Главная / Русский язык и литература / Литературный вечер, посвящённый творчеству Игоря Талькова

Литературный вечер, посвящённый творчеству Игоря Талькова

hello_html_m23945d.jpg




"Я воскресну

и вернусь…"

hello_html_m1c04e074.png

Литературно- музыкальная композиция, посвященная творчеству

Игоря Талькова


Учитель русского

языка и литературы

ОШ № 77 г. Донецка

Савченко Елена Андреевна

(высшая категория, учитель – методист )



На сцене портрет Игоря Талькова на фоне куполов церкви и изображения российских пейзажей, гитара, надпись "Я воскресну и спою", плакаты с цитатами:

Поэты не гибнут, а гаснут, как солнца.

Лучи их бегут сквозь столетья и дали.

Полночной порою к нам свет их несется,

Который при жизни они расплескали.

Ю – Озга – Михальский

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актеры, музыканты и поэты –

Целители уставших наших душ.

Игорь Тальков

Ты запомни, что в преодоленье

Есть всегда надежда на спасенье.

Игорь Тальков

Жаль: поэты так рано уходят.

Дай, Господь, их стихам долго жить.

А. Кравченко

Высок был в душах твой полет,

И место в сердце было свято.

И. Тюленев

На сцене стул для ученика, исполняющего роль Талькова и телевизор с видеомагнитофоном. В видеозаписи звучит песня "Памяти Виктора Цоя"

На сцену выходят поочередно учитель и первые участники поэтической композиции и читают стихи:

Учитель:

Уж так устроен белый свет –

И это снова повторится –

Когда рождается поэт,

То перед ним или вослед

В ночи рождается убийца.

Лишь небеса над головой

У них всегда одни и те же,

И в этой схватке роковой


До срока – дым пороховой

Как дым табачный –

безмятежен.

(Дальше по очереди ученики)

Поэт не верит в этот срок,

Как зной не верит в день метельный

Над перекрестками дорог

Крыла его летучих строк

Оберегает крест нательный,

Но без конца болит душа,

И вместо песенок «во славу»,

Столпы сановные круша,

Стекает боль с карандаша, -

За оскорбленную державу!

Ему шептать бы о любви,

Ему б сюжеты интересней!

Но на слезах и на крови,

Держа иконы, алтари,

Как белый храм,

Восходит песня!

Учитель:

Она восходит там, где мгла,

Где славят лживого мессию…

Ея сияют купола

И бьют ея колокола:

Спаси и сохрани Россию!

Кому опасен ты, поэт?

Кому от слов твоих не спится?

Смолкает зал,

И гаснет свет,

Лучи находят силуэт,

И поднимается Убийца…

Учитель:

Но храм из музыки и слов

Стоит весь в белом на опушке,

Неотомщенные, с крестов

Глядят Рубцов и Гумилев,

Есенин, Лермонтов и Пушкин.

И вновь рождается поэт.

(А. Пшеничный)

У поэтов соперников нету

Ни на улице и ни в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

Это он не о вас – о себе.

Руки тонкие к небу возносит ,

Жизнь и славу по капле губя ,

Догорает, прощения просит,

Это он не за вас – за себя.

Но когда достигает предела,

И душа отлетает во тьму,

Поле пройдено, сделано дело.

Вам решать : для чего и кому.

То ли мёд, то ли горькая чаша,

То ли адский огонь, то ли храм,

Все, что было его - нынче ваше.

Все для Вас. Посвящается Вам.

( Булат Окуджава )

Появляются следующие участники и по очереди читают:

12 лет назад погиб Игорь Тальков. «Они уходят, не допев куплета…» - истинно и пророчески - он писал песню -посвящение загубленному своей страной Виктору Цою, а вскоре был растерзан той же черной, слепой силой. Или не слепой, а наоборот, мстительно и злобно зрячей? Это выглядело не убийством. Это выглядело расстрелом. В упор. С двух шагов.

Остывает под сердцем свинец.

Гаснут красными вздохами слезы.

Ты уходишь, прозревший певец,

В небо русское, в стоны березы.

Бездна мрака, безверия плен.

И конвой – от Москвы до Певека.

Не поднимется русский с колен!» –

Воют главные дьяволы века.


О, Россия, неправде и злу

Ты не сдашься, ты нас не отринешь

И чужую отравную мглу

Ты на них же самих опрокинешь.

Ты, родная, гляди, не совей,

Разгораются гиблые страсти:

Кто сегодня твоих сыновей

Защитит от предательской власти?.. (В. Сорокин)

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с жизнью, творчеством, с личностью этого замечательного человека, услышим его голос, увидим его глаза – зеркало смелой и благородной души. Итак, знакомьтесь: Игорь Тальков.

(Участники вечера садятся за столы, на сцене, чуть выше всех остальных, располагается ученик, исполняющий роль поэта. Далее слова читают по очереди участники вечера и учитель.)

Он погиб совсем молодым, только-только начав выходить за масштабные темы и образы. Такие люди редко заживаются на этом свете. Тальков не стал исключением. Честное и искреннее обращение певца к народу вызывало благодарный ответный отклик: никто, кроме Талькова, не собирал вживе такие огромные зрительские аудитории. Мастер точного слова и глубокого звука, он был и публицистом, и лириком. Редкостное единение.

Он был откровенно, нет, обнаженно нездешним. Таких людей хочется прикрыть собой, их неминуемо должен постигнуть распад или физическое истребление.

Явление его было сказочным. 1986г. Молчановская «До и после полуночи». Тяжелое красное полотнище и неправдоподобно синие и глубокие, наболевшие глаза, словно из камня высеченное, в шероховатинках лицо, небрежно уложенные волосы. И шок.

Звучит в видеозаписи песня «Россия».

Настоящий шок от его песни, выворачивающей душу. От рефрена «Россия» хотелось рыдать, молиться, просить о чем-то. Хотелось страдать и умирать во славу ее, идти в бой и побеждать во имя ее. "Святой," - подумали тогда о нем.

Так началось восхождение. Так начались всего несколько счастливых лет жизни поэта, композитора, историка и публициста, певца и актера. Таким же он был, Игорь Тальков?

Приходит время камни собирать

И подводить прожитого итоги,

Долги приходит время отдавать

И поворачивать с наезженной дороги,

Приходит время верить и любить

И ничего на свете не бояться,

Любовью бесконечно дорожить

И в ней однажды разочароваться…


Приходит время друга оценить,

Его слова с делами в жизни сверить,

Приходит время брать, время просить,

И все, что сделал – заново измерить!

Всему свой день и свой земной черед,

Своя, сошедшая с небес, минута,

Но мы не в силах торопить ее приход,

Не знаем, ожидать ее откуда…

(Г.Боженко)

Игорь Владимирович Тальков родился 4 ноября 1956 года в городе Щекино Тульской области. Отец – потомок русского офицера, по образованию педагог, коренной москвич, был репрессирован. Мать из поволжских немцев, в 18 лет была сослана в Сибирь. Там, в местечке Орлово-Розово они и познакомились. Там же и родился старший брат Игоря – Владимир.

После освобождения отцу восстановили прописку в Москве, но жилья не предоставили, и поэтому Игорь вырос в подмосковном Щекино.

Детство было счастливым, несмотря на то, что жили бедно, в бараках. Родители делали все, чтобы мальчишки не ощущали себя обделенными, хотя зачастую им приходилось отказывать себе в лишнем куске хлеба. Жили дружно. Весело отмечали праздники. Играли в рыцарей, в гражданскую войну. Летом – футбол. Зимой – хоккей. Обычное мальчишечье детство.

Хотя один случай из обычного выпадал. Когда Игорю было 12 лет, он заблудился в лесу и забрел в трясину. Не ощутив твердой почвы под ногами, понял, что засосет.

«И тогда я впервые бессознательно стал молиться и просить Бога сохранить мне жизнь. Через некоторое время луна осветила тропинку, ведущую от кустарника, мокрые сучья которого помогли мне выбраться. С тех пор я стал верить в Бога. До 23-24 лет бессознательно. После – осознанно.»

Закончил музыкальную школу по классу баяна, учился в пединституте и в институте культуры, но ни тот, не другой закончить не захотел.

Песни начал писать где-то в 1973г., с 75-го на профессиональной сцене. Сотрудничал с различными группами: «Апрель» «Вечное движение», «Калейдоскоп», «Электроклуб». Работал барабанщиком, гитаристом, клавишником, аранжировщиком. Работа и Игорь – это, пожалуй, тема для целого трактата, ибо работа и жизнь для Игоря были слиты в единое целое.

Никогда, даже в самые торжественные минуты взлета не ощущал себя звездой. Никогда не чувствовавший себя на вершине. Ценивший каждую ступеньку своего подъема на высокую сцену.

Сцена, я продирался к тебе

сквозь дремучие джунгли закона,

Что на службе у тех, кто не верит

ни в черта, ни в бога

Завязались в углы мои связки,

Стиснут лоб медицинской повязкой,

А в душе затаилась на долгие годы тоска.

В 1975г., когда Талькову было 18 лет, на площади в Туле он высказал все, что думает о Брежневе. Его затаскали по разным инстанциям, КГБ; собирались посадить. Выручил его друг Анатолий Кондратьев – известный велогонщик, с которым Игорь играл вместе в одной тульской группе, очень популярной в то время. Тогда совместными усилиями удалось избежать суда, однако Талькова «забрали» в армию, где он служил в стройбате.

В 1980г. в Москве прошло выступление Игоря на дискотеке клуба «Найка». После дискотеки к нему подбежал директор клуба, совершенно бледный, и начал лепетать: «Что ты наделал! Ты соображаешь, что ты спел? Ну, ты меня убил!» Больше до 1987г. у Талькова не было возможности публично выступать.

Сцена,

А дорогу к тебе преграждала нечистая сила

И того, кто ей душу запродал, - превозносила.

Раздавая чины и награды

Тем бездарным, пронырливым гадам,

Настоящих и неподкупных сводила в могилу…

Участники вечера разыгрывают небольшое интервью с Тальковым)

  • Игорь, скажи, а 15 лет назад, когда ты начал писать стихи, надеялся на то, что они будут звучать для многих?

  • 15 лет – надеялся, а потом нет. Разуверился во всем. Было время: я сам себя убеждал, что писать незачем. Как страшный сон были художественные советы, которые проверяли и перепроверяли репертуар.

«Музыку и стихи хорошо писать одновременно – невозможно» - это был вердикт! Знак «Стоп. Проезда дальше нет». У Талькова в песне «Страна детства» есть такие слова:

Пухом выстлана земля

У истоков наших лет.

И не скошены поля ,

И безоблачный рассвет

У истоков наших лет…

Нескошенные поля?! У нас в стране! Это наговор политического характера.

Дальше : Расставаясь с той страной,

Мы уходим кто куда…

- С какой страной?

- Ну, песня называется «Страна детства».

- Простите, а если человек включит радио позже и не услышит названия? Это снова же политическая акция!

Можно ли было надеяться? Хотел уйти в таксисты, справки наводил… Аккомпанировал в ресторане, но продержаться долго не смог – не его уровень.

А в 1986г. Давид Тухманов взял Игоря аранжировщиком в группу «Электроклуб». Честолюбивый юноша пошел туда из меркантильности: вдруг это поможет пробиться? Увы, не помогло, но была записана песня «Чистые пруды», которая через год стала очень популярной.

( В исполнении ученицы, под фонограмму песня «Чистые пруды»)

Только после этого Талькову дали сцену.

Сцена.

Я дошел до тебя.

Вот стою и пою наконец-то,

И уверен, что занял по праву свободное место.

Ну, а происки слуг преисподней

Не страшны нам с тобою сегодня –

Наше время пришло!

Да поможет нам Сила Господня!

Потом 2-3 песни на концертах-сборниках, отделение и наконец-то сольные концерты. Игорь намного облегчил бы себе жизнь, если бы остался на той ступени. 1987 год. Русскому шлягеру тогда открыта зеленая улица. И песня «Чистые пруды» дала репутацию русского шансонье, лирического певца. Но он выбрал иное. А точнее – даже не выбирал – его любовь к родине была так естественна, как и его стихи. И Игорь Тальков везет по стране социальный репертуар.

Я хотел спеть песню «Чистые пруды»,

Но в прудах известных чистой нет воды.

Вместо «ив застенчивых» виснут провода,

«Друг мой» канул в вечность и не придет туда.

«Сон веков» нарушен, «пристань» сожжена.

Что произошло?! Война!

Да, я бы спел вам песню «Чистые пруды»,

Но, признаюсь честно, мне не до «воды».

Я не меч булатный и доспехов звон

Поменял приятный свой аккордеон,

И моя дорога определена.

Что происходит? Война!

Почему война? Игорь, любивший свою родину, болевший за все, что происходило в его большом доме – России – не мог по-иному называть окружающее.

Покажите мне такую страну,

Где славят тирана,

Где победу в войне над собою

Отмечает народ.

Покажите мне такую страну,

Где каждый обманут,

Где назад означает перед,

И наоборот.

Покажите мне такую страну,

Где детей заражают,

Где солдат заставляют стрелять

В женщин и стариков,

Покажите мне такую страну,

Где святых унижают,

Где герои – ветераны войны,

Живут хуже рабов…

(В аудиозаписи песня «Родина моя». Снова интервью)

-Считаете ли вы себя русским патриотом?

- Да, я считаю себя русским патриотом. Потому что мне не безразлично, что происходит с Россией.

  • Что вы вкладываете в это понятие? Ведь патриотизм приобрел сейчас различные формы. Члены «Памяти» тоже считают себя патриотами.

  • Я просто скажу вам: к тем, кто насилует мою Родину, кто пытается разрушить ее традиции, культуру, отношусь примерно так же, как и к оскорблению своей матери.

  • То есть вы видите патриотизм главным образом в обостренном отношении к действительности?

  • Нет, не только. Это еще и любовь.

  • Любовь к Родине и патриотизм – это для вас разные вещи?

  • Нет, почему? Любовь к Родине – это компонент патриотизма.

  • Значит, патриотизм для вас более широкое понятие нежели любовь?

- Да, более широкое. Потому что любить и бездействовать – это не патриотизм. Патриот – человек любящий и действующий.

(Далее на фоне инструментальной музыки)

- По-разному можно выражать неприязнь к существующему «режиму». Многие из поколения Талькова возмущались в «курилках», злословили на кухнях, а на деле потакали «системе» собственным образом жизни и мышления. Кто-то приспособился, дабы выжить и сделать карьеру. А Игорь Тальков нашел единственно достойный, открытый и конструктивный путь: он свое недовольствие переплавил в творчество, стихи и в музыку, где «выплакался весь». Так родились маленькие шедевры: «Родина моя», «Россия», «Стоп! Думаю себе!», «Бал Сатаны» и др.

Времени нужно много,

чтоб до конца пройти

дарованную дорогу

и не сбиться с пути.

Годы толкают в спину,

годы толкают в грудь,

а между ними клином

втиснут этот путь.

Времени нет на рассуждения,

времени нет на решенье проблем,

времени нет и на общенье,

времени нет и на то,

чтобы понять зачем…

Годы толкают в спину

и не дают успеть

тем дописать картину,

этим просто допеть…

Кроме того, он пришел к Богу. Самостоятельно, не по протоптанной дорожке дани моды. Он выстрадал свою веру.

(Интервью)

- Это вера церковная или это вера в некую высшую справедливость?

- В высшую справедливость, разум, гармонию, истину…

- Вы на сцене осеняете себя крестным крестом. Почему?

- Крест – это символ, и знамение имеет определенное значение. Я не делаю из этого культа. Я не хожу в церковь, не соблюдаю постов. Самое главное – верить. Бога надо носить в душе. Наша совесть – это и есть частичка Бога в нас.

- Вы вкладываете в работу всю душу, а существует ли ориентир, к которому стремится Ваша душа?

- Существует Бог. Бог как космический разум. Разум Вселенной. Это сила, энергия, которая гармонизирует бытие и движет миры, цивилизации к свету, добру, истине.

- Что такое талант?

- Это то, что помогает людям ощутить и увидеть мир и познать его. Это миссия.

- А если бы Вам предложили изобразить одной краской жизнь вокруг Вас, как бы Вы это сделали?

- Сын мой сделал это за меня, когда ему было 5 лет: лист тетради закрашен красной краской, с тремя черными овалами посредине.

- «Красное и черное» ?

- Да, это души, души в крови, которые ищут выход к свету.

- Игорь, а для себя какую бы выбрали краску?

- Белую. Я люблю белый цвет. Звезды светятся белым светом, луна белая, солнце белое. Этот цвет очищает.

Очищение. Катарсис…

Ценою самоотреченья

И сердца – стертого до дна –

Души святое очищенье

Дается нам.

Ценою мук непреходящих,

глухой тоски, ночей без сна –

Любви мгновенья настоящей

Даются нам.

За череду сплошных ненастий

И за печаль, что так длинна,

Крупица истинного счастья

Награда нам.

Того, кто сил нашел держаться

И возрождаться вновь и вновь,

Найдет и истинное счастье,

И настоящая любовь.

Ничто так просто не дается

Нам в этой жизни –

Закон таков!

За счастье надобно бороться,

И за мечту,

И за любовь.

(Песня «Самый лучший день» в видео или аудиозаписи)

Песня – это большая ответственность. Как всякое оружие. Ею можно запутать, развратить. Сейчас, к сожалению, много таких песен. Творчество Талькова было сродни пушкинскому «Чувства добрые я лирой пробуждал…»

(Песня «Летний дождь» в исполнении ученицы.)

Благодаренье Богу и хвала,

Что у России есть сыны такие,

Что не скудеет наша русская земля

И что взошло на небосклоне Ваше имя.

Так дай Вам Бог и в возрасте Христа

Играть ваш рок и не спешить на небеса.

Известность, популярность и творчество Игоря вызывает самые разные эмоции - радость, печаль, негодование, но никогда - равнодушие. В его песнях – боль за униженную гордость народа, страдания человека, осознающего глубину трагедии своей земли.

Странным было ощущение чистоты, исходившее от его метущегося, бунтарского творчества. Игорь - он обыкновенный человек, со своими плюсами и минусами. Со своей личной жизнью, где лады, нелады со своей работой и где тоже лады и нелады… Где все чередуется, как у всех нормальных людей. Более талантливый, более одаренный, более замеченный Богом.

Понимал ли он, с какой безжалостной силой вступил в схватку? 1987-1991гг., когда Тальков достиг пика популярности и одновременно расцвета творчества были решающим моментом Истины в противоборстве не столько даже КПСС, столько тому, с чем сплеталась партия-монстр. Песенный цикл и спектакль «Суд» стали небывалые мощи вызовом системе. И шепоток возникал: «В черном списке. Ликвидируют – не ликвидируют? Когда?..»

Мы живем как на вулкане

И всю жизнь играем в тир

В этом тире

Каждый стал из нас мишенью

И так часто называем грешным этот мир,

А своих не замечаем прегрешений

Мы грешим непониманием


Наших близких и друзей,

И в стране любви

Горят мосты за нами,

Опустошенные пожаром

Взвинченных страстей

Мы разглядываем жизнь

Сквозь призму разочарований.

Впрочем, злоба, зависть, ненависть удушающее бурлили вокруг него не в меньшей степени, нежели разливались тёплые волны любви и поклонения.

Да. Требовалась жертва для доказательства встрепенувшемуся народу, что все остается по-прежнему, что Система жива. Лучшей кандидатуры на отстрел даже вообразить трудно: известность от Прибалтики до Сахалина, любимец миллионов, ярко выраженный враг Системы… Личность, известная всем.

Кстати, несомненные артистические способности привели его и на киностудии. Тальков снимается в фильмах «Князь Серебряный» и «За последней чертой». Роли яркие, заметные. В первом фильме - главная, в фильме «За последней чертой» он играет предводителя банды рекетиров.

Интересна деталь- по сюжету главный герой, бывший боксёр Дрёмов ( Евгений Сидихин ) в конце фильма расстреливает в упор всех своих обидчиков, в том числе и Талькова - этот сюжет снимался 6 октября 1990 г. … Ровно через год, 6 октября 1991 г. Игоря убивают по-настоящему…

6 октября 1991 года шоу-бизнесмен Сергей Лисовский устраивает концерт в питерском дворце Юбилейный: перед представлением к Талькову зашёл телохранитель Азизы Малахов:

- Ты будешь выступать до неё, всё поменялось.

- Ничего менять не будем. А ты…(русский человек ответил русской бранью)

Завязалась драка. Оба достали газовые пистолеты, вывалились в коридор. Здесь Талькова ждал кто-то третий. Одним профессиональным выстрелом Игорь был смертельно ранен.

Трагедию наблюдала целая толпа его коллег: Андрей Державин, Олег Газманов, Михаил Муромов, дуэт «Академия». Малахов ударился в бега, его быстро поймали, но доказать ничего не смогли и так же быстро отпустили. Каким-то образом подозрение упало на директора Талькова – Валерия Шляйфмана. Этот человек стал работать с Тальковым незадолго до трагедии. Шляйфман, бросив жену, дом, всё имущество, «улизнул» в Израиль. Когда же правоохранительные органы доказали вину его путём судебной экспертизы и потребовали выдачи на родину для продолжения следствия – государство Израиль отказало в прошении.

А в «открытом письме россиянам» общество любителей русской словесности в лице Аллы Злочевской уверяет, что израильское посольство в ответ на письмо общественного комитета сообщило, что с просьбой о возможной выдаче подозреваемого в их страну не обращались… Впрочем, потом Шляйфман исчез из Израиля. Скрылся. Дело застряло. Некоторые политические организации обвинили во всём мировое масонство, сравнив убийство Игоря Талькова с убийством Есенина…

Игорь пел обо всех нас. Он бескомпромиссно и прилюдно говорил нам о том, о чём мы боялись думать, несмотря на провозглашенную свободу. А правда опять оказалась обществу не нужна…

И вот предстал ты перед Богом,

Князь Игорь –

Песни русской князь,

За нашу Родину молясь,

Ему поведаешь о многом.

Не защитил тебя народ,

И подвиг русского солдата.

Высок был в душах твой полёт,

И место в сердце

Было свято.

Тебя уж нет,

А те – вдали,

Кто отвести мог путь картечи.

«С тобой нам было

Чуть полегче», -

Сказал

И бросил ком земли.

Прощаемся.

Господь с тобой!

Задрапирован свет России

Кромешной,

Безысходной тьмой.

Молитесь об убитом сыне…

(Игорь Тюленев)

(Интервью)

  • Что вас может сломить, поставить на колени?

  • Я достаточно много прошел и умирал несколько раз. Не знаю, какие могут быть в жизни еще испытания. Ставила на колени и заставляла плакать только любовь.

(Надевая черный платок)

Я все время наблюдаю, сравниваю, а теперь особенно, и почти физически ощущаю, что всем без исключения людям, вместе взятым, нет-нет, не перевестись, не сравниться, но хотя бы приподнять чашу весов над тобой не удастся. По всем качествам. Я говорю это даже не как жена, а как твой друг. Ты был истинным, настоящим.

(Татьяна Талькова, вдова поэта)

Сила духа. Я теперь ясно вижу, что именно эта черта Талькова привела его к славе и к смерти. В нем был какой-то внутренний крепчайший стержень. Он просто не мог пойти против своей совести. ( Владимир Ганкевич, друг поэта)

Поэт, музыкант, актер, философ… Как много ему было дано, и как мало он успел. Он "встряхивал" разумных и чувствующих, освобождая от груза сомнений и комплексов, обостряя отношение к окружающему миру, способность отыскать свое место в жизни. ( Елена Емелинова, друг поэта)

Он боролся своими песнями против косности, хамства, безверия и бездуховности. И перед своим последним концертом Тальков, как перед боем, не просто одевал сценический костюм, он полностью облачался во все чистое, веря в то, что зритель должен видеть у микрофона не только артиста, но и доктора человеческих болезней. Сейчас остались его горькие лекарства – песни, которыми Тальков лечит наши сердца.

( Газета "Молодой сибиряк")

- Максимилиан Волошин в стихотворении, написанном после смерти Николая Гумилева и Александра Блока сказал:

Темен жребий русского поэта:

Неисповедимый рок ведет

Пушкина - под дуло пистолета,

Достоевского - на эшафот… Находите ли вы, что жребий русского поэта столь темен? Или же это некая закономерность?

- Мне кажется, что это некая закономерность. Проследив историю культуры. можно сделать такой вывод.

  • Можно ли что-то в этом изменить? Прервется ли эта роковая цепочка?

- Если изменится общество, то цепочка прервется. Все к этому шло. Не было бы революции, мы бы уже к этому пришли…

  • Как артист, как певец, как поэт, что бы вы сказали в своем финальном монологе?

  • Человек, ни разу не задавший себе вопрос: "Зачем он живет?", наверное, прожил жизнь зря. Он мог бы не рождаться. И я думаю, что всем живущим ныне имеет смысл задать себе этот вопрос, пока не поздно.

  • Вы задавали себе этот вопрос?

- Я задал себе его, когда мне было 12 лет. И все эти годы я каждый день пытался на него ответить…

В стране образованных злых дураков

В разгаре большая потеха.

И рыщут, как стаи голодных волков,

Властители черного века.

У них свое право, у них свой закон,

Плетут паутиной интригу,

Стреляют по тем, кто давно занесен

Как редкостный в Красную книгу.

Поэт, словно лебедь, - убит с трех шагов,

Остались птенцы волчьей своре,

И Черные речки до самых краев

Наполнили Черное море.

И черное солнце взошло над страной,

И черные дни наступили,

И черные птицы кружат над землей,

И черный снег кровью залили.

В стране образованных злых дураков

В разгаре потеха и хамство,

Быть может, когда пролетят 100 веков,

Тогда будет гениев царство.

Тогда лишь воскреснет поэт и споет

Свои недопетые песни,

И, может быть, тихо ему подпоет

Таинственный голос небесный.

(Виктор Рева)

Роковая цепочка… На память вновь приходят слова песни, посвященной Цою. И звучат они так, что хочется зажечь свечу и держать ее в ладонях в темноте зрительного зала, и пусть плачет воск о том, кто уже никогда не поднимется на сцену, но останется в памяти нашей.

Не просто артист. не просто поэт или музыкант, а человек, горячо, до безумия любивший Родину и нас. И вся его недолгая жизнь была песней о ней и для нее. Что бы и где он не пел. Известны слова Ивана Бунина о Киевской Руси: "Когда представляешь себе, что остановили татары, хочется кататься по земле и выть". Что же остановила ты, жестокая свинцовая пуля пистолета? "Не могу петь по заказу. Наверное, в этот момент закрывается клапан," – говорил поэт.

Учитель

Вот и закрыли клапан. Навсегда. Пушкин, Лермонтов, Есенин, Рубцов… Можно еще продолжать и продолжать. Почему-то убивают всегда самых лучших, самых ярких, самых дорогих и неповторимых.

Конечно, это прозвучит банально, но они остаются с нами, со всеми, навеки.

Я воскресну и спою…

Игорь, позволь с тобой не согласится! Ты и не умирал. Ты всегда с нами.


14


Литературный вечер, посвящённый творчеству Игоря Талькова
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

"Я воскресну

и вернусь…"

   

 


Литературно- музыкальная композиция, посвященная творчеству

Игоря Талькова

 

Учитель русского

                             языка и литературы

                                   ОШ № 77 г. Донецка

                             Савченко Елена  Андреевна

(высшая категория, учитель – методист )

 

 

На сцене портрет Игоря Талькова на фоне куполов церкви и изображения российских пейзажей, гитара, надпись "Я воскресну и спою", плакаты с цитатами:

Поэты не гибнут, а гаснут, как солнца.

Лучи их бегут сквозь столетья и дали.

Полночной порою к нам свет их несется,

Который при жизни они расплескали.

                                               Ю – Озга – Михальский

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актеры, музыканты и поэты –

Целители уставших наших душ.

                                               Игорь Тальков

Ты запомни, что в преодоленье

Есть всегда надежда на спасенье.

                                               Игорь Тальков

Жаль: поэты так рано уходят.

Дай, Господь, их стихам долго жить.

                                               А. Кравченко

Высок был в душах твой полет,

И место в сердце было свято.

                                               И. Тюленев

На сцене стул для ученика, исполняющего роль Талькова и телевизор с видеомагнитофоном.  В  видеозаписи звучит  песня "Памяти Виктора Цоя"

На сцену выходят поочередно  учитель и первые участники поэтической композиции и читают стихи:

Учитель:

Уж так устроен белый свет – И это снова повторится –

Когда рождается поэт,

То перед ним или вослед

В ночи рождается убийца.

Лишь небеса над головой

У них всегда одни и те же,


И в этой схватке роковой

 

До срока – дым пороховой

Как дым табачный –

безмятежен.

 (Дальше по очереди ученики)             

Поэт не верит в этот срок,

Как зной не верит в день метельный

Над перекрестками дорог

Крыла его летучих строк

Оберегает крест нательный,

   Но без конца болит душа,

   И вместо песенок «во славу»,

   Столпы сановные круша,

   Стекает боль с карандаша, -

   За оскорбленную державу!                

Ему шептать бы о любви,

Ему б сюжеты интересней!

Но на слезах и на крови,

Держа иконы, алтари,

Как белый храм,

Восходит песня!

Учитель:

   Она восходит там, где мгла,

   Где славят лживого мессию…

   Ея сияют купола

   И бьют ея колокола:

   Спаси и сохрани Россию!                   

Кому опасен ты, поэт?

Кому от слов твоих не спится?

Смолкает зал,

И гаснет свет,

Лучи находят силуэт,

И поднимается Убийца…

Учитель:

…Но храм из музыки и слов

Стоит весь в белом на опушке,

Неотомщенные, с крестов

Глядят Рубцов и Гумилев,

Есенин, Лермонтов и Пушкин.

…И вновь рождается поэт.         

                     (А. Пшеничный)

У  поэтов  соперников  нету

Ни  на  улице  и  ни  в судьбе.

И  когда  он  кричит  всему  свету,

Это  он  не  о  вас – о  себе.

   Руки  тонкие  к  небу  возносит ,

   Жизнь  и  славу  по  капле  губя ,

   Догорает, прощения  просит,

   Это  он  не за вас – за  себя.  

Но  когда  достигает  предела,

И  душа  отлетает  во  тьму,

Поле  пройдено, сделано  дело.

Вам  решать :  для  чего  и  кому.

   То  ли  мёд, то  ли  горькая чаша,

   То ли адский  огонь, то ли храм,

   Все, что  было его - нынче  ваше.

   Все для Вас. Посвящается Вам.       

                          (  Булат  Окуджава  )


Появляются следующие участники и по очереди читают:

    12 лет назад погиб Игорь Тальков. «Они уходят, не допев куплета…» - истинно  и пророчески - он писал песню -посвящение загубленному своей страной Виктору Цою, а вскоре был растерзан той же черной, слепой силой. Или не слепой, а наоборот, мстительно и злобно зрячей? Это выглядело не убийством. Это выглядело расстрелом. В упор. С двух шагов.


Остывает под сердцем свинец.

Гаснут красными вздохами слезы.

Ты уходишь, прозревший певец,

В небо русское, в стоны березы.

     Бездна мрака, безверия плен.

     И конвой – от Москвы до Певека.

     Не поднимется русский с колен!» –

     Воют главные дьяволы века.

 

О, Россия, неправде и злу

Ты не сдашься, ты нас не отринешь

И чужую отравную мглу

Ты на них же самих опрокинешь.

     Ты, родная, гляди, не совей,

     Разгораются гиблые страсти:

     Кто сегодня твоих сыновей

     Защитит от предательской власти?..                       (В. Сорокин)


Учитель:

    Сегодня мы познакомимся с жизнью, творчеством, с личностью этого замечательного человека, услышим его голос, увидим его глаза – зеркало смелой и благородной души. Итак, знакомьтесь:  Игорь Тальков.

 (Участники вечера садятся за столы, на сцене, чуть выше всех остальных, располагается ученик, исполняющий роль поэта. Далее слова читают по очереди участники вечера и учитель.)

     Он погиб совсем молодым, только-только начав выходить за масштабные темы и образы. Такие люди редко заживаются на этом свете. Тальков не стал исключением. Честное и искреннее обращение певца к народу вызывало благодарный ответный отклик: никто, кроме Талькова, не собирал вживе такие огромные зрительские аудитории. Мастер точного слова и глубокого звука, он был и публицистом, и лириком. Редкостное единение.

     Он был откровенно, нет, обнаженно нездешним. Таких людей хочется прикрыть собой, их неминуемо должен постигнуть распад или физическое истребление.

    Явление его было сказочным. 1986г. Молчановская «До и после полуночи». Тяжелое красное полотнище и неправдоподобно синие и глубокие, наболевшие глаза, словно из камня высеченное,  в шероховатинках лицо, небрежно уложенные волосы. И шок.

Звучит в видеозаписи песня «Россия».

    Настоящий шок от его песни, выворачивающей душу. От рефрена «Россия» хотелось рыдать, молиться, просить о чем-то. Хотелось страдать и умирать во славу ее, идти в бой и побеждать во имя ее.  "Святой," -  подумали тогда о нем.

    Так началось восхождение. Так начались всего несколько счастливых лет жизни поэта, композитора, историка и публициста, певца и актера. Таким же он был, Игорь Тальков?


Приходит время камни собирать

И подводить прожитого итоги,

Долги приходит время отдавать

И поворачивать с наезженной дороги,

     Приходит время верить и любить

     И ничего на свете не бояться,

     Любовью бесконечно дорожить

     И в ней однажды разочароваться…

 

Приходит время друга оценить,

Его слова с делами в жизни сверить,

Приходит время брать, время просить,

И все, что сделал – заново измерить!

     Всему свой день и свой земной черед,

     Своя, сошедшая с небес, минута,

     Но мы не в силах торопить ее приход,

     Не знаем, ожидать ее откуда…    

                          (Г.Боженко)


     Игорь Владимирович Тальков  родился 4 ноября 1956 года в городе Щекино Тульской области. Отец – потомок русского офицера, по образованию педагог, коренной москвич, был репрессирован. Мать из поволжских немцев, в 18 лет была сослана в Сибирь. Там, в местечке Орлово-Розово они и познакомились. Там же и родился старший брат Игоря – Владимир.

     После освобождения отцу восстановили прописку в Москве, но жилья не предоставили, и поэтому Игорь вырос в подмосковном Щекино.

     Детство было счастливым, несмотря на то, что жили бедно, в бараках. Родители делали все, чтобы мальчишки не ощущали себя обделенными, хотя зачастую им приходилось отказывать себе в лишнем куске хлеба. Жили дружно. Весело отмечали праздники. Играли в рыцарей, в гражданскую войну. Летом – футбол. Зимой – хоккей. Обычное мальчишечье детство.

     Хотя один случай из обычного выпадал. Когда Игорю было 12 лет, он заблудился в лесу и забрел в трясину. Не ощутив твердой почвы под ногами, понял, что засосет.

     «И тогда я впервые бессознательно стал молиться и просить Бога сохранить мне жизнь. Через некоторое время луна осветила тропинку, ведущую от кустарника, мокрые сучья которого помогли мне выбраться. С тех пор я стал верить в Бога. До 23-24 лет бессознательно. После – осознанно.»

     Закончил музыкальную школу по классу баяна, учился в пединституте и в институте культуры, но ни тот, не другой закончить не захотел.

     Песни начал писать где-то в 1973г., с 75-го на профессиональной сцене. Сотрудничал с различными группами: «Апрель» «Вечное движение», «Калейдоскоп», «Электроклуб». Работал барабанщиком, гитаристом, клавишником, аранжировщиком. Работа и Игорь – это, пожалуй, тема для целого трактата, ибо работа и жизнь для Игоря были слиты в единое целое.

     Никогда, даже в самые торжественные минуты взлета не ощущал себя звездой. Никогда не чувствовавший себя на вершине. Ценивший каждую ступеньку своего подъема на высокую сцену.

Сцена, я продирался к тебе

                                                           сквозь дремучие джунгли закона,

Что на службе у тех, кто не верит

                                                            ни в черта, ни в бога

Завязались в углы мои связки,

Стиснут лоб медицинской повязкой,

А в душе затаилась на долгие годы тоска.

     В 1975г., когда Талькову было 18 лет, на площади в Туле он высказал все, что думает о Брежневе. Его затаскали по разным инстанциям, КГБ; собирались посадить. Выручил его друг Анатолий Кондратьев – известный велогонщик, с которым Игорь играл вместе в одной тульской  группе, очень популярной  в то время. Тогда совместными усилиями удалось избежать суда, однако Талькова «забрали» в армию, где он служил в стройбате.

     В 1980г. в Москве прошло выступление Игоря на дискотеке клуба «Найка». После дискотеки к нему подбежал директор клуба, совершенно бледный, и начал лепетать: «Что ты наделал! Ты соображаешь, что ты спел? Ну, ты меня убил!» Больше до 1987г. у Талькова не было возможности публично выступать.

Сцена,

А дорогу к тебе преграждала нечистая сила

И того, кто ей душу запродал, - превозносила.

Раздавая чины и награды

Тем бездарным, пронырливым гадам,

Настоящих и неподкупных сводила в могилу…

Участники вечера разыгрывают небольшое интервью с Тальковым)

-         Игорь, скажи, а 15 лет назад, когда ты начал писать стихи, надеялся на то, что они будут звучать для многих?

-         15 лет – надеялся, а потом нет. Разуверился во всем. Было время: я сам себя убеждал, что писать незачем. Как страшный сон были художественные советы, которые проверяли и перепроверяли репертуар.

     «Музыку и стихи хорошо писать одновременно – невозможно» - это был вердикт! Знак «Стоп. Проезда дальше нет».  У Талькова в песне «Страна детства» есть такие слова:

Пухом выстлана земля

У истоков наших лет.

И не скошены поля ,

И безоблачный рассвет

У истоков наших лет…

     Нескошенные поля?! У нас в стране! Это наговор политического характера.

Дальше :     Расставаясь с той страной,

        Мы уходим кто куда…

- С какой страной?

- Ну, песня называется «Страна детства».

- Простите, а если человек включит радио позже и не услышит названия? Это снова же политическая акция!

     Можно ли было надеяться?  Хотел уйти в таксисты, справки наводил… Аккомпанировал в ресторане, но продержаться долго не смог – не его уровень.

     А в 1986г. Давид Тухманов взял Игоря аранжировщиком в группу «Электроклуб». Честолюбивый юноша пошел туда из меркантильности: вдруг это поможет пробиться? Увы, не помогло, но была записана песня  «Чистые пруды», которая через год стала очень популярной.

( В исполнении ученицы, под фонограмму песня «Чистые пруды»)

     Только после этого Талькову дали сцену.

Сцена.   

Я дошел до тебя.

Вот стою и пою наконец-то,

И уверен, что занял по праву свободное место.

Ну, а происки слуг преисподней

Не страшны нам с тобою сегодня –

Наше время пришло!

Да поможет нам Сила Господня!

     Потом 2-3 песни на концертах-сборниках, отделение и наконец-то сольные концерты. Игорь намного облегчил бы себе жизнь, если бы остался на той ступени. 1987 год. Русскому шлягеру тогда открыта зеленая улица. И песня «Чистые пруды» дала репутацию русского шансонье, лирического певца. Но он выбрал иное. А точнее – даже не выбирал – его любовь к родине была так естественна, как и его стихи. И Игорь Тальков везет по стране социальный репертуар.

Я хотел спеть песню «Чистые пруды»,

Но в прудах известных чистой нет воды.

Вместо «ив застенчивых» виснут провода,

«Друг мой» канул в вечность и не придет туда.

«Сон веков» нарушен, «пристань» сожжена.

Что произошло?! Война!

Да, я бы спел вам песню «Чистые пруды»,

Но, признаюсь честно, мне не до «воды».

Я не меч булатный и доспехов звон

Поменял приятный свой аккордеон,

И моя дорога определена.

Что происходит? Война!

     Почему война? Игорь, любивший свою родину, болевший за все, что происходило в его большом доме – России – не мог по-иному называть окружающее.


Покажите мне такую страну,

Где славят тирана,

Где победу в войне над собою

Отмечает народ.

Покажите мне такую страну,

Где каждый обманут, 

Где назад означает перед,

И наоборот.

Покажите мне такую страну,

Где детей заражают,

Где солдат заставляют стрелять

В женщин и стариков,

Покажите мне такую страну,

Где святых унижают,

Где герои – ветераны войны,

Живут хуже рабов…


(В аудиозаписи песня «Родина моя».   Снова интервью)

-Считаете ли вы себя русским патриотом?

- Да, я считаю себя русским патриотом. Потому что мне не безразлично, что происходит с Россией.

-         Что вы вкладываете в это понятие? Ведь патриотизм приобрел сейчас различные формы. Члены «Памяти» тоже считают себя патриотами.

-         Я просто скажу вам: к тем, кто насилует мою Родину, кто пытается разрушить ее традиции, культуру, отношусь примерно так же, как и к оскорблению своей матери.

-         То есть вы видите патриотизм главным образом в обостренном отношении к действительности?

-         Нет, не только. Это еще и любовь.

-         Любовь к Родине и патриотизм – это для вас разные вещи?

-         Нет, почему? Любовь к Родине – это компонент патриотизма.

-         Значит, патриотизм для вас более широкое понятие нежели любовь?

-   Да, более широкое. Потому что любить и бездействовать – это не патриотизм. Патриот –   человек любящий и действующий.

 (Далее на фоне инструментальной музыки)

- По-разному можно выражать неприязнь к существующему «режиму». Многие из поколения Талькова возмущались в «курилках», злословили на кухнях, а на деле потакали «системе» собственным образом жизни и мышления. Кто-то приспособился, дабы выжить и сделать карьеру. А Игорь Тальков нашел единственно достойный, открытый и конструктивный путь: он свое недовольствие переплавил в творчество, стихи и в музыку, где «выплакался весь». Так родились маленькие шедевры: «Родина моя», «Россия», «Стоп! Думаю себе!», «Бал Сатаны» и др.


Времени нужно много,

чтоб до конца пройти

дарованную дорогу

и не сбиться с пути.

Годы толкают в спину,

годы толкают в грудь,

а между ними клином

втиснут этот путь.

    

     Времени нет на рассуждения,

     времени нет на решенье проблем,

     времени нет и на общенье,

     времени нет и на то,

     чтобы понять зачем…

 Годы толкают в спину 

 и не дают успеть

 тем дописать картину,   

 этим просто допеть…


Кроме того, он пришел к Богу. Самостоятельно, не по протоптанной дорожке дани моды. Он выстрадал свою веру.

 (Интервью)

-   Это вера церковная или это вера в некую высшую справедливость?

-   В высшую справедливость, разум, гармонию, истину…

-   Вы на сцене осеняете себя крестным крестом. Почему?

-   Крест – это символ, и знамение имеет определенное значение. Я не делаю из этого культа. Я не хожу в церковь, не соблюдаю постов. Самое главное – верить. Бога надо носить в душе. Наша совесть – это и есть  частичка Бога в нас.

-   Вы вкладываете в работу всю душу, а существует ли ориентир, к которому стремится Ваша душа?

- Существует Бог.  Бог как космический разум.  Разум Вселенной. Это сила, энергия, которая гармонизирует бытие и движет миры, цивилизации к свету, добру, истине.

-   Что такое талант?

-   Это то, что помогает людям ощутить и увидеть мир и познать его. Это миссия.

-   А если бы Вам предложили  изобразить одной краской жизнь вокруг Вас, как бы Вы это сделали?

-   Сын мой сделал это за меня, когда ему было 5 лет: лист тетради закрашен красной краской, с тремя черными овалами посредине.

-   «Красное и черное» ?

-   Да, это души, души в крови, которые ищут выход к свету.

-   Игорь, а для себя какую бы выбрали краску?

-   Белую. Я люблю белый цвет. Звезды светятся белым светом, луна белая, солнце белое. Этот цвет очищает.

     …Очищение. Катарсис…


Ценою самоотреченья

И сердца – стертого до дна –

Души святое очищенье

Дается нам.

     Ценою мук непреходящих,

     глухой тоски, ночей без сна –

     Любви мгновенья настоящей

     Даются нам.

За череду сплошных ненастий

И за печаль, что так длинна,

Крупица истинного счастья

Награда нам.

     Того, кто сил  нашел держаться

     И возрождаться вновь и вновь,

     Найдет и истинное счастье,

     И настоящая любовь.

Ничто так просто не дается

Нам в этой жизни –

Закон таков!

     За счастье надобно бороться,

     И за мечту,

     И за любовь.


(Песня  «Самый лучший день» в видео или аудиозаписи)

     Песня – это большая ответственность. Как  всякое оружие. Ею можно запутать, развратить. Сейчас, к сожалению, много таких песен. Творчество Талькова было сродни пушкинскому «Чувства добрые я лирой пробуждал…»

 (Песня «Летний дождь» в исполнении ученицы.)


Благодаренье Богу и хвала,

Что у России есть сыны такие,

Что не скудеет наша русская земля

И что взошло на небосклоне Ваше имя.

Так дай Вам Бог и в возрасте Христа

Играть ваш рок и не спешить на небеса.


     Известность, популярность и творчество Игоря вызывает самые разные эмоции - радость, печаль, негодование, но никогда - равнодушие. В его песнях – боль за униженную гордость народа, страдания человека, осознающего глубину трагедии своей земли.

     Странным было ощущение чистоты, исходившее от его метущегося, бунтарского творчества.  Игорь - он обыкновенный человек, со своими плюсами и минусами. Со своей личной жизнью, где лады, нелады со своей работой и где тоже лады и нелады… Где все чередуется, как у всех нормальных людей. Более талантливый, более одаренный, более замеченный Богом.

     Понимал ли он, с какой безжалостной силой вступил в схватку? 1987-1991гг., когда Тальков достиг пика популярности и одновременно расцвета творчества были решающим моментом Истины в противоборстве не столько даже КПСС, столько тому, с чем сплеталась партия-монстр. Песенный цикл и спектакль «Суд» стали небывалые мощи вызовом системе. И шепоток возникал: «В черном списке. Ликвидируют – не ликвидируют? Когда?..»


Мы живем как на вулкане

И всю жизнь играем в тир

В этом тире

Каждый стал из нас мишенью

    И так часто  называем грешным этот мир,

    А своих не замечаем прегрешений

Мы грешим непониманием

 

Наших близких и друзей,

И в стране любви

Горят мосты за нами,

     Опустошенные пожаром

     Взвинченных страстей

     Мы разглядываем жизнь

     Сквозь призму разочарований.


Впрочем, злоба, зависть, ненависть удушающее бурлили вокруг него не в меньшей степени, нежели разливались тёплые волны любви и поклонения.

     Да. Требовалась жертва для доказательства встрепенувшемуся народу, что все остается по-прежнему, что Система жива. Лучшей кандидатуры на отстрел даже вообразить трудно: известность от Прибалтики до Сахалина, любимец миллионов, ярко выраженный враг Системы… Личность, известная всем.

     Кстати, несомненные артистические способности привели его и на киностудии. Тальков снимается в фильмах «Князь Серебряный» и «За последней чертой». Роли яркие, заметные. В первом фильме - главная, в фильме «За последней чертой» он играет предводителя банды рекетиров.

     Интересна деталь- по сюжету главный герой, бывший боксёр Дрёмов ( Евгений Сидихин ) в конце фильма расстреливает в упор всех своих обидчиков, в том числе и Талькова - этот сюжет снимался 6 октября 1990 г. … Ровно через год, 6 октября 1991 г. Игоря убивают по-настоящему…

     6 октября 1991 года шоу-бизнесмен Сергей Лисовский устраивает концерт в питерском дворце Юбилейный: перед представлением к Талькову зашёл телохранитель Азизы Малахов:

- Ты будешь выступать до неё, всё поменялось.

- Ничего менять не будем. А ты…(русский человек ответил русской бранью)

     Завязалась драка. Оба достали газовые пистолеты, вывалились в коридор. Здесь Талькова ждал кто-то третий. Одним профессиональным выстрелом Игорь был смертельно ранен.

      Трагедию наблюдала целая толпа его коллег: Андрей Державин, Олег Газманов, Михаил Муромов, дуэт «Академия». Малахов ударился в бега, его быстро поймали, но доказать ничего не смогли и так же быстро отпустили.  Каким-то образом подозрение упало на директора Талькова – Валерия Шляйфмана. Этот человек стал работать с Тальковым незадолго до трагедии.  Шляйфман, бросив жену, дом, всё имущество, «улизнул» в Израиль. Когда же правоохранительные органы доказали вину его путём судебной экспертизы и потребовали выдачи на родину для продолжения следствия – государство Израиль отказало в прошении.

     А в «открытом письме россиянам» общество любителей русской словесности в лице Аллы Злочевской уверяет, что израильское посольство в ответ на письмо общественного комитета сообщило, что с просьбой о возможной выдаче подозреваемого в их страну не обращались… Впрочем, потом Шляйфман исчез из Израиля. Скрылся. Дело застряло. Некоторые политические организации обвинили во всём мировое масонство, сравнив убийство Игоря Талькова с убийством Есенина…

     Игорь пел обо всех нас. Он бескомпромиссно и прилюдно говорил нам о том, о чём мы боялись думать, несмотря на провозглашенную свободу. А правда опять оказалась обществу не нужна…


И вот предстал ты перед Богом,

Князь Игорь –

Песни русской князь,

За нашу Родину молясь,

Ему поведаешь о многом.

Не защитил тебя народ,

И подвиг русского солдата.

Высок был в душах твой полёт,

И место в сердце

Было свято.

Тебя уж нет,

А те – вдали,

Кто отвести мог путь картечи.

«С тобой нам было

Чуть полегче», -

Сказал

И бросил ком земли.

Прощаемся.

Господь с тобой!

Задрапирован свет России

Кромешной,

Безысходной тьмой.

Молитесь об убитом сыне…

                (Игорь Тюленев)


(Интервью)

-         Что вас может сломить, поставить на колени?

-         Я достаточно много прошел и умирал несколько раз. Не знаю, какие могут быть в жизни еще испытания. Ставила на колени и заставляла плакать только любовь.

(Надевая черный платок)

      Я все время наблюдаю, сравниваю, а теперь особенно, и почти физически ощущаю, что всем без исключения людям, вместе взятым, нет-нет, не перевестись, не сравниться, но хотя бы приподнять чашу весов над тобой не удастся. По всем качествам. Я говорю это даже не как жена, а как твой друг.  Ты был истинным, настоящим. 

                                                                                         (Татьяна Талькова,  вдова поэта)

     Сила духа. Я теперь ясно вижу, что именно эта черта Талькова привела его к славе и к смерти. В нем был какой-то внутренний крепчайший стержень. Он просто не мог пойти против своей совести.                                        ( Владимир Ганкевич,  друг поэта)

     Поэт, музыкант, актер, философ… Как много ему было дано, и как мало он успел. Он "встряхивал" разумных и чувствующих, освобождая от груза сомнений и комплексов, обостряя отношение к окружающему миру, способность отыскать свое место в жизни.                                                                   ( Елена Емелинова,  друг поэта)

     Он боролся своими песнями против косности, хамства, безверия и бездуховности. И перед своим последним концертом Тальков, как перед боем, не просто одевал сценический костюм, он полностью облачался во все чистое, веря в то, что зритель должен видеть у микрофона не только артиста, но и доктора человеческих болезней.    Сейчас остались его горькие лекарства – песни, которыми Тальков лечит наши сердца.                     

                                                                                                 ( Газета "Молодой сибиряк")

-   Максимилиан Волошин в стихотворении, написанном после смерти Николая Гумилева и Александра Блока сказал:

                            Темен жребий русского поэта:

                            Неисповедимый рок ведет

                            Пушкина  -  под дуло пистолета,

                                   Достоевского  - на эшафот…    Находите ли вы, что жребий русского поэта столь темен? Или же это некая закономерность?

-     Мне кажется, что это некая закономерность. Проследив историю культуры. можно сделать такой вывод.

-         Можно ли что-то в этом изменить? Прервется ли эта роковая цепочка?

-    Если изменится общество, то цепочка прервется. Все к этому шло. Не было бы революции, мы бы уже к этому пришли…

-         Как артист, как певец, как поэт, что бы вы сказали в своем финальном монологе?

-                   Человек, ни разу не задавший себе вопрос: "Зачем он живет?", наверное, прожил жизнь зря. Он мог бы не рождаться. И я думаю, что всем живущим ныне имеет смысл задать себе этот вопрос, пока не поздно.

-         Вы задавали себе этот вопрос?

-   Я задал себе его, когда мне было 12 лет. И все эти годы я каждый день пытался на него ответить…


В стране образованных злых дураков

В разгаре большая потеха.

И рыщут, как стаи голодных волков,

Властители черного века.

      У них свое право, у них свой закон,

Плетут паутиной интригу,

Стреляют по тем, кто давно занесен

Как редкостный в Красную книгу.

Поэт, словно лебедь, - убит с трех шагов,

Остались птенцы волчьей своре,

И Черные речки до самых краев

Наполнили Черное море.

    

И черное солнце взошло над страной,

И черные дни наступили,

И черные птицы кружат над землей,

И черный снег кровью залили.

    В стране образованных злых дураков

    В разгаре потеха и хамство,

    Быть может, когда пролетят 100 веков,

    Тогда будет гениев царство.

Тогда лишь воскреснет поэт и споет

Свои недопетые песни,

И, может быть, тихо ему подпоет

Таинственный голос небесный.                              

                            (Виктор Рева)


     Роковая цепочка… На память вновь приходят слова песни, посвященной Цою. И звучат они так, что хочется зажечь свечу и держать ее в ладонях в темноте зрительного зала, и пусть плачет воск о том, кто уже никогда не поднимется на сцену, но останется в памяти нашей.

     Не просто артист. не просто поэт или музыкант, а человек, горячо, до безумия любивший Родину и нас. И вся его недолгая жизнь была песней о ней и для нее. Что бы и где он не пел.  Известны слова Ивана Бунина о Киевской Руси: "Когда представляешь себе, что остановили татары, хочется кататься по земле и выть". Что же остановила ты, жестокая свинцовая пуля пистолета? "Не могу петь по заказу. Наверное, в этот момент закрывается клапан," – говорил поэт.

Учитель

     Вот и закрыли  клапан. Навсегда.     Пушкин, Лермонтов, Есенин, Рубцов… Можно еще продолжать и продолжать. Почему-то убивают всегда самых лучших, самых ярких, самых дорогих и неповторимых.

Конечно, это прозвучит банально, но они остаются с нами, со всеми, навеки.

                     Я воскресну и спою…

Игорь, позволь с тобой не согласится! Ты и не умирал. Ты всегда с нами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирог с капустой в мультиварке

FavoriteСохранить рецепт

Домашние рецепты » Мультиварка, пароварка, хлебопечка » Рецепты для мультиварки » Выпечка в мультиварке » Пирог в мультиварке

Домашние рецепты » Выпечка, пироги, печенье, тесто » Пироги » Пироги с овощами, грибами

2 августа 2013, Автор: Ольга Иванченко

 

 

 

Автор Савченко Елена Андреевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 682
Номер материала 51844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓