Главная / Классному руководителю / Литературно – музыкальная композиция «Дети войны» (Посвященная празднованию 69 годовщине Дня Победы)

Литературно – музыкальная композиция «Дети войны» (Посвященная празднованию 69 годовщине Дня Победы)

Муниципальное образовательное учреждение

Шатковская средняя общеобразовательная школа №1




Литературно – музыкальная композиция

«Дети войны»

(Посвященная празднованию 69 годовщине Дня Победы)




E:\Дети войны\DSC00335.JPG



Подготовила и провела воспитатель ГПД 1 категории

Журкина Екатерина Ивановна











р.п. Шатки

2014 год




Дети войны.

Цели:

воспитывать чувство патриотизма;

довести до сознания детей, какой нелёгкой ценой была завоёвана победа;

развивать интерес к формированию у детей художественных образов;

развивать артистические способности учащихся;

познакомить с книгами о Великой Отечественной войне, с биографией пионеров- героев, жизнью блокадного Ленинграда, узниками концлагерей.

Ход занятия

Ведущий: Год 1941 – июнь…

Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нас.

1 чтец

Июнь… Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2 чтец

Июнь: тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45 – м мая.

3 чтец

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких – то пять минут осталось.

(Звучит вальс «Рио Рита» несколько пар танцуют вальс.

Мелодия обрывается….

Звучит голос Ю. Левитана о начале войны.

Песня «Священная война»).

(Слайд «Начало войны», взрывы, прощание).

Выходят 2 мальчика и 1 девочка (инсценировка):

М 1. –Вы помните этот день?

Д. – А вы?

М 2. – Война – 4 года.

М 1. – 1418 дней.

Д. – И двадцать миллионов погибших русских людей.

М 2. – Это значит 22 человека на каждые 2 метра земли. Это значит 13 человек в каждую минуту.

5 чтец

Впрочем это было так давно,

Что как будто не было – и выдумано…

Может быть увидено в кино,

Может быть в романе вычитано.

Ведущий: (Слайд: немецкие солдаты).

Мы не были на той войне, не видели немецких солдат, шагающих по нашей земле. Не слышали канонад. На нас не сыпались бомбы, не горела под нашими ногами земля. Нас не давили фашистские танки. Но мы помним об этой войне.

6 чтец

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

7 чтец

По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну

8 чтец

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

(Выступление библиотекаря Пашкиной Е. И.)

Ведущий:

Да, именно из книг мы узнаём о событиях и героях Великой Отечественной войны. Нелегко досталась нам победа. Трудно было солдатам на фронте, старикам и женщинам в тылу. Но особенно трудно было детям.

9 чтец

Дети на войне…

Есть поговорка: «На войне детей не бывает».

Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно.

10 чтец

Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам

Как их закружили такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Ведущий:

Дети войны… Маленькие отважные сердца, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

11 чтец

Вспомним их поимённо,

С горем вспомним своим…

Это нужно не мёртвым,

Это нужно живым!

(На экране портреты героев – пионеров.)

Ведущий: Посмотрите на фотографии пионеров – героев. Они погибли, но мы помним их имена:

Лёня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою с фашистами под селом Острая Лука Новгородской области.

Марат Казей погиб в мае 1944 в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.

Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.

Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи помогая сапёрам расчищать заминированные тропы.

Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года в Полоцке.

Валерий Волков в 13 лет стал разведчиком бригады морской пехоты. 1 июля 1942 года группа бойцов заняла оборону на окраине Севастополя, обеспечивая отплытие советских кораблей с ранеными на борту. В этом бою Валерии был тяжело ранен и вскоре скончался.

Саша Филиппов был разведчиком. Фашистам удалось выследить и схватить юного разведчика. Его долго держали в тюрьме и подвергали жестоким пыткам. 23 декабря 1942 года враги повесили героя, так и не добившись от него никаких сведений.

Дети войны, юные герои, сражались в партизанских отрядах, были связными, разведчиками, подпольщиками. Один немецкий солдат написал в своём дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что, даже дети у них сражаются и погибают как герои».

Послушайте стихотворение А. Суркова, которое он посвятил юной подпольщице Люсе Герасименко.

Белая берёзонька у хаты

Наклонила ветки до земли.

Мимо хаты пьяные солдаты

Юную разведчицу вели.


Больно тело девичье томили.

И огнём пытали, и водой.

Никакие муки не сломили

Верность партизанки молодой.


Мать – отчизну девушка любила,

Ей верна осталась до конца.

Не сломила вражеская сила

Молодые, дерзкие сердца.

Ведущий

Не только в партизанских отрядах сражались юные герои. Многих бездомных, голодных, оборванных, встречали солдаты в боях, в разведке. Их зачисляли в части, ставили на довольствие. И тогда мальчишки становились солдатами, и воевали в частях красной армии.
Фонограмма «В землянке».

Возможно, некоторые из вас читали “Сын полка” – повесть о мальчике Ване Солнцеве.

Отец его погиб на фронте. Мать убили, Бабка и маленькая сестрёнка умерли с голоду. Потом деревню спалили, и Ваня пошёл с сумкой собирать куски. Попался полевым жандармам и его отправили в какой – то детский изолятор. Там заразился сыпным тифом – чуть не помер, но всё же кое – как сдюжил. Постоянно в своей сумке гвоздь отточенный носил. Непременно хотел этим гвоздём фрица какого- нибудь убить. А ещё в сумке у него букварь лежал. Чтобы грамоте не разучиться. Попав к разведчикам мальчик вместе с ними стал ходить в разведку.


Сын полка Толя Морозов может рассказать, как его, голодного и замерзшего, подобрали в лесу танкисты, и девушка санинструктор скоблила мальчишку сапожной щеткой и долго вспоминала, что ей “не хватило на меня толстого куска мыла. Я был чернее камня”.


В 1944 году, когда войска освободили Украину, мальчишки из Орехово-Зуева ездили туда за хлебом и другими продуктами. С ними поехал 7-летний мальчик Володя Узбеков. Ехали под брезентом, в воинском эшелоне, а когда эшелон проезжал через территорию Украины, надо было спрыгнуть с поезда на полном ходу. Ребята были повзрослее, они спрыгнули, а Володя – самый маленький – испугался. Тут его и поймал конвоир.

Эшелон нигде не останавливался и мальчик вместе с танками был доставлен в Австрию. Здесь, в танковой бригаде, его согрели, накормили, одели и он стал сыном полка. Вместе с бойцами, танкистами Красной Армии, он 9 мая вошел в Прагу победителем – ведь бои за Прагу были последними в ВОВ, после чего была объявлена победа. Затем он вместе с танковой бригадой поехал в Советский Союз и был доставлен домой. А дома и не чаяли, что он вернется. Закончил школу и уехал в Ригу учиться морскому ремеслу, да так там и остался. Свои военные приключения вспоминал как детские шалости, за которые досталось от матери. Но в 60-е годы газета “Пионерская правда” поместила фотографию. “Помогите найти сына полка”,- писали танкисты. На фотографии стоял бравый мальчишка, в хорошо сидевшей военной форме, в хромовых сапожках на фоне пражского памятника. Сестра Володи узнала его на фотографии, послала ему газету, а затем приехали корреспонденты и состоялась встреча с сослуживцами


Вместе с другими танкистами, первыми вошедшими в Прагу, он был приглашен в Чехословакию, был награжден первой государственной наградой этой страны и стал почетным гражданином Праги.

С тех пор 9 мая он встречал вместе со своим полком, часто приглашали на эти дни в Прагу.

(Слайд: Сын полка). Сценка (фонограмма «Эх, путь дорожка фронтовая»).

Чтец

Земли российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

Ведущий:

8 сентября 1941 фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам.

( Слайд о блокадном Ленинграде). Фонограмма Моцарт «Реквием».

Чтец.

Блокада…Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Чтец

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Чтец.

Ленинградские дети! Они были мужественны и стойки. Вместе со взрослыми трудились, боролись и учились. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. К ней прибавилась цинга. Люди умирали везде на улице, в классе, дома, у станка.

Чтец

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка – Ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

(На экране тетрадь Тани Савичевой).

Ведущий

Женя умерла28 декабря в 12 часов утра 1942 года.

Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года.

Лёка умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.

Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

Чтец

Будьте бдительными, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник –

В нём звучит сильней орудий

Тот безмолвный детский крик:

Ведущий:

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

(Слайд: «Дети»).

18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточённых боёв за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду!

В Музее истории Ленинграда под стеклянным колпаком хранится метроном. Этот метроном включали в Ленинградском радиокомитете после объявления воздушной тревоги. Громко тикая он отсчитывает время, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить.

(Стук метронома).

Ведущий

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле фашистами. Было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

54 тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детдома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

(фонограмма «Бухенвальдский набат» муз. В. Мурадели. На экране детский барак в концлагере).

Ведущий: - Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти.

В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали всю кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Вот 5 основных лагерей смерти.

1.ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. 27.1.1945 освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

2.БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было уничтожено 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.

3.ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек; замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 в Дахау открыт памятник погибшим.

4.МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941-44; истреблено около 1,5 млн. человек.

5.ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около 10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке - символическое кладбище (1964), в центре монумент.

ПОЧТИМ ПАМЯТЬ О ДЕТЯХ ВОЙНЫ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ. (Все встали. Метроном.)


Ведущий: В Берлине, В одном из красивых старинных парков, советским солдатам, всем тем, кто спасал и наш и немецкий народ от фашистов, был установлен памятник (Слайд).

Холм. На холме пьедестал гранитный. На граните фигура солдата. Стоит он со спасённой девочкой на руках. А почему именно такой памятник воздвигли вы узнаете из стихотворения, которое прочтёт Ботяков Роман:

Это было в мае на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла.

В голубых глазах застыл испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял.

Но сейчас, в Берлине под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоняя,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской,

Люди победившие войну.

Ведущий:

Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мёртвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам.

(Слайд: Памяти павших будьте достойны).

Чтец

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

(Слайд: Первый парад Победы), (Песня «Наша Армия»).

Чтец

Я не знаю войны. Да зачем мне она?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.

(На экране голубь – символ мира). Песня «День Победы».(Саша Муратов).

















Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с растрепанными косичками и ее кукла.

Многие запомнили эту девочку…

А кто сосчитает, сколько детей убивает война? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?

А их таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом годах…

Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, летят пули, рассыпаются дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то хочется большой войны, в огне которой дети испарялись бы, как капли воды.

Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

Многое!


Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их:

“…осталась на угольках одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…” (Аня – 5 лет)


Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал:

Сына уведите… Сына уведите, чтобы не смотрел…” (Саша – 7 лет)


Еще они могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как убегали на фронт:


“… боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная: началась – я вступил в пионеры, кончилась – уже комсомолец” (Костя – 14 лет).


Направили меня в Тамбовское суворовское училище. А до войны я успел окончить только три класса и диктант в училище написал на единицу. Испугался и удрал на фронт…” (сын полка Валя – 10 лет).



Детская память – вещь загадочная. Лев Толстой утверждал, что помнит ощущение чистых и прохладных пеленок, в которые его заворачивали в детстве.


Я родом из детства”, – говорил о себе Сент-Экзюпери.


А они родом из войны…

Их судьбы похожи. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну.


Время изменило их самих, оно усовершенствовало, вернее сказать, усложнило их отношение к своему прошлому. Изменилась как бы форма передачи их памяти, но не то, что с ними было. Рассказанное ими – подлинный документ, хотя говорят уже взрослые люди. Обычно, рассказывая о своем детстве, мы его украшаем, идеализируем. Они и от этого застрахованы. Нельзя же украшать ужас и страх…


Детские воспоминания

2) “Она пришла в белом халате, как мама…”

Саша Суетин – 3 года.

Помню отдельными картинками… Маму в белом халате… Отец – военный, мама работала в госпитале. Это потом уже старший брат рассказал. А я помню только белый мамин халат… Даже лица не помню, только белый халат… И еще – белую шапочку, она всегда стояла на маленьком столике, именно стояла, а не лежала, такая накрахмаленная.

Вторая картинка.

Мама не пришла… К тому, что папа часто не приходил, я привык, а мама раньше возвращалась домой всегда. Мы с братом одни сидим несколько дней в квартире, никуда не выходим: вдруг появится мама. Стучат чужие люди, одевают и куда-то ведут нас. Я плачу:


Мама! Где моя мама?…


Не плачь, мама придет, – утешает меня братишка, он старше меня на три года.

Мы оказываемся в каком-то длинном то ли доме, то ли сарае, на нарах. Все время хочется есть, я сосу пуговицы на рубашке, они похожи на леденцы, которые привозил из командировок отец. Я жду маму.

Третья картинка.

Какой-то мужчина запихивает нас с братом в угол нар, накрывает одеялом, забрасывает тряпками. Начинаю плакать, он гладит меня по голове. Брат мне потом рассказывал, что мы оказались в концлагере, там брали у детей кровь. Взрослые нас прятали.

Но однажды мне надоедает долго сидеть под одеялом. Начинаю тихо, а потом громко плакать. Кто-то сбрасывает с меня и брата тряпки, стягивает одеяло. Открываю глаза, возле нас стоит женщина в белом халате:

Мама! – тянусь я к ней.

Она гладит меня сначала по голове, потом по руке. Затем берет что-то из металлической коробочки. Но я не обращаю на это никакого внимания, я вижу только белый халат и белую шапочку.

Вдруг! – острая боль в руке. У меня под кожей иголка. Не успеваю накричаться, как теряю сознание. Прихожу в себя – надо мной сидит тот самый мужчина, который нас прятал. Рядом лежит брат.

Не пугайся, – говорит мужчина. – Он не мертвый, он спит. У вас взяли кровь.

Это была не мама?

Нет…


Она пришла в белом халате, как мама… – И я закрываю глаза.

И дальше ничего не помню: кто и как нас спас в лагере, как оказались мы с братом в детдоме, как узнали, что родители наши погибли… Что-то случилось с моей памятью. Пошел в первый класс. Дети два-три раза прочтут стихотворение – и запомнили. А я десять раз прочту – и не запоминаю. Но запомнил, что двойки мне учителя почему-то не ставили. Другим ставили, а мне – нет…


3)“Я видел…”


Юра Карпович (8 лет)

Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз… Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: “Юде!…”

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…


Вот почему мы не всегда понимаем наших детей, а они не понимают нас. Мы – другие люди. Забуду – живу как все. А иногда проснешься ночью, вспомнишь – и кричать хочется…


Аня Корзун – 2 года.


Мне запомнилось девятое мая сорок пятого года. В детский сад прибежали женщины:


Дети, победа!


Стали нас всех целовать, включили репродуктор. Все слушали. А мы, маленькие, слов не понимали, мы понимали, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые… Кто сам лез… Залазили друг на дружку, только третий или четвертый доставал до черной тарелочки и целовал ее. Потом менялись… Всем хотелось поцеловать слово “победа”…


Вечером над городом поднялся салют. Мама открыла окно и заплакала:


Доченька, запомни это на всю жизнь…


А я боялась.


Когда вернулся с фронта отец, я его боялась. Он даст мне конфету и просит:


Скажи: папа…


Возьму конфету, спрячусь с ней под стол:


Дядя…


У меня всю войну папы не было.


(участники уходят со сцены)


Мы чашу горя выпили до дна,

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город. (Людмила Панова)


Терешкина Екатерина:


Прошли годы, много лет, и еще пройдет время, но героические дни ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени, оно не померкнет, не потускнеет, не исчезнет, не забудется никогда.


Пожилая женщина рассказала:


Дронникова Анна:


Работала я в то страшное время на почте. И был у нас в почтовом отделении вдовец один. Иваном Васильевичем звали. Сыновей двоих в армию он проводил. Пожилой был, а тоже на фронт рвался. Да не взяли в военкомате. Однажды в отделение пакет толстый поступил. Долго, видно, шло письмо. Такое было обтрепанное. Взял кто-то в руки, а из конверта плитка шоколада выпала. В это время мы вкус хлеба-то забывать начали. Иван Васильевич совсем плох был, все больше лежал. А тут взял письмо и поплелся, пошатываясь, по указанному адресу на конверте.


Ждали мы его, ждали. Но на этот раз так и не дождались. Адреса, по которому он пошел, не запомнили, да и сил-то идти искать его ни у кого не было.


Минули годы. Однажды к нам в отделение молодая женщина пришла. В ее руке была бумажка. И мы, старые почтари, узнали в ней ту обертку шоколадную. “Поклониться памяти почтальона хочу, – говорит. – Он нам с братом жизнь спас”. И рассказала, как они сидели с братишкой вдвоем дома. Мать умерла. Никого взрослых в квартире не осталось… Идти за хлебом в булочную очередь выпала брату. Собрался он и только дверь открыл, как у порога квартиры, на лестнице, человека мертвого увидел. В одной руке его была зажата плитка шоколада, в другой – письмо отца-летчика. Брат с сестрой похоронили славного почтальона. А голубенькую серебристую обертку от шоколада сохранили, положили в книжку. Подросли дети, сами стали родителями… И вот пришла на почту женщина узнать хоть что-нибудь про человека, который, умирая с голоду, спешил спасти детей…” (Т. Матвеева)


Тащева Елена:


***


Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же… (Александр Твардовский)



Вот что писала во время войны американская газета “Нью-Йорк таймс”: “вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет записан в анналы истории как своего рода героический миф… Ленинград воплощает непобедимый дух народов России”.


Один из документов фашистской программы гласит:


Помни и выполняй:

Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа.

Уничтожай в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик..”



Ты дура, смерть: грозишься людям

Своей бездонной пустотой,

А мы условились, что будем

И за твоею жить чертой.


И за твоею мглой безгласной

Мы – здесь, с живыми заодно.

Мы только врозь тебе подвластны –

Иного смерти не дано.


И, нашей связаны порукой,

Мы вместе знаем чудеса:

Мы слышим в вечности друг друга

И различаем голоса.


И как бы ни был провод тонок –

Между своими связь жива

Ты это слышишь, друг-потомок?

Ты подтвердишь мои слова?… (Александр Твардовский)



Литературно – музыкальная композиция «Дети войны» (Посвященная празднованию 69 годовщине Дня Победы)
  • Классному руководителю
Описание:

Воспитывать чувство патриотизма;

довести до сознания детей, какой нелёгкой ценой была завоёвана победа;

развивать интерес к формированию у детей художественных образов;

развивать артистические способности учащихся;

 

познакомить с книгами о Великой Отечественной  войне, с биографией пионеров- героев, жизнью блокадного Ленинграда, узниками концлагерей.

Мы не были на той войне, не видели немецких солдат, шагающих по нашей земле. Не слышали канонад. На нас не сыпались бомбы, не горела под нашими ногами земля. Нас не давили фашистские танки. Но мы помним об этой войне.

Данная работа имеет презентацию, выложенную в другом материале.

Автор Журкина Екатерина Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 596
Номер материала 31001
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓