Логопедические
упражнения на звук "л"
Подготовительный этап
Занятие 1
Развитие пространственного
восприятия. Релаксация
Птицы готовятся к полету. У них сильные крылья (напряжение). Имитация полета
(расслабление).
— Посмотри и скажи, какая птица находится перед тобой. Оглянись и посмотри, кто
находится за тобой. Кого ты видишь слева, справа?
Развитие моторики пальцев рук
Сорока
Сорока, сорока.
Сорока-белобока.
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости во двор —
Кашу на стол.
Этому — на тарелочке,
Этому — на блюдечке,
Этому — в чашечке,
Этому — в мисочке,
А этому ничего не дала.
— Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
— Вот тебе ложечка
Свари себе кашку.
Тут пень,
Тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
Массаж или самомассаж
Упражнение на дыхание
Выработка правильного диафрагмального дыхания.
Игровое задание «Мячик — ямочка».
— Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух —
образовалась ямочка.
Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют
ветры слабые». Дутье на листочки.
Мимико-артикуляционные упражнения
— Изобрази грустных аистов. Им не хочется покидать родные края. Улыбнись им,
передай свое хорошее настроение.
Упражнения для губ
«Птенчики широко открыли клювы и просят пищу». Открыть широко рот, как при
произнесении звука [а]. Челюсти и зубы напряжены и неподвижны, зубы открыты на
ширину 1,5 пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это
положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.
«Зеленый дятел прощается с соловьем». Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй.
Раскрыть рот, улыбнуться, обнажив все зубы. Удерживать губы и зубы в таком
положении под счет до 5, затем закрыть рот.
Упражнения для языка
«Язычок пролезает сквозь дверную щелочку. Он хочет попрощаться с птицами».
Покусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед.
«Клювы разных птиц». Показать, какой широкий клюв у утки. Широко открыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5—7.
«Клюв аиста». Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае за-труднений
предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Песенки птенчиков».
— Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь.
Произнесение звуков: а-ааа, о-оооо, ууууу, ыыыыы с утрированной артикуляцией; с
изменением силы и высоты голоса.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук». Произносятся звуки [с], [з], [л], [з], [ш], [ж], [л] и др.
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л].
Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, упал, махал, дятел, соловей?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.