Главная / Русский язык и литература / «Литературно - музыкальная композиция к 120 –тилетию великого русского поэта С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

«Литературно - музыкальная композиция к 120 –тилетию великого русского поэта С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»


hello_html_71a1fe92.jpg





«Литературно - музыкальная композиция к 120 –тилетию великого

русского поэта С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»





Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Семьинская ООШ»

Солдатова Л.А.

















2015г.

Литературно- музыкальная композиция к 120 –тилетию великого

русского поэта С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

(Композиция была поставлена учащимися МБОУ «Семьинская ООШ» на конкурсе в ЦВР )

hello_html_9703195.jpg

Сценарий составлен для постановки на сцене для учащихся 5-9х классов, хотя практика показала, что это подвластно учащимся и более младшего возраста; композиция может быть приурочена к юбилею С.Есенина и показана учащимся 1-9 классов. Продолжительность композиции 50 минут.

Участники: ведущие (количество определяет учитель), учащиеся, исполняющие песню, выразительно читают стихи, «актёры» (роль С.Есенина – один ученик).

Оформление сцены зависит от фантазии и возможностей / портрет, свечи, кресла, столик, занавес и пр./

Музыкальное оформление: песни на стихи С.Есенина.

Сопровождение компьютерной презентацией.

Образовательные цели и задачи:

  • Формирование  интереса к литературе как учебному предмету.

  • Овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэта;

  • Обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного текста;

  • Установление взаимосвязей личности и творчества поэтов.

  • Расширять кругозор в области литературы и искусства через прослушивание музыкальных фрагментов;

Развивающие цели:

  • Пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизации читательских чувств;

  • Формирование умения творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности;

  • Развитие  устной речи;

  • Раскрытие творческих способностей учащихся.



Воспитательные цели:

  • Развитие духовного мира учащихся ;

  • Создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике С. Есенина, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами и их лирикой;

  • Содействие развитию духовности, эстетической культуры.

Форма проведения: литературно - музыкальная композиция.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы, актовый зал.

Оформление:   Деревенский домик, скамья, березы, стол с самоваром, журнальный столик, электронная презентация.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК.

СЦЕНАРИЙ.

Учитель

3 октября….. В этот день родился С. А. Есенин. С 1985 г. на родине поэта проводится Всероссийский есенинский праздник поэзии.

Ему на роду была написана судьба поэта. Чуткие к песенному слову люди понимали это с первого же знакомства с его стихами. Так, Александр Блок после встречи с молодым рязанцем говорил петроградскому литератору: "Если хотите увидеть подлинного поэта, заходите завтра вечером ко мне. У меня будет читать стихи Сергей Есенин".

Дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить имя великого русского поэта, произведения которого известны и любимы и старшим, и младшим поколениями. Судьба С. Есенина проходит через наши сердца и души, мысли поэта остаются в памяти благодаря его творчеству.

Творческая группа учащихся нашей школы подготовила литературно-музыкальную композицию, посвящённую памяти поэта.

1 Чтение стихотворения С .Есенина наизусть (ученица 5 класса)

Звучит минусовка песни «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…

Какие дни, какая осень! —
Румянцем тронуты леса…
Брожу осиротевшим гостем,
взгляд устремляя в небеса.


Ни суеты, ни дуновенья,
лишь трепет тающей листвы…
В такие дни Сергей Есенин
творил до утренней звезды.

В такие дни он и родился…
В такие дни он ярче пел.
В такие дни он жить стремился,
словно предчувствуя предел.…

2 Ведущий (ученица 8 класса читает текст под минусовку «Клён», зрители смотрят презентацию « На родине С.Есенина».)

Сергей Есенин. Его стихи невозможно не любить, они трогают душу, открывают мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии.

С.Есенин-выходец из глубины России. Он вырос в селе Константинове Рязанской губернии. С детских лет он был окружён «рязанскими раздольями», и этот простор определил поразительную широту и удаль его поэзии. Позже он вспомнит: «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и Священную историю». Много народных песен знали и пели мать и отец поэта.

Село Константиново Рязанской губернии. Это вовсе не деревенская глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Из окон дома Есениных были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Тишина. Простор. Красота сама собою закрадывалась в душу юного поэта и укреплялась там беспредельной любовью к родине.

3 Ведущий (ученица 5 класса) продолжает чтение .

Говорят, то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь приобрел “сыновнюю привязанность” к родной земле. Рязанская земля – колыбель поэзии Есенина. Здесь “по заре и звездам в школу проходил и мыслил и читал по библии ветров; здесь он впервые “схлестнулся рифмой; здесь в юное сердце деревенского озорника трепетно постучалась первая любовь; здесь он подружился на всю жизнь с молодой “зеленокосой”, “ в юбочке белой” березой; здесь навсегда стала бесконечно дорогой его сердцу “черная, потом пропахшая выть”; здесь он, затаив дыхание, слушал старинные легенды и предания .

4 Чтение стихотворения С .Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» наизусть (ученик 7 класса играет роль поэта)

Голос С.Есенина

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»

5 Исполнение музыкальной композиции на слова С. Есенина «Берёзы»

(под минусовку поют ребята 7,8 класса)

Отчего так в России берёзы шумят.

Отчего белоствольные всё понимают.

У дорог, прислонившись, по ветру стоят.

И листву так печально кидают.



Я пойду по дороге, простору я рад.

Может это лишь всё, что в жизни узнаю.

Отчего так печальные листья летят.

Под рубахою душу лаская.



А на сердце опять горячо-горячо

И опять, и опять без ответа.

А листочек с берёзки упал на плечо,

Он, как я, оторвался от веток.





Посидим на дорожку, родная, с тобой.

Ты пойми, я вернусь, не печалься, не стоит.

И старуха махнёт на прощанье рукой

И за мною калитку закроет.



Отчего так в России берёзы шумят.

Отчего хорошо так гармошка играет.

Пальцы ветром по кнопочкам враз пролетят.

А последняя...Эх, западает.



А на сердце опять горячо-горячо

И опять, и опять без ответа.

А листочек с берёзки упал на плечо,

Он, как я, оторвался от веток.



А на сердце опять горячо-горячо

И опять, и опять без ответа.

А листочек с берёзки упал...

Он, как я, оторвался от веток.

6 Ведущий (ученица 5 класса) читает текст, тихо звучит музыка «Клён», зрители смотрят презентацию « На родине С.Есенина».)

Есенин  пришел с пронзительной человечностью обыденных, казалось бы, слов. Он сумел увидеть родные приметы русской земли и природы. Было чему удивиться и изумиться: из Рязанской губернии прибыл в столицу крестьянский паренек, ставший великим поэтом.



7 Чтение стихотворения С .Есенина наизусть (ученик 7 класса играет роль поэта)

Голос С.Есенина

Вот уж вечер.  Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.


От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.


Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.


И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой


8 Ведущий (ученица 8 класса) читает текст.

Летом 1916 года Есенин, призванный в армию и проходивший службу в Царскосельском госпитале, читал на благотворительном вечере стихи, написанные им специально для этого случая. Читал в присутствии императрицы Александры Федоровны и великих княжон. Строки этих стихов за их простым, очевидным смыслом таили в себе едва ли не пророчество о святой участи царской семьи, страшных годах России, о недалекой, уже мятежной поре жизни самого поэта:









 1.Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.



2.Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.










3.Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 4.Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.



 

 


9 Исполнение музыкальной композиции на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая…» (под минусовку, поют ребята 5,8 класса), зрители смотрят презентацию «Творческий путь С.Есенина)











10 (ученица 8 класса читает текст под минусовку «Клён»)

Вот таким светлым и наивным юношей приехал Сережа Есенин, семнадцати лет от роду, в Петербург и Москву. Какая жажда жить, писать настоящие стихи учиться, совершенствовать свои способности! Какая мечта найти родную душу, свою любовь! Какие благородные стремления вели его в путь!

11 .Есенин (ученик 7 класса задумчиво читает наизусть)

Звучит мелодия (переборы гитары).

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Есенин пересаживается на скамейку под окном избы.

12 Ведущий (ученица 8 класса читает текст под минусовку «Клён», зрители смотрят презентацию «« На родине С.Есенина».)

Как ни манил Петербург молодого поэта, еще больше тянуло домой, в Константиново. Выросший на воле Рязанщины, молодой Есенин сознавал, что только на родине ему «и дышится, и любится, и так легко-легко».

13 Песня («Над окошком месяц…»).

Исполняет у березки одна из участниц композиции

Есенин (подхватывает):

Выткался на озере алый цвет зари,

Во бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

(Есенин мечтательно сидит на пеньке с гармошкой в руках.)

14. Ведущий (ученица 8 класса читает текст под минусовку ««Клён», зрители смотрят презентацию «« На родине С.Есенина».)

Весной 1917 г. Сергей приехал в родное село. Барская усадьба в Константиново уже принадлежала дочери помещика Кулакова – Лидии Ивановне Кашиной. Она была женщина образованная, знала несколько иностранных языков. В свои 32 года она буквально цвела красотой и обаянием.

15 Чтение стихотворения С.Есенина наизусть (ученик 9 класса)

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.


Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
"Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда".

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.

16 Ведущий читает текст

Сергей Есенин любил свою Родину, всегда скучал, когда уезжал за границу. Он всегда вспоминал свой дом и клен под окном.

(на фоне музыки звучат слова ведущего)

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел?

Там он встретил вербу,
Там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.

17 Ведущий (ученица 8 класса читает текст под минусовку «Клён», зрители смотрят презентацию «Клён»)

Любимый клен поэта сгорел вместе с домом деда во время  пожара. В 1924 году Есенин приехал в Константиново. На расчищенном пепелище только-только начали закладывать новый дом. Обгоревший сад и пенек от клена очень расстроили поэта, тогда он решил своими руками посадить три тополя.

Теперь любого, кто приходит в дом-музей Сергея Есенина, первым встречает тополь. Первым встречает и последним провожает. Он как старый сторож, верно, несёт свою многолетнюю службу.

3 октября 2015 года  Сергею Есенину исполнилось бы 120 лет. Но прожил он всего 30. Много это или мало? В Закавказье в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать, 30 – писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял».





18С.Есенин (ученик 7 класса задумчиво читает стихотворение поэта наизусть)

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже,
О, други игрищ и забав,
Уже я вас больше не увижу.
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.

19 Ведущий (ученица 8 класса читает текст под минусовку «Клён», зрители смотрят презентацию «Клён»)

Есенину было отпущено в этой жизни в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».

«Ведь я мог дать не то, что дал…,» – признавался поэт незадолго до гибели. Но и за то, что он дал, – низкий поклон. Ведь его стихи – это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом, о вечном… - о России.

19Чтение стихотворения С.Есенина « Не жалею, не зову, не плачу…» наизусть(читает ученица 9 класса)

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.



20 Звучит музыка, участники уходят со сцены



Перечень художественной и справочной литературы.

1.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя.- М., 1990.

2. Беляев И. Подлинный Есенин.- Воронеж, 1927.

3. Васильева М. Кривая истины// Литературное обозрение.- 1996.- № 1.

4. Воронова О.Е. Библейские образы в поэзии С.Есенина// Актуальные проблемы современного литературоведения.- М., 1995.

5.Есенин С. А. Собрание сочинений в 6-ти тт. — М.: Худож. лит., 1978.

6.Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / Сост. и подгот. текста И. С. Эвентова и И. В. Алексахиной, примеч. И. В. Алексахиной. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 464 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)

7.Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука, Голос, 1995—2000. (Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького) (Т. 1.: Стихотворения; Т. 2.: Стихотворения («маленькие поэмы»); Т. 3.: Поэмы; Т. 4.: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»; Т. 5.: Проза; Т. 6.: Письма; Т. 7.: Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы) ISBN 5-02-011245-3.












































































«Литературно - музыкальная композиция к 120 –тилетию великого русского поэта С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»
  • Русский язык и литература
Описание:

Сценарий составлен для постановки на сцене для учащихся 5-9х классов, хотя практика показала, что это подвластно учащимся и более младшего возраста; композиция может быть приурочена к юбилею С.Есенина и показана учащимся 1-9 классов. Продолжительность композиции 50 минут.

Участники: ведущие (количество определяет учитель), учащиеся, исполняющие песню, выразительно читают стихи, «актёры» (роль С.Есенина – один ученик).

Оформление сцены зависит от фантазии и возможностей / портрет, свечи, кресла, столик, занавес и пр./

Музыкальное оформление: песни на стихи С.Есенина.

Сопровождение компьютерной презентацией.

Образовательные цели и задачи:

Формирование интереса к литературе как учебному предмету.

Овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэта;

Обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного текста;

Установление взаимосвязей личности и творчества поэтов.

Расширять кругозор в области литературы и искусства через прослушивание музыкальных фрагментов;

Развивающие цели:

Пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизации читательских чувств;

Формирование умения творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности;

Развитие устной речи;

Раскрытие творческих способностей учащихся.

Воспитательные цели:

Развитие духовного мира учащихся ;

Создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике С. Есенина, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами и их лирикой;

Содействие развитию духовности, эстетической культуры.

Форма проведения: литературно - музыкальная композиция.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы, актовый зал.

Автор Солдатова Лариса Александровна
Дата добавления 12.11.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 62
Номер материала MA-068486
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓