Литературное
чтение 2 класс. Учебник «Живое слово».
Тема:
П.Соловьёва «Подснежник». И. Соколов – Микитов «Май».
Составила: учитель
начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Покачи ХМАО – ЮГРА, Мухаметшина Э.Р.
Задачи:
воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе
развивающая - речь, учить и развивать выразительность чтения, внимание к слову
образовательная – познакомить с произведениями этих писателей, с раннецветущими
растениями, с приметами каждого весеннего месяца.
Оборудование: презентация.
ХОД УРОКА
I.
Оргмомент.
II.
Чтение своих книг. Отработка техники чтения. (5
мин)
III.
Опрос домашнего задания.
-Что
было задано на дом? (2-3 человека читают)
-Чтение
какого ученика вам больше понравилось? Почему?
IV.
Новый материал.
1.
- К нам в гости прилетела интересная птичка.
Угадайте, кто это?
Я
выступаю перед вами
Как
молодой весны гонец.
Я
рад увидеться с друзьями.
Ну
а зовут меня …. (скворец)
-
Скворушка предлагает вам отгадать кроссворд и узнать о чём мы с вами будем
говорить сегодня на уроке.
2.
Отгадывание кроссворда.
2
1 м
м а
3 а п р е л ь
й т
Загадки к
кроссворду
- Зеленеет даль
полей
Запевает
соловей.
В
белый цвет оделся сад,
Пчёлы
первые летят.
Гром
грохочет, угадай,
Что
за месяц это? (май)
- Дует тёплый южный
ветер,
Солнышко
всё ярче светит,
Снег
худеет, мякнет, тает,
Грач
горластый прилетает.
Что
за месяц? Кто узнает? (март)
- Яростно река
ревёт,
И
разламывает лёд.
В
домик свой скворец вернулся,
А
в лесу медведь проснулся.
В
небе жаворонка трель.
Кто
же к нам пришёл? (апрель)
-
К какому времени года относятся эти месяцы? Назовите их по порядку.
-сегодня
на уроке мы с вами продолжим говорить о весне. Какие приметы весны вы знаете?
-Много
произведений посвятили поэты, писатели этому прекрасному времени года – весне.
А как называют весну?
Весна
– красна
Красна-девица
Красавица
-С
кем поэты и писатели сравнивают весну? Почему?
3.
Весну все ждут, весну зовут. Но не сразу она
настаёт. Сначала она отправляет своих гонцов. А кто такие гонцы?
-
Гонцами у весны являются птицы.(показ)
-Первыми
прилетают к нам грачи, потом скворцы, потом жаворонки. Как называют таких птиц?
(перелётные)
4.
-Наступает весна и появляются первые весенние
цветы. Как приятно и неожиданно их появление. Давайте прочитаем об этих
цветах.
На лесной полянке появились первые весенние
цветы.
-
Какие слова важно выделить в этом предложении голосом?
-кто
попробует прочитать это предложение и выделить голосом эти слова?
-А
теперь давайте прочитаем хором это предложение.
-Как
называют одним словом первые весенние цветы? ( раннецветущие, первоцветы)
-А
какие весенние цветы вы знаете?
5.
Знакомство со стихотворении е П.Соловьёвой
«Подснежник». Работа над стихотворение.
-Представьте
лесную полянку, где появился первый подснежник. Он такой нежный и хрупкий. Он
возвестил нас о приходе настоящей весны.
-давайте
представим эту картинку, а для этого послушайте стихотворение П.Соловьёвой
«Подснежник». (Учитель читает стихотворение)
-Понравилось
стихотворение? Чем? Каким вы представили подснежник?
-Какие
встретились для вас непонятные слова?
·
Словарная работа
СТОЛПИЛИСЬ
ГУРЬБОЙ – растут берёзки рядом друг с другом, очень близко.
СПЕРВА
– сначала.
ПОДТЯНУЛСЯ
– вырос, стал длиннее.
·
Чтение учащимися стихотворения вполголоса.
·
Беседа по содержанию.
-Как
автор относится к цветку?
-С
каким чувством вы читали это стихотворение?
·
Работа над выразительным чтением
С помощью карандаша
отмечаем ударения.
- Как будем читать
предложения с вопросительным знаком?
(Дети читают
стих-е)
·
-В природе у весны три дела.
-1-е
дело – одолеть тьму зимнюю. С этим справляется март. Март – это весна света.
В марте начинает день прибывать, солнышко садится позже.
-2-е
дело – снег согнать. Растопить, землю отогреть. Этим занимается апрель. Апрель
- весна – воды. Тает снег. Реки наполняются талой водой, выходят из берегов.
Настаёт половодье.
-
И последнее дело – нашу землю в зелень нарядить. Этим занимается май. Май –
весна зелёной травы. И сейчас мы с вами узнаем, что же происходит в лесу в мае.
6.
Знакомство и работа над текстом И.Соколова –
Микитова «Май».
(Читает
подготовленный ученик)
-
Понравилось произведение? Чем?
·
Словарная работа
НЕ
УСПЕЕШЬ ОГЛЯНУТЬСЯ - очень быстро
ГРОЗДЬЯ
–
ОПУШКА
– край леса
РОЩА
– небольшой, чаще лиственный лес
РОСИСТЫЕ
– от слова роса
ЛАКОМЯТСЯ
– есть что-то вкусное
·
Чтение текста учениками.
·
Беседа по тексту:
-
Почему рассказ так назван?
-Как
писатель говорит о лесе? Зачитайте.
-Как
вы понимаете эти строчки?
-Что
происходит с черёмухой в мае? (примета: перед цветением черёмухи на улице
становится холодно).
-
О каких птицах говорит писатель? Что он говорит о кукушке? О соловье?
-Как
вели себя зайчишки на зелёной полянке?
-Почему
животным хорошо весной в лесу?
-Чем
же хорош месяц май? Что хотел сказать писатель
этим
рассказом?
·
Работа с пословицей.
Прочитайте пословицу.
АПРЕЛЬ С ВОДОЙ - МАЙ С ТРАВОЙ.
- Прочитайте первую часть пословицы. Как вы её понимаете?
- Прочитайте вторую часть пословицы. Объясните её.
- О чём же говорит эта пословица?
V.
Итог урока.
1.
-С какими произведениями мы познакомились на
уроке?
-О
каком времени года говорится в этих произведениях?
-Что
вы узнали о весеннем месяце – мае?
2.
Выставление оценок за урок.
3.
Дача Д/З: выразительное чтение, работа в тетради.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.