Главная / Начальные классы / Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»

Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»

Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»

Цели:

Образовательные:

1. Ознакомить детей с рассказом В.Ю Драгунского «Тайное становится явным».

2. Сформировать представления о жизни и творчестве писателя, его произведениях для детей

3. Формирование навыка правильного и сознательного чтения

4. Формирование основ правильной читательской деятельности

Развивающие:

1. Формирование УУД: личностных (осознание потребности в чтении рассказа, формирование ответственности за свои поступки); регулятивных (осознание цели чтения, составление плана, самоконтроля и контроль за правильностью чтения); познавательных ( развитие мыслительной операции анализа при анализе текста по частям, развитие синтеза на итоговой беседе по произведению; умение извлекать информацию из текста, интерпретировать ее, понимать идею текста, авторский замысел, устанавливать причинно следственные связи в поступках героев); коммуникативных ( умения выразить свою точку зрения, обсудить проблему нравственного выбора героя, выразить впечатления о прочитанном)

2. Развитие точной, богатой и выразительной речи при ответе на вопросы и подготовке к пересказу.


Воспитательные:

1. Воспитание честности, правдивости.

2. Воспитание интереса и уважения к произведениям отечественных писателей.

3. Воспитание ответственности за свои поступки.

Оборудование для учащихся: учебник «Родная речь» 3 класс

Оборудование для учителя: Портрет писателя, Выставка детских рисунков по рассказам В.Драгунского, иллюстрации с изображением Кремля.






































Литературоведческий анализ урока.

Что детям известно

Что нового узнают

трудности

Факты из жизни Драгунского,







Рассказ Драгунского « Тайное становиться явным». Лексическое значение слов: грановитая палата, клевещите, мусоропровод,

В создании эмоционального восприятия картины действия и в восприятии переживаний героев, адекватных авторскому замыслу.


Ход урока.

Этапы урока

Содержание этапов

Действие учителя и учеников

Орг.момент 0,5 мин

Ребята, садитесь, чтобы нам было удобно слушать друг друга. Сегодня мы будем читать поучительный и интересный рассказ. Проверьте готовы ли вы к уроку. Поднимите руку если готовы.

Настраиваются положительно на урок, проверяют готовность к уроку.

Проверка д.з

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- С произведением «Акула»

- Кто написал это произведение?

- Л.Н.Толстой

- Кто главные герои произведения?

- Главные герои артиллерист, мальчики.

-Согласны?

- Да

- На дом вам был задан пересказ, первым начнёт Вася, а вы ребята , внимательно слушайте и потом дополните рассказ.

(ребёнок пересказывает)

- Хочешь что нибудь дополнить?

- Молодец, Вася, пересказал хорошо!

- Ребята, вы хотите поправить или дополнить пересказ Васи?

(дополняют)

- Молодцы , ребята! Ставим тебе, Вася -5

-Что полезного узнали из произведения?

- Какой вы можете для себя сделать вывод?

Обобщают знания полученные на предыдущем уроке.






Пересказ произведения, учащиеся поправляют и дополняют друг друга. Затем учитель оценивает пересказ и ставит оценку.

Обобщение по д.з и переход к новой теме

- Молодцы, ребята, вы хорошо подготовили д.з.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом современного автора В. Драгунского и его произведением «Тайное становиться явным». Мы с вами читали произведение Л.Н.Толстого.

Какие люди по характеру изображены у Толстого?

-он показал героя отважным, решительным, смелым, а сегодня посмотрим, каким показывает героя Драгунский.


Подготовительная беседа

В какой сборник входят рассказы Драгунского?

«Денискины рассказы»

-кто живёт в семье Дениски?

Дениска, мама, папа

- какой Дениска по характеру?

-любознательный, добрый, чувствительный.

- В каком городе жил Драгунский?

- в Москве

-Кем работал В.Ю.Драгунский?

-Виктор работал «бакенщиком , лодочником), токарем. Позднее он был цирковым клоуном , актёром театра и кино ,руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» С сороковых годов он писал для сцены и арены скетчи, фельетоны, миниатюры.

-Почему Дениска стал героем его рассказов?

-автор писал о своем сыне Дениске.

- А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?

- Чему учат рассказы Виктора Драгунского? (доброте, вежливости, дружбе)

- Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?

- «Девочка на шаре», «Дымка и Антон», «Кот в сапогах».

- Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу Виктора Драгунского и определим из какого произведения эта иллюстрация.

Прочитайте ещё раз название произведения и подумайте, о чём это произведение?

Сегодня мы с вами будем читать другой рассказ «Тайное становится явным» - он немного будет похож на рассказ «Друг детства». По названию можно предположить о чём он?

Наверно о чём то тайном

- А как вы понимаете «становится явным»?

Ответы детей

- становится явным, это значит, что всё, что не скрывай, всё равно узнают, человеку станет стыдно, он понесет за это наказание.

- Как вы считаете, нужно ли что-то скрывать от родителей? Или лучше сознаться?

Ответы детей.

Словарная работа.

Но прежде чем читать произведение давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

-Дети, кто из вас был в Москве?

-Какие достопримечательности вы видели в этом городе?

Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”

- Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем:

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

Следующее выражение царь-пушка. Почему она так названа?

Царь-пушка в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Крупнейшая по размеру в мире.

-Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным . Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

Это человек культурный, образованный, не обманывающий других людей.

Следующее слово клевета – что оно обозначает?

Посмотрим значение этого слова из толкового словаря.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

-Подберите синонимы к этому слову.

-Какие слова мы называем синонимами? ложь, враньё, выдумка, наговор о ком то.





























Учитель готовит к восприятию текста










Учитель проводит словарную работу










Установка на слушание произведения

-Хотели бы вы прочитать рассказ «Тайное становится явным»?

-да

Сейчас мы прочитаем рассказ и узнаем, что сделал Дениска?

-Раскрылся ли его обман?

Закройте книги и слушайте меня внимательно.


Первичное чтение произведения

Учитель читает рассказ

-Понравился ли вам рассказ?

- Да.

- Что запомнилось?

-Когда Денис не хотел есть кашу.

- Что вы почувствовали когда слушали рассказ по отношению к маме?

- Жалость к маме.

-По отношению к прохожему?

-ответы детей

- Чтобы лучше понять рассказ прочитаем его по частям


Чтение и анализ чтения по частям

Работа по I части
































Работа по II части














- Серёжа, начинай читать.

- Достаточно.

- Где происходят действия. В каком городе?

- Действие происходит в квартире в Москве

-Над чем думал Дениска?

-тайное всегда становится явным

- Какое выражение от мамы услышал Дениска?

- Почему Дениска не хотел есть кашу?

- Из каких слов автора вы поняли это. Найдите в тексте эти слова.

- Как мама уговаривала Дениску есть кашу?

- Что она ему пообещала?

-Какие отношения были у мамы с сыном?

- Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

- Хотел ли он пойти в Кремль? Почему?

- Какой можно сделать вывод об аппетите Дениски?

-Сочувствует ли автор своему герою?

-С кем сравнила мама Дениску? Почему?

-Что происходило с Дениской когда он заталкивал кашу?

- Она лезла у него обратно.

- Какие моменты показывают что каша была отвратительной?

- Когда он добавлял хрен, мёд.

- Что произошло когда мама ушла на кухню?

- Он выкинул кашу в окно.

-Как считаете хорошо поступил Дениска с кашей?

- Почему он её выбросил?

- Что произошло после того когда Дениска выбросил кашу в окно?

-Пришёл милиционер.

- Кого привёл с собой милиционер?

- Что было на шляпе прохожего?

- Как отреагировала мама на слова милиционера?

- Мама возмутилась.

-Что предложила мама чтобы исправить ситуацию?

- Что чувствовал Дениска?

- Дума, что раскроется его обман.

- Как вы думаете, в какой момент догадалась мама об обмане?

- Какое выражение лица было у Дениски?

-Что сказала мама Дениске после ухода милиционера?

-Как относится автор к прохожему? Какими словами он это выражает?

- Как автор описывает эмоциональное состояние мамы?

-Что происходило с Дениской когда зашёл милиционер?

- Как описывает кашу прохожий?

- Что происходило когда ушёл милиционер?

- Как вы думаете понял Дениска какой поступок он совершил?




























Обобщающая беседа

- Что произошло когда Дениска обманул маму?

-Что чувствовал Дениска когда он обманул маму?

- Права оказалась мама?

-Хорошо ли обманывать?

-Обман может кому – то навредить.

-Что запомнил Дениска на всю жизнь?

-Обманывать плохо.

-Как бы вы поступили на месте героев? Объясните.


Итог урока

- Понравилась ли вам ваша работа?

-Понравился ли вам рассказ?

-Какой урок вы извлекли из произведения?

-Хотели бы вы перечитать этот рассказ?

-У Драгунского есть ещё рассказы на подобную тему: «На садовой большое движение», «Похититель собак», « Про подзорную трубу», «Пожар во флигели или подвиг во льдах»






































Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»
  • Начальные классы
Описание:

конспект урока по литературному чтению во 2 классе. 

Цели:

Образовательные:

1. Ознакомить детей с рассказом В.Ю  Драгунского «Тайное становится явным».

2. Сформировать представления о жизни и творчестве писателя, его произведениях для детей

3. Формирование навыка  правильного и сознательного чтения

4. Формирование основ правильной читательской деятельности

Развивающие:

1. Формирование УУД: личностных (осознание потребности в чтении рассказа, формирование ответственности за свои поступки); регулятивных (осознание цели чтения, составление плана, самоконтроля и контроль за правильностью чтения); познавательных ( развитие мыслительной операции анализа при анализе текста по частям, развитие синтеза на итоговой беседе по произведению; умение извлекать информацию из текста, интерпретировать ее, понимать идею текста, авторский замысел, устанавливать причинно следственные связи в поступках героев); коммуникативных ( умения выразить свою точку зрения, обсудить проблему нравственного выбора героя, выразить впечатления о прочитанном)

2. Развитие точной, богатой и выразительной речи при ответе на вопросы и подготовке  к пересказу.

 

Воспитательные:

1. Воспитание  честности, правдивости.

2. Воспитание интереса и уважения к произведениям отечественных писателей.

3. Воспитание ответственности за свои поступки.

Оборудование для учащихся: учебник «Родная речь» 3 класс

Оборудование для учителя: Портрет писателя, Выставка детских рисунков по рассказам В.Драгунского, иллюстрации с изображением Кремля

Автор Белова Валентина Борисовна
Дата добавления 16.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2254
Номер материала 7274
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓