Главная / Начальные классы / Литературное чтение.Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Литературное чтение.Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

II. Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию

  • Ребята, какие сказки вы знаете?

  • Откройте учебник «Литературное чтение». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?

  • Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти сказки и называются народными.

  • Отгадайте, из какой это сказки:


  1. «С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь».

  2. «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка-норушка...»

3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко».

- Что сказочное в этих сказках?

III. Пересказ сказки. Первичное восприятие

Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это произошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью картинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):

  • С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?

  • Кто помог девочке спасти братца?

1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.

- Попытаемся объяснить значение слов:

кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.

2. Проверка первичного восприятия.

  • Понравилась ли вам сказка?

  • Что понравилось в сказке?

  • Что понравилось более всего?

  • С какими чудесными предметами встречается девочка?

  • Кто помог девочке спасти братца?

  • На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?

IV. Анализ сказки

Первая ступень анализа:

1. Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по .

Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске):

  1. Начало действия (завязка).

  2. Развитие действия.

  3. Переломный момент (главное действие).

  4. Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

  5. Конец действия (развязка).

2. Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:

3. Проверка самостоятельной работы, работа над углублением практического представления о сказке, о жанре.

- Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:

а) Жили-были мужик да баба - зачин.

б) Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.

4. Работа над словом «гуси-лебеди»:

  • Почему сказка так называется?

  • Что за птицы «гуси-лебеди»?

5. Словесное рисование:

  • Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?

http://malushata.ru/wp-content/uploads/2012/04/gusi-lebedi-skazka-baba-yaga.jpg

http://sovetskiy.3dn.ru/2/gusi-lebedi.0-03-35.jpg

  • Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?

V. Актуализация знаний

Выборочное чтение с наглядным комментированием и ответы на вопросы.

  • Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.

  • Как сестра догадалась, кто унес братца?

  • Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?

  • Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не помогли девочке?

  • Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.

  • А почему в этот раз они помогли девочке?

  • Почему не сразу помогли ей?

  • Как изменилось поведение девочки при второй встрече?

VI. Выборочный пересказ, близкий к тексту

  1. Представьте себя на месте девочки.

  2. Что она могла чувствовать на пороге избушки?

  3. Как вела себя девочка в избушке?

VII. Подведение итога работы над сказкой

  • Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?

  • Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.




Литературное чтение.Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный от­рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.

Ход урока

I.       Организационный момент и сообщение целей урока

II.      Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию

-     Ребята, какие сказки вы знаете?

-     Откройте учебник «Литературное чтение». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?

-     Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти сказки и называются народными.

-     Отгадайте, из какой это сказки:

 

1)«С тех пор и дружба у лисы с журавлем  врозь».

2)«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка-норушка...»

3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко».

-        Что сказочное в этих сказках?

III.    Пересказ сказки. Первичное восприятие

Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это про­изошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью кар­тинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):

-     С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?

-     Кто помог девочке спасти братца?

1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.

-        Попытаемся объяснить значение слов:

кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стер­жень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.

2. Проверка первичного восприятия.

-     Понравилась ли вам сказка?

-     Что понравилось в сказке?

-     Что понравилось более всего?

-     С какими чудесными предметами встречается девочка?

-     Кто помог девочке спасти братца?

-     На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?

IV.    Анализ сказки

Первая ступень анализа:

1.       Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по .

Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске):

1)  Начало действия (завязка).

2)Развитие действия.

3)Переломный момент (главное действие).

4)Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

5)  Конец действия (развязка).

2.       Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:

3.       Проверка самостоятельной работы, работа над углублени­ем практического представления о сказке, о жанре.

-        Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:

а)      Жили-были мужик да баба - зачин.

б)      Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.

4.      Работа над словом «гуси-лебеди»:

-     Почему сказка так называется?

-     Что за птицы «гуси-лебеди»?

5.       Словесное рисование:

-     Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?

-     Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?

V.      Актуализация знаний

Выборочное чтение с наглядным комментированием и от­веты на вопросы.

-     Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.

-     Как сестра догадалась, кто унес братца?

-     Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?

-     Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не по­могли девочке?

-     Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.

-     А почему в этот раз они помогли девочке?

-     Почему не сразу помогли ей?

-     Как изменилось поведение девочки при второй встрече?

VI.    Выборочный пересказ, близкий к тексту

1.Представьте себя на месте девочки.

2.Что она могла чувствовать на пороге избушки?

3.Как вела себя девочка в избушке?

VII.   Подведение итога работы над сказкой

-     Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?

-     Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.

 

 

 

 

Автор Ковальчик Ольга Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2861
Номер материала 16574
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓