Путешествие в Чукландию
Литературный
праздник , посвященный творчеству К. И. Чуковского
(31 марта - день рождения
К.И.Чуковского (1882-1969), русского писателя, критика, литературоведа.)
Цели:
- Познакомить детей с
жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
- Формирование у
детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного
читателя.
- Пробуждать у
учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как
источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
- Развитие творческих
способностей учащихся.
Оформление:
- Портрет
К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).
- Выставка детских
рисунков к произведениям К.И.Чуковского.
- Выставка книг
“Чудо-дерево”.
- На центральной
стене "Чудо-дерево" украшенное разнообразными сапожками,
башмачками; по бокам от дерева герои сказок Чуковского. Столик для
библиотекаря.
1. Сегодня мы отметим юбилей,
Того, чья лира,
Воспела звучно "Мойдодыра"
И с нами справят этот юбилей
И Айболит, и Бармалей,
И очень бойкая старуха
И наша "Муха- цокотуха"
Ведущий. Я думаю, что вы все поняли, чей праздник мы сегодня
отмечаем. И сейчас дружно все вместе мы произнесем имя автора книг,
перечисленных в стихах:
Корней Иванович
Чуковский!
1. Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку,
Уже предчувствует душа.
2. И на любые
испытанья
Согласны храбрые сердца,
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. (В.Берестов)
|
|
Ведущий. Вы
ведь, ребята, тоже любите сказки?
Дети: Да!
Ведущий. И сказки дедушки Корнея хорошо знаете?
Дети: Да!
Вед.: У нас есть замечательная возможность это
проверить. Ведь для этого вы сюда и пришли?
Дети: Да!
Ведущий: Сегодня мы вспомним сказки дедушки Корнея. Правда, дедушка Корней не
сразу стал дедушкой.
|
|
Презентация «Корней Иванович Чуковский» 1 слайд .
2 слайд . Корней Чуковский (он же Николай Корнейчуков) родился
31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Детство писателя прошло в Одессе. Он жил с мамой
Екатериной Осиповной Корнейчук и сестрой Марусей.
3
слайд.
Николай был очень способным мальчиком, и Екатерина
Осиповна делала всё, чтобы он могучиться в гимназии. Она очень много
работала: стирала чужим людям с утра до вечера. Однажды ей
заплатили так мало, что бедная женщина не смогла заплатить за обучение сына.
И Колю исключили из пятого класса гимназии.
4 слайд. С тех пор Николаю Корнейчукову пришлось
работать. А учился он дальше сам, по книгам. И выучился так хорошо, что даже
по-английски говорил замечательно, и люди потом не раз поражались его
учёности. Он написал много книг для взрослых и детей. И стал известным во
всём мире Корнеем Чуковским.
5 слайд. В 1903 году Чуковский женился на одесситке,
Марии Борисовне . В семье Чуковских было четверо детей - Николай, Лидия,
Борис и Мария.
6 слайд. Однажды случилось так, что писателю пришлось ехать со своим маленьким
сыном, который заболел, и у которого была высокая температура, в вагоне
поезда. Чтобы мальчик не хныкал, стал он рассказывать ему сказку, которую
давно хотел записать… Жил да был Крокодил, он по улицам ходил. Сын
перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть эту сказку.
7 слайд.
А однажды Корней Иванович сидел за письменным столом, и услышал плач своей
младшей дочери, которая не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял
девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам…
8 слайд. Так появлялись на свет знакомые всем с детства ДОБРЫЕ СКАЗКИ
ЧУКОВСКОГО.
9 слайд. На даче в Переделкино, в сорока минутах езды от Москвы, где писатель
прожил большую часть жизни, ныне действует музей.
|
|
10 слайд. Нам
жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»,
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
В.Берестов
11 слайд. 31 марта исполнилось
130 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского.
1. Давайте любимые книжки откроем,
И снова пройдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем,
Опять повстречаться, сильней подружиться:
2. Мы к сказке в гости постучимся,
Чудес немало встретим в ней,
Гуляют в сказке небылицы,
И волшебства немало в ней.
Песня «В мире много сказок» Музыка
В. Шаинский Слова Ю. Энтин
В мире много сказок,
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них,
Нам нельзя без них
Муха-цокотуха — В сказку нас
веди!
Добрый Мойдодыр — Помоги в пути!
|
|
Музыка. За столом "в библиотеке" сидит
"Мудрая сова"
Вед.: Ребята, вы с вами сегодня попали в необычную библиотеку,
а сказочную. Здесь собраны все книги К.И. Чуковского. А вот и библиотекарь.
Да это же старая мудрая Сова! Она знает всё о Корнее Чуковском, знает все его
сказки и может ответить на любой ваш вопрос.
Сова: обращается к портрету К.И.Чуковского.
– Высокий рост, длинные руки с
большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов,
непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и
удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Его знали все маленькие жители не только нашей страны, но и за её рубежами.
Каким он казался великаном, этим его маленьким друзьям “ от двух до пяти”,
настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на
ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку,
присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от
которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.
|
|
Раздается телефонный звонок.
Сова: Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что
вам надо? Шоколада? Ошиблись опять? Звоните по номеру 125! А это библиотека!
Снова раздается звонок.
Сова: Кто говорит? Детский сад? Кто пропал? Айболит? Из всех книг? Не
может этого быть! У меня ничего не пропадает! Перезвоните, пожалуйста.
Сова к ребятам: Не думаете ли вы, что это были какие-то странные
звонки? Мне сказали, что из всех книжек пропал доктор Айболит! Но у меня же
волшебная библиотека. Отсюда он не мог пропасть. Давайте вместе с вами
посмотрим !
(Сова листает книги и находит, что Айболит вырезан из страниц книги.
Показывает эти страницы ребятам)
Сова: Ох! Ох! Ох! Исчез! Это опять проделки Бармалея! Нужно срочно
отправляться на поиски Айболита в страну Чукландию! Я боюсь, что одна я не
справляюсь с трудностями.
Вед.: А мы все поможем вам в этом. Правда, ребята?
Ребята: ДА!
Вед.: Только вы нам скажите, что это за страна Чукландия?
Сова(загадочно): В этой стране живут сказки Корнея Чуковского.
Вы готовы отправиться в это опасное путешествие, чтобы спасти доктора Айболита?
Дети: ДА!
Сова: Тогда в путь Музыка
4. Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет,
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное.
5. Ни листочка на нем!
Ни цветочка на нем!
А чулки да башмачки,
Словно яблоки!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево.
6. Эй, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные галошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги.
Только сначала
Загадки Корнея Чуковского отгадайте
( С дерева снимаются сапожки. На
них с обратной стороны написаны загадки.)
|
|
Сова: Ребятки!
Большое спасибо за отгадки! Мне так понравились это чудо-дерево, что я
совершенно забыла, что мы идем искать доктора Айболита! Но вы мне напомнили о
главной цели нашего путешествия - спасении Айболита!
Итак, в путь!
Раздается шум, звон.
Сова: А что это за шум? За тарарам?
Не спрятаться ли поскорее нам? Выбегает Грязнуля
Грязнуля: Одеяло убежало, улетела
простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, свечка в печку!
Я за книжку - та бежать,
И в припрыжку под кровать!
Сова: Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом,
Завертелось, закружилось,
И помчалось кувырком.
Музыка________________________________________ Выходит Мойдодыр
Мойдродыр: Ах ты гадкий, ах, ты
грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя!
Сова: Какой стыд и срам! Разве хорошо
быть грязным?
Мойдодыр: Я - великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник,
И мочалок командир.
Только топну я ногою,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают и завоют ,
И ногами застучат,
И тебе головомойку
Неумытому дадут:
Я ударю в медный таз
И вскричу: "КАРАБАРАС!
Грязнуля убегает и слышно: Ой, ой, ой!
За сценой:
1 мочалка: Моем, моем
трубочиста
Чисто, чисто! Чисто, чисто!
2 мочалка: Будет, будет трубочист
Чист! Чист! Чист! Чист!
Грязнуля выходит с мочалками чистым и опрятным.
Грязнуля: Мылом, мылом, мылом,
мылом,
Умывался без конца,
Смыл и ваксу, и чернила,
С неумытого лица!
Мойдодыр: Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, Грязнуля,
Мойдодыру угодил
Грязнуля: Да здравствует мыло
душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Мойдодыр и Грязнуля
уходят.
Сова: В этой сказке мы Айболита не встретили…
1 мочалка: А в большой реке
Крокодил лежит,
И в зубах его не огонь горит
Солнце красное
Солнце краденное.
Крокодил: Я на реченьке лежу,
В зубах солнышко держу.
Все лежу и лежу,
И на солнышко гляжу.
2 мочалка: Говорим тебе,
Крокодил-злодей,
Отдай нам солнышко скорей,
Оно поможет нам в пути
Айболита быстрее найти.
Крокодил: Забирайте его,
Надоело мне оно!
Но только при одном условии. Скажите, кому принадлежат вещи, которые лежат
в этой коробке?
Сова: Ребята! Подсказывайте!
Вещи Мочалки достают по очереди и показывают ребятам.
· Кастрюля, сковородка (Федорино горе)
· Мыло (Мойдодыр)
· Денежка (Муха-цокотуха)
· Микстура (Доктор Айболит)
- воздушный шарик – (“Тараканище”)
- блюдце – (“Федорино
горе”)
- термометр – (“Айболит”)
Сова: Ну, что, Крокодил, мы все твои
просьбы выполнили. Отдай наше солнышко!
Крокодил: Да оно уже светит!
Сова: А ты в своей сказке доктора Айболита не встречал?
Крокодил: Нет
Сова: Тогда мы пойдем дальше.
Мочалки уходят. Появляется
Паук и Муха-цокотуха.
Инсценировка сказки Муха-цокотуха.
Паук набрасывает сеть на Муху:
Сова: Отпусти, злодей! Освободи,
злодей!
Паук: Ха-ха-ха! Я отпущу муху в том случае, если вы мне поможете!
Сова: Говори, в чем дело?
Паук: Я люблю стихи Чуковского, но от одного стихотворения у меня в
голове путаница. В нем почему-то
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают:
Сова: Все понятно! Чуковский был веселым и озорным человеком. Поэтому и
написал стихотворение, которое так и называется "Путаница". А
разобраться в этой путанице нам помогут ребята. Правда?
Паук: Свинки замяукали: Мяу, мяу.
Дети: Кошки!
Паук: Кошечки захрюкали: хрю, хрю, хрю
Дети: Свинки
Паук: Уточки заквакали: ква ква, ква?
Дети: Лягушки!
Паук: Курочки закрякали: кря, кря, кря?
Дети: Уточки!
Паук: Прибежал медведь и давай реветь: Кукареку?
Дети: Петух!
Паук: Вот спасибо, ребята! Помогли мне разобраться. Муха свободна. Я
пойду в библиотеку. Мне еще много сказок Чуковского хочется прочитать.
Сова: Уважаемая Муха-цокотуха! Не было ли у тебя на именинах доктора
Айболита?
Муха-цокотуха: Нет, не было!
Было много гостей, но доктор Айболит не приходил!
Паук
уходит.
Музыка ____________________________________ Выход Федоры
Федора: Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
Ой, Ой, Ой! Воротитесь вы домой
(поднимает сито, кастрюлю)
Муха-цокотуха: Села бы баба за
стол,
Да стол за ворота ушел,
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди поищи!
И чашки ушли и стаканы
Остались одни тараканы!
Федора: Ой, горе мне, горе!
Что же мне делать?
Муха-цокотуха: Поганых тараканов повывести,
Прусаков да пауков повымести!
Федора: Спасибо вам за совет,
Я приглашу вас на обед!
Сова: Спасибо тебе за приглашение!
Но скажи-ка ты нам, не встречала ли ты доктора Айболита?
Федора: Нет! У самой забот полон рот!
Муха и Федора уходят.
Музыка_______________________________ Выход Бармалея
Бармалей: Маленькие дети,
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, -
Не ходите, дети, в Африку гулять!
Я - Кровожадный. Я - беспощадный, Я злой разбойник Бармалей! И
мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких, да, очень маленьких
детей!
Сова: Ребята! Вы испугались Бармалея?
Ребята: НЕТ!
Сова: Тебя не боятся наши ребята! Да и пришли они к тебе не сами, а со
сказочными героями.
Бармалей: Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!
Сова: Гражданин! Ведите себя потише. Вас все равно не боятся. Скажите
лучше, где Айболит?
Бармалей: Кто такой Айболит? Я о нем и не слышал!
Сова: Друзья! Давайте ему напомним: (Выходят 3 учащихся)
1. Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться,
И корова, и волчица,
2. И жучок, и паучок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
3. Добрый доктор Айболит,
Не ест, не пьет и не спит,
Десять дней подряд
Он лечит несчастных зверят,
И ставит, и ставит им градусники
1. Вот какой добрый доктор Айболит!
Признавайся, куда ты его спрятал?
А то будет тебе плохо! Все берутся за руки и наступают на Бармалея.
Бармалей: Ой, испугали! А
я вас не боюсь!
И на помощь Таракана позову!
Таракан! Таракан! Тараканище! Появляется Таракан
Таракан: Я рычу, я кричу, Я усами шевелю,
Подождите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Все дразнят Таракана :
2. - Разве это великан? Ха-ха-ха!
- Это просто таракан! Ха-ха-ха!
3. - Таракан, таракан, такарашечка,
- Жидконогая козявочка букашечка!
Появляется Федора
Федора: Я поганых тараканов повыведу. Пруссаков и пауков я повымету!
А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у меня, у Федоры, не оставила
Таракана за ворота отправила!
Таракан убегает,
Федора за ним.
Бармалей: Ой, ой, я слабею. Некому мне помогать! Я слабею! Радикулит!
Кто мне поможет? Караул!( Сгибается в пояснице)
Сова: Быстро говори, где Айболит? Только он беде поможет!
Бармалей: Нет, не поможет! Я злой! Я ужасный! Кому я нужен?! (Плачет)
Вот ключи! Там Айболит, в пещере. Ай, болит! Ай, болит!
Герои выводят Айболита, развязывают.
Айболит: Где болит? У кого болит? А, Бармалей?! Потерпи немножко!
Выпей-ка эту микстурку.
(Наливает из бутылки лекарство)
Бармалей начинает приплясывать.
Айболит: Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей.
Бармалей: Буду, буду я добрей, да,
добрей,
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
Буду даром, буду даром
Пироги я раздавать
Кренделями, калачами
Ребятишек угощать!
Айболит: Спасибо, ребята, что вы
меня нашли и освободили. Пришла и наша пора повеселиться!
Сова: Вот, ребята, и подошло наше
с вами путешествие к концу. Мы с вами вспомнили почти все сказки, написанные
Корнеем Ивановичем Чуковским.
ВСЕ. Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе .
Айболит: Хорошие книжки писал
дед Корней -
Воспитывал взрослых он и детей,
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Сова: Наш праздник мы посвятили
юбилейному дню рождения Корнея Ивановича Чуковского. Он закончился, но с книгой
нужно дружить всегда.
Девчонки и мальчишки,
Всегда читайте книжки,
Всегда любите книжки,
Девчонки и мальчишки!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.