Главная / Классному руководителю / Литературно-музыкальная композиция «Нам не пришлось в войну бывать в солдатах»

Литературно-музыкальная композиция «Нам не пришлось в войну бывать в солдатах»

Мотовилова Н.И., Бийская школа-интернат III-IV вида


Литературно-музыкальная композиция

«Нам не пришлось в войну бывать в солдатах»

Цель:

Формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну, свой народ, приобщение детей к нравственному идеалу общества, укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого.


Задачи мероприятия:

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию духовно-нравственных, патриотических, эстетических чувств.

2. Создать условия для активации самостоятельной деятельности учащихся, развития потребности в познании.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию у детей внимания, творческого воображения, коммуникативных навыков (речь, умение общаться).

  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности (экскурсии к ветеранам, нахождение дополнительной информации о войне).

Коррекционные:

1. Содействовать воспитанию ответственного отношения к порученному делу.


Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.


Место проведения: актовый зал школы.


(На экране название мероприятия и слайды о детях войны, звучит музыка)

Совесть, проходя по сцене, наклоняется и подбирает куклу.

Совесть (Лариса Кирилловна)

Утром 22 июня 1941 года на одной из Брестских улиц лежала девочка с не заплетенными косичками и ее кукла. (поднимает и прижимает куклу к груди)



История (Крылова Диана). Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда.


Совесть. (Лариса Кирилловна)

Что есть дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери? У любого отца? Они по сей день кричат и плачут над каждой братской могилой…


История.

Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…


Совесть

Но не могут они рассказать, что чувствовала 7 – летняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.


История.

О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ремень, гладя на мертвых своих родных?


История

Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что они могут рассказать? Что помнят они?


Совесть

Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или в 12 лет пройти через войну? Что могла понять, увидеть, запомнить дети?



История.

Многое. Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть война, а они хлебнули ее полной мерой. Он учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок.

Об этом они могут рассказать сами.


Входят юноша и девушка в солдатской одежде.

Недыхалов Виктор (солдат)

Под громкие крики ворон и грачей

Мы утром в деревню входили.

Маячили остовы черных печей,

Руины устало чадили.

И в редком разбросе лежали тела

В тени колоколенки древней,

Как будто бы смерть неохотно брала

Ясак с белгородской деревни.


Рохманова Саша (в одежде военной поры)

И в этом еще не дотлевшем аду,

Где горе уже накричалось,

Под старой березой у всех на виду

Ременная люлька качалась.

Играла малиновой медью колец

С июньскою синью небесной

И тихо сидел годовалый малец

В той зыбке, плывущей над бездной.

Нет, он не кричал, ни о чем не молил,

Ко рту подтянув кулачонки.

И ветер, пропахший бедой, шевелил

Седые его волосенки.


Ведущий. Ушли на фронт отцы и старшие братья, и вся тяжесть работы легла на плечи стариков и подростков, неимоверным грузом навалилась на хрупкие девичьи плечи.

(кадры: воспоминания Елизаветы Максимовны Гуровой)


Ведущий. Стояла техника, не хватало мужских, именно мужских рук, а фронту требовались продовольствие, хлеб, одежда. И тогда за штурвал комбайнов и рычаги тракторов сели женщины. Женщины днём работали, а ночью вязали варежки и шили кисеты.

Они выдержали, выстояли, при этом сохраняя главное предназначение – хранительницы очага.


Я помню эти выстрелы в ночи,
По-волчьи выли бабы на печи,
Казалось каждой в этот страшный час,
Что мужа расстреляли в сотый раз.

Они своих не помнили заслуг,
По семеро впрягались бабы в плуг,
Чтоб хлеб родили минные поля,
Чтоб ровной стала рваная земля?

А нынче в хатах есть и хлеб и соль,
Былую жгучесть выплакала боль,
И слезы вдовьи сдержанно текли,
Все скорбным сердцем вытерпеть могли.

Когда в дороге встретятся они,
В поклоне низком голову склони,
Залатанная бабами земля,
Вспоила море – хлебные поля.


Ведущий. Для одних война стала далёким воспоминанием, для других историей. Но сегодня ни взрослый, ни ребёнок не остаётся равнодушным, когда услышим мелодию тех лет.

Когда простую песню слышишь,

Когда ты сам её поёшь,

Одним дыханием с ней дышишь,

И в ногу вместе с ней идёшь,

Послушай, как шебечут птицы,

Послушай, как поёт волна,

Как дождь в окно твоё стучится,

Повсюду музыка слышна…


Песня “ Огонек” (Ассанов Алексей, Доломбаев Александр)



Ведущий. Да, война — не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной... Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины.

В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Дети солдат вставали на рабочие места своих отцов.

(читает Гамов Егор)

Я вам хочу рассказать про Смирнова,

Который вставал в половине шестого,

Который, с трудом подавляя зевоту,

Садился в трамвай и спешил на работу,

Где восемь и десять часов, если надо,

Работал как мастер шестого разряда.

В большой не по росту, казённой тужурке,

В огромной ушанке из кроличьей шкурки,

В таких сапожищах, что я испугался,

Стоял человек и мне улыбался.

- Как звать? – я спросил.

- По работе кто знает, -

Ответил малыш, - Кузьмичом называет.

- А сколько вам лет? – я спросил у Смирнова.

- Четырнадцать минуло двадцать восьмого.

Гудели динамо-жуки заводные,

Шуршали, как змеи, ремни приводные.

И масло машинное ниточкой тонкой

Тянулось без устали над шестерёнкой.

И падали на пол, цепляясь друг к дружке,

Витые стальные, блестящие стружки.

И нужные танку стальные детали

Со звоном одна за другой вылетали.

И вот, наконец, мы дошли до плаката:

«Берите пример со Смирнова, ребята!

В тылу не расходится дело со словом,

На фронте танкисты гордятся Смирновым!»

А сам мужичок с ноготок знаменитый

По шумному цеху шагал деловито.

И кто мог подумать, что в эту минуту

Его вспоминают в сражении лютом!


Ведущий. На детей 8-10 лет легли все заботы о доме и они очень ответственно выполняли свою работу.


(воспоминания Василия Васильевича Гурова)



(Звучит песня Окуджавы «До свидания мальчики»)

Выходит девушка

(Коночинова Лариса, читая письмо с фронта)


На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.


Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь. (молчит, думает)


Такие письма получали с фронта мои ровесницы девчонки, вчерашние выпускницы школы, веселые, жизнерадостные….

(танец)


Ведущий. В  годы  Великой   Отечественной  войны  во многих городах и сёлах школы  работали. Очень  трудными  были  эти годы.  Многим  приходилось  начинать учебу  в классах  по  нескольку  раз,  потому, что  ребятам  нечего  было  обувать  и  одевать.

(Воспоминания Бусовой Валентины Петровны)


Ведущий. Во всех больших и маленьких городах были госпитали, в которых лечили раненных бойцов. Дети помогали ухаживать за больными солдатами, писали письма их родным. Но особенно нравилось ребятам выступать в госпиталях с концертами.

(Рохманова Саша, песня «Синий платочек»)


Память. Большинство детей-сирот, которых находила милиция на вокзалах, базарах и других многолюдных местах, попадали в детские дома и детские приёмники.

(Воспоминания Беляевой Нины Григорьевны)


Нам не пришлось в войну бывать в солдатах,

Сидеть от смерти в 4-х шагах

Учились мы и жили в интернате

У воспитателя и школы на глазах.


Нам дуло автомата не грозило.

Лязг танков, взрывы были не слышны.

Но все ж невзгод по горло нам хватило.

От трижды проклятой, безжалостной войны.


Коль в комнате не минус – ликовали.

Привычно оно стало и старо.

За то мы хлебной пайки так не ждали

Как ждали сводки Совинформбюро.


И вот пришла, и сна как не бывало.

Глаза ребячьи зажгла огнем.

Гремела голосом – набатом Левитана:

Разгром под Сталинградом завершен…”


Как по команде встретив весть такую

Поднялся в интернате тарарам.

И желтая луна сквозь изморозь ночную

Казалась ярким солнцем нам. (В. Кожевин)


Модягин Герман. Вот, что произошло зимой в одном Сибирском детприёмнике.


Эдуард Кочергин

В 1944 году в воздухе запахло победой. Появились смутные, но всё-таки надежды на лучшие времена. Даже у нас в детприёмнике! Осенью на одной из ночных амнистий решено было отметить Новый 1945 год мороженым (амнистиями мы называли время после отбоя, когда выключался свет и мы были предоставлены самим себе). Да-да, мороженым, сделанным в складчину всеми мальчишками нашей палаты. По-настоящему, что такое мороженое почти никто из нас не знал, только некоторые смутно помнили, что оно было молочным, холодным, сладким и сытным, а если сытным, значит, хлебным. С начала зимы мы решили собирать продукты, составляющие нашу мечту. С трёх праздников – ноябрьских, дня конституции 5 декабря и дня рождения вождя и учителя Иосифа Виссарионовича Сталина, 21 декабря – мы накопили запас сахара. Хлеб заготовить было проще: несколько дней 5 кусков хлеба за завтраком, обедом и ужином делили на шесть порций, а один откладывали в тайник. С молоком было сложнее. Его выдавали в обед 21 декабря. К этому дню мы стибрили у воспитателей пару бутылок, вымыли их и под столом залили бутылки молоком, главной основой новогодней «цацы». Так как мороженое называлось сливочным, необходимо было скопить некоторое количество сливочного масла. Его давали только в праздники, как и сахар, но чтобы воспитанники не воровали друг у друга, масло намазывали на кусок хлеба. Мы сдвигали его передними зубами на край, к корочке, хлеб съедали, а корочку уносили в палату. Добытое таким образом молоко и масло прятали между двумя рамами в дальнем от входа окне. Одна из рам специально открывалась вместе с приклеенными на зиму полосками бумаги. Никто и подумать не мог, что за нею тайник.

В ночь с 30 на 31 декабря, в последнюю палатную амнистию 1944 года, мы все занимались приготовлением мороженого. Порубленный на квадратики хлеб вымачивался в двух мисках молока, затем вымоченный хлеб со всех сторон обсыпали толчёным сахаром и аккуратно укладывали на досточки от днищ наших тумбочных ящиков. Эти подносики с заготовками ставили между двух рам на заморозку. Минут через двадцать замороженные кусочки снова мочили в молоке и снова обсыпали сахаром, и так трижды-четырежды. Перед последним замораживанием одну из сторон кусков намазывали сливочным маслом – и продукт был готов. Работали посменно, так как замерзали: на улице свирепствовал тридцатиградусный мороз. Готовое мороженое ссыпали в мешок, сделанный из майки. До Новогодней ночи мешок спрятали там же между окон, прикрыв от глаз бумагой. Боялись, что воспитатели обнаружат, но пронесло. 31, как по заказу, бог зимы подарил нам ясную лунную ночь. В палате было светло, как днём. В центральном проходе из пяти тумбочек мы соорудили «племенной» стол. Из заветного окна достали драгоценный мешок и отсчитали каждому пайку ржаной «цацы». После объявиловки новогодней амнистии началось поедание самопального мороженого всей нашей оравой – в честь 1945 года и в честь сибирского бога Мороза, деда Ептона. Ни до, ни после, никогда в жизни никто из нас больше не ел такого вкусного ржаного мороженого.


Ведущий.

Вы услышали одно из ярких воспоминаний детства известного театрального художника из Санкт-Петербурга, народного художника России, лауреата Государственных и международных премий Эдуарда Степановича Кочергина.


Ведущий.

Во время II мировой войны погибло 13 млн детей. Сколько украинцев? Сколько русских? Сколько поляков? Погибли дети – граждане мира.

Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 13 миллионов минут, а это более 2-х лет поминальной молитвы.

Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны - боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!

(минута молчания)

Ведущий. 2010 год – это год 65-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне. 65 лет. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей — целая жизнь. 54 дня осталось до дня Великой Победы, который будет отмечать вся страна.


(кадры: воспоминания Елизаветы Максимовны Гуровой о Дне Победы)



История

Глянь на живых,

Пока они живые...

Запомни шрамы их и седину.

Их мужество в те годы грозовые

Спасло от рабства вольную страну.


Совесть

Глянь на живых.

Они ведь смерть встречали.

И смерть поныне снится им порой.

Они грустят,

Они скорбят ночами

О тех друзьях, что спят в земле сырой...


История

И помни ты,

Живой и невредимый,

Довольный положеньем и судьбой,

Что мы до той поры

Непобедимы,

Пока есть память павшего с тобой


Совесть.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила нам нужна.


Ведущий. Мы рассказали о судьбе тех людей , которые и сегодня с нами рядом. Вы услышали воспоминания Гуровой Елизаветы Максимовны, Бусовой Валентины Петровны, Гурова Василия Васильевича, Беляевой Нины Григорьевны. Но это воспоминания всех тех, чьё детство выпало на тяжёлые годы войны и послевоенное время. Низкий поклон вам всем за ваш трудовой подвиг.


Ведущий. Бессмертен подвиг героев. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она нам, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, и какой ценой достигается свобода. Свободу надо беречь.

Н.И. Сегодня в нашем зале дети военной поры, труженики тыла, ветераны педагогического труда.

(представление ветеранов) .

Солдатские вдовы:

Закирова Вера Михайловна

Пиляева Анна Сергеевна

Ветераны педагогического труда:

  1. Ларикова Раиса Прокопьевна

  2. Гуров Василий Васильевич

  3. Фалькова Нина Григорьевна

  4. Беляева Нина Григорьевна

  5. Польникова Антонина Ивановна

  6. Бохина Алевтина Владимировна

  7. Бусова Валентина Петровна

  8. Буслаева Валентина Афанасьевна

  9. Архипова Валентина Алексеевна

  10. Румянцева Нина Николаевнавч

  11. Архипова Раиса Федоровна

  12. Гайдабура Алевтина Ивановна

  13. Кузнецова Валентина Степановна

  14. Щербинина Мария Павловна

  15. Корецких Зоя Сергеевна

  16. Выркина Раиса Петровна

  17. Катасонова Нина Дементьевна

  18. Маркелова Полина Петровна


Н.И. Слово для поздравления директору школы Поповой Марине Алексеевне

Ведущий. Дорогие наши гости, примите в подарок от ребят несколько номеров художественной самодеятельности:

1. Хореографический ансамбль «Фантазия», «Рыжик»

2. Крылова Диана, Ассанов Алексей, «Танго»

3. Хореографический ансамбль «Фантазия», «Пересечение»

4. Рыжиков Александр, миниатюра «Вальсирующий аккордеон»

5. Марков Дима, «Слава Козловского»



Ведущий. И, вот настал мир для взрослых и детей.

На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его? Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с не заплетенными косичками.

Пусть на Земле цветут сады,

Здоровы будут дети,

Не нужно нам войны-беды,

Пусть солнце ярко светит!

12


Литературно-музыкальная композиция «Нам не пришлось в войну бывать в солдатах»
  • Классному руководителю
Описание:

Литературно-музыкальная композиция

«Нам не пришлось в войну бывать в солдатах»

Цель:

Формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну, свой народ, приобщение детей к нравственному идеалу общества, укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого.

 

Задачи мероприятия:

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию духовно-нравственных, патриотических, эстетических чувств.

2. Создать условия для активации самостоятельной деятельности учащихся, развития потребности в познании.

Развивающие:

1.Содействовать развитию у детей внимания, творческого воображения, коммуникативных навыков (речь, умение общаться).

2.       Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности (экскурсии к ветеранам, нахождение дополнительной информации о войне).

Коррекционные:

1. Содействовать воспитанию ответственного отношения к порученному делу.

 

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.

 

 

Место проведения: актовый зал школы.

Автор Мотовилова Надежда Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 340
Номер материала 35355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓