Рябцева Вера
Васильевна
учитель начальных
классов
МБОУ «СОШ № 19»
АИМР СК
Литературное чтение. 2 класс.
Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк
«Вся жизнь - один короткий миг»
Цели: Обобщить знания детей по данной
теме, показать умение детей анализировать произведение: сравнивать, делать
выводы и обобщения, умение декламировать поэтические произведения, способствовать
формированию навыков выразительного чтения и связной речи. Воспитывать в детях
любовь к русской поэзии, развивать творческое мышление, прививать чувство
«прекрасного».
Учебные материалы: компьютер ,проектор,
экран, слайдовая презентация, выставка рисунков детей, сборники сказок А. С.
Пушкина
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
( звучит тихая музыка, учитель читает поэтические
строки)
-Унылая пора... Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора,
Люблю я пышное природы увяданье-
В багрец и в золото одетые леса…
- Ребята, знакомы ли вам эти строки? Кому
они принадлежат?
3. Сообщение темы и цели.
У. –Сегодня наш урок посвящён великому
русскому поэту А.С. Пушкину.
Тема урока: А. С. Пушкин. Биографический
очерк. ( Слайд 1)
Мы будем говорить о жизни и творчестве
поэта. Сегодня мы попытаемся
«раздвинуть» привычные для начальной
школы рамки знаний.
4. Работа по теме.
У. -Вы знаете, ребята, ни об одном русском
поэте не написано столько, сколько о Пушкине, и всё - таки ещё много о нём
недосказано, недоговорено. Его жизнь коротка и, вместе с тем, бесконечна.(
Слайд 2)
Словарная работа.
-Как вы понимаете значение словосочетания
« биографический очерк»?
-На какие жизненные этапы можно разделить
его жизнь?
(Работают дети)
У.- Итак, на рубеже 18-19 веков родился
гений…
« Детство поэта». ( Слайд 3,4,5)
( Индивидуальные задания. Дети рассказывают
о детстве поэта.)
«Лицей». ( Слайд 6)
У.- Вот так прошло детство Пушкина. В
раннем возрасте Саша много читал. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели,
поэты,; читали свои стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже
тогда Саша мечтал стать поэтом и начал сочинять стихи.
-Наступает важный этап в жизни поэта.
Подумайте, какой?
-Когда Александр поступает в лицей?
-Что это было за учебное заведение?
-Какими желал видеть выпускников
Александр ?
-Какими воспитал лицеистов профессор
Куницын?
-Как складывались отношения у Пушкина с
лицеистами?
У. - Из Лицея Пушкин вынес дух
вольности и товарищества. О тех счастливых годах им было написано немало
стихов, вот одно из них:
(Читает ученик « Друзья мои, прекрасен наш
союз!)
У.- Весной 1817
г. Пушкин окончил Лицей. Лето он проводит в родовом имении Михайловском,
усердно записывает русские сказки о русалках. Леших, Бабе Яге. Здесь и
появилась на свет поэма «Руслан и Людмила»
(
Читает ученик пролог « У лукоморья дуб зелёный…»)
У.- Начинается взрослая жизнь поэта.
Пушкин живёт в Петербурге. ( Слайд 7)
Получив прекрасное образование, поступает
на службу, но большее время отдаёт поэзии.- Каких два города воспевает Пушкин в
своих стихах? - Как вы думаете почему? Вот сейчас мы должны услышать его любовь
, уважение, гордость.
(Дети читают стихи « Люблю тебя, Петра
творенье…», « Как часто в горестной разлуке…»)
У.- Некоторые стихи были направлены против
царя, его приближённых. Пушкин стал опасным для царя, и тот решает сослать его
в ссылку, в отдалённые от столицы города Кишинёв, Одессу. Ссылка угнетает,
мучает поэта, и он пишет стихотворение «Узник», ставшее впоследствии очень
известным. (Ученик читает « Узник») ( Слайд 8)
У.- Что вы слышите в этом стихотворении?
Почему?
-Ему тяжело и одиноко, и единственным
близким человеком, бывшим с ним, была…кто? В один из грустных вечеров он
пишет стихотворение
« Зимний вечер» ( Рассказывает ученица ).
У . - В 1826 году
царь освобождает поэта от ссылки и Пушкин возвращается в Москву. Он
беспокоится о няне, она осталась в Михайловском одна. Поэт посвящает ей
стихотворение. Оно так и называется «Няне».
( Ученица
рассказывает стихотворение «Няне».)
У. – Скажите.
Ребята, а какие времена года любил поэт? ( Слайд 9)
-Какая же зима у
Пушкина? - Как должны звучать эти стихи? – Где мы находим описание времён
года?
( Звучат стихи :
«Зима! Крестьянин торжествуя…», « Вот север, тучи нагоняя…», « Зимнее утро». )
У. – А какая осень
в стихах Пушкина? А какое они создают настроение?
Вслушаемся в них
ещё раз.
( Звучат стихи «
Дни поздней осени бранят обыкновенно…», « Унылая пора…»).
У. – Пушкина
нельзя назвать поэтом – сказочником, но тем не менее им написано… сколько
сказок? – Кто пробудил в нём любовь к устному народному творчеству? Слушая её
, он восклицал: « Что за прелесть эти сказки!».
5.
Физминутка.
У. –Ребята, кому
принадлежат слова: « Сказка-ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам
урок»?
-Мы вступаем в мир
сказок. Я предлагаю вам викторину по сказкам.
На доске:
« Попенок зовет
его тятей».
« Свет мой,
зеркальце, скажи…»
« Смилуйся,
государыня рыбка!»
У. – Из каких
сказок эти строки? Сколько сказок было написано А. С. Пушкиным? Какую сказку он
не успел дописать? А теперь внимание- из каких сказок эти строки?
(Домашняя
заготовка. Два ученика читают отрывки. )
…Чтоб конец своих
владений
Охранять от
нападений
Должен был он
содержать
Многочисленную рать…
У. – Чему учит эта
сказка?
…Ты волна моя,
волна
Ты гуллива и
вольна,
Плещешь ты , куда
захочешь.
Ты морские камни
точишь…
У. – Кто и за что
был наказан в этой сказке? У каждого из вас на столе лежат сказки. Зачитайте
отрывок из той сказки, как главный герой был наказан за свою жадность? А теперь
прочтите отрывок, как добро побеждает зло?
У. -А теперь
подведём главный итог. Я начну, а вы продолжите:
В сказках
отразился мир добра, где царствует…
У. – Мы подошли к
последнему этапу жизни « Гибель поэта». ( Слайд 10)
Жизнь поэта
оборвалась очень рано. Защищая честь жены, он был смертельно ранен Дантесом.
Дуэль состоялась 8 февраля 1837 на Чёрной речке. Через два дня поэт умер.
Похоронен А. С. Пушкин в селе Михайловском.
У. – Не просто
жилось семье Пушкина. У Н. Н. Пушкиной, молодой двадцатичетырёхлетней женщины,
осталось на руках четверо детей. У неё будет ещё один брак. Родятся ещё двое
детей. Ланской любил детей Пушкина, дал всем прекрасное образование. О судьбе
дочерей мало что известно. А вот сыновья оставили свой след в истории России.
(Индивидуальные
задания. Дети рассказывают о жизни сыновей Пушкина.)
6. Итог урока. Рефлексия.
У. – Подходит к
концу наш урок. Но впереди вас ждёт ещё немало встреч с великим поэтом. Вы
прочтёте его стихи о любви. О дружбе, о свободе, его романы, повести, поэмы.
У. -Ребята, кому
было интересно и все понятно на уроке - покажите зеленый смайлик. Кому было не
все понятно и не все интересно - покажите желтый смайлик. Кому на уроке было
сложно и многое непонятно - покажите красный смайлик.
У.- Талант А. С. Пушкина
неисчерпаем! Творчество его бесценно!
- Спасибо за
работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.