Главная / Классному руководителю / Литературно-музыкальная композиция «Детям войны посвящается….»

Литературно-музыкальная композиция «Детям войны посвящается….»


«Детям войны посвящается….»

На экране — слайд, посвященный рождению ребенка.

Н.Р.Ведущий1:

Родился он и подал голосок — как будто он окликнул всю планету,

И шумная волна ушла в песок, и стихло море, и застыли ветры...

И в наших лицах удивленья нет, что чудо величайшее природы,

Которому пройти огни и воды, беспомощным рождается на свет.


О.Д.Ведущий2:

Глаза детей — души моей светильник.

В моих ушах не молкнет детский смех.

Малыш воркует — и ветра притихли,

И громы смолкли - никаких помех!


Н.Р.Ведущий1:

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.


О.Д.Ведущий2:

Звезда упала и прервалась чья-то жизнь.

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!

Совсем недавно он смеялся звонко —

Теперь же в небесах лишь след его парит.


Н.Р.Ведущий1:Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.


О.Д.Ведущий 2: Дети, погибшие в годы Великой Отечественной войны, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки уже никогда в своей жизни не были или не будут в полной мере счастливы.


Н.Р.Ведущий1: Светлой памяти всех детей на планете Земля мы посвящаем наше выступление.


  1. О ровесниках наших

Что мы знаем с тобой?

Как жилось им когда-то,

Перед самой войной?

О.Д.2) О ровесниках наших

Мы рассказ поведём,

В то далёкое время

Хоть на миг попадём.



Н.Р.3) Любимым писателем был Гайдар.

Интересные книжки для детей он писал.



О.Д.4) «Тимура и его команду»

Наизусть все знали.

Отряды тимуровцев всюду создавали.


Н.Р.5) Верили все перед войной,

Что будет всегда мир и покой.

(позывные горна, выбегают дети в пионерской форме)

(Лера) девочка.

Сегодня я – Женя!


(Андрей) мальчик.

А я – Тимур!

Наша очередь нести караул.

А всем остальным узнать нужно срочно-

Кому нужна помощь?

Адреса записать нужно точно.


(Ирина) девочка.

У бабки Матрёны сердце больное.

Лекарства нужны ну и всё такое.

В квартире её мы приберём.

Будем дежурить ночью, и днём.


(Лера) девочка.

Я с дочкой соседки должна погулять.

Отца её снова вызвали в часть.

А мать её на работе с утра,

За дочкой её присмотреть мне пора.


(Андрей) Мальчик.

Так было поверьте по всей стране.

Никто не предвидел, что быть войне.

(один куплет «Если завтра война»)

О.Д. ведущ.

Учёба закончилась.

Лето настало.

У детей каникулы, у их родителей – отпуск, у всех - выходной…

(Выходят Девочка с воздушным шариком, Мальчик с игрушками, играют. Мама моет окно, папа читает газету.)


(О.Я.)ДЕВОЧКА:

К началу Второй мировой

Мы в школу еще не ходили.

На станцию по мостовой,

окутанный облаком пыли,

катился ночной грузовик,

подвода с утра грохотала,

как будто по стеклам квартала

хлестало из туч грозовых.

Над речкой, у самой воды,

Играл отпускник на гитаре, цвели, задыхаясь, сады,

и низкие птицы летали.

Такая стояла пора.

Неведенье. Детство. Жара.

И вдруг — как гром среди ясного неба...

(С.Г.)мама:

Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?


(Т.К.) мальчик:

Почему люди все на рассвете

вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

(Сообщение Левитана о начале ВОВ)

Шарик в руках у Девочки лопается.

Звучит аудиозапись песни «Священная война»

Мама с Девочкой заклеивают окна. Папа встаёт, надевает гимнастёрку, берёт вещмешок, прощается с женой, детьми и уходит, за ним пристраивается. Мальчик собрался на войну, вооружившись игрушечным пистолетом. Папа останавливает его, показывает жестом, что нужно защищать Маму и сестру. Мальчик возвращается, подходит к Маме, которая сидит на стуле. Мальчик и Девочка стоят рядом с Мамой. Песня смолкает.)


(Т.К.) МАЛЬЧИК:

Отца забрали на войну. ...

Мальчишка — шпингалет,

Но враз прибавила ему Война так много лет.

«Так что же, мать?

Так, значит, мать,

Я в доме голова?

Ты начинай белье стирать,

А я — колоть дрова!

Ты говоришь: дровец чуток

Осталось. Так и быть,

Продай слона, Продай свисток!

Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья.

Ты только, мама,

Не горюй! Не брошу я тебя!»


(Мама берет за руки детей, прижимающих к себе игрушки; они уходят.

На сцену выходят Чтецы

(дети в белой одежде):

(А.К.)Чтец 1: Тебе враги не раз грозили,

Тебя сметали, не смели,

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не смогли.

(И.Р.)Чтец 2: Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли.

Мы все с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

(дети, одетые в красную одежду)

(Н.Л.)Чтец: 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.

Война внезапно ворвалась в их детство и юность.

(песня «Ах, война, что ты подлая сделала?»)


(Н.Р.) Вед.: Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” — так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце.


(О.Д.) Вед.: В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам.

Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали победу, не жалея сил и самой жизни.


Инсценировка отрывка из повести В. П. Катаева «Сын полка» Казачок чистит шашку. Ваня, стоя в стороне, с завистью смотри на него


(Рома)КАЗАЧОК: Чего стоишь?

(Ваня)ВАНЯ: Хочу и стою.

КАЗАЧОК: Иди, откуда пришел.

ВАНЯ: Сам иди. Не твой лес.

КАЗАЧОК: А вот мой!

ВАНЯ: Как?

КАЗАЧОК: Так. Здесь наше подразделение стоит.

ВАНЯ: Какое подразделение?

КАЗАЧОК: Тебя не касается. ' Видишь — наши кони.

ВАНЯ: А ты кто такой?

КАЗАЧОК: Знаки различия понимаешь?

ВАНЯ: Понимаю!

КАЗАЧОК: Ну, так вот. (Показывает погон.) Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

ВАНЯ: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!

КАЗАЧОК: А вот представь себе, ефрейтор! (Показывая медаль.) Видал?

ВАНЯ: Великое дело!

КАЗАЧОК: Великое, не великое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.

ВАНЯ: Не больно модничай. А то сам получишь.

КАЗАЧОК: От кого?

ВАНЯ: От меня/

КАЗАЧОК: От тебя? Молод, брат.

ВАНЯ: Не моложе твоего.

КАЗАЧОК: А тебе сколько лет?

ВАНЯ: Тебя не касается. А тебе?

КАЗАЧОК: Четырнадцать. ВАНЯ: Хе! (Свистнув.)

КАЗАЧОК: Чего - хе?

ВАНЯ: Так какой же ты солдат?

КАЗАЧОК: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии.

ВАНЯ: Толкуй! Не положено.

КАЗАЧОК: Чего не положено?

ВАНЯ: Больно молод.

КАЗАЧОК: Постарше тебя.

ВАНЯ: Все равно не положено. Таких не берут.

КАЗАЧОК: А вот меня взяли.

ВАНЯ: Как же тебя взяли?

КАЗАЧОК: А вот так и взяли.

ВАНЯ: А на довольствие зачислили?

КАЗАЧОК: А как же!

ВАНЯ: Заливаешь.

КАЗАЧОК: Не имею такой привычки.

ВАНЯ: Побожись.

КАЗАЧОК: Честное гвардейское.

ВАНЯ: И оружие дали?

КАЗАЧОК: А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Да это что! У меня еще бурка есть. Бурачка что надо. Но я ее только в бою надеваю.

ВАНЯ: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали — не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

КАЗАЧОК: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.

ВАНЯ: Как это — за сына? За какого?

КАЗАЧОК: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

ВАНЯ: А ты - сын?

КАЗАЧОК: Я - сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь, гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Они меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там полторы сотни набили. (Машет шашкой.

ВАНЯ: И ты рубал?

КАЗАЧОК: Не. По правде, я не рубал. У меня тогда еще шашки не было... Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат.

ВАНЯ: Прощай!

(Ваня и Казачок уходят)

(Н.Р.) Вед.: Окончилась война… Домой вернулись не все… Но память о них жива. Как жива наша благодарность к ним, заслонивших нас своей грудью.

(О.Д.) Вед.: Дети войны. Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты, их отправляли в печи крематориев.

(Д. Аф.) Чтец: (одет в черную одежду)

С чего начинается память- с берёз?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства! А если – со слёз!

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания – как живое становится мёртвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память.

(Н.Л.) Чтец: 7 тысяч детей погибло в лагере Саласпилс в Литве.

Из воспоминаний: (дети на сцене в чёрном)

(Д.Аф.)Лагерь Нацвайер, где производились “научные опыты” над заключенными. Среди найденных документов дневной рапорт от 31 октября. Всего на этот день в лагере содержалось 18486 человек, в том числе детей, юношей и подростков до 20 лет – 2595.В крематорий лагеря попадали не только нетрудоспособные, но и здоровые. В то время, как первых здесь убивали и отправляли в печь просто в целях истребления, вторые играли роль подопытных кроликов: им прививались тиф, холера, чума, проказа и другие болезни. Лагерь давал немцам побочный доход от продажи пепла в специальных урнах ценою в 60 марок и получше - 120 марок. Что может быть циничнее и страшнее, чем земля, удобренная прахом наших сверстников!..


(Н.Л.)Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.


(Д.Аф.)Чтец: Страшнее мир еще не видел действа

Жестокости предела нет на свете

Идут гуськом под планкой дети.

Она им отмеряет жизнь и детство.

Придумано забавно, и очень просто

Недаром автор метода прославлен,-

Кто хоть немного ниже планки ростом

Без промедленья будет в печь отправлен.

И ребятишки знали

Про условие.

О, как они на цыпочки вставали!

Гесс видел всё

Он, молча, хмурил брови

И молча цепь детишек разрывали.

Не плакали

Пощады не просили.

Вытягивались телом выше, выше

Шли дети Украины и России

Варшавы, Братиславы и Парижа.



(Н.Р.)Вед.: Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах немецких концлагерей. О сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожжённых и расстрелянных людей. (песня «Бухенвальдский набат»)

(О.Д.)Вед.: Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.


Цветут в Бухенвальде цветы-

Алые маки.

В музейном покое- щиты,

А рядом бараки.

Цветут в Бухенвальде цветы-

Алые вспышки.

На маки глядят с высоты

Бессменные вышки.

На вышках эсесовцев нет

Дым не клубится…

Цветы пламенеют – и свет

Ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

Не лают собаки,

А все-таки жутко смотреть

На алые маки.





(Н.Л.)Чтец: В марте 1943 года в белорусской деревеньке Хатынь появилось 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших их огня встречала автоматная очередь (звук автоматной очереди). Кричали дети, плакали взрослые. Задыхались и горели люди. В огне погибло 149 человек из них - 75 детей.

(О.Я.) Девочка:

(слайд – Таня Савичева)

А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.

Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.

Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.

(Слайд – портрет Вали Котик)

(Т.К.) Валя Котик. Когда началась война, мне было всего лишь 11 лет. Я учился в школе г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, я вместе с друзьями решил бороться с врагом. Мы собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд. Взрослые доверили мне быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Я узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а я, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

В феврале 1944 г. в одном из боев я погиб. Было мне 14 лет…

(Н.Р.)Ведущий: 2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

(слайд – портрет Зины Портновой)

(С.Г.)Выходит Зина Портнова.

Война застала меня в деревне Зуя, куда я приехала на каникулы. Я вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку.

Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, я подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили меня в лес к партизанам, где я стала разведчицей.

...Стоял декабрь 1943 года. Я возвращалась с задания. В деревне Мостище меня выдал предатель. Фашисты схватили меня, пытали. Ответом врагу было мое молчание , мое презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Я пыталась бежать, но фашисты настигли меня ...


(О.Д.)Ведущий: Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

(слайд – портрет Лени Голикова)

(В.Н.)Выходит Леня Голиков: Когда моё родное село Лукино захватил враг, я ушёл к партизанам.

Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…


Н.Р.Ведущий: Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву.


(О.Д.) Вед. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

(слайд- дети в тылу)

(Н.Р.)Вед.: Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу наши сверстники проявляли чудеса трудового героизма, поэтому и награды получали, как и их сверстники-фронтовики.


(Н.Л.) Чтец: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.


(Д.Аф.) Чтец:

Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира.



(О.Д.)Вед.: Склонитесь и молод, и стар

В честь тех, кто за счастье,

Что жизнь ради жизни отдал.

Летнее небо над нами

Горечью пахнет полынь,

Черными колоколами

Стонет бездонная синь.

Стонет земною печалью

Тех, чьи сердца не стучат.

Колокола не молчат.



(Н.Р.)Вед.:

Звенят колокола… их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:

«Люди! Не забудьте! Не допустите новых войн!»


(Звучит сообщение Совет. бюро об окончании войны,


песня «День Победы» выходят мама с детьми, расклеивают окна. Возвращается папа, дарит девочке шарик, мальчику фуражку. Выходят все участники выступления кланяются )


Литературно-музыкальная композиция «Детям войны посвящается….»
  • Классному руководителю
Описание:

Родился он и подал голосок — как будто он окликнул всю планету,

И шумная волна ушла в песок, и стихло море, и застыли ветры...

И в наших лицах удивленья нет, что чудо величайшее природы,

Которому пройти огни и воды, беспомощным рождается на свет.

 

Глаза детей — души моей светильник.

В моих ушах не молкнет детский смех.

Малыш воркует — и ветра притихли,

И громы смолкли - никаких помех!

 

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребе­нок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не зву­чат взрывы, не горят деревни и города.

 

Звезда упала и прервалась чья-то жизнь.

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!

Совсем недавно он смеялся звонко —

 

Теперь же в небесах лишь след его парит.

Автор Коновалова Елена Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 513
Номер материала 31129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓