Главная / Начальные классы / Литературное чтение "В.А.Осеева Сыновья" (2 класс)

Литературное чтение "В.А.Осеева Сыновья" (2 класс)



Урок литературного чтения во 2 классе по теме «В.А. Осеева «Сыновья»
(по курсу Л.А. Ефросининой)


Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок.

Цели урока: познакомить с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствовать навык чтения;

формировать умение анализировать художественное произведение; развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение; воспитывать основы нравственных ценностей: честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

  • Предметные результаты – познакомятся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.

  • Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», мультимедийный проектор, презентация, карточки с пословицами о семье, о матери для каждой группы, доска, книжная выставка, иллюстрации к произведениям, портрет В.А.Осеевой.

Ход урока

Этапы урока; задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент:

заинтересовать учащихся.










Итак, друзья! Внимание! Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

Вдохните глубоко и улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного доброго расположения друг к другу. И я желаю, чтобы хорошее настроение не покидало вас никогда.

А сейчас послушайте песенку и подумайте знакомство с каким разделом мы сегодня продолжим? Что же такое семья? Слово это понятно, как «хлеб и вода». Семья – это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.

































Семья и я.

Регулятивные УУД - целеполагание, личностные УУД – учебная мотивация, познавательные УУД–общеучебные, речевые высказывания, осознание целей, коммуникативные УУД – передача информации.

2.Проверка домашнего задания:

установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях.









































Работа в группах














































































































































- Ребята, давайте вспомним, какое произведение мы исследовали на прошлом уроке?

- А какое же «волшебное слово» встретилось в этом рассказе?

- Давайте вспомним главного героя этого рассказа. Как его звали?

- Ребята, а ведь он не только был мальчик, а кто ещё по отношению к другим людям, окружающих его?

- Павлик научился одному «волшебному слову», а какие ещё «волшебные слова» вы знаете?

(Учитель фиксирует на доске карточки со словами:

Спасибо, благодарю, будьте добры, вы очень любезны, пожалуйста, благодарю, добрый день, до свидания, всего доброго, извините, простите за беспокойство, прошу прощения, доброе утро).

- Сейчас мы разделимся на группы и каждая группа получит задание, где вы вспомните вместе с Павликом другие «волшебные слова» и сами, я надеюсь, будете ими пользоваться в своей речи.

- 1-я группа представляет ситуацию, где Павлик-внук просит свою бабушку рассказать ему интересную историю из бабушкиной жизни во время войны.

- 2-я группа представляет ситуацию, где Павлик-младший брат просит своего старшего брата взять его с собой на футбольный матч.

-3-я группа представляет ситуацию, где Павлик-старший брат просит свою сестру пришить ему пуговицу к его любимой рубашке.

-4-я группа представляет ситуацию, где Павлик-собеседник просит незнакомого человека помочь найти ему нужную улицу.

- Но прежде, чем вы начнёте обсуждать, вспомните правила работы в группах, что необходимо сотрудничать, уважать чужое мнение.

(Выступление представителей от групп)

- Молодцы,хорошо справились с заданием.

- Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?

- О чём заставил нас задуматься этот рассказ?



















- Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать

- Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?

- Верно. Это прислала Валентина Александровна Осеева.

Игра на внимание:

- Ребята на прошлом уроке я вам показывала портрет этой замечательной писательницы. Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Найдите среди этих портретов портрет Валентины Александровны. (портреты В.А.Осеевой, А.Л.Барто, З.И.Воскресенской)

- Молодцы!


- Рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»





- Пожалуйста.





- Мальчик Павлик.





- Старший брат, младший брат, внук, собеседник.





(Ответы детей)













































































































- Добрым, вежливым человеком.

- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Это волшебные или добрые слова.























































- В.А.Осеева
































Познавательные УУД – произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации, коммуникативные УУД – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, регулятивные УУД – выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, личностные УУД – установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, формировать чувство сопереживать героям.

3.Сообщение темы и целей урока, работа с текстом до чтения:

организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся,

определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта.

-С произведением какого писателя мы сегодня будем работать на уроке?

-Откройте учебник и посмотрите название произведения.

- Как вы думаете, о ком будет произведение? Давайте попробуем определить цель нашего урока.

- Цель нашего урока познакомиться с текстом произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев.

А для этого перед чтением текста давайте вспомним план работы над текстом.

План на доске:

  1. Прочитать текст.

  2. Найти главных героев.

  3. Поговорить о героях, их поступках.

- Сегодня на уроке вы становитесь исследователями рассказа В.А.Осеевой «Сыновья».

В.А.Осеева





«Сыновья»





- О сыновьях.

Элементарные ответы детей.


Познавательные УУД - логическое предположение обще-учебных речевых высказываний, коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации, личностные УУД – учебная мотивация, регулятивные УУД – постановка цели.

4. Знакомство с рассказом «Сыновья», работа с текстом во время чтения:

первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста.

- Как найти в учебнике эту сказку?

- На какой странице находится?

- Приготовьтесь слушать и читать рассказ. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными.

- Чтение рассказа учителем.

- Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику?

-Давайте порассуждаем, а кто герои этого рассказа.

Словарная работа.

- Во время чтения рассказа, вам встретились незнакомые слова? Какие?

«Ловок да силен, никто с ним не сладит» (никто не может его победить)

«Поет как соловей» (звонко, красиво).



Физминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль всюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

- По оглавлению.



На стр.79.





















(Ответы детей)

- Старичок, 3 женщины-матери, мальчики-«сыновья».






































Регулятивные УУД - самоконтроль чтения, прогнозирование, познавательные УУД–чтение, получение информации, личностные УУД – нравственное, этическое ориентирование, коммуникативные УУД –кооперация усилий.

5.Анализ рассказа.

Повторное чтение:

дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.











































































Работа по учебнику.
















- Давайте перечитаем рассказ цепочкой и порассуждаем, сколько же было сыновей на самом деле?

- Что говорили о своих сыновьях женщины? Найди в тексте слова первой женщины.

- Найдите слова второй женщины и прочитайте.

-А какие слова сказала мама третьего мальчика?

-Почему старичок увидел одного сына?

-Чему учит произведение?

-Чем вы можете помогать маме?

Работа в группах.

-Ребята, у вас на столах лежат карточки со словами. Ваша задача составить из данных слов пословицу.

1. Ближе матери нет друга.

2. Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы.

3. Всякой матери свое дитя мило.

4. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

-Как вы думаете, подходят ли эти пословицы к данному произведению?

-Как вел себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына?

-Что делал второй мальчик? Заботится ли о маме второй сын?

-Как поступил третий мальчик? О чем говорит поступок третьего сына?

Почему женщины хвалили своих сыновей?

Мамы всегда заботятся о детях. Учат их доброму и хорошему, волнуются, переживают. И вы тоже не должны огорчать своих мам, должны во всем помогать им, заботиться. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит помогать маме во всем, делить с ней заботы.

Прочитайте в учебнике пословицы после рассказа:

Всякой матери свое дитя мило.

О любви к маме говорят дела, а не слова.

Посоветуйтесь с соседом и определите, какая пословица носит в себе главную идею рассказа.



















































Каждая группа зачитывает свою пословицу и объясняет ее смысл.





































































(Ответы детей)

Регулятивные УУД - целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция, познавательные УУД - умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения, коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, кооперация, личностные УУД – развитие готовности к сотрудничеству.

6.Домашнее задание:

сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

-Подготовить выразительное чтение по ролям.




7. Итог урока:

проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

- Какое правило из этого рассказа нам надо взять?

- Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось делать? Задавать вопросы, читать, работать в группе или что-то ещё?

Оценки за урок.









(Ответы детей)

Регулятивные УУД - контроль, самооценка - выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, познавательные УУД –сравнение, обоснование, личностные УУД - этическая оценка, развитие толерантности, коммуникативные УУД – передача собственного мнения.

8.Рефлексия:

зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на уроке, оценить собственную коррекционную деятельность, зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности.

- Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки, рабочего, служащего, мамы, папы, пешехода и т.д. Пообещаем стараться быть настоящими сыновьями и дочерьми. Любить свою маму и помогать ей.

- У вас на столах есть сердечки, возьмите каждый сердечко и напишите самые красивые слова о своей маме. А придя домой, подарите эти сердечки своим мамам.

- Спасибо за урок.























(Ребята записывают слова для мам на листочках-«сердечках»).

Регулятивные УУД - актуальный рефлексивный контроль, познавательные УУД – извлечение необходимой информации, личностные УУД – развитие сопереживания, отзывчивости.



19


Литературное чтение "В.А.Осеева Сыновья" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Познакомить учащихся 2 класса с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствовать навык чтения; формировать умение анализировать художественное произведение;  развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение; воспитывать основы нравственных ценностей: честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях; пополнять жизненный опыт учащихся- принять во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

 

Автор Седлецкая Марина Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1613
Номер материала 21696
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓