествие
по стране звуков подходит к концу.
- Какой
звук вы учились правильно произносить и слышать во время нашего путешествия?
(звук «и»).
- Что вы
знаете об этом звуке? (гласный).
- Каким
сигналом он обозначается?
- Сегодня
все очень хорошо работали. Молодцы! Мы закончили наше путешествие по стране
звуков.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.