Главная / Русский язык и литература / Литературный вечер "Военной песни негасимый свет"

Литературный вечер "Военной песни негасимый свет"

Военной песни негасимый свет

Близкая сердцу солдатская песня

Тонкий смычок вырывала из рук.

И подхватили мы песню, запели,

И разомкнулась вокруг тишина.

Там, где шумели кудлатые ели, -

Русская песня была слышна.

А. Фатьянов.


Звучит музыка, входят ведущие/ или вначале пустить песню?


1. В чем может лучше человек высказать свою душу, излить свое горе, поделиться радостью, выразить сочувствие, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия, как не в песне? Испокон веков шла она бок о бок с русским человеком, вместе с ним праздновала свадьбы и рождения, объяснялась в любви и страдала от неразделенного чувства.


2. В поте лица добывала хлеб насущный, кружилась в хороводе, на чужбине грустила по родной сторонушке, мерзла у костров в дальнем походе, не сдавалась на милость врагу, защищала землю русскую и русскую честь.


1. И сегодня песня помогает в минуты грусти и скорби, в счастливые моменты одухотворяет, сплачивает людей. Удивительно, но старая наша добрая русская песня продолжает исполнять свой долг, свое предназначенье, остается востребованной, любимой, поющейся.


2. Она вошла в нашу жизнь, как входят рассветы и закаты, первая капель и первая любовь, майские грозовые дожди, разливы рек, входит просто и естественно: это та часть нас самих, без которой немыслим русский человек.


1. Среди этих песен много родившихся в годы самых тяжких испытаний нашего народа – в годы Великой Отечественной войны. А потому отношение к ним вдвойне трепетное, ведь в нем соединяются горечь и радость, как в самой песне этих лет соединяются героика и лирика, знаменуя тем самым рождение нового стиля новой песенной культуры.


2. По-разному вспоминают очевидцы первый день войны, по-разному он описан в литературе. Но общее одно – никто войны не хотел и не ждал. К. Симонов так открывает роман «Живые и мертвые»: «Первый день войны застал семью Синцовых врасплох, как и миллионы других семей. Казалось бы, все давно ждали войны, и все-таки в последнюю минуту она обрушилась как снег на голову…

О том, что началась война, Синцов и Маша узнали в Симферополе, на жарком привокзальном пятачке. Они только что сошли с поезда и стояли возле старого открытого «линкольна», ожидая попутчиков, чтобы вскладчину доехать до старого санатория.


1. Оборвав их разговор с шофером, радио хрипло на всю площадь сказало, что началась война, и жизнь сразу разделилась на две несоединимые части : на ту, что была минуту назад, до войны, и на ту, что была теперь.»


Звучит голос Ю. Б. Левитана, читающего заявление советского правительства 22 июня 1941 года.

тихо звучит «Священная война»

2. Эти слова подвели черту под мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад жизни, перечеркнув надежды, разлучив с близкими, и обнаружили в их сердцах удивительную силу, решимость, гнев и веру в завтрашний день.

тихо звучит «Священная война»

1. Когда страна узнала о войне,

В тот первый день, в сумятице и бреде,

Я помню, я подумала о дне,

Когда страна узнает о победе, -

К этим словам Маргариты Алигер могли бы присоединиться многие.


2. Публицист И. Эренбург написал в первый день войны: « Не мы хотели этой войны. Не мы перед ней отступим… Мы не дрогнем… Высокая судьба выпала на нашу долю – защищать нашу страну, наших детей и спасти измученный врагами мир.» Наверное, словами «священная война» дышала и думала вся страна в тот момент. Через два дня она запоет песню с таким названием.


1. автор стихов песни – Василий Иванович Лебедев-Кумач. Прозвучавшие по радио на третий день войны стихи Лебедева-Кумача в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева, опубликованные одновременно в «Красной звезде» и «Известиях», буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого. Под сильным впечатлением создал музыку к этой песне руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски А. В. Александров.

Думали ли тогда советские люди, что стихи, напечатанные в первом военном номере, станут главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с ней в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны! Что её будут слушать стоя, как слушают Гимн.


Звучит песня «Священная война»

слайды

2. У каждой песни Войны, как и у людей, своя судьба, свой жизненный путь, своя история. Может быть, такая же романтическая, как у «Синего платочка», песни, которая была создана еще в 1939 году польским композитором и пианистом Ежи Петерсбургским, а подтекстована Я. М. Галицким, услышавшим её в Москве во время гастролей польского « Голубого джаза». Песни, созданные в последние предвоенные годы, стали первыми военными. Так произошло и с этой тихой лирической мелодией, которую пели солдаты в часы затишья, в короткие минуты отдыха в окопах и землянках, переиначивая слова незатейливой довоенной песенки в соответствии с новыми обстоятельствами. Но самую широкую известность эта песня получила в исполнении К. И. Шульженко.








Песня «Синий платочек»


1. М. Исаковским написано много стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрел как поэт-песенник. Немало чудесных песен создает Исаковский как до войны, так и во время войны, и после нее. «Летят перелетные птицы», «Каким ты был», «Ой, цветет калина..», «Одинокая гармонь», «Катюша», известная всей планете, «Враги сожгли родную хату».


2. Но были среди песен Исаковского и такие, что пелись не в строю, не в походе, не на марше, а сидя у огня, в окружении друзей-однополчан, во время перекура, когда можно было погрустить, поделиться с другом радостью полученного письма, и вспомнить о той единственной, что ждала и растила детей.


1. При звучании этой замечательной песни – «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера) – и сегодня щемит сердце. Можно только представить, что испытывали воины, когда в прифронтовом лесу или на импровизированной концертной площадке раздавались эти чудные слова:

С берез неслышен, невесом,

Слетает желтый лист,

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно, в забытьи,

Сидят и слушают бойцы –

Товарищи мои.


ПЕСНЯ «Огонек» (сл. М. Исаковского, муз. Народная)


2. Над землянкой в синей бездне

И покой и тишина,

Орденами всех созвездий

Ночь бойца награждена.



Голоса на левом фланге.

То ли девушка поет,

То ли лермонтовский ангел

Продолжает свой полет.



Вслед за песней выстрел треснет –

Звук оборванной струны.

Это выстрелят по песне

С той, немецкой стороны.



Голосок на левом фланге

Оборвется, смолкнет вдруг…

Будто лермонтовский ангел

Душу выронит из рук.

И. Уткин. «Затишье», 1943


1. Историю песни, которая родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для поэта А. Суркова фронтового дня под Истрой. Эта песня "Бьется в тесной печурке огонь...". Она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны.

А дело было так. 27 ноября корреспонденты газеты Западного фронта "Красноармейская правда", и группа работников Политуправления Западного фронта прибыли в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, чтобы поздравить ее бойцов и командиров с только что присвоенным им гвардейским званием, написать о боевых делах героев. Во второй половине дня, миновав командный пункт дивизии, они проскочили на грузовике на КП 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка этой дивизии, который располагался в деревне Кашино. Это было как раз в тот момент, когда немецкие танки, пройдя лощиной у деревни Дарны, отрезали командный пункт полка от батальонов.

Быстро темнело. Два советских танка, взметнув снежную пыль, ушли в сторону леса. Оставшиеся в деревне бойцы и командиры сбились в небольшом блиндаже, оборудованном где-то на задворках КП у командира полка подполковника М.А. Суханова. А. Суркову с фотокорреспондентом и еще кому-то из приехавших места в блиндаже не осталось, и они решили укрыться от минометного и автоматного огня на ступеньках, ведущих в блиндаж.

Немцы были уже в деревне. Засев в двух-трех уцелевших домах, они стреляли непрерывно.
- Ну а мы что, так и будем сидеть в блиндаже? - сказал начальник штаба полка капитан И.К. Величкин. Переговорив о чем-то с командиром полка, он обратился ко всем, кто был в блиндаже: - А ну-ка, у кого есть "карманная артиллерия", давай!

Собрав десятка полтора ручных гранат, в том числе отобрав и у поэта две заветные "лимонки", которые он берег на всякий случай, капитан, затянув потуже ремень на своей телогрейке, вышел из блиндажа.
- Прикрывайте! - коротко бросил он.

Выстрелы стали реже, но не стихли. Все организованно стали отходить к речке. По льду перебирались под минометным обстрелом.
Когда вошли в новое селение, кажется Ульяново, остановились. Самое страшное обнаружилось здесь. Оказалось, что мы шли по минному полю.

И тут я увидел, что Суханов-человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, - побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на усик мины во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы.
Потом, когда мы немного освоились на новом месте, начальник штаба полка капитан Величкин, тот, который закидал гранатами вражеских автоматчиков, сел есть суп. Две ложки съел и, смотрим, уронил ложку - уснул. Человек не спал четыре дня. И когда раздался телефонный звонок из штаба дивизии - к тому времени связь была восстановлена, - мы не могли разбудить капитана, как ни старались.
Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне! И только от того, что они были такими, их ничем нельзя было запугать.
Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой Сурков написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые он не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки...
Стихи его "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". И тут поэт, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее "В землянке".
Все, свободные от работы "в номер", затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась. Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня "пойдет", если мелодия ее запомнилась с первого исполнения.
Песня действительно "пошла". По всем фронтам - от Севастополя до Ленинграда и Полярного.


ПЕСНЯ « В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова)

8

1. Война есть война. И ребята, еще недавно сидевшие за пертой в школе, вставали в строй, шли в бой, падали, сраженные вражеской пулей. Очень трудно привыкать к смертям. Но что делать? Война есть война…


2.«Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано, — вспоминает о времени создания песни Л.Ошанин, — И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт». Такой песни еще не было…Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне».

Хотя авторы «Дорог» в годы Великой Отечественной войны непосредственного участия в боевых действиях не принимали, побывать на фронте им довелось не однажды. «Дороги» родились, — продолжает поэт свой рассказ, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. «Дороги» родились, когда в землянке на высоте Шляпа над Западной Лицей мы показывали с Марком Фрадкиным песню «В белых просторах» и ее оборвала разорвавшаяся под окном мина.



ПЕСНЯ «ДОРОГИ» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова)

Название вывести на экран презентации

1. В одном из февральских номеров газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия» за 1942 год было опубликовано стихотворение Е. Долматовского «Танцы до утра», где были такие строчки:

Воет вьюга на Осколе,
По реке скользят ветра.
Говорят, сегодня в школе
Будут танцы до утра.
Хриплый голос радиолы,
Снег, летящий за порог.
Запах пудры невеселый.
Топот валяных сапог.
Танца вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука…

Стихотворение это я написал почти с натуры, — рассказывает поэт. Стоит воинской колонне остановиться на ночевку в прифронтовом селе или городке, и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюбленность, и все это носит грустный и целомудренный характер; а рано-рано — расставание, отъезд…
Даже в заголовок стихотворения я вынес то, что крупными неуклюжимыми буквами было выведено на листах бумаги, прикрепленных к дверям школы: «Танцы до утра».
Подобные объявления зазывали молодежь в те времена…»

Много месяцев спустя, в декабре 1942 года, Е. А. Долматовский встретил композитора Марка Фрадкина, с которым они написали «Песню о Днепре». Встреча произошла в районе Сталинграда.

Долматовский прочитал ему свои стихи.— Вскоре на трофейном аккордеоне композитор наиграл вальсовую мелодию, навеянную, как он говорил, этим стихотворением. Естественно, что ритмически стихи и музыка шли вразнобой.
Мне надо было думать о новом варианте текста, но события на фронте заставили отложить эту песню надолго.

Вскоре после Сталинградской битвы, когда армия Паулюса была окончательно разгромлена и на этом участке фронта наступила тишина, непривычная, ошеломляющая, поэта и композитора пригласили на заседание Военного совета фронта, вручили обоим заслуженные ими боевые награды—ордена Красной Звезды—и попросили познакомить с их новыми песнями, рассказать о творческих планах.
На этой встрече поэт рассказалЯ рассказал о задумке — превратить стихотворение «Танцы до утра» в песню. Начальник Политуправления фронта Сергей Галаджев, знавший раньше это стихотворение. сказал, что должно получиться нечто вроде офицерского вальса.

Всем очень понравилось название «Офицерский вальс» для будущей песни.
Ночь застала в пути. Эшелон двигался на север. Долматовский с Фрадкиным оказались в вагоне Политуправления. Там-то и был написан «Офицерский вальс».
Эшелон шел медленно — от Сталинграда до Ельца суток семь. На всех станциях и полустанках Фрадкин исполнял песню перед бойцами разных эшелонов: перегоняя друг друга, они шли от берегов Волги в тот район, который летом 1943 года прогремел на весь мир, — знаменитая Курская дуга. Под Ельцом авторы уже слышали свою песню, опередившую их с проскочившим раньше эшелоном. Так и пошел этот вальс кружить по фронтам. А вскоре слово “офицерский” в его названии было заменено на “случайный” – ведь песня была и солдатской.


ПЕСНЯ «СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС»

11 класс

2. «Смуглянка» написана на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал «Смуглянку» на радио. Но «несерьезная» песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни пляски Красной Армии А. В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте.



ПЕСНЯ «Смуглянка» (сл. Я. Шведова, муз. А. Новикова)


1. Ю. Бондарев, писатель-фронтовик писал в своей книге «Мгновения»: « …Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным , встающим над землей каждый день по своей непреложной закономерности. За долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет… и прожили их так подробно, так насыщенно, что их хватило бы на жизнь двум поколениям


2. Мы узнали, что мир прочен и зыбок, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбежка. Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы. …Война – это горький пот и кровь, это уменьшающиеся списки бойцов после каждого боя, это погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несвершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами.


ПЕСНЯ «МОСКВИЧИ», муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова.


1. Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них – величественный Холм освободителей. Его венчает восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма. Открыт он был в 1957 году, в канун 40-летия Великого Октября. Автор его — болгарский скульптор Васил Радослов.


2. Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата — ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне.
Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал В Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам — «Алеши».



1. «Стихи родились очень быстро, на едином дыхании, — вспоминает поэт. — Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей. А тема войны для нас всегда кровоточаща.
До 1971 года мне не удавалось побывать в Болгарии, хотя и очень хотелось. А когда я впервые туда приехал и увидел «Алешу», когда увидел его громадные сапоги из камня, гимнастерку… я чувствовал себя так, будто встретился со старым и близким другом…»


2. Песня “Алеша” — это раздумье о подвиге советского воина, баллада. Впервые песня «Алеша» была опубликована в 1966 году в журнале «Старшина—сержант» (сегодня он называется «Знаменосец») в выпуске, посвященном советско-болгарской дружбе.
Прекрасную песню эту включил в свой репертуар Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова, и в 1967 году краснознаменцы привезли ее в Болгарию. Там, в Пловдиве, у подножия памятника «Алеше», в присутствии многих тысяч слушателей состоялось ее первое исполнение.


1. С огромным успехом исполнил «Алешу» Московский хор молодежи и студентов на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. Для наших, советских слушателей песню эту по-настоящему «открыли» болгарские певцы, замечательный дуэт — Маргарет Николова и Георги Кордов. С тех пор «Алеша» своеобразный музыкальный символ советско-болгарской дружбы и нерушимого братства наших народов.


2. Решением Пловдивского городского Совета эта песня утверждена официальным гимном города. Ею каждое утро радиостанция Пловдива начинает свои передачи.
Ярким музыкальным событием в жизни этого города, да и всей
Болгарии, стал традиционный фестиваль советской песни, названный также «Алеша». Композитору Э. С. Колмановскому и поэту К.Я. Ваншенкину не однажды довелось участвовать в этом фестивале.
Колмановский вспоминает: «
у меня в Пловдиве много друзей. Число их, к моей радости, растет. И первым среди них я называю своего старого друга «Алешу», бессмертная молодость которого навеки утверждена кровным братством и нерушимой дружбой наших народов. И пусть, как поется в песне, «из камня его гимнастерка, из камня его сапоги»,—Алеша живет в наших сердцах, в наших мечтах и надеждах, в наших делах…»


ПЕСНЯ «АЛЕША», СЛ. К. Я. ВАНШЕНКИНА, муз. Э. С. Колмановского


1. Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью. В войну поколение молодых научилось любить и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться и плакать. Они научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства.

Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.


2. Вот почему, когда по случайным ассоциациям – то ли скрежет трамвая на поворотах, напоминающий свист тяжелого снаряда, то ли похожая на пульсирующий огонь пулемета вспышка автогена в каркасе строящегося дома – память возвращает нас к дням войны, и мы начинаем больше ценить тишину, спокойный блеск солнца, прозрачность воздуха. А песня помогает нам сохранить не забыть ВРЕМЯ и ЛЮДЕЙ, главных участников истории.


ПЕСНЯ из к/ф «Офицеры» (Сл. Евг. Аграновича)

Фонограмма, презентация к песне




Литературный вечер "Военной песни негасимый свет"
  • Русский язык и литература
Описание:

В разработке представлены истории песен, созданных во время Великой Отечественной войны, судьбы людей, с которыми эти песни были связаны. Учащиеся являются непосредственными участниками этого мероприятия, что позволяет проникнуться духом песен тех лет. Примечательно, что в годы войны в фашистской Германии не было написано новых песен, а в Советском Союзе песни представляют особый пласт в русской литературе, что свидетельствует об особом духе советских людей, отстоявших свободу в те страшные годы.

Автор Сушко Ольга Борисовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 412
Номер материала 16930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓