Главная / Начальные классы / Логопедические приемы в практике учителя начальных классов

Логопедические приемы в практике учителя начальных классов

Логопедические приемы в практике учителя

В условиях реализации ФГОС значимым моментом является сотрудничество учителя со специалистами, в т.ч. с логопедом; т.к. большое внимание в новом Стандарте отводится сформированности у учащихся коммуникативных УУД.

Сегодня я хотела бы поделиться с вами теми приемами, которые вы можете применить на своих уроках, затрачивая минимальное количество времени, но существенно помогая при этом ребенку с логопедическими проблемами.

Итак, у нас есть проблема артикуляции. Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Показываю, как правильно выполнить упражнение по формированию речевого дыхания: воздух набираем через нос, плечи не поднимаются ,выдох длительный и плавный, щеки не надуваем (для начала их можно придерживать руками). Не повторять это упражнение многократно во избежание головокружения.

Эффективным приемом проведения артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика – содружественные движения руки и языка. Каждое артикуляционное упражнение сочетается с определенным положением кисти руки. На слайде вы видите положение органов артикуляции и положение руки. Попробуйте выполнить несколько упражнений: «лопаточка» - расслабленный широкий язык лежит на нижней губе, кисть руки принимает горизонтальное положение; «горка» - кончик языка упирается в нижние зубы, кисть руки с сомкнутыми пальцами опущена вниз; «чашечка» - широкий язык поднимается кверху и, не касаясь верхних зубов образует форму чашечки, кисть руки переворачивается и с сомкнутыми пальцами тоже образует форму чашечки.

Часто наблюдаю, как учитель на уроке затрачивает много времени на объяснение артикуляционной позы при изучении того или иного звука. Здесь также можно использовать этот прием. Например, при изучении буквы эС: дети, покажите мне, в каком положении находится язык при произнесении звука С? Дети вам показывают опущенную вниз кисть руки.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время и усиливает результативность занятий. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и выполнять упражнения по ощущениям.

Для закрепления артикуляции звуков эффективным приемом является фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением определенного речевого материала. С нейрофизиологической точки зрения доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Элементы фонетической ритмики вы можете использовать на своих уроках . Предлагаю вам такой комплекс упражнений, который приемлемо использовать в классной аудитории, не стесняя движений детей. Например, при отработке гласных звуков протягиваем гласный и выполняем движения руками: А (руки вверх и в стороны), О (руки сводим в круг) У (руки перед грудью параллельно друг другу вытягиваем вперед) Э (согнутые в локтях руки приводим к плечам) И (руки параллельно друг другу вытягиваем вверх). При дифференциации согласных звуков С и З : при произнесении звука С – руки перед грудью, имитируем движения насоса; звука З – руки перед грудью в кулачки, выполняем мелкие движения навстречу друг другу.

Элементом фонетической ритмики является проговаривание стихотворений в сочетании с хлопками. Проговариваем стихотворение, на каждую строчку – 4 хлопка (в этом стойле за оградой/ спит и ест моя лошадка и т.д.)

Более активные упражнения можно использовать во время физ. минуток. Такие фонетические разминки на разные звуки речи представлены в Памятках.

Хорошим тренировочным упражнением для улучшения звукопроизношения и дикции является проговаривание скороговорок и чистоговорок. Чтобы минимизировать время на запоминание рекомендую использовать мнемотаблицы – проговаривание с опорой на картинки. На слайде пример мнемотаблицы. Попробуйте проговорить скороговорку по картинкам. Простейшие мнемотаблицы ребенок может сделать самостоятельно.

Многие из вас, наверняка, столкнулись с такой проблемой: дети не дифференцируют буквы, не могут выделить первый или последний звук в слове, затрудняются в определении последовательности звуков в словах. Причиной этому – несформированность фонематических процессов. Для их развития можно использовать традиционные задания: хлопни/ топни/ подними руку, когда услышишь слово с заданным звуком; можно использовать работу с цифровым рядом; с цветными фишками; на начальных этапах развития фонематического слуха можно использовать моделирование: учитель выполняет действие, скрытое от глаз ребенка, а ребенок раскладывает схематические карточки в той последовательности, в которой выполняется действие.

Для развития фонематического анализа рекомендую использовать игру «Прочитай по первым буквам». Примеры карточек представлены на слайдах. Дети могут сделать сами по одной карточке и потом меняться между собой. Используются слова разной слоговой структуры, необходимо соблюдать условие – звук в слове должен быть в сильной позиции.

Чтобы оптимизировать использование всех перечисленных приемов, в качестве одного из видов работы по развитию речи могу предложить логопедические пятиминутки. Они проводятся на каком-то одном уроке, планируются на неделю по следующим разделам: развитие артикуляционного аппарата; работа над общей и мелкой моторикой, преодоление лексико-грамматического недоразвития, развитие речевого дыхания и фонематического слуха. Желательно посвятить их одной лексической теме. Пример логопедической пятиминутки по лексической теме « Насекомые» представлен в памятке.



































Логопедические пятиминутки

Лексическая тема «Насекомые»

День недели

Направление работы

Упражнения

Понедельник

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

«Лопаточка» - широкий язык лежит на нижней губе

«Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднимается к верхним зубам, но не касается их

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком

«Вкусное варенье» - широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз


Вторник

Развитие речевого дыхания и силы голоса


Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать: «ж-ж-ж».
Пчелка, гуди, в поле лети.

С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...


Среда

Развитие мелкой моторики


Жук сидит на веточке.

Вы не бойтесь, деточки.

Попробуйте-ка сами

Пошевелить усами!

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.)


Четверг

Речевая зарядка (проговаривание стихотворения по мнемотаблице)


Все собрав свои дела,
Жужжит и кружится пчела.
Вот важно села на цветок,
Она ведь знает в этом толк,
Суть её земных забот -
Сладкий и душистый мёд.
(Мнемотаблицу см. ниже)


Пятница

Синхронизация речи с движением

Спал цветок (присесть, спрятав голову в колени)

И вдруг проснулся (поднять голову, выпрямить руки)

Больше спать не захотел (опустить руки вдоль тела)

Шевельнулся, потянулся (выпрямить спину, подняться)

Взвился вверх и полетел (отвести руки назад)

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружит и вьется. (имитация движения крыльев)



http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=102906341-39-72&n=17

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=314699069-24-72&n=17

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=74658960-58-72&n=17

Все собрав свои дела,
Жужжит и кружится пчела.

Вот важно села на цветок,
Она ведь знает в этом толк,

Суть её земных забот -
Сладкий и душистый мёд.

Логопедические пятиминутки

Лексическая тема «Профессии»

День недели

Направление работы

Упражнения

Понедельник

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка» - губы растянуть в улыбке, не обнажая зубы

«Трубочка» - высунуть язык, боковые края загнуть вверх, подуть на трубочку

«Качели» - языком тянуться попеременно за верхние и за нижние зубы

«Лопаточка» - широкий язык лежит на нижней губе

«Часики» - двигать языком из одного угла рта в другой под счет учителя

«Маляр» - водить языком по верхнему небу вперед – назад


Вторник

Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Трубач» - вдохнуть, медленно выдыхая, громко произносить ПФ, повторить 4 – 5 раз

Среда

Развитие мелкой моторики

Целый день тук да тук – (руки в кулаки, большой палец вверх

Раздается звонкий звук постукивает по указательным)

Молоточки стучат (стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (пальцы соединить в «крышу»)

Вот какой хороший дом (сжимать-разжимать пальцы)

Как мы славно заживем (вращать кисти рук)


Четверг

Речевая зарядка (проговаривание стихотворения с хлопками)

Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.

(по 4 хлопка на каждую строчку)


Пятница

Синхронизация речи с движением

Мы строгали, мы строгали

Доски гладенькими стали. (имитация движений

Мы пилили, мы пилили, работы с инструментами)

Чтобы ровными все были.

Мы сложили их рядком,

Прибивали молотком.

Получился птичий дом (руки над головой,

Мы на улицу идем показать крышу)

Высоко его прибьем.

Чтобы птички залетали, (имитация движения крыльев)

А котята не достали!




Логопедические приемы в практике учителя начальных классов
  • Начальные классы
Описание:

В разработке описаны логопедические приемы, которые может использовать учитель начальных классов на своих уроках, затрачивая минимальное количество времени, но существенно помогая ребенку с логопедическими проблемами.  В разработке описана работа над постановкой речевого дыхания, описан прием проведения артикуляционной гимнастики - биоэнергопластика, приведены примеры включения в урок элементов фонетической ритмики, использование мнемотаблиц для запоминания стихотворений и текстов, описаны приемы развития фонематического слуха и навыков звукового анализа, представлены примеры логопедических пятиминуток, которые также формируют правильную речь.

Автор Торсунова Валерия Олеговна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 439
Номер материала 11989
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓