Главная / Русский язык и литература / Литературно-музыкальная композиция для 9-11 классов.

Литературно-музыкальная композиция для 9-11 классов.

Литературно-музыкальная композиция

«Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть…».

Для учащихся 9-11 классов.

Автор:

Хабовец Татьяна Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУ лицей №13 г.Ростова-на-Дону


Цель мероприятия:

  • синтез литературы и музыки в учебном процессе, направление воспитания учащихся путём эстетического сознания;

  • формирование слушательских впечатлений мировоззрения старшеклассников;

Оборудование:

  • оформление зала композициями из осенних листьев;

  • репродукции картин И.Левитана, В.Полюшенко и др.;

  • рисунки учащихся на тему «Осень»;

Учащиеся занимают места за столами; в зале полумрак, на столах зажжённые свечи.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Осень.». На фоне музыки ведущий читает слова из стихотворения «Осенний вечер» Ф.И.Тютчева.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть,

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И как предчувствие сходящих бурь,

Ущерб, изнеможденье – и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в сущности разумной мы зовём

Божественной стыдливостью страданья!


2 ведущий.

Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня наш праздник посвящён прекрасному, нежному и немного грустному времени года – Осени.

У многих поэтов и писателей она вызывала «вдохновение», особое состояние, по образному выражению А.С.Пушкина, «блаженное расположение духа…, когда стихи ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли».

1 ведущий.

И сегодня мы отправимся в путешествие по векам, в страну поэзии и музыки, в страну, которую так загадочно назвал поэт Игорь Северянин «зовущуюся Грустью».


2 ведущий.

Век девятнадцатый… Как осенью кружатся в хороводе листья, так и это время кружило именами великих поэтов, ставших достоянием нашей классической литературы: А.С.Пушкин, Н.И.Гнедич, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.А.Дельвиг, А.Н.Майков и многие другие.

Выступление учащихся 10 класса.

1 ученик.

«Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе: грусть, тоска, тоска… Осень подходит. Это моё любимое время года – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настаёт – а должен хлопотать о свадьбе, которую, Бог весть, когда сыграем. Всё это не очень утешно. Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься, и душевное состояние спокойствия, без которого ничего не произведёшь».

2 ученик.

Это письмо А.С.Пушкин писал другу Петру Андреевичу Плетнёву 31 августа 1830 года. Поэт собирался в Болдино ненадолго. Но пребывание затянулось на все осенние месяцы. В Болдино ему понравилось. Могучий творческий подъём ознаменовал пребывание Пушкина в Болдине. Он работал не только днями, но и ночами.

3 ученик.

Осень.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен,

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены

Суровою зимой я более доволен,

Люблю её снега; в присутствии луны

Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен.

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный

Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной!



4 ученик.

Пройдут годы, и болдинская осень Пушкина войдёт в историю как один из высочайших взлётов русской поэзии. Здесь он закончил своё любимое детище «Онегина». Пишет стихи, полемические статьи, драматические произведения.

1 ученик. 14 октября. Завершает повесть «Выстрел».

2 ученик. Стихотворение «Моя родословная».

3 ученик. Стихотворение «Заклинание».

4 ученик. Повесть «Метель».

5 ученик. Драма «Скупой рыцарь».

6 ученик. Драма «Моцарт и Сальери».

7 ученик. Повесть «История села Горюхина».

8 ученик. Драма «Каменный гость».

9 ученик. Драма « Пир во время чумы».

10 ученик. Будут впереди ещё несколько лет жизни, будут написаны ещё многие прекрасные произведения, но другой такой Болдинской осени, озарённой могучим творческим подъёмом, в его короткой жизни уже не будет. И ещё многие поколения будут называть золотоволосую красавицу Осень – порой «Очей очарованье!»

11 ученик.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

В исполнении танцевальной группы - вальс. (П.И.Чайковский . «Вальс цветов».)

Первый ведущий.

20 век – это век научно-технического прогресса. Преобразовывалась жизнь, менялись взгляды, идеи, нравы. Появлялись новые направления в живописи и литературе. На первый план выходила полная модернизация искусства. Но тема любви к родному краю, к своей Родине оставалась прежней. И как 100 лет назад именно тихими осенними вечерами всё так же приходило к поэтам и писателям особое вдохновение. Только веяние времени и новые взгляды авторов изменили этот таинственный образ, превращая её то в «пожившую женщину», то в «несытую пустынность», то в «тихую вдову», то в «рыжеволосую кобылу».

Выступление учащихся 9 класса.

Песня «Отговорила роща золотая».

1 ученик. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью, 21 сентября 1895 года родился Сергей Есенин. Красота и приволье родных полей, берёзовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни под околицей - все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами. Неслучайно осень стала важной темой в лирике поэта – время, когда он родился. С нежностью и трепетом воспевал он эту пору в своих стихах.

2 ученик.

Кружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.


3 ученик.

Герои его стихов – клён, берёза, рябина, ольха – словно живые существа, которые испытывают те же чувства, что и сам автор.

4 ученик.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать седой зимы осталось.

5 ученик.

Многие его стихи были воспеты.

Песня «Под окошком».

Песня «Не жалею, не зову, не плачу…»

6 ученик.

Пишу тебе с есенинских лугов,

Где звонкой песней отзвенели косы,

Где запах лета, как настой стогов,

Где по дорогам желтым ходит осень.

И кажется, нигде и никогда

Не показать, не выдумать такого -

Вот почему воспел он те поля,

Простор рязанский, голубые дали.

С листвой багряной переливы слов

На лист тетради малый ветер бросил.

Пишу тебе с есенинских лугов,

Где по дорогам желтым бродит Осень…



Чтение стихотворений, посвящённых творчеству С.Есенина.

Сергею Есенину.

Ты последний поэт крестьянский,

Воспевавший древнюю Русь,

Сын великой земли рязанской,

Низко песням твоим поклонюсь!


Так любил ты широкие дали

И бескрайнюю высь небес,

Что Россию мы узнавали,

Как восьмое из всех чудес!


Пел ты нам, как что-то тихо ветер,

Не скрывая нежности своей,

Шепчет ласково берёзке на рассвете,

Чуть касаясь рук её – ветвей!


В тихом шелесте слов твоих слышим,

Что так близко и сердцу знакомо,

И как осенью роща чуть дышит,

И «До встречи!» - шепчет милым языком!

Хабовец Т.В.


Второй ведущий.

Среди тем, относящихся к воспеванию природы, важное место занимала тема времён года и, прежде всего, параллель и противоположность осени и весны. И именно эта особенность стала основной для поэтов 20 века.

Выступление учеников 11 класса.

1 ученик.

Игорь Северянин – урождённый Игорь Васильевич Лотарёв родился в 1887 году в Петербурге в семье офицера, по материнской линии был потомком Карамзина и Шеншиных, что и Фет.

В 1911 году возглавил модернистское течение эгофутуристов.

В 1918 был провозглашён «королём поэзии».

Большое место в его творчестве занимала тема Осени. Этому времени года посвящены стихотворения разных лет: «Янтарная элегия», «Осенняя палитра», «Осенняя поэза», «Осенние листья», «Октябрь».

Излюбленным приёмом Северянина было олицетворение. Свою Осень поэт представлял живым существом: то как «старуха в жёлтый плед закутана, но вздрагивает зябко…», то опять же – «старуха в старой жёлтой кофте», то «осень, говорят, неряха из нерях…»

Самый необычный образ осени представил он в стихотворении, написанном в 1926 году.

2 ученик.

Зовущаяся Грустью.

Как женщина, пожившая, но всё же

Пленительная в устали своей,

Из алых листьев клёна взбила ложе

Та, кто зовётся Грустью у людей.


И прилегла – и грешно, лукаво

Печалью страсти гаснущей влеча.

Необходим душе моей – как слава!

Изгиб её осеннего плеча…


Петь о весне смолкаем мы с годами:

Чем ближе к старости, тем всё ясней,

Что сердцу ближе весен с их садами

Несытая пустынность осеней…

3 ученик.

Иван Алексеевич Бунин – фигура немаловажная в плеяде поэтов и писателей 20 века. Ранние свои годы Бунин провёл в деревенском уединении в селе Бутырки. Это навсегда породнило его с природой, заострило его чувства. Неслучайно первое его стихотворение было об осени:

4 ученик.

В голых рощах веял холод

Ты светился меж сухих

Мёртвых листьев…Я был молод.

Я слагал свой первый стих –

И навек сроднился с чистой,

Молодой моей душой

Влажно-свежий, водянистый,

Кисловатый запах твой!

5 ученик.

В 1902 году И.А.Бунин удостаивается Академической Пушкинской премии за сборник стихов «Листопад», который он посвящает М.Горькому. Как умелый художник работает с кистью, так Бунин рисует свои великолепные осенние пейзажи:

6 ученик.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою листвой

Блестят в лазури голубой,

Как вспышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

7 ученик.

Отличительная черта поэтов 20 века в лирике – это изображение через чувства, которые одушевляют это время: плачут и смеются вместе с ним, влюбляются и утешают свои разбитые сердца.

И много-много раз нам захочется перечитывать строчки замечательных поэтов: Н.Рубцова, Н.Заболоцкого, Риммы Казаковой, А.Вознесенского и многих других.

Настолько оживают чувства в строках, что на многие из них была сложена музыка.

8 ученик.

Новелла Матвеева.

Кружатся листья, кружатся в лад снежинки.

Осень пришла – тёмно и светло в лесах.

Светятся в листьях розовые прожилки,

Словно в бессонных и утомлённых глазах.

9 ученик.

Александр Розенбаум сложил не только стихи, песни, но даже осенний танец.

Песня «Вальс-бостон».

10 ученик.

Современная поэзия не остаётся в долгу перед классиками, воспевая в стихах и песнях образ самого красивого времени года – осени.

Праздник осени златой

Мы в последний раз встречаем.

Класс наш, нынче выпускной,

Дарит вам пирог для чая,

Яркой осени букет

И огромное «спасибо» -

Мы ещё бы 10 лет

С вами здесь прожить смогли бы.

Осень – грустная пора.

Мы сегодня это знаем,

Беззаботные вчера,

Ныне всё запоминаем –

Каждым часом дорожим,

Каждым взглядом поневоле…

Дарим песню от души

Родной, любимой школе.


Песня «Осень».


Первый ведущий.

Да, действительно, осень, несмотря на то, что это самое грустное время года, остаётся самой прекрасной и очаровательной порой! И пусть проходят столетия, и новые поколения будут слагать стихи и песни об этом удивительном времени года – поре очей очарованья – Осени!


Исполнение современных песен об осени.

Второй ведущий.

Подошёл к концу наш вечер. И пусть за окном бушует ветер, шумит дождь, мы надеемся, что, несмотря на грусть расставания, у вас всех хорошее настроение, потому что сегодня мы притронулись к прекрасному, а впереди у нас ещё много удивительных встреч !

До новой встречи, дорогие друзья!


Литературно-музыкальная композиция для 9-11 классов.
  • Русский язык и литература
Описание:

Литературно-музыкальная композиция

«Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть…»

Для учащихся 9-11 классов.

Цель мероприятия: 

-         синтез литературы и музыки в учебном процессе, направление воспитания учащихся путём эстетического сознания;

-         формирование слушательских впечатлений мировоззрения старшеклассников;

Оборудование:

-         оформление  зала  композициями  из осенних листьев;

-         репродукции картин И.Левитана, В.Полюшенко и др.;

 

-         рисунки учащихся на тему «Осень»;

Автор Хабовец Татьяна Вячеславовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 909
Номер материала 39894
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓