Главная / Русский язык и литература / Литературный вечер по пьесе М. Метерлинка "Синяя птица"

Литературный вечер по пьесе М. Метерлинка "Синяя птица"

«ДОРОГА К СЧАСТЬЮ»

(по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»)

Возраст участников: 12-13 лет (7 класс)


Вид внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение


Форма внеурочной деятельности: литературный вечер


Цели: Изучить жизнь и творчество писателя;

Проанализировать идейное содержание пьесы;

Обсудить понимание учащимися счастья;

Оценить авторскую позицию в произведении.


Опережающие задания:

1 группа готовит сообщение-презентацию о жанре феерии, подбирает иллюстрации к пьесе.

2 группа изучает жизнь и творчество М. Метерлинка, готовит презентацию.

3,4,5 группы готовят анализ эпизодов пьесы ( в Лесу, в стране Воспоминаний, в Саду Блаженств), находят афоризмы о счастье.


Уровень результатов: получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

(2 уровень).


Оборудование:

* Портрет М. Метерлинка

*Афоризмы о счастье (найденные учащимися)

*иллюстрации к произведению

* компьютер


Эпиграф: “Синяя птица”– это ритм, имя которому Жизнь.

Александр Блок.
































Сценарий

Звучит музыка Э.Грига “Утро”. Погашен свет, горят свечи

Слово учителя: Добрый вечер, ребята. Сегодня нам предстоит встреча с необычным, удивительным произведением и разговор о том, что волновало, волнует и будет волновать людей многие годы. Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что такое счастье ? Каким оно бывает? Как его добиться? Как оставаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже более 100 лет читатели и зрители феерии М. Метерлинка «Синяя птица».

А что же такое феерия? Что это за жанр? Разобраться в этом нам поможет 1 группа.

Выступление 1 группы (показ иллюстраций )

(опережающее задание: определение жанра феерии и история его развития)

Вопрос

?**С какой феерией вы уже знакомились на уроках литературы?

(«Алые паруса» А.Грина)

?**Назовите главных героев этого произведения.

?** Почему мы называем его феерией?

(используется сказочный, волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации;

многочисленные сложные постановочные эффекты.)

Слово учителя

Имя Мориса Метерлинка напоминает нам, прежде всего, о его «Синей птице» – пьесе, поставленной К. С. Станиславским в России раньше, чем на родине драматурга, в Бельгии. Спектакль до сих пор не сходит со сцены МХАТа, появились также фильм, мюзикл и балет «Синяя птица». Это непостижимо привлекательная философская сказка обещает подсказать путь к Грядущему счастью. Оптимистическое в целом видение жизни драматурга подсказало ему идею «говорить несчастным о счастье, чтобы они научились понимать его».

Что же за человек был Морис Метерлинк? С его судьбой, его творчеством нас познакомит 2 группа.


Выступление 2 группы (показ презентации)

(опережающее задание: рассказ о жизни и творчестве М. Метерлинка –по презентации)

Звучит музыка Дж.Ласта «Одинокий пастух»

Слово учителя

?**Когда происходит действие пьесы?

( В Рождественскую ночь)

?**-Что это значит?

( Может произойти любое чудо).

?**Пьеса Метерлинка построена на мотиве поиска счастья -Синей птицы. Почему именно синей?

?**Что еще может символизировать Синяя птица?

(удачу, мечту, надежду, любовь).

Сейчас я предлагаю вам разбиться на две команды. Они будут называться «Мечта» и «Надежда». И мы вместе отправимся на поиски счастья с Морисом Метерлинком и героями его феерии.


Учащиеся берут карточки, на которых написаны названия команд, и занимают столы с табличками-названиями.

1 задание «ПРИДУМАЙ САМ НАЗВАНИЕ»

*Вы прочитали пьесу Метерлинка “Синяя Птица”. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?

(Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.)

***Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?


2 задание «АУКЦИОН ГЕРОЕВ»

Вы прочли сказку, познакомились с её персонажами. Сейчас на листочках в течение двух минут вы запишете их имена, а потом будете их по очереди называть. Тот, кто назовёт персонаж последним, получит 3 балла)


3 задание «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛОТО»

Выбери героя в одной коробочке, а в другой – найди его характеристику.



4 задание «УРОКИ СЧАСТЬЯ РАЗНЫХ ДОРОГ»

?**Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?

(Больной девочке.)

?**Чем она больна?

(Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.)

?**Фея Берилюна надевает Тильтилю на голову зеленую шапочку , и он поворачивает алмаз один раз , другой Что происходит со всеми окружающими предметами?

?**Почему?

?**Каково значение слова друг?

?**А как повела себя кошка?

?**Каково лексическое значение слова коварство?

?**Почему кошка против похода за Синей птицей?

?**Почему именно кошке отведена такая роль?

?**Какой урок преподносит нам Метерлинк?

( Дружба и коварство всегда идут рядом. Нужно уметь отличать одно от другого .)

?**Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки. Путешествие приводит их в страну Воспоминаний.


Выступление 3 группы (2 человека)

(Анализ эпизода в стране Воспоминаний.)

Каково представление о счастье у умерших?

(Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.)

?**Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью. На столе разложены уроки счастья разных дорог. Выберите мудрость первого путешествия

Изучай и уважай прошлое”


?**Путешествие героев Царство Ночи. С кем встречаются герои в этой части?

(С болезнями, ужасами, войнами.)

?**Далее дети приходят во Дворец Ночи. Что спрятано и живет в этом дворце?

?**Почему для всякого рода загадок, тайн, ужасов, болезней, воин выбран именно Дворец Ночи? Символом чего является Ночь?

?**Почему ничто не может остановить Тильтиля?

?**Какой символический смысл здесь носит мужество Тильтиля?

(Страх отступает перед Знанием, в Знании- сила.)

-Но пойманные во Дворце Ночи синие птицы оказались мертвыми. Почему?

(И эта истина еще не последняя, и она не исчерпывает знания о мире

- нужно узнать что-то еще. И это что-то о кроется детям в Саду Блаженств.)


Выступление 4 группы (2 человека)

(Анализ эпизода в Саду Блаженств)

?**Что такое блаженство?

(полное, невозмутимое счастье).

?**Почему Душа света торопится увести детей от тучных блаженств?

?**На смену тучным блаженствам появляются иные блаженства, которые связаны с духом. О каких истинных блаженствах вы узнали из пьесы?

(Блаженство солнечных дней.

Блаженство видеть зажигающиеся звезды.

Блаженство быть справедливым.

Блаженство быть добрым.

Блаженство созерцать прекрасное

Блаженство Материнской Любви. )

?**Зачем автор придумывает этот эпизод?

(В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.)

?**Откройте урок второй дорожки.

Смело преодолевай препятствие.”-


Выступление 5 группы (2 человека)

(Анализ эпизода в Лесу).

?**На каких противоположных героев делятся деревья в лесу?

( На тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает.)

?**Почему деревья не любят людей?

(Лес помнит о том, что герои - это дети дровосека, который уничтожал лес.)

?**Какой же смысл этого эпизода?

(Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.)

?**Найдите дорожку счастья этого эпизода.

Человек должен жить в согласии с окружающим миром”


?**Почему дети не остались в Саду Блаженств?

(Им нужно было спешить за Синей птицей)

?**Выберите дорожку этой части.

Надо жертвовать удовольствием для главного”


?**Царство будущего. В чем смысл этого эпизода?

(Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.)

?**Почему детям так не терпится родиться?

?**Какой еще урок преподносит автор?

(Надежда на счастье нужна Человеку всегда, ведь без нее невозможно жить.)

?**Как вы думаете, случайно ли Метерлинк сделал царство будущего ярко-голубого, сказочно-голубого. волшебно- голубого цвета?


?**И вот синяя птица в руках у героев, но она опять поменяла окраску. Почему это произошло? Что это значит?

(Обретенную истину нельзя считать абсолютной, нельзя познание считать

законченным, познание - процесс бесконечный. Остановка на пути познания

это смерть познания. Синяя птица в клетке - символ именно такой остановки.

Счастье дается человеку именно в процессе бесконечного приближения

к абсолютной истине.)

?**Выберите дорожку для этого эпизода.

Думай о будущем”

?**Последний эпизод – Возвращение. Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? Что поняли дети о том, что такое счастье?

(Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.)

?**Что же стало с больной девочкой?

(Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому

что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.)

?**Прошел год с тех пор, как дети отправились в путь. Почему год, ведь всего прошла одна ночь?

?**Может быть ,все это ребятам приснилось?

(Не это главное. Ведь порой нам снится то, что в жизни невозможно,

а жизнь преподносит то, что и не снилось.)

?**Каков символический смысл этой сказки?

(Надо уметь разглядеть счастье в простых домашних блаженствах,

великой радости материнской любви.)

?**Подаренная больной девочке Синяя птица возвращает радость жизни, но тут же улетает. О чем это заставляет задуматься?

(Счастье нельзя удержать в клетке. Оно свободно как птица .

Счастье всегда с нами только не бойтесь его искать.)


5 задание «АФОРИЗМЫ О СЧАСТЬЕ»

Учащиеся берут карточки с афоризмами о счастье и объясняют их.


6 задание «СИНЯЯ ПТИЦА»

С помощью красок, фломастеров, цветных карандашей изобразите свою Синюю птицу.


Слово учителя: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Учащиеся читают стихи:

Таня. Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.


Денис. Услыхали трепетное слово –

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!


Вика Ш. Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…

Разве будет это тыщу раз?


Лена К. На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!


Лариса. Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не пропустить!


Катя. Хворь и ссоры временно отставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта “прелесть” миновала вас.


Таня. А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце доброе у вас.


Лена К. Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!


Вика Ш. И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите!


Слово учителя : Несколько дней назад вы писали мини-сочинение «Счастье –это…» Послушайте общее определение счастья для нашего класса. (чтение отрывков из сочинений учащихся)


А в заключение подведём итоги нашего конкурса. Какими бы ни получились эти итоги, ясно одно: победили мечты, надежды и, конечно же, счастье.

Звучат вальс Свиридова к фильму «Метель» и вальс к фильму «Мой ласковый и нежный зверь».
















ФОТО:

Описание: IMG_3073.JPG


Показ компьютерных презентаций


Описание: IMG_3078.JPG


Работа в группах


Описание: IMG_3072.JPG


Участники проекта


Описание: IMG_3084.JPG


Оформление доски





~ 10 ~


Литературный вечер по пьесе М. Метерлинка "Синяя птица"
  • Русский язык и литература
Описание:

Здесь представлена подробная разработка литературного вечера в 7 классе  по пьесе Мориса Метерлинка "Синяя птица".

Это был творческий проект семиклассников. Как известино,технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учеником под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, и имеющих практическое значение. Деятельность учащихся подразумевает получение конкретного (практического) результата  и его публичное предъявление.

Мы с ребятами ставили перед собой следующие цели:

Изучить жизнь и творчество писателя;

Проанализировать идейное содержание пьесы;

Обсудить понимание учащимися  счастья;

Оценить авторскую позицию в произведении.

Учащиеся были поделены на 5 микро-групп по 2-3 человека. Каждая группа получила задание.

1 группа  готовит сообщение-презентацию о жанре феерии, подбирает иллюстрации к пьесе.

2 группа изучает жизнь и творчество М. Метерлинка, готовит презентацию.

3,4,5 группы готовят анализ эпизодов пьесы ( в Лесу, в стране Воспоминаний, в Саду Блаженств), находят афоризмы о счастье.

В конспекте представлены и результаты выполненных детьми заданий, и вопросы для учащихся, и примерные ответы на них.

В конце -несколько фотографий с вечера.

 

Автор Любакова Ирина Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 608
Номер материала 31056
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓