Главная / Логопедия / Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 39

пгт. Ильского МО Северский район





Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.





Тема: В лес по грибы.







Подготовила и провела:

учитель – логопед

Софьина И.А.













2014 год

Цель: Сформировать представления о съедобных и не съедобных грибах.

Задачи:

Образовательные:

пополнить и активизировать словарь по данной теме;

практически закрепить названия грибов;

формировать способность к грамматическому оформлению речи (словосочетаний, фраз в монологической и диалогической речи);

Коррекционно-развивающие:

Развивать механизмы скоординированной работы анализаторов.

корректировать вербальную память на основе упражнений и воспроизведения;

развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, логического мышления.

Воспитательные:

формировать представление о природе родного края;

воспитывать разумное и бережное отношение к природе,

воспитывать эмоциональность и адекватность поведения;

воспитывать культуру поведения.

Материал: детские работы «Грибы», выполненные в технике аппликации из пластилина и природного материала, перчаточные куклы: «Лиса», «Волк», «Лягушка», презентация Power Point «В лес по грибы», муляжи грибов, 2 корзины.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

План занятия:

1.Водная часть

1) Приветствие.

2) Мотивация к занятию

2.Основная часть

Введение в тему занятия.

  1. Создание проблемной ситуации.

  2. Фонематическая разминка .

  3. Работа у экрана.

Сообщение темы занятия.

Комплекс упражнений.

  1. Развитие мимикоартикуляторных мышц.

  2. Развитие эмпатий.

  3. Пальчиковая гимнастика

  4. Психологический настрой.

  5. Чистоговорки.

  6. Скороговорки:

  7. Физминутка: «Ваня шёл, шёл, шёл…»

Обобщение, закрепление полученных знаний.

1)Задание «Назови части гриба»

2)Упражнение «Съедобные – несъедобные»

3)Игра «Четвёртый лишний»

4) Игра с мячом «Большой – маленький»

5)Упражнение – загадка «Сколько я грибов нашла? »

6)Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

1)Упражнение-игра «Собери грибы в корзинку»

2) Рефлексия.

Ход занятия

1.Водная часть

1) Приветствие. – Здравствуйте, ребята!

2) Мотивация к занятию.(Театрализованное действие с перчаточными куклами «Уж как шла лиса по тропке»).

Дети, слышите, кто-то по лесу идёт и песенку поёт.

Давайте вместе посмотрим, что вокруг нас происходит.

Волк: (рассказывает)

Уж как шла лиса по тропке,

Грибы сложила в коробку.

Она села на пенёк,

напевала весь денёк:

Лиса: (поёт)

Я давно грибов не ела,

Я грибочков захотела.

Ой, грибы, грибы, грибы,

Вы грибочки мои!

Волк, лягушка, лиса,: (вместе)

Ой, грибы, грибы, грибы,

Грибы вареные!

Ой, грибы, грибы, грибы,

Грибы жареные!

2.Основная часть

Введение в тему занятия.

1) Создание проблемной ситуации.

Логопед:– Ребята, о чём пела лиса? А про что пели наши герои?

Дети:– Они пели про тот грипп, который в носу или про гриб в лесу?

2) Фонематическая разминка .

Логопед:– Выделите последний звук в словах: «грипп» и «гриб».

Дети: - звук п

Логопед:– Какой звук слышите на конце слов?

Вы слышите одинаковый звук (п). Какой это звук?

Дети: - это звук согласный, глухой.

Логопед:– Эти два слова звучат одинаково, а их значение тоже одинаковое?

Дети: нет, грипп – это болезнь, а гриб – растёт в лесу.

3) Работа у экрана:

Логопед: – Покажите – где грипп, а где гриб? (слайд №1)

Сообщение темы занятия.

Логопед: – Кто уже догадался, о чём мы будем говорить?

Дети: - О грибах.

Логопед:– Сегодня на занятии мы заглянем в одно грибное местечко и, выполнив несколько заданий и упражнений, узнаем много интересного про грибы. Я предлагаю вам пойти в лес по грибы. (слайд №2)

Комплекс упражнений.

Логопед:– Чтобы начать наш поход в лес по грибы нам сначала надо хорошенько подготовиться, ведь в лесу можно заблудиться.

1) Развитие мимикоартикуляторных мышц.

Ресничками похлопали, (дети выполняют упражнения)

губками пошлёпали,

Зубки показали,

язычок наказали.

2) Развитие эмпатий.

Друг к другу повернитесь

и друг другу улыбнитесь.

3) Пальчиковая гимнастика

Один, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы)

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашёл, (загибают большой палец)

Этот пальчик чистить стал, (загибают средний палец)

Этот резал, этот ел, (загибают безымянный палец)

Ну а этот лишь глядел! (указательным пальцем грозят мизинцу)

4) Психологический настрой.

Логопед:– Кто ещё пришёл в лес? Что они увидели в лесу? (слайд №3)

Дети:- В лес пришёл кот, мальчик, девочка

Каждый день, всегда, везде:

на занятии, в игре,

ясно, чётко говорим,

всё запомним, повторим.

5) Чистоговорки.

Логопед: - Давайте проговорим чистоговорки

Дети (сопряжённо с логопедом)

бы-бы-бы – в лесу ягоды, грибы

ду-ду-ду – я в корзину их кладу

от-от-от – с нами кот пошёл в поход

ят-ят-ят – на пенёчке пять опят

ал-ал-ал – кот грибочки увидал

ай-ай-ай – как собрать весь урожай?

су-су-су – хорошо в лесу!

6) Скороговорки:

Логопед: - А теперь давайте проговорим скороговорки

Дети (сопряжённо с логопедом)

Опять у пенька пять опят?

Опять у пенька пять опят?

Опять у пенька пять опят?

7) Физминутка: «Ваня шёл, шёл, шёл…»

Ваня шёл, шёл, шёл, (дети выполняют движения)

на тропинке гриб нашёл.

Раз грибок, два грибок –

вот и полный кузовок!

Обобщение, закрепление полученных знаний.

Логопед:– Только вот наши грибники призадумались, как же гриб выглядит? Какие грибы можно собирать, а какие нет? Давайте им поможем

  1. Задание «Назови части гриба» (слайд №4)

Логопед– Расскажите, из каких частей состоит гриб?

Дети: - Шляпка, ножка, споры, грибница.

  1. Упражнение «Съедобные – несъедобные» (слайд№5)

Логопед: - Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

Дети: это те грибы, которые можно кушать

Логопед: А несъедобные?

Дети: это ядовитые грибы, их есть нельзя – можно отравиться и даже умереть

Логопед: Давайте поможем нашим грибникам: какие бывают съедобные грибы, а какие ядовитые

Логопед: В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

Дети: Это БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

Логопед: Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

Дети: Это ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Логопед: В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

Дети: Это ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

Логопед: Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

Дети: Это ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Логопед: Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

Дети: Это ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Логопед: В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд…

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

Дети: Это СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

Логопед: Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

Дети: Это МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Логопед: Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится.

Дети: Это БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

3)Игра «Четвёртый лишний» (слайд №6- 7)

Логопед. Сейчас я проверю, сможете ли вы определить несъедобные грибы. Поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно, назовите грибы, скажите какой гриб лишний и почему.

Дети: Мухомор, белый гриб, подберезовик, груздь. Лишний гриб – мухомор, потому что он не съедобный.

Масленок, бледная поганка, боровик, лисичка. Лишний гриб – поганка, потому что она ядовитая, не съедобная.

4) Игра с мячом «Большой – маленький»

Логопед: - В лесу растут большие грибы и маленькие. Я буду каждому бросать мяч и называть большой гриб, а вы бросать мне мяч обратно и называть маленький грибочек.

Логопед: Большой мухомор-

Ребёнок: маленький мухоморчик

Логопед: белый гриб

Ребёнок: - беленький грибок

Логопед: сыроежка

Ребёнок: - сыроежечка

Логопед: подберёзовик

Ребёнок:- подберезовичек

Логопед: поганка

Ребёнок: - поганочка

Логопед: подосиновик

Ребёнок: - подосиновичек

5)Упражнение – загадка «Сколько я грибов нашла? »

Логопед:

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зелёный моховик

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

-Перечислите названия грибов!

Дети: 5 грибов, подосиновик, две лисички, боровик, моховик.

6)Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

1)Упражнение-игра «Собери грибы в корзинку»

Логопед:– Ребята, сегодня вы славно потрудились. Молодцы! Вы теперь много знаете про грибы. Давайте соберём на полянке съедобные грибы в эту корзинку и подарим нашим гостям, а не съедобные соберём в другую корзинку и подарим нашим зверям в лесу.

2) Рефлексия.(слайд №8)

Логопед: – Чем сегодня занимались? Что нового узнали?

-Ребята, давайте на минуточку превратимся в грибочки. Если вам детки-«грибочки» понравилось наше занятие поднимитесь высоко-высоко к солнышку, а те детки –«грибочки» которым не понравилось занятие, или, кто что-то не понял, присядьте. Мне очень понравилось, как сегодня мои ребята работали на занятии, всем спасибо! Конец занятия.












Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
  • Логопедия
Описание:

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель занятия достигается через решение образовательных, коррекционно-развивающих, и воспитательных задач. Занятие предполагает применение здоровьесберегающих и коррекционных технологий: мимикоартикуляторные упражнения, психоэмоциональный настрой, пальчиковую гимнастику и физминутки. 

Автор Софьина Ирина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 443
Номер материала 25600
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы