Главная / Начальные классы / Литературное чтение( 4 класс)

Литературное чтение( 4 класс)






Рабочая программа по учебному предмету

«Литературное чтение»

3 класс









\








Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и программы по литературному чтению для 3 класса Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого УМК «Перспектива».   Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Выбор программы обусловлен тем, что она нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требова­ниям федерального компонента государственного стандарта начального образования. В программу внесены изменения в виде добавления раздела на изучение регионального компонента «Тамбовские писатели - детям».

Цели:

1. развитие художественно-творческих познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению книг, развитие нравственных чувств;

4. обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи :

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.



Основные содержательные линии

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.


Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом  на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 5 часов в неделю, 175 часов в год.  

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы организации образовательного процесса.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. При планировании уроков возможны:

  • организация работы в парах;

  • организация сюжетно-ролевых игр;

  • групповые и индивидуальные формы организации деятельности.

Технологии обучения: личностно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии, исследовательские, методы проектной деятельности; тренинговые технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Единые подходы (культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности), способствуют формированию у детей ключевых компетенций (прочных знаний, умений, навыков и универсальных(метапредметных) умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию.

Виды и формы контроля

Вид контроля: текущий, тематический, фронтальный, индивидуальный (выразительное чтение, чтение по ролям, ответы на вопросы, пересказ, выборочное чтение, чтение наизусть)



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Книги – мои друзья (7 часов)

Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги.

Деятельность учащихся: Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений.

На основе текста Б.Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание.

Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг, для подготовки своего сообщения.

Жизнь дана на добрые дела (20 часов)

Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».

М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей.

Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.

Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

Деятельность учащихся:

Предполагать на основе названия учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность.

Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц.

Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу.Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Волшебные сказки (17 часов)

Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк».

Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

Деятельность учащихся:

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов состоит волшебная сказка.

Характеризовать героев сказки.Определять, какие предметы являются сказочными.

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.Определять тему и название выставки книг.Находить нужную книгу по каталогу.Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Люби всё живое (23 часа)

Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот».В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. Составление плана рассказа. Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героев художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения.

Определять правду и вымысел в произведениях. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Картины русской природы (14 часов)

Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.

Н. Некрасов. Славная осень.

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».

А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».

В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

К. Бальмонт. Снежинка.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».

Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять выбранную книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Великие русские писатели (34 часа)

Выставка книг. Произведения русских писателей.

В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин. Зимнее утро. Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.

А.С. Пушкин. Зимний вечер.

Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного ….

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

И.А. Крылов. Слон и Моська.

И. А. Крылов. Чиж и голубь.

Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

Л.Н. Толстой. Лебеди.

Л.Н. Толстой. Акула.

Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов.

И.А. Крылов. Квартет.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки.Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки.

Соотносить иллюстрации и художественный текст. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.

Озаглавливать иллюстрации. Составлять план сказки.

Рассказывать об особенностях басни И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова.

Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Инсценировать басни; распределять роли. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа.

Литературная сказка (23часа)

В.И. Даль. Девочка Снегурочка.

В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.

Тим Собакин. Лунная сказка.

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе

С. Михалков. Упрямый козлёнок. С. Михалков. Упрямый козлёнок.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка.

Характеризовать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста.

Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки.

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

Сочинять возможный конец сказки.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Картины родной природы (20 часов)

Т. Коти. В родном краю.

Б. Заходер. Что такое стихи?

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.

С. Есенин. С добрым утром.

Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.

М. Пришвин. Золотой луг.

Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».

Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Называть особенности поэтического творчества.

Выявлять особенности текста-описания.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении.




Тамбовские писатели – детям (17 часов)


Родной край как источник творчества писателей и поэтов Тамбовщины

Обзорная лекция «Край наш Тамбовский»(1ч)

Художественные произведения писателей и поэтов Тамбовского края(15ч)

Знакомство с биографией и творчеством поэтов и писателей (С.С. Милосердов, П.Ф. Шаповалов, И.В. Шамов, М.А. Белахова)

Художественные произведения поэтов и писателей:

С.С. Милосердов.

"Колосья", «Все родники в России певчие", "Июль","Солома"

П.Ф.Шаповалов

"Необыкновенные свидания" "Уточка", "Обманчивые ягоды", "Свет весны", "Раненая мать"

И.В.Шамов

'Тополёк", "Первый луч", "Заря космической весны", "Русский лес", "Зелёной кружевной каёмкой"

М.А.Белахова

"Драгоценный груз", "Пожар в самолёте", "Ничего особенного", "Дела попутные", "С одной фарой".

Творчество талантливых земляков (1ч)

Обучающиеся должны знать:

  • писателей и поэтов родного края;

  • названия их произведений;

Обучающиеся должны уметь:

  • выразительно и осознанно читать текст произведения, определять тему и главную мысль, делить на части, составлять план, давать характеристику главным героям;

  • читать стихи наизусть;

  • приводить примеры художественных произведений различной тематики

  • участвовать в диалоге, обсуждая прочитанное произведение

Учащиеся должны знать:

  • изученных писателей и поэтов Тамбовского края;

  • название изученных произведений;

  • наизусть 2 стихотворения тамбовских авторов.



Учебно-тематический план


п/п

Раздел

Количество часов

1.

Книги – мои друзья.

2.

Жизнь дана на добрые дела.

20ч

3.

Волшебные сказки.

17 ч

4.

Люби всё живое.

23 ч

5.

Картины русской природы.

14ч

6.

Великие русские писатели.

34ч

7.

Литературная сказка.

23 ч

8.

Картины родной природы.

20 ч

9

Тамбовские писатели - детям

17 ч


Итого

175 ч



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(ПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ) ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ


Личностные  результаты

 В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   3   класса  у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;

  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

  • умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;

  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.

  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные  результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;

  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;

  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом;

  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  •  составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

  • готовить самостоятельно проекты;

  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

  • умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;

  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 

  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

  • Самостоятельно составлять аннотацию;

  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;

  • Выявить особенности юмористического произведения;

  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;

  • Сравнивать былину и сказочный текст;

  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;

  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;

  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

  • Умения  писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

Выполнять творческий пересказ;  рассказывать от лица разных героев произведения;

Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.



Литература и средства обучения

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013

2. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь творческих заданий. /Т.Ю. Коти; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.

3. Уроки чтения. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.

4. Учебник-хрестоматия «Тамбовские писатели – детям» Тамбов: Юлис, 2008 ,составитель Г.М.Первова и методическими рекомендациями к урокам по книге «Тамбовские писатели – детям», автор Г.М.Первова – Тамбов: ТОИПКРО, 2008.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, интерактивная доска, проектор, принтер, магнитофон, аудиокассеты, репродукции картин, портреты поэтов и писателей, электронно -образовательные ресурсы






































Календарно – тематический план

по литературному чтению

3 класс(175ч,из них 17ч-лит. краев.)



урока

Тема и произведение


Кол-во

часов

Дата

Виды и формы контроля

Примечание


1

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Книги, прочитанные летом.

1

02.09





Книги – мои друзья(6 ч)



2

3

Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Книги Древней Руси.

1

1

04.09

05.09

Формирование умений находить необходимую информацию

в книге;

формирование умения взаимодействовать в группе.



4

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.


1

06.09

Создание текста на основе отбора ключевых (опорных) слов;

осмысление правил взаимодействия в паре и группе



5

Первая Азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии


1

07.09

Определение темы урока, которая представлена различными

объектами;

осмысление правил взаимодействия в группе.



6

7

Мы идём в музей книги.

1

1

09.09

11.09





Жизнь дана на добрые дела(20ч)



8

Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.

1

12.09

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность»,

«верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела».



9-11

В.И. Даль – собиратель народной мудрости.

Пословицы и поговорки русского народа.

1

1

1

13.09

14.09

16.09

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность»,

«верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»;



12

Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка.


1

18.09

Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста;

осмысление правил взаимоотношений в обществе.



13

14

Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя.

Создание текста «Доброе дело».


1

1

19.09

20.09

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»



15

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.


1

21.09

Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста.



16

М. Зощенко. Не надо врать. Анализ рассказа.


1

23.09

 осмысление понятий «честность», «фантазия», «обман», «вымысел», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»



17

Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа.


1

25.09

Определение главной мысли текста, последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного

Текста.



18

Л. Каминский. Сочинение. Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе.


1

26.09

Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст;

умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса.



19

М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.


1

27.09

Осмысление понятия «юмористическая литература»;

осуществление поиска нужной книги по каталогам библиотеки.



20

Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей о детях.


1

28.09

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное;

формирование умения принимать участие в драматизации.



21

Н. Носов. Трудная задача.


1

30.09

Деление текста на смысловые части, составление плана;

подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного;



22

Притчи «Что побеждает?» «Что важнее?»


1

02.10




23

В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

1

03.10




24

В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование произведения.


1

04.10




25


26

27

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы

Обобщение по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

Проверочная работа


1

1

1

05.10

07.10

09.10





Региональный компонент Тамбовские писатели – детям(17ч)



28

Родной край как источник творчества писателей и поэтов Тамбовщины

Обзорная лекция «Край наш Тамбовский»

1

10.10




29

Знакомство с биографией и творчеством С.С. Милосердова.

1

11.10




30

С.С. Милосердов. "Колосья", "Все родники в России певчие".

1

12.10




31

С.С. Милосердов. "Июль", "Солома"

1

14.10




32

Знакомство с биографией и творчеством П.Ф. Шаповалова.

1

16.10




33

П.Ф. Шаповалов. "Необыкновенные свидания", "Уточка".

1

17.10




34

П.Ф.Шаповалов

"Обманчивые ягоды", «Свет весны».

1

18.10




35

П.Ф.Шаповалов. "Раненая мать".

1

19.10




36

Знакомство с биографией и творчеством И.В. Шамова

1

21.10




37

И.В.Шамов. «Тополёк", "Первый луч".

1

23.10




38

И.В.Шамов

"Заря космической весны", "Русский лес".

1

24.10




39

И.В. Шамов. "Зелёной кружевной каёмкой".

1

25.10




40

Знакомство с биографией и творчеством М.А. Белаховой. "Драгоценный груз".

1

26.10




41

М.А.Белахова. "Пожар в самолёте".

1

28.10




42

М.А.Белахова. "Ничего особенного"

1

30.10




43

М.А.Белахова. "Дела попутные", "С одной фарой".

1

08.11




44

Творчество талантливых земляков

1

09.11





Волшебные сказки(17ч)



45



46

Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Иван – царевич и Серый волк. Русская народная сказка. Особенности волшебной сказки


1



1

11.11



13.11

Осмысление особенностей волшебной сказки, умение давать характеристику герою волшебной сказки.



47

Иван – царевич и Серый волк. Герои волшебной сказки. Характеристика героя.


1

14.11

Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика

героев волшебной сказки.



48

Иван – царевич и Серый волк. Подготовка к пересказу. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич на Сером волке».


1

15.11




49

Летучий корабль. Русская народная сказка. Особенности волшебной сказки.


1

16.11

Выявление причинно-следственных связей, составление плана,

подготовка подробного пересказа.



50

Летучий корабль. Характеристика героев сказки.


1

18.11

Формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины.

Осмысление правил взаимодействия в группе.



51

Летучий корабль. Русская народная сказка.

1

20.11

Поиск необходимой информации.



52

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.


1

21.11

Выявление особенностей волшебной сказки, пересказ сказки;

характеристика героев сказки.



53

54

«Морозко». Русская народная сказка

1

1


22.11

23.11

Презентация информации на

основе рассказа, пересказа, сочинения (как собственного текста на

основе реального объекта информации);

осмысление правил взаимодействия в группе.



55

56

Русская сказка. «Белая уточка». Смысл сказки.

1

1


25.11

27.11

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного

текста по итогам исследования на основе фактов;



57


По щучьему веленью. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию сказки.


1

28.11

Определение главной мысли, последовательности событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста;



58

По щучьему веленью. Инсценирование сказки.


1

29.11

Формирование умения принимать участие в драматизации



59

60

61

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Волшебные сказки».

Проверочная работа

1

1

1


30.11

02.12

04.12

Знание особенностей сказок; умение характеризовать героя

сказочного текста; умение сравнивать сказочные сюжеты; умение сравнивать сказочных героев;

поиск необходимой информации в соответствии с задание.




Люби всё живое (23ч)





деление текста на смысловые части, составление плана;

подробный пересказ прочитанного.

62



63

Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, перио-

дическая литература. Энциклопедии и справочники.

Сравнение художественной и научно- познавательной литературы



1


1


05.12


06.12

Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.



64

К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.


1

07.12

Умение работать с текстом повествовательного характера.



65

Текст «Барсук» из справочника.


1

09.12

Осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа);

формирование умения сравнивать художественный и научно-популярный текст; определение отличительных особенностей одного

и другого текста.



66

В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности

юмористического произведения. Выразительное чтение.


1

11.12

Осмысление понятий «юмор», «юмористическое произведение»;

освоение операции сравнения художественных (поэтических)

текстов;

определение в художественном тексте средств художественной

выразительности.



67

В. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.


1

12.12

Определение жанра произведения и его специфических особенностей;.



68

В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки.



1


13.12

Освоение операции сравнения художественного и научно-познавательного текстов.



69

В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии

« Как муравьишке бабочка помогала добраться домой».


1

14.12

Определение в художественном тексте средств художественной

выразительности



70

О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ.


1

16.12

Определение жанра произведения и специфических особенностей данного жанра.



71

Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.


1

18.12

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг;

их классификация; обобщение представленного; составление собственного

текста по итогам исследования на основе фактов;



72

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.


1

19.12

Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте.



73

Периодическая печать. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька».


1

20.12

Формирование умения узнавать книги, журналы по обложке;

сравнивать разные книги; классифицировать их.



74

Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности

.

1

21.12




75

Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка.


1

23.12




76

Н. Носов. Карасик.

Смысл поступка героя.


1

25.12




77

Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения.


1

26.12




78

М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию.


1

27.12

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное

(умение работать в группе, распределять роли)



79

М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения.


1

28.12

Умение делить текст на смысловые части, составлять план;

умение подробно пересказывать прочитанное.



80

Маленькие и большие секреты страны Литературии.


1

10.01




81

82

Отзыв на книгу о природе.

Составление плана рассказа.

1

1


11.01

13.01

Знание особенностей научно-познавательного и художественного текстов;

умение их сравнивать.



83

84

Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

Анализ работы


1

1

15.01

16.01





Картины русской природы (14ч)


85


86

Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

1


1


17.01


18.01

 Формирование умения составлять план урока.

Формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи.



87

Н. Некрасов. Славная осень.


1

20.01

Осмысленное чтение лирических текстов.

Поиск необходимой информации по фотографии; осмысление

объектов;

понимание смыслов.

Осмысление правил взаимодействия в группе.



88


89

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа.

Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа.

1



1

22.01



23.01

Умение сравнивать разные произведения;

осмысление правил взаимодействия в группе.



90

А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.



1

24.01

Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения.



91

И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег.

Сравнение произведений литературы и живописи.


1

25.01

 



92

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

27.01

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

узнавание книги по обложке;

сравнение разных книг; классификация их.



93

К. Бальмонт. «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.

1

29.01

Формирование основных базовых ценностей.

Создание текста-поздравления по аналогии с текстом поздравительной открытки.



94

К. Паустовский. «В саду

уже поселилась осень…» Краски осени.

1

30.01

Знание особенностей лирического текста;

создание монологических высказываний на тему.



95

Картины природы в произведениях живописи.

И. Остроухов. «Парк». А. Саврасов. «Зима».

1

31.01




96

97

98

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Картины русской природы.

Обобщение по разделу

1

1

1

01.02

03.02

05.02





Великие русские писатели (34ч)



99


100

Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов об А. С. Пушкине.

1

1

06.02

07.02

Организация работы по составлению плана урока.



101

А. С. Пушкин. Зимнее утро. Картины

зимней природы. Настроение стихотворения.

1

08.02

Умение наблюдать слово в художественном тексте.



102

И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

10.02

Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи



103


104

А. С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

1

1

12.02

13.02




105


106

Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний

пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

1

1

14.02

15.02

.



107



108

А. С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…»

П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.

1



1

17.02



19.02

Осмысление нравственных ценностей сказки.



109

Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с народной сказкой.

1

20.02

Умение самостоятельно составлять план урока



110

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл литературной сказки.

1

21.02

Умение ориентироваться в художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.



111

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

1

22.02

Поиск необходимой информации в произведении живописи соотнесение произведения живописи с литературным текстом.



112

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев произведения .

1

24.02

Осмысление правил взаимодействия в группе



113

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности языка литературной сказки.

1

26.02

Формирование умения принимать участие в драматизации.



114



115


116

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

Урок работы с книгой. Сказки А.С. Пушкина

1



1


1

27.02



28.02


01.03

Понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт басня.



117

Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?».

1

03.03

Осмысление понятий «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»;

умение работать с текстом..



118

И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

1

05.03

Умение осуществлять поиск необходимой информации



119

И. А. Крылов. Чиж и голубь.

1

06.03

Осмысление базовых ценностей: благородство, дружба,

понимание, сочувствие.



120

Великие русские писатели. Л. Н. Толстой.

Краткий пересказ статьи.

1

07.03

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли.



121

Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.

1

08.03

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли.



122

Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана.

1

10.03

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли.



123

Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия.

Составление плана.

1

12.03

Осознание понятий «благородство», «честность», «любовь»;



124

Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого.

1

13.03




125

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов

1

14.03




126

Произведения из «Азбуки» Л. Толстого «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.

1

15.03




127

Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Подготовка к инсценированию.

1

17.03

Осмысление произведения И. Крылова «Квартет»;

формирование умения коллективно обсуждать прочитанное.



128

И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование произведения.

1

19.03

Самостоятельное чтение произведений русских писателей,

включение их в свой круг чтения.



129


130

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

А Барто «Квартет»

Создание текста-рассуждения.

1


1

20.03


02.04




131

132

Контрольная работа по теме: «Тематический каталог. Создание текста-рассуждения о значении слова «согласие».

1

1

03.04

04.04





Литературная сказка(23ч)



133

134

135

Авторские (литературные сказки)

В.И. Даль. Девочка Снегурочка.

1

1

1

05.04

07.04

09.04

Осмысление литературоведческих понятий );

осмысление авторской сказки, её основных особенностей.



136

В. Одоевский. Мороз Иванович.

1

10.04

Умение давать характеристику героям произведения.



137

В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.

1

11.04

Осмысление литературоведческих понятий;

осмысление авторской сказки, её основных особенностей, понимание главной мысли.



138

139

140

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Переводная литература для детей. Выставка книг

1

1

1

12.04

14.04

16.04

Характеристика героев произведения;

сравнение литературных сказок;

осмысление правил взаимодействия в паре и группе.



141

142

Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки. Б.Заходер «Вини-Пух»

1

1

17.04

18.04

Осмысление литературоведческих;

осмысление основных особенностей текста; понимание главной

мысли.



143

Р.Киплинг «Братья Маугли»

1


19.04

Характеристика героев произведения;

поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.



144

Р.Киплинг «Братья Маугли»

1

21.04

Осмысление литературоведческих понятий;

характеристика героев произведения.



145

Дж. Родари. Волшебный барабан.

1

23.04

Поиск необходимой информации в книге.

Умение работать с повествовательным текстом.



146

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Создание своего окончания сказки.

1

24.04

Характеристика героев произведения;

осмысление правил взаимодействия в группе.



147

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.

1

25.04

Осмысление литературоведческого понятия «переводная литература».



148

Тим Собакин. Лунная сказка.

1

26.04

Характеристика героев произведения;

поиск необходимой информации в тексте.



149

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе

1

28.04

Определение главной мысли в тексте, последовательности событий.



150

С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценированию.

1

30.04

 



151

С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование произведения.

1

01.05

Узнавание книги по обложке;

сравнение разных книг, классификация их; обобщение представленного материала; составление

собственного текста по итогам исследования.



152

153

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки.

1

1

02.05

03.05

Самостоятельное чтение произведений русских писателей,

включение их в свой круг чтения.



154

155

Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка».

Проверочная работа

1

1

05.05

07.05





Картины родной природы(20ч)



156

Т. Коти. В родном краю.

1

08.05





157

Пишем рассказ «В родном краю».

1

09.05

 Формирование умения составлять план урока.

Формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи.



158

Б. Заходер. Что такое стихи?

1

10.05

Осмысленное чтение лирических текстов.

Поиск необходимой информации по фотографии; осмысление

объектов;

понимание смыслов.

Осмысление правил взаимодействия в группе.



159

160

И. Соколов – Микитов. Март в лесу.

А. Майков. Весна.

1

1

12.05

14.05

Умение сравнивать разные произведения;

осмысление правил взаимодействия в группе.



161

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.

1

15.05

Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения.



162

С. Есенин. С добрым утром.

1

16.05

Организация работы по составлению плана урока.



163

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

1

17.05

Умение наблюдать слово в художественном тексте.



164


165

Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу. Сочинение по одной из картин.

1


1

19.05


21.05

Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи



166

М. Пришвин. Золотой луг.

1

22.05




167

А. Толстой «Колокольчики мои…»

1

23.05

Умение наблюдать слово в художественном тексте.



168

Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».

1

24.05




169

Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки».

1

26.05

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг;

их классификация; обобщение представленного; составление собственного

текста по итогам исследования на основе фактов;



170

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

1

28.05

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

узнавание книги по обложке;

сравнение разных книг; классификация их.



171

172

Г. Юдин «Поэты». Я. Аким «Как я написал первое стихотворение»

1

1

29.05

29.05





173



174


175

Итоговая контрольная работа по теме: «Сравнение произведения живописи и стихотворения.


Средства выразительности в поэзии»


Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий

1



1


1

30.05



31.05


31.05












Литературное чтение( 4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

        Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»  для  3  класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования второго поколения  и программы  по литературному чтению для 3 класса      Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого  УМК «Перспектива».  Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Автор Самойлова Галина Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1133
Номер материала 52212
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓