Главная / Начальные классы / Литературное чтение. 2 класс.Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк «Вся жизнь - один короткий миг»

Литературное чтение. 2 класс.Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк «Вся жизнь - один короткий миг»

Рябцева Вера Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 19» АИМР СК


Литературное чтение. 2 класс.

Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк «Вся жизнь - один короткий миг»

Цели: Обобщить знания детей по данной теме, показать умение детей анализировать произведение: сравнивать, делать выводы и обобщения, умение декламировать поэтические произведения, способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи. Воспитывать в детях любовь к русской поэзии, развивать творческое мышление, прививать чувство «прекрасного».

Учебные материалы: компьютер ,проектор, экран, слайдовая презентация, выставка рисунков детей, сборники сказок А. С. Пушкина

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний.

( звучит тихая музыка, учитель читает поэтические строки)

-Унылая пора... Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная пора,

Люблю я пышное природы увяданье-

В багрец и в золото одетые леса…

- Ребята, знакомы ли вам эти строки? Кому они принадлежат?

3. Сообщение темы и цели.

У. –Сегодня наш урок посвящён великому русскому поэту А.С. Пушкину.

Тема урока: А. С. Пушкин. Биографический очерк. ( Слайд 1)

Мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. Сегодня мы попытаемся

«раздвинуть» привычные для начальной школы рамки знаний.

4. Работа по теме.

У. -Вы знаете, ребята, ни об одном русском поэте не написано столько, сколько о Пушкине, и всё - таки ещё много о нём недосказано, недоговорено. Его жизнь коротка и, вместе с тем, бесконечна.( Слайд 2)

Словарная работа.

-Как вы понимаете значение словосочетания « биографический очерк»?

-На какие жизненные этапы можно разделить его жизнь?

(Работают дети)

У.- Итак, на рубеже 18-19 веков родился гений…

« Детство поэта». ( Слайд 3,4,5)

( Индивидуальные задания. Дети рассказывают о детстве поэта.)

«Лицей». ( Слайд 6)

У.- Вот так прошло детство Пушкина. В раннем возрасте Саша много читал. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели, поэты,; читали свои стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом и начал сочинять стихи.

-Наступает важный этап в жизни поэта. Подумайте, какой?

-Когда Александр поступает в лицей?

-Что это было за учебное заведение?

-Какими желал видеть выпускников Александр ?

-Какими воспитал лицеистов профессор Куницын?

-Как складывались отношения у Пушкина с лицеистами?

У. - Из Лицея Пушкин вынес дух вольности и товарищества. О тех счастливых годах им было написано немало стихов, вот одно из них:

(Читает ученик « Друзья мои, прекрасен наш союз!)



У.- Весной 1817 г. Пушкин окончил Лицей. Лето он проводит в родовом имении Михайловском, усердно записывает русские сказки о русалках. Леших, Бабе Яге. Здесь и появилась на свет поэма «Руслан и Людмила»

( Читает ученик пролог « У лукоморья дуб зелёный…»)

У.- Начинается взрослая жизнь поэта. Пушкин живёт в Петербурге. ( Слайд 7)

Получив прекрасное образование, поступает на службу, но большее время отдаёт поэзии.- Каких два города воспевает Пушкин в своих стихах? - Как вы думаете почему? Вот сейчас мы должны услышать его любовь , уважение, гордость.

(Дети читают стихи « Люблю тебя, Петра творенье…», « Как часто в горестной разлуке…»)

У.- Некоторые стихи были направлены против царя, его приближённых. Пушкин стал опасным для царя, и тот решает сослать его в ссылку, в отдалённые от столицы города Кишинёв, Одессу. Ссылка угнетает, мучает поэта, и он пишет стихотворение «Узник», ставшее впоследствии очень известным. (Ученик читает « Узник») ( Слайд 8)

У.- Что вы слышите в этом стихотворении? Почему?

-Ему тяжело и одиноко, и единственным близким человеком, бывшим с ним, была…кто? В один из грустных вечеров он пишет стихотворение

« Зимний вечер» ( Рассказывает ученица ).

У . - В 1826 году царь освобождает поэта от ссылки и Пушкин возвращается в Москву. Он беспокоится о няне, она осталась в Михайловском одна. Поэт посвящает ей стихотворение. Оно так и называется «Няне».

( Ученица рассказывает стихотворение «Няне».)

У. – Скажите. Ребята, а какие времена года любил поэт? ( Слайд 9)

-Какая же зима у Пушкина? - Как должны звучать эти стихи? – Где мы находим описание времён года?

( Звучат стихи : «Зима! Крестьянин торжествуя…», « Вот север, тучи нагоняя…», « Зимнее утро». )

У. – А какая осень в стихах Пушкина? А какое они создают настроение?

Вслушаемся в них ещё раз.

( Звучат стихи « Дни поздней осени бранят обыкновенно…», « Унылая пора…»).

У. – Пушкина нельзя назвать поэтом – сказочником, но тем не менее им написано… сколько сказок? – Кто пробудил в нём любовь к устному народному творчеству? Слушая её , он восклицал: « Что за прелесть эти сказки!».

5. Физминутка.

У. –Ребята, кому принадлежат слова: « Сказка-ложь, да в ней намек:

Добрым молодцам урок»?

-Мы вступаем в мир сказок. Я предлагаю вам викторину по сказкам.

На доске:

« Попенок зовет его тятей».

« Свет мой, зеркальце, скажи…»

« Смилуйся, государыня рыбка!»

У. – Из каких сказок эти строки? Сколько сказок было написано А. С. Пушкиным? Какую сказку он не успел дописать? А теперь внимание- из каких сказок эти строки?

(Домашняя заготовка. Два ученика читают отрывки. )

Чтоб конец своих владений

Охранять от нападений

Должен был он содержать

Многочисленную рать…

У. – Чему учит эта сказка?

Ты волна моя, волна

Ты гуллива и вольна,

Плещешь ты , куда захочешь.

Ты морские камни точишь…

У. – Кто и за что был наказан в этой сказке? У каждого из вас на столе лежат сказки. Зачитайте отрывок из той сказки, как главный герой был наказан за свою жадность? А теперь прочтите отрывок, как добро побеждает зло?

У. -А теперь подведём главный итог. Я начну, а вы продолжите:

В сказках отразился мир добра, где царствует…

У. – Мы подошли к последнему этапу жизни « Гибель поэта». ( Слайд 10)

Жизнь поэта оборвалась очень рано. Защищая честь жены, он был смертельно ранен Дантесом. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 на Чёрной речке. Через два дня поэт умер. Похоронен А. С. Пушкин в селе Михайловском.

У. – Не просто жилось семье Пушкина. У Н. Н. Пушкиной, молодой двадцатичетырёхлетней женщины, осталось на руках четверо детей. У неё будет ещё один брак. Родятся ещё двое детей. Ланской любил детей Пушкина, дал всем прекрасное образование. О судьбе дочерей мало что известно. А вот сыновья оставили свой след в истории России.

(Индивидуальные задания. Дети рассказывают о жизни сыновей Пушкина.)

6. Итог урока. Рефлексия.

У. – Подходит к концу наш урок. Но впереди вас ждёт ещё немало встреч с великим поэтом. Вы прочтёте его стихи о любви. О дружбе, о свободе, его романы, повести, поэмы.

У. -Ребята, кому было интересно и все понятно на уроке - покажите зеленый смайлик. Кому было не все понятно и не все интересно - покажите желтый смайлик. Кому на уроке было сложно и многое непонятно - покажите красный смайлик.

У.- Талант А. С. Пушкина неисчерпаем! Творчество его бесценно!

- Спасибо за работу.

Литературное чтение. 2 класс.Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк «Вся жизнь - один короткий миг»
  • Начальные классы
Описание:

Литературное чтение. 2 класс.               

Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк «Вся жизнь - один короткий миг»

Цели: Обобщить знания детей по данной теме, показать умение детей анализировать произведение: сравнивать, делать выводы и обобщения, умение декламировать поэтические произведения, способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи. Воспитывать  в детях любовь к русской поэзии, развивать творческое  мышление, прививать  чувство «прекрасного».

 Учебные материалы: компьютер ,проектор, экран, слайдовая презентация, выставка рисунков детей, сборники сказок А. С. Пушкина   

Автор Фисенко Лариса Даниловна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 746
Номер материала 5589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы