Главная / Начальные классы / Литературное чтение 1 класс . Тема: Согласные звуки [Р] и [р]

Литературное чтение 1 класс . Тема: Согласные звуки [Р] и [р]

Литературное чтение в 1 классе.

Тема: Н. Сладков « Заяц и белка».

Цели:

  • отрабатывать технику чтения;

  • работать над формированием навыка выразительного чтения;

  • развивать устную монологическую речь;

  • работать над развитием артикуляции звуков;

  • правильного чтения;

  • развивать общую моторику;

  • корригировать внимание, воспитывать мировоззрение.

Оборудование: слоговые таблицы, предметные картинки, маски животных.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Игра “Постройтесь по росту”

2. Работа с календарем природы.

- Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Будет завтра?

- Что можете сказать об изменениях погоды?

3. – Ребята, обозначьте сигнальными карточками свое настроение сейчас.

( Красный – плохое, огорчен, расстроен; зеленый – уравновешенное, спокойное; синий – хорошее, радостное, бодрое).

II. Подготовительные упражнения

1. Дыхательная гимнастика

- А сейчас, ребята, мы с вами перейдем к гимнастике, которая поможет нам подготовиться к работе.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох носом, выдох носом.

Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

Выдох толчками.

На одном вдохе произнесите 5-10 звуков “ф”, делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф!- ф!...

Помните, что при вдохе “надувается” живот, а при выдохе – “сдувается”.

2. Артикуляционная гимнастика

БУ – БЮ

БА – БЯ

ЗУ – ЗЮ

ЗА – ЗЯ

ФУ – ФЮ

ФА – ФЯ

ЛУ – ЛЮ

ЛА – ЛЯ

- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной.

  • читают хором

  • читают по цепочке

  • читают мальчики, потом девочки

  • читают шепотом, радостно, грустно

  • игра “Молния”

(Сначала ребенок читает в обычном темпе, а по команде: “Молния!” начинает читать в быстром темпе, при этом, стараясь не допускать артикуляционных ошибок.)

3. Речевая зарядка

А). Чтение слов, содержащих общую часть.

МАЛЬЧИК

ПАЛЬЧИК

ЗАЙЧИК


МЕДАЛЬ

ПЕДАЛЬ

ДЕТАЛЬ

ДАЛЬ

КЛЕН

ЛЕН

СИЛЕН


БОЛЬ

МОЛЬ

РОЛЬ

СОЛЬ

- Прочитайте слова, записанные в первой строке.

- Подумайте и расскажите, чем первое похоже на второе, а чем отличается, чем второе похоже на третье и чем различается.

- Точно так же найдите сходство и различия между словами во всех строчках.

(Задание учит анализировать слова, находить сходство и различие в буквенном составе слова, развивает внимание.)

Б). Распределение слов по группам.

- Перед вами слова, которые необходимо поместить в какой-либо столбик. Для этого необходимо посмотреть на буквенные обозначения, которые находятся над каждым столбиком.

- Итак, в первом столбике находятся слова, в которых звуки расположены следующим образом: согласный, гласный звук О, согласный. Во втором столбике звуки расположены так же, как в первом, но посередине находится гласный А.

С “О” С

С “А” С

________

________

________

________

СОК, МАЛ, СОР, ШАР, ПАР, СОН, ПОЛ, МАК

4). Релаксационная гимнастика для глаз с использованием сигнальной карточки.

III. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? Кто его автор?

- Расставьте иллюстрации в хронологическом порядке.

- Найдите в тексте предложения, соответствующие иллюстрациям на доске.

ФИЗМИНУТКА

Приплыли тучи дождевые”

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, лей, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

Вперед четыре шага…” (игра на формирование положительных эмоций)

Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:

Вперед четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глазками помигали,
А теперь попрыгали (вокруг себя)

С каждым поворотом темп ускоряется.

IV. Сообщение темы урока.

1). – Сегодня на уроке мы будем читать сказку. Отгадайте загадки и вы узнаете о ком.

Поиграть в игру “горелки”

Любят маленькие … белки.

Веселились на лужайке

Летним днем трусишки … зайки.

- Прочитайте название сказки и ее автора.

За.ц и белка. Н. Сладков.

- Какую букву нужно вставить в слове заяц? Какое это слово?

2). – Ребята, заяц и белка – это какие животные? Почему? (дикие, домашние)

- Игра “Кто лишний?” (в картинках)

ЗАЯЦ

КОРОВА

ВОЛК

ЕЖ

СВИНЬЯ

СОБАКА

ЛОШАДЬ

ЛИСА

- Выберите в каждом ряду лишнюю картинку и объясните свой выбор.

3). Знакомство со сказкой.

- Послушайте сказку и скажите, о чем вели разговор Заяц и Белка?

- Чтение сказки сильным учеником. Нацеливающий вопрос: какую новость сообщил Заяц?

- Хоровое прочтение сказки. Нацеливающий вопрос: какую новость сообщила Белка?

Гимнастика для глаз.

Игра “Дрессированный кузнечик”

Приложение №1.

Цель: коррекция зрения учащихся.

Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: “ Подвигайте пальчиками ног…, поиграйте пальчиками рук…, пошевелите ушками…, а теперь – носиком, глазками… . Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться.

Сидим, смотрим, слушаем.

Наш волшебный кузнечик может выполнить команды.

ЗАДАНИЯ:

  • Глазками передвигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз. Где, в каком домике наш кузнечик?

  • Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.

  • Управляем кузнечиком молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученик соотносит жест учителя с местоположением учителя.)

- Самостоятельное чтение сказки.

- Ребята, прочитайте в тексте ответ на вопрос: Чему надо верить?

- А теперь мы наденем маски и превратимся в маленьких зайчат.

ФИЗМИНУТКА “ЗАЙЧИКИ”

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.

- А сейчас превращаемся в ребят и продолжаем работу.

- Чтение сказки по цепочки.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто на ней изображен?

- Какими их изобразил художник? Что они делают?

- А какое время года на картине? Почему?

- А как Заяц и Белка готовятся к зиме? Где живут? Чем питаются?

- Теперь, ребята, некоторые из вас превратятся в белочек, а некоторые в зайчиков. Наденьте маски.

- Будем читать сказку в лицах.

Чтение сказки в парах по ролям.

V. Подведение итогов.

- Какую сказку мы читали? Кто ее автор?

- О чем эта сказка?

Покажите сигнальными карточками, какое у вас стало настроение. Объясните, почему.


Литературное чтение 1 класс . Тема: Согласные звуки [Р] и [р]
  • Начальные классы
Описание:

                                                 Урок

                                 Литературное чтение

Тема : Согласные звуки  [р]  и  [р]  и  буквы Р р. Чтение слов и слогов с буквой  Р р.

Цель: познакомить со звуками [р]  и  [р]  , с буквами Р р; учить детей на слух различать в словах звуки [р] и [р] ; закрепить умение читать слоги разной структуры с буквой Р ; продолжить обучение чтению; обогащать словарный запас;закреплять навык в определении качественной характеристики звуков по принципу твёрдости – мягкости; упражнять детей в определении позиции в слове; развивать устную речь,память; воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование: магнитная доска,демонстрационные картинки с изображением персонажей из книги Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»,корзинка с овощами;кастрюлька,билетики,слоговые таблицы,иллюстративный материал.

                                              Ход урока

1.       Организационный момент

2.       Сообщение темы и целей урока.

–Мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком, с новой буквой.Но для того, чтобы наш урок был интересным мы отправимся с вами в гости к героям любимой сказки на поезде.Чтобы сесть в поезд, что нам нужно сделать?( купить билеты).

3.       Актуализация опорных знаний.

–У  вас  на парте лежат билеты,но для того, чтобы нас впустили в поезд,мы должны прочитать слоги с изученными буквами.

( Чтение хором )

 

а

у

о

и

м

ма

му

мо

ми

л

ла

лу

ло

ли

с

са

су

со

си

н

на

ну

но

ни

 

- Все справились с заданием.

-Садимся в поезд. ( включаю запись « звуки стука колёс )

- Повторяем за мной:

     Поезд наш бежит, бежит

     К друзьям новым он спешит.

( Дети показывают движение поезда )

- Мы подъехали к деревне.

- Кто прочитает название? ( Простоквашино )

- А кто знает как называется сказка ? ( « Трое из Простоквашино»).

Автор этой сказки Эдуард Успенский. ( портрет Успенского).

-Какие сказочные герои живут в Простоквашино? ( называем героев сказки повести : дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, корова Мурка , телёнок Гаврюша, почтальон Печкин),

Открываю картини персонажей.

4. Новый материал

-Дядя Фёдор с утра работает на тракторе. Как работает трактор? ( р-р –р)

-Мы сегодня с вами познакомимся с этим  новым звуком [р]  и буквой эр.Давайте ещё раз произнесём этот звук.

-Какой это звук? Гласный или согласный? ( согласный ).А теперь проверим он звонкий или глухой? (закройте ушки и произнесите) . Звонкий.

-В слове Мурка , где находится звук [р] ? ( всередине).

- Какой он здесь ? ( твёрдый), а в слове Гаврюша? ( мягкий).

Звуки [р]  и  [р]  обозначаются буквой, эр (показываю букву Рр).

- А на что она похожа?(дети говорят).

-Сейчас нам Вика расскажет ,на что ещё похожа буква Эр.

- Дрожу от страха до сих пор!

-Воскликнуло полено:

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

-Эту букву нужно всегда правильно называть. Ребята нам сейчас расскажут об этом. (Инсценировка стихотворения).

 

1. Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

 

2. Эту тоже?

 

1. Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «рэ».

Буква Р.- Я не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

Хоть пишусь я во дворе!

Ты найдёшь меня в «горах»

«тундре», «речке», «берегах»,

Грохочу я громким громом

И реву звериным рёвом-

Вот тигриным, например,

Моё имя- буква «Эр»!

 

1.       Извините я не знал...

-Дядя Фёдор нас приглашает к столу, хочет угостить нас теми овощами, которые вырастил сам. Давайте определим в названиях каких овощей новый звук мягкий, в каких твёрдых. Но сначала мы определим, куда будем их складывать. У нас есть корзинка и кастрюлька. В слове корзинка, где слышится звук [р]  ?(в середине).

-Какой он? (твёрд.)

-А в слове кастрюлька? (в середине, мягкий)

-Если звук мягкий ,мы кладём овощ в кастрюльку,если твёрдый,в корзинку. ( Помидор, перец,лук, корковь, чеснок, картофель,редиска)

-А в этом слове есть эти звуки?

-Все эти овощи мы отдаём коту Матроскину,он у нас самый хозяйственный, будет делать заготовки на зиму.

- Поработали, давайте отдохнём.

5. Физкультминутка.

-К нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он принёс нам письма. И мы их сейчас прочитаем.

-У вас на парте конверты. Достаньте из конверта письмо. Давайте почитаем.

ра

ру

ро

ри

Ры

ар

ур

ор

ир

Ыр

Рса-урс

Ми-ла

рис

Лара-Лариса

Сыр

Рсу-урс

Ми-ра

Мир

Ира-И-рина

Сыры

Рсо-орс

Рим-ма

Ро-са

Рома-Ро-ман

Норы

 

-А сейчас давайте напишем ответ на наше письмо.

Пропишем букву «Эр», и слова с этой буквой. Вложили в корверты.

Физкультминутка для глаз.

Ах,как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

(поморгать глазками)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах,как солнце высоко

(посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

(закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(посмотреть по дуге, вверх-влево и вверх-вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

 (посмотреть вниз)

Жмурься сильно,но держись

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

6. Закрепление изученного

-Мы же с вами в гостях,а когда приезжают в гости, привозят подарки. Мы тоже привезли подарки. Давайте определим, кому что подарим.

1) Трактор-кому? (показываю). Определите место звука в слове (1-й-в середине;2-й в конце)

2) гитара-в середине;

3) фотоаппарат-в середине;

4) телевизор-в конце;

5) ведро-в середине;

6)сахар-в конце.

-Встали отправляемся домой, (с движениями и хлопками: 1-ряд хлопают громко,2-ряд-движения,3-ряд-хлопают тише).

7. Итог урока. Рефлексия.

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Назовите букву,которой обозначаются звуки [р]  и  [р] 

-Где побывали?(в Простоквашино)

Едем мы в поезде светит солнышко.

 

-Если вам сегодня понравилось на уроке прикрепите жёлтый лучик, а если кому-то было трудно, оранжевый.

Автор Дудник Наталья Васильевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 241
Номер материала 40737
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓