МОУ «Подгорновская средняя общеобразовательная школа»
Литературное чтение 2-4 класс
«При солнышке тепло,
при матери добро».
И.Панькин «Легенды о матерях».
В. Осеева «Сыновья».
Выполнила:
Гартман Надежда Ивановна,
учитель
начальных классов.
Тема:
При солнышке тепло, при матери добро.
Цель:
развивать навыки выразительного чтения, умение выделять главное в произведении;
воспитывать доброе, уважительное отношение к маме; создавать условия для
семейного чтения.
Оборудование: выставка книг, детских рисунков и газет «Моя любимая
мамочка!»; сочинения на тему «Вот, какая наша мама!»; сувениры- подарки для
мам, изготовленные руками детей; мультимедийная презентация; музыкальное
сопровождение.
Форма проведения: круглый стол.
Тип урока: комбинированный.
Место проведения: актовый зал школы.
Ход урока.
1.
Организационный
момент.
- Здравствуйте, дети, мамы, гости!
Сегодня мы пригласили вас на семейный урок,
посвященный Дню Матери.
Вступительное слово учителя.
-Какое первое слово произносит человек в своей жизни?
(Мама.)
- Прочитайте пословицу «При солнышке тепло, при матери
добро». Как вы понимаете её смысл? Это и будет темой нашего семейного урока.
- Место мамы в нашей жизни совершенно особенное. Мы
всегда несем её нашу боль и радость. И всегда находим понимание.
- Сейчас, все вместе, для мамы прочитаем
стихотворение-восхваление. Повторяем слово мама хором.
Солнца ярче для меня – мама!
Мир и счастье для меня – мама!
Шум ветвей, цветы полей – мама!
Зов летящих журавлей – мама!
В родниках чиста вода – мама!
В небе яркая звезда - мама!
2.Работа по теме урока. Чтение и анализ
«Легенды о матерях» И.Панькина.
- Народ всегда чтил мать. В устной поэзии её облик
наделен самыми светлыми чертами. Она хранительница семейного очага, верная
жена, защитница своих детей.
- Какое произведение вы читали всей семьёй к
сегодняшнему уроку?
-Как вы думаете, почему Иван Федорович так назвал свое
произведение?
- Знаете ли вы, что такое «Легенда»?
(Легенда – это очень красивая сказка о каком – нибудь
герое, который жил или живет на самом деле).
- Встретились ли вам в тексте непонятные, трудные
слова?
- О ком рассказала вам легенда? ( О бедной женщине и
её сыне).
- Почему они жили вдвоем ?
- Что осталось ей для памяти от её мужа? (Дощечка с
письмом).
- Найдите и прочитайте отрывок-письмо, которое
написал отец мальчика.
- Что вы можете сказать о том, каким человеком был
отец мальчика? О чем он мечтал?
- О чем мечтал мальчик?
- Прочитайте отрывок, в котором рассказывается о
чувствах мальчика, когда он надевал отцовский мундир.
-Как вы понимаете выражение «чуть не захлебнулся от
счастья», «висел мешком».
- Зачем мать принесла для сына книги?
- Чем была занята она все это время?
- Прочитайте отрывок о том, как сын относился к
матери, пока учился и потом, когда окончил учение.
- Заметила ли мать изменившееся отношение со стороны
сына?
- Объясните выражение «мать последний кусок принесла
сыну»?
( Матери всегда отдают своим детям все лучшее, что
имеют).
-Как вы думаете, почему красивый корабль разрушил
весь город, в котором жила старушка-мать?
-Сравните образ отца-капитана и сына – капитана.
-Народная мудрость слово «мать» поставила рядом с
другим словом – «Родина». «Родина-мать»- говорят люди и этим определяют самое
священное, что есть на Земле. Народная мудрость выражена в пословицах,
Которые вы подобрали дома.
Родина – всем матерям мать.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родная земля – матушка, чужая сторона-мачеха.
- Прочитайте отрывок встречи матери и сына в лицах.
- Как вы думаете, почему так поступила мать старушка
со своим сыном?
( Ей было больно и обидно, что мечты её мужа не
сбылись, ведь они мечтали о другом сыне).
3.Знакомство с новым произведением. В. Осеева.
«Сыновья».
Чтение рассказа учащимися вслух.
- Похожи ли эти произведения? Чем?
- Почему старичок увидел только одного сына?
- О людях судят по их поступкам. Выберите пословицы к
содержанию рассказа.
- Любовь матери абсолютно бескорыстна, абсолютно
искренна. Любовь матери несет нам тепло и добро.
- Послушайте стихотворение Р .Рождественского
«Здравствуй, мама!».
- Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья
любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей
должное, выражаем глубокую сыновнюю любовь и благодарность. А ведь ничто так не
согревает душу матери, как добрые, ласковые слова сына или дочери.
4. Чтение сочинений «Вот, какая наша мама!».
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто её огорчает.
А добрая мама прощает все это
Под грузом забот не сгибаясь,
Она выполняет свой долг терпеливо.
Красива по – своему каждая мама –
Любовью своей материнской красива.
О.Богомазов.
5. Итог урока.
-Пройдет много лет, забудутся многие события, люди,
встречи. Но чтобы ты не пережил, воспоминания всегда будут возвращать тебя в
светлый мир твоего детства, к образу матери, всегда вы будете чувствовать
поддержку, и вам будет легко, так же, как вам было сегодня на уроке, рядом со
своими мамами. Я думаю, так же доставит большое удовольствие совместное
прослушивание музыкально-литературной композиции.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.