Главная / Русский язык и литература / Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась..." 11 класс

Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась..." 11 класс

«КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ…»

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая

жизни и творчеству Марины Цветаевой

Оформление зала:

  1. Портрет М.И.Цветаевой

  2. Листья клена, гроздья рябины

  3. Сборники стихотворений А.С.Пушкина, А.А.Блока, М.И.Цветаевой

1 ЧТЕЦ.

26сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

2 ЧТЕЦ.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Лучом света высвечивается девочка, сидящая у пианино и перебирающая клавиши.

3 ЧТЕЦ.

«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Звучит музыка Е.Доги из телефильма «Гонки по вертикали». Луч света гаснет, зажигаются свечи под портретом, на журнальном столике и на пианино.

4 ЧТЕЦ.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Там гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена –

и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

5 ЧТЕЦ.

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.


Звучит музыка Ф.Шопена.


6 ЧТЕЦ.

Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

1 ЧТЕЦ.

Вот как об этом говорит Марина в своем стихотворении «Бабушке».

Чтение стихотворения «Бабушке».

2 ЧТЕЦ.

Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царевы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева – ручищи по швам-

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх по поэте печется!

Почетно – почетно – почетно – архи –

Почетно, - почетно- до чёрту!

Кого ж это так – точно воры ворА

Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».

3 ЧТЕЦ.

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с В. Брюсовым, М.Горьким, В.Маяковским, Б.Пастернаком, А.Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца XIX – начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру – А.Блоку:

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.



4 ЧТЕЦ.

В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

Звучит музыка А.Петрова из к-фильма «Жестокий романс»

5 ЧТЕЦ.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвкй.

Его глаза – прерасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

Звучит вальс Е.Доги из к-фильма «Мой ласковый и нежный зверь»

6 ЧТЕЦ.

Читает стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Звучит музыка Е.Доги из телефильма «Гонки по вертикали».

1 ЧТЕЦ.

Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из к-фильма «Жестокий романс».

Гаснут свечи. В зале зажигаются свет.

2 ЧТЕЦ.

Бурные события 1917 года разделили сестер Марину и Анастасию на 3,5 года. В мае 1921 года Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

Давным-давно – перекричать разлуку –

Я голос сорвала.

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Кидаю в вихрь войн,

Пусть странствует она- свечой под праздник –

Вот так: из длани в длань.

О ветер, ветер, верный мой свидетель,

До милых донести,

Что еженощно я во сне свершаю

Путь с Севера на Юг.

3 ЧТЕЦ.

И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Б.Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба зАстится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

4 ЧТЕЦ.

Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнает, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине). Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

5 ЧТЕЦ.

В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма. «Я раскрыла листок. В нем две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».

Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой: «Уж сколько их упало в эту бездну…».

С первыми звуками песни гаснет свет в зале и зажигается свеча над портретом М.Цветаевой.

Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась..." 11 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Можно использовать как внеклассное мероприятие после изучения творчества М.Цветаевой.

«КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ…»

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая

 жизни и творчеству Марины Цветаевой

Оформление зала:

1.      Портрет М.И.Цветаевой

2.      Листья клена, гроздья рябины

3.      Сборники стихотворений А.С.Пушкина, А.А.Блока, М.И.Цветаевой

1 ЧТЕЦ.

    26сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского  искусств, и  Марии Александровны Мейн родилась  дочь Марина.

2 ЧТЕЦ.

   Красною кистью

   Рябина зажглась.

   Падали листья.

   Я родилась.

   Спорили сотни

   Колоколов.

   День был субботний:

   Иоанн Богослов.

   Мне и доныне

   Хочется грызть

   Жаркой рябины

   Горькую кисть.

Лучом света высвечивается девочка, сидящая у пианино и перебирающая  клавиши.

3 ЧТЕЦ.

«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в  музыку».

Звучит музыка Е.Доги из телефильма «Гонки по вертикали». Луч света гаснет, зажигаются свечи  под портретом, на журнальном столике и на пианино.

4 ЧТЕЦ.

  Кто создан из камня, кто создан из глины, -

  А я серебрюсь и сверкаю!

  Мне дело – измена, мне имя – Марина,

  Я – бренная пена морская.

  Кто создан из глины, кто создан из плоти –

  Там гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена –

  и в  полете

 Своем – непрестанно разбита!

 Сквозь  каждое сердце, сквозь каждые сети

 Пробьётся мое своеволье.

 Меня – видишь кудри беспутные эти? –

 Земною не сделаешь солью.

 Дробясь о гранитные ваши колена,

 Я  с каждой волной – воскресаю!

 Да здравствует пена – веселая  пена –

  Высокая пена морская!

5 ЧТЕЦ.

  Шло  время, и Марина из  круглолицей девочки с глазами  цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины  постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась  более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же  любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

 

Звучит музыка Ф.Шопена.

 

6 ЧТЕЦ.

   Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными,  милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

1 ЧТЕЦ.

   Вот как  об этом говорит Марина в своем стихотворении «Бабушке».

  Чтение стихотворения  «Бабушке».

2 ЧТЕЦ.

    Стремительно  и властно в жизнь будущей  поэтессы вошел Пушкин и стал  постоянной духовной  опорой этой гордой, тонкой и мятежной  души.

   Нет, бил барабан перед смутным полком,

   Когда мы вождя хоронили:

   То зубы царевы над мертвым певцом

   Почетную дробь выводили.

   Такой уж почет, что ближайшим друзьям –

   Нет места. В изглавьи, в изножьи,

   И справа, и слева – ручищи  по швам-

   Жандармские груди и рожи.

   Не дивно ли – и на тишайшем  из лож

   Пребыть поднадзорным  мальчишкой?

   На что-то, на что-то, на что-то похож

   Почет  сей, почетно – да слишком!

   Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

   Монарх по поэте печется!

   Почетно – почетно – почетно – архи –

   Почетно, - почетно- до чёрту!

   Кого ж это так – точно  воры ворА

   Пристреленного  - выносили?

   Изменника? Нет. С проходного двора –

   Умнейшего мужа России.

Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».

3 ЧТЕЦ.

   Марина Цветаева принадлежала к людям  той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными  всех живущих  в ней. Поэтесса  была хорошо знакома с В. Брюсовым, М.Горьким, В.Маяковским, Б.Пастернаком, А.Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца XIX – начала XX века. Им она  посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью  проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру – А.Блоку:

    Имя твое – птица в руке,

    Имя твое – льдинка на языке.

    Одно-единственное движенье губ.

    Имя твое – пять букв.

    Мячик, пойманный на лету,

    Серебряный бубенец во рту.

    Камень, кинутый в тихий пруд,

    Всхлипнет так, как тебя зовут.

    В легком щелканье ночных копыт

    Громкое имя твое гремит.

    И назовет его нам в висок

    Звонко щелкающий курок.

    Имя твое – поцелуй в снег.

    Ключевой, ледяной, голубой  глоток.

    С именем твоим – сон глубок.

 

 

4 ЧТЕЦ.

    В  1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

Звучит музыка А.Петрова из к-фильма «Жестокий романс»

5 ЧТЕЦ.

    Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-

   Чрезмерно узкое его лицо

   Подобно шпаге.

   Безмолвен рот его, углами вниз,

   Мучительно-великолепны брови.

   В его лице трагически слились

   Две древних крови.

   Он  тонок первой тонкостью ветвкй.

   Его глаза – прерасно-бесполезны!-

   Под  крыльями раскинутых бровей –

   Две бездны.

   В его лице я рыцарству  верна,

   - Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

   Такие – в роковые времена –

   Слагают стансы – и  идут на плаху.

Звучит вальс Е.Доги из к-фильма  «Мой ласковый и нежный зверь»

6 ЧТЕЦ.

    Читает стихотворение  «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Звучит музыка Е.Доги из телефильма  «Гонки по вертикали».

1 ЧТЕЦ.

  Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из к-фильма  «Жестокий романс».

Гаснут свечи. В зале зажигаются свет.

2 ЧТЕЦ.

  Бурные события 1917 года разделили сестер Марину и Анастасию на 3,5 года. В мае 1921 года Марина передает  сестре  письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

       Я эту книгу поручаю ветру

       И встречным журавлям.

       Давным-давно – перекричать разлуку –

       Я голос сорвала.

       Я эту книгу, как бутылку в волны,

       Кидаю в вихрь войн,

       Пусть странствует она- свечой под праздник –

       Вот так: из длани в длань.

       О ветер, ветер, верный мой свидетель,

       До милых донести,

       Что еженощно я во сне свершаю

        Путь с Севера на Юг.

3 ЧТЕЦ.

    И снова  разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Б.Пастернаку,  звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

        Русской ржи от меня поклон,

        Ниве, где баба зАстится…

        Друг! Дожди за моим окном,

        Беды и блажи на сердце…

        Ты, в погудке дождей и бед –

        То ж, что Гомер в гекзаметре.

        Дай мне руку – на весь тот свет!

       Здесь – мои обе заняты.

4 ЧТЕЦ.

     Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия  Ивановна узнает, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию  (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине). Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы  обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких  ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

5 ЧТЕЦ.

      В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма. «Я раскрыла листок. В нем две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».

Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой: «Уж сколько их упало в эту бездну…».

 

   С первыми звуками песни гаснет свет в зале и зажигается свеча над портретом М.Цветаевой.

Автор Кривенко Тамара Михайловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 336
Номер материала 46081
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓