Главная / Начальные классы / Литературное чтение. Урок на тему "Набоков "Грибы", "Я искренне жалею..." (4 класс, ПНШ)

Литературное чтение. Урок на тему "Набоков "Грибы", "Я искренне жалею..." (4 класс, ПНШ)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 80»







Направление начальное общее образование

Номинация комплект образовательно-воспитательных мероприятий







Комплект методических разработок уроков по литературному чтению

по разделу

«Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»















Автор: Галина Ивановна Карлова







Северск - 2014

Урок литературного чтения

по теме «Поэтическое восприятие мира.

В. Набоков «Грибы», «Я искренне жалею…»



(УМК «ПНШ», 4 класс)





Цель: познакомить с произведениями В. Набокова, образно описывающими природу; развивать воображение; воспитывать любовь к поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать понятия: «строфа», «контраст», «натюрморт»

Уметь видеть связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой; находить в тексте стихотворения слова, помогающие раскрыть смысл стихотворения, настроение автора; находить средство художественной выразительности – КОНТРАСТ.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Анализ слов и выражений, включенных в авторский текст;

  • Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

  • Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника

Личностные УУД:

  • Эмоционально отзываются на прочитанные произведения.

Тип урока: урок применения предметных ЗУН и УУД.

Оборудование:

презентация,

учебник «Литературное чтение. 4 класс. 1 часть» Н. А. Чураковой



Ход урока.

  1. Организационный момент. (Слайд 1)



В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

- Русская литература знает много поэтических имен. У каждого поэта есть свой голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Некрасова звучит как народная песня, Блока – окружает нас предчувствием тайны. Но встреча с этими великими поэтами у нас впереди.



2. Объявление темы и постановка целей урока.



- Рассказ какого писателя мы с вами читали на прошлом уроке? (Рассказ В. Набокова «Обида»)

- А сегодня мы познакомимся с В. Набоковым как поэтом.

- Давайте вспомним, как называется раздел, в который помещены стихи? (Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека).

- Сейчас мы прочитаем стихотворения В. Набокова, которые он написал в юности. А анализируя их, попробуем определить важную черту его поэтического дара.



  1. Освоение нового материала.



- Попробуйте представить картину, описанную поэтом.



Выразительное чтение стихотворения «Грибы» учителем.



- Легко ли было представить себе картину, описанную поэтом?

- Как называется подобное изображение в живописи? (Натюрморт)

- Давайте посмотрим натюрморты известных живописцев, какие из них вам уже знакомы? (Слайды)

  • К. Петров – Водкин «Утренний натюрморт»

  • В. Ван Гог «Подсолнухи»

- Назовите отличительные особенности натюрморта.

- Прочитайте стихотворение «Грибы» самостоятельно.

-Поделитесь впечатлениями. Можно ли сказать, что поэт описывает увиденное с чувством глубокой нежности? Найдите этому подтверждение в тексте стихотворения. (Малютки, пальчики на детской ножке, бережно, из люлек, таких родных, слёзы леса)

-Чувствуется ли невидимое присутствие людей? Докажите.

Давайте еще раз обратимся к натюрморту Петрова-Водкина. (Слайд)

Ощущается ли здесь присутствие человека совсем рядом?

(Только что сорванные цветы, чай в стакане, чайник с открытой крышечкой, небрежно брошенные спички, собака – все говорит о том, что здесь кто-то был совсем недавно и наверняка скоро вернется.)

- А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения.

- В каких строчках и словах чувствуется невидимое присутствие людей: и тех, кому принадлежат грибы, и тех, кто рассматривает это натюрморт?

(скамейка… ждет кого-то, грибы разложены для счета, вся испачкана черничным соком.)

- Можно ли догадаться, что люди, которым принадлежат грибы, - это не те, кто рассматривает картину? (скамейка ждет кого-то, т.е. тех, кто оставил на ней корзинку, посмотри, предлагает автор в четвертой строфе, указывая на перепачканную черникой корзинку.)

4. Физминутка.

5. Продолжение работы по теме урока.

- Когда мы думаем о поэзии и говорим слово «природа», что мы в первую очередь представляем? Что вы представляете, когда слышите слова «зима», «весна», «осень», «лето»?

В поэзии зима, весна, лето, осень нечто большее, чем времена года. Они обрели устойчивые образы. Природа – не фон, а часть души.

Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова

Всё в тающей дымке: холмы, перелески.

Здесь краски не ярки, и звуки не резки.

Здесь медленны реки, туманны озера,

И всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно,

Чтоб вдруг отразили прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой русской природы.



-Владимир Набоков с раннего возраста любил природу….(прочитать отрывок об увлечении Набокова на стр. 129)

Работа с Толковым словарем: слово «энтомолог».

Бабочки - одни из самых удивительных существ. Их крылья покрыты чешуйками, с помощью которых на крыльях бабочек созданы разные узоры.

Самая большая бабочка – Тизания агриппина (южно-американская), размах её крыльев составляет до 30 см. Есть бабочка, которая живет только один день. (Слайд)

Вот такими интересными насекомыми увлекся Набоков. Владимир Набоков открыл 20 видов бабочек и дал им названия. А свою коллекцию в 4324 экземпляра подарил Зоологическому музею Лозаннского университета.

-Набоков отличался редкой наблюдательностью – эта черта пригодилась ему и как поэту, и как ученому-энтомологу.

-Найди в тексте стихотворения «Грибы» подтверждение того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира.

Работа в парах.

- Прочитайте стихотворение друг другу выразительно, пытаясь передать настроение поэта.



- Прочитайте стихотворение «Мой друг, я искренно жалею…» (стр.129)

- Что значит «мой друг»? Почему именно так начинается стихотворение?

- От чего предостерегает поэт?

- Ученый и поэт рассматривают лист по-разному. Что видит ученый? Что видит поэт?

Работа в парах

Задание: 1 вариант в паре находит подтверждение, что Набоков рассматривал лист, как ученый, 2 вариант ищет подтверждение тому, что листом любовался поэт. Затем докажите друг другу свои точки зрения.

Проверка.

-Заслушиваем выступления пар.

Как ученый, он что разглядел….

Как поэт, что подметил…

- Какой прием художественной выразительности использует В. Набоков в этом стихотворении? (Прием контраста)

- Какие предметы противопоставляет поэт? Зачем он это делает? (Человек ненаблюдательный и равнодушный к природе может пройти и не заметить изумительную красоту маленького листочка)

6. Итог урока. Рефлексия.

- Природа – вечный источник любования и наслаждения, то, что открывает в нас лучшие чувства. Любовь к природе облагораживает людей.

- Чему научили вас стихотворения В. Набокова? (Быть наблюдательными, чувствовать красоту природы)

-Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

Я сегодня узнал(а)…

Мне понравилось …

У меня сегодня получилось…

Мне было трудно…

Меня заинтересовало…

Меня поразило…

Меня удивило…

Урок заканчивается под музыку Вивальди «Времена года. Осень».



7. Домашнее задание. Понравившееся стихотворение прочитать выразительно, кто желает, выучить наизусть.





































Используемая литература:

  1. «Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Методическое пособие. Автор-составитель Л. А. Андриянова, В. Н. Воротникова; Москва, издательство «Планета», 2014;

  2. «Литературное чтение. 4 класс: система уроков по учебнику Н. А. Чураковой». Составители И. Г. Смирнова, С. В. Николаева; Волгоград, издательство «Учитель», 2013;

  3. Учебник «Литературное чтение. 4 класс. 1 часть», Н. А. Чуракова; Москва, издательство «Академкнига/учебник», 2014





Литературное чтение. Урок на тему "Набоков "Грибы", "Я искренне жалею..." (4 класс, ПНШ)
  • Начальные классы
Описание:

Данная разработка урока литературного чтения в начальной школе (4 класс) по программе «Перспективная начальная школа» по разделу «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».

Тема урока "Поэтическое восприятие мира. Владимир Набоков "Грибы", "Я искренне жалею..." В разработке урока представлены библиографические данные писателя и поэта, а также интересно интегрируется знакомство с поэтическими произведениями поэта и художественными произведениями К. Петрова-Водкина и Винсента Ван Гога.

Автор Карлова Галина Ивановна
Дата добавления 12.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1494
Номер материала MA-061222
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓