Главная / Русский язык и литература / Литературная композиция-презентация на тему "Писатели "Сатирикона". Специальный выпуск журнала "Сатирикон" ( 8 класс)

Литературная композиция-презентация на тему "Писатели "Сатирикона". Специальный выпуск журнала "Сатирикон" ( 8 класс)




Литературная композиция - презентация на тему «Писатели «Сатирикона».

Специальный выпуск журнала «Сатирикон»

Методические цели композиции-презентации:

Образовательная: знакомство с таким самобытным явлением в русской литературе начала XX века, как сатирико-юмористический журнал «Сатирикон».

Развивающая: исследовать творчество самых талантливых писателей «Сатирикона»; оценить по достоинству не только обширное и разнообразное наследие этих писателей, но и их вклад в освещение эпохи, насыщенной мировыми катаклизмами и революционными бурями; связать смех, сатиру, юмор с современностью.

Воспитательная: учиться у писателей-«сатириконцев» непримиримости к общественным порокам и нравственным изъянам.

Оснащение: выпуск специального номера журнала «Сатирикон», портреты писателей, доклады о биографии А. Аверченко, С. Чёрного, Н. Тэффи, доклад «Полевая фортификация. Блиндаж», портрет донжуана из фильма «Альфи» актёра Джуда Jloy.

Предварительное задание.

  1. Прочитать рассказы А. Аверченко, Н. Тэффи, стихи С. Чёрного. Отметить предмет юмора или сатиры, приёмы воплощения авторской идеи.

  2. Принять участие в выпуске специального номера журнала «Сатирикон».

Для выполнения второго задания выбираются ответственные учащиеся: редактор, биограф, актёры, портретист, литературовед, конферансье.

Биограф подбирает материал о жизни писателей: А. Аверченко, С. Чёрного, Н. Тэффи. Редактор отбирает произведения для номера.

Портретист находит портрет писателя и подбирает высказывания о нём современников, эпиграф к презентации.

Литературовед готовит материал о своеобразии творчества писателя.

Актёры готовят произведения для представления их на презентации.

Конферансье составляет конферанс для презентации.

Планкомпозиции- презентации:

  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Слово конферансье.

Предисловие.

  1. Слово преподавателя о «Сатириконе».

  2. Представление творчества А. Аверченко.

  1. Слово конферансье.

  2. Слово портретиста.

  3. Слово биографа.

  4. Слово актёра. Чтение рассказов «Человек с испорченными часами», «Специалист по военному делу».

Доклад «Полевая фортификация. Блиндаж».

  1. Слово литературоведа.

  1. Представление творчества С. Чёрного.

  1. Слово конферансье.

  2. Слово портретиста.


  1. Слово биографа.

  2. Слово актёра. Чтение стихотворений: «Вешалка дураков», «Анархист», «Интеллигент»

  3. Слово литературоведа.

  1. Представление творчества Н. Тэффи.

  1. Слово конферансье.

  2. Слово портретиста.

  3. Слово биографа.

  4. Слово актёра. Чтение рассказа «Донжуан».

  5. Слово литературоведа.

  1. Заключительная часть.

Слово конферансье.

  1. Послесловие. Итог. Показ специального выпуска журнала «Сатирикон».

Слово литературоведа.

Слово преподавателя.

Эпиграф урока:

Мы будем хлёстко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической жизни.

А. Аверченко

  1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы присутствуем на презентации специального выпуска журнала «Сатирикон». Учащиеся группы № 83 являются членами редколлегии данного выпуска.

Что знаем мы сегодня о писателях с некогда огромной славой, чья популярность затмевала другие имена, кем «восхищались буквально все, начиная от почтово-телеграфных чиновников и аптекарских учеников - как известно, самой низшей ступени читателей тех лет - до... императора Николая II»? Вполне вероятно, что даже эрудированные читатели забудут упомянуть эти имена в десятке первых пришедших на ум литературных знаменитостей того времени. А тогда Георгий Иванов предрекал, что это «неповторимое явление русской литературы, подлинное чудо, которому через сто лет будут удивляться». Прошло около ста лет, но сегодня имена этих писателей мало кому известны. Необходимо вернуть их родной литературе.

Итак, на сцене конферансье - ему слово.

  1. Слово конферансье.

Предисловие.


Леди и джентльмены! Дамы и

Гнетёт список ещё непрочитан­

господа!

ных книжек,

Так, кажется, приветствуют

И от этой кутерьмы уже пла­

почтенную публику всегда?

вятся мозги?

Но сегодня это звучит уж как-

Не печалься, не грусти, к нам на

то по-стариковски.

презентацию иди!

Я же хочу Вас чествовать по-

Мои слова, не думайте, не пус-

сатириконски.

тословье,

Буду я Вас величать

Это было предисловье.

И чуть-чуть озорничать.

Мы представим жизнь широким

Молодцы и молодицы,

пиром,

Орлы и их орлицы.

Будем тешить всех своих гос­

Лисы хитрые, а также их лиси­

тей.

цы.

Окружим мы Вас гарниром

Модники и модницы,

Из сказаний и страстей.

Сводники и сводницы!

Смех, советы, прибаутки,

Боговздорец иль политик,

Анекдоты, юмор, шутки.

Радикал иль чёрный рак,

Смысл сатиры потаенный,

Гениальный иль дурак,

На рубль вовсе не разменный.

Оптимист иль кислый нытик.

Мы Вам покажем представленье

Всех, всех, всех

Присутствующим всем на

Приглашаем для потех.

удивленье.

Коль жизнь сплошная чехарда,

И это не туманный Альбион,

друзья вокруг все - нытики.

А это всех журналов чемпион.

А может, просто ты устал от

Тянуть уж мне, конечно, нет


учёбы и политики резона:

Утомила идея бесплодием ин- Сегодня презентация «Сатири-

трижек, кона»!

Историю «Сатирикона» расскажет нам учитель.

Чтоб время сэкономить - хронометр включите.

  1. Слово преподавателя о «Сатириконе».

Некоторые древние мыслители считали, что человека можно определить как «животное, умеющее смеяться». Вероятно, были правы, ибо в самые тяжёлые дни испытаний человеку выжить помогает именно смех. Так, например, в годы реакции создаётся журнал «Сатирикон».

«Сатирикон» - русский еженедельный сатирический журнал - выходил в Петербурге с 1908 по1914 г. Издатель - Коренфильд М.Г., редактор Радаков А.А., затем, с № 9, А.Т. Аверченко.

«Сатирикон» возник из юмористического журнала «Стрекоза».

Задача: моральное исправление общества с помощью сатиры в годы реакции. «Вся Россия больна» - требуется лечение. Рецепты просты: больше вина, здоровой еды, чтобы обыватели жили, а не боролись». ( «Рассказы для выздоравливающих» А. Аверченко.)

Неуёмная фантазия и энергия редактора «Сатирикона» - всё это сумело собрать вокруг журнала лучшие силы литературной России: Н. Тэффи, С. Чёрного, О. Мандельштама, А. Куприна, JI. Андреева, А. Толстого и др.

В 1913 г. часть сотрудников «Сатирикона» стала издавать «Новый Сатирикон» (в 1915-1917 гг. в нём печатался В. Маяковский). В целом смех «сатириконцев» не посягал на основы самодержавного строя. В годы первой мировой войны со страниц журнала почти исчезли ноты социального протеста, резкая критика сменилась беззлобным юмором, утончённым эротизмом.

Октябрьскую революцию «Новый Сатирикон» принял враждебно. По постановлению Советского правительства журнал был закрыт.

  1. Представление творчества А. Аверченко.

  1. Слово конферансье.

А там, где кончается звёздочки точка, месяц улыбается и заверчен, как будто на небе строчка из Аверченко.

( В. Маяковский)

Горя в огне безмерного успеха.

Очаровательно дурачась и шаля,

Он хохотал, и вся страна, как эхо,

Ликуя, вторила веселью короля.

О, как он был в те дни России дорог!

( В. Князев)

  1. Слово портретиста.

( Портретист представляет портрет А. Аверченко)

С конца первого десятилетия XX века в России нигде официально не утверждённый титул короля смеха принадлежал Аркадию Аверченко.

К.И. Чуковский вспоминает об Аверченко: «...круглолицый, крупный, дородный мужчина, очень плодовитый писатель, неистощимый остряк...»

Пётр Пильский ( критик): «...всё, что он делал, было неизменно овеяно какой-то сердечной лёгкостью, окружено радостным дружелюбием... С первых же слов он производил впечатление смелости и прямоты. Был насмешлив, но не дерзок, был выдержан, никогда не лгал, умел быть снисходительным к другим, внутренне строгим к себе, « не растил в своей душе цветов зла и отместки...»

Из воспоминаний И. Тэффи: «Он был чудесный человек и прекрасный товарищ. Личное обаяние его было очень велико...»

Его личность, его внутренняя сила, самобытность выделяли его из писательской среды.

  1. Слово биографа.

Первые годы жизни, отрочество и юность, казалось, не оставляли никаких надежд на будущее. В смешной «Автобиографии», которой открывалась одна из первых книг писателя «Весёлые устрицы», Аверченко дал несколько фрагментов своей до писательской жизни.

Родился в Севастополе в 1881 году, 15 марта. Дед был атаманом шайки разбойников, держал под Полтавой постоялый двор и безо всякого зазрения совести грабил проезжих на большой дороге.

Мать - кроткая женщина. Отец был хорошим человеком, но плохим купцом. Сочетание этих двух качеств привело к тому, что он совершенно разорился к тому времени, когда Аверченко было 10 лет. Поэтому учиться пришлось дома - довольно скудно... Будучи пятнадцатилетним застенчивым мальчишкой, попал на Брянский каменноугольный рудник ( около Луганска) писцом и в ужасной обстановке служил три года. Потом переехал в Харьков на службу всё в той же компании. Обстановка, в какую окунулся ушедший «в люди» застенчивый мальчишка, едва ли давала много поводов для смеха. «То конторщик Паланкинов запьёт и в пьяном виде получит выговор от директора, то штейгерова корова взбесится, то свиньи съедят сынишку кухарки и чертёжника. А однажды врач в пьяном виде отрезал не ту ногу, какую надо было».

В стремлении вырваться из этого засасывающего болота повседневности Аверченко обращается к литературному труду (несколькими годами раньше тот же путь проделывает по ту сторону океана Джек Лондон).

В Харькове Аркадий делает первые литературные шаги. Самоопределиться, как профессиональному литератору помогла I русская революция. В 1906 году основал «журнал сатирической литературы и юмора с рисунками в красках» «Штык», который имел крупный успех. На 9-м номере юного редактора оштрафовали на 500 рублей. Журнал закрыли. Но Аверченко не складывает оружия и в 1907 году создаёт новый журнал «Меч», который уже на 3 номере постигает та же участь. Революционный подъём кончился, возникшие в период 1905-1907 г. журналы были закрыты.

И вот в эту пору Аверченко приезжает в Петербург, чтобы его покорить. 1 апреля 1908 г. вышел первый номер журнала «Сатирикон», и главная роль в его создании принадлежала Аверченко.

  1. Слово актёра.

Чтение рассказа «Человек с испорченными часами».

Вопрос. Чему насучит рассказ «Человек с испорченными часами»?

Ответ. Каждый человек должен заниматься своим призванием, применяя для этого определённые способности и талант. А если ты в какой-либо деятельности бездарен, то должен прислушиваться к мнению специалиста и не смешить других. Оказывается, не так-то просто стать писателем или поэтом.

Чтение рассказа «Специалист по военному делу».

Вопрос. Кто же оказался прав в споре? Что такое блиндаж?

Ответ. Никто. Блиндаж - углублённое в землю и укреплённое полевое укрытие. Из блиндажа никак невозможно вести огонь.

Доклад «Полевая фортификация. Блиндаж».

Вопрос. Каждый ли человек может стать корреспондентом, военным обозревателем?

Ответ. Не каждый, а только грамотный специалист.

Вопрос. Чему учит данный рассказ?

Ответ. Велик и могуч наш русский язык. Слова в русском языке бывают многозначные, имеют прямое или переносное значение и т.д. Прежде чем о чём-то спорить и уж тем более писать, нужно точно знать лексическое значение данного слова.

  1. Слово литературоведа.

Советы А. Аверченко из «Смешной любви»: «Однако для того, чтобы ваш смех был действительно общим, необходимо одно, но важное условие. У тебя и твоего любимого должен быть примерно одинаковый культурный уровень, ведь иногда само слово «шутка» каждый понимает по-своему. Если человек, радостно блестя глазами, рассказывает тебе анекдот и ждёт, что ты разделишь с ним восторг по поводу забавной сцены в фильме, а ты регулярно морщишся или смотришь на него с унынием, то у него сложится впечатление, что его не понимают. Хотя и говорится, что для сострадания надо быть всего лишь человеком, а для сорадования - ангелом, иногда стоит сделать усилие, чтобы улыбнуться в ответ. Но постоянно претворяться, что тебе смешно, не рекомендуется, потому что в этом случае уж тебе начнёт казаться, что тебя не понимают... И не обижай любимого, язвительно критикуя его пристрастие к шуткам, которые не кажутся тебе изысканными, - это сродни издевательствам над отсутствием слуха или голоса. С другой стороны, если тебе хочется шутить в компании, куда вы пришли вместе, удостоверься заранее, что твои шутки нравятся другим людям. Сравнение с музыкальностью уместно и здесь: человек, стремящийся смешить остальных, но не умеющий этого, похож на того, кто постоянно порывается гнусаво петь, не замечая кислых улыбок окружающих.

Совет: ищите партнёра, чьё чувство юмора будет похоже на ваше.

«Дёмкин потупил голову и унылым, голосом продолжил: «А то другой анекдот есть: армянин застал жену с приказчиком на диване. Они целовались, а он... «Знаю! — опять перебил я, - Потом он ещё диван продал». Дёмкин тяжело вздохнул и замолчал» (Аркадий Аверченко)

Видеть смешное в действительности и умение выразить, передать это смешное в искусстве слова - в соединении этих двух свойств и есть талант Аверченко. Смех в произведениях писателя выполняет много функций: это щит, оружие, лекарство, отдых и т.д.

При чтении рассказов нас поражает изумительное знание жизни и человеческой природы. Среди персонажей автора люди разных профессий, социальной и национальной принадлежности. Произведения Аверченко делали очевидным, что именно существующий режим, условия жизни повинны в темноте, безграмотности народа, в пробуждении, культивировании нелучших его черт ( например, такие рассказы: «Русская история», «Хлопотливая нация», «Полевые работы» и др.)

Форма рассказов Аверченко проста и естественна, действие развивается, как правило, быстро и без лишних подробностей.

Особенность творчества писателя очень метко выражена в словах критика Петра Пильского: «В нём сочеталась внешняя беспечность с внутренней серьёзностью».

  1. Представление творчества Саши Чёрного.

  1. Слово конферансье.

Его стихи читала вся Россия!

Все думали: анекдотист,

Но это ли его стихия,

Хоть и по духу юморист?

Он был серьёзен, погружён в себя.

И не похож на зубоскала.

Тревога, горький смех - его стезя.

Действительность его терзала.

Так печально и смешно Саши Чёрного перо.

  1. Слово портретиста.

Нам хочется думать, что писатель - юморист, писатель-сатирик - непременно человек весёлый. Душа нараспашку, шутник, остроумец. Всегда готовый позабавить, рассмешить.

Бывают, конечно, и такие. Но чаще всего эти люди неожиданные.

В компании «Сатирикона» Саша Чёрный, по воспоминаниям Корнея Чуковского, совершенно не походил «на всех остальных». Худощавый, узкоплечий, невысокого роста, он, казалось, очутился среди людей поневоле... Он не участвовал в их шумных разговорах и . когда они шутили, не смеялся, грудь у него была впалая, шея тонкая, лицо без улыбки».

Саша Чёрный был человеком редкостной скромности и душевной деликатности.

  1. Слово биографа.

Саша Чёрный ( псевдоним Александра Михайловича Гликберга) родился в Одессе 1 октября 1880 года в семье аптекаря. В Житомире он закончил пять классов гимназии. Из шестого был исключён без права поступления. Говорят, он был настолько беден, что даже не имел своих сапог, чтобы выйти из дому. Саша Чёрный стал служить в таможне. В 1904 году были напечатаны его первые стихи. И вот он уже в Петербурге. 1905 год - год революции. В одном из лучших сатирических журналов «Зритель» появляются стихи, подписанные «Саша Чёрный». Его стихотворение «Чепуха» задело высших сановников и саму императорскую фамилию. Вследствие чего журнал подвергся гонению и был закрыт. В 1906 году под своей фамилией печатает книгу лирики и сатиры «Разные мотивы». Ему грозит судебная расправа, и он уезжает в Германию.

Как раз в годы реакции в полную мощь развернулся талант Саши Чёрного. Годы сотрудничества в «Сатириконе» - самые плодотворные.

  1. Слово актёра.

Чтение наизусть стихотворений «Вешалка дураков», «Анархист», «Интеллигент».

  1. Слово литературоведа.

Саша Чёрный создаёт сатирическую маску «интеллигентного» обывателя. Поэт находится среди своих героев, окружён той же унылой, грязной, пошлой жизнью. И жаждет не только её преобразования и очищения, но и самоочищения. «Духовная смерть свирепеет и сослепу косит, пьяна и сильна».

Совестливый человек, он берёт на себя ответственность за эту страшную, тягучую и пошлую жизнь.

Юмористическая окраска его сатир не столь весела, сколь парадоксальна, построена на столкновении высокого и низкого, потребности в чистом чувстве и грязного быта, красоты и безобразия.

Саша Чёрный зорко видел бытовые ситуации, несовместимость и борьбу интересов, несоответствие между благими намерениями и поведением. «Каждый месяц к сроку надо подписаться на газеты». Но газеты - унылое отражение «жизни мерзкой и гнилой, дикой, глупой, скучной, злой...» Нечитаные, брошенные за буфет, они сохраняют душевный покой и здоровье.

Есть стихотворения, как документальная кинолента, разворачивающие панораму быта с такой тщательностью, что каждая строчка являет собой картину,- такова «Обстановочка». От «обстановочки», доведённой до абсурда, на первый взгляд как будто смешной, в пору сойти с ума. Смех поневоле получился горьким.

Саша Чёрный находит контрасты, которые не могу не вызвать улыбки: «Ты ион - подумай, душка: «одуванчик и лягушка, мотылёк и вурдалак».

Саркастично остроумен в образных превращениях - сравнениях, метафорах, определениях.

Например, «Васильевский остров прекрасен, как жаба в манжетах».

Или, «Навстречу шёл бифштекс в нарядном женском платье».

Ненависть к мясу, жиру, к человеческой безликости у Маяковского от Саши Чёрного. Слова Маяковского: «Поэт почитаемый - Саша Чёрный. Радует его антиэстетизм». Да и трагические нотки перекликаются у обоих поэтов. Только у Маяковского - с надеждой впереди; у Саши Чёрного - со всё нарастающим ощущением тупика. Чем дальше, тем глубже поэт переживает душевный кризис. Сатира его становилась всё горше, лирика всё безнадёжнее.

В 1914 г. Саша Чёрный ушёл добровольцем на войну.

Саша Чёрный был не только первой фигурой плеяды остроумцев и насмешников «Сатирикона». Он оказал большое влияние на молодого Маяковского и футуристов. Без него трудно представить раннего Н. Заболоцкого. Не обошёл его, конечно, и Э. Багрицкий. В самой его стилистике, в способе обращения с жизненным материалом заложена целая школа мастерства, аналитического бесстрашия, искренности и правдивости. Его стихи имеют огромное значение и для нашего современника. Они - хорошее противоядие вялости, пассивности, застою. Сатирическая язвительность Саши Чёрного пробуждает деятельные силы души.

  1. Представление творчества Н. Тэффи.

  1. Слово конферансье.

Она Надежда нашего журнала.

Да, так её действительно зовут.

Но имени ей, видно, было мало - С таким не принимают в Голливуд.

И, облачась в английские «доспехи»,

Подписываться стала просто «Тэффи».

  1. Слово портретиста.

Смешное и грустное, комическое и трагическое - это жизнь. Это - мир рассказов Тэффи. И это сама Тэффи: «Я родилась в Петербурге весной, а как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идёт дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее...»

Из воспоминаний Куприна: «Единственная, оригинальная, чудесная Тэффи, которую все любили без исключения!»

  1. Слово биографа.

Надежда Александровна Лохвицкая родилась 24 апреля 1872 года в дворянской семье. Её отец был известным юристом. Мать - обрусевшая француженка. Ещё прадед, масон и сенатор эпохи Александра I. Писал мистические стихи. Поэтическая лира перешла к старшей сестре Мирре Лохвицкой - популярной поэтессе конца прошлого века, которую дважды награждали Пушкинской премией и назвали 2русской Сафо».

Надежда Александровна начала свою литературную карьеру в 1900 году после рождения второй дочери и сына и развода с мужем.

Литературный дебют состоялся в журнале «Север», на страницах которого 2 сентября 1901 г. появилось стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный...»

Псевдонимом Тэффи Надежда Александровна подписала свою одноактную пьесу «Женский вопрос», впервые поставленную в петербургском Малом театре в 1907 году.

Происхождение псевдонима Тэффи остаётся непрояснённым. Как указано ею самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но также и к стихам Р, Киплинга о маленькой героине сказок Taffy.

Трудно описать популярность Тэффи. Были выпущены духи и конфеты «Тэффи». Не было, казалось, человека, который не знал бы словечек Тэффи, не пересказывал фельетонов, тут же становящихся анекдотами. Забавный случай, нелепый эпизод - и вот уже молва повторяет вслед за Тэффи.

Постоянно переиздавались многочисленные сборники её рассказов, не сходили со сцены её комедии; журналы и газеты, где она сотрудничала, были успешны.

А она «помогала бичевать отцов города» в «Биржевых ведомостях», была одним из ведущих сотрудников литературного отдела в большевистской газете «Новая жизнь», с которой Тэффи рассталась, когда все беспартийные сотрудники вынуждены были уйти из газеты.

Новый творческий взлёт писательницы связан с её работой в «Сатириконе». Из воспоминаний Саши Чёрного: «Прежние писательницы научили нас ух­мыляться при виде женщины, берущейся за перо, но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэффи, не женщину-писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного».

  1. Слово актёра. Чтение рассказа Тэффи «Донжуан».

Вопрос. Кто такой донжуан (ловелас)?

Ответ. Донжуан - искатель любовных приключений(ловелас). Ловелас - волокита, соблазнитель женщин.

Преподаватель. Чтобы легче вам было представить донжуана, я покажу вам портрет известного актёра Джуда Лоу, который играл роль донжуана в фильме «Альфи» ив итоге так и остался один- одинёшенек.

И коль наша презентация посвящена сатире, юмору и шуткам, то мне тоже хочется пошутить с нашими современными сатириками: Жванецким, Петросяном, Ширвиным, Задорновым и другими.

Из юмористического словаря:

Гулливер - ( от слова «гулять») ещё одно название ловеласа, донжуана, Казановы, бабника.

Гулляндия - материк, открытый в путешествиях Гулливера: земля гуляющих. Гульвар - то же, что «бульвар».

Гульдог - собака для гуляния.

Гуляш - тот же «дон Жуан» или «ловелас», ветреный мужик.

И ещё, чем же отличается джентльмен от донжуана?

  1. Джентльмен знает, как себя вести, а донжуан - как вести к себе.

  2. Джентльмен - человек слова, а донжуан - дела.

  3. Джентльмен - это ослабевший донжуан.

  4. Джентльмен всегда пропустит даму, а донжуан не пропустит ни одной.

  5. Джентльмен привлекает даму своими достоинствами, а донжуан - пороками.

  6. Джентльмен любит так, как будто не умрёт никогда, а донжуан так, как будто умрёт завтра.

  7. Джентльмен бреется каждое утро, а донжуан - каждый вечер.

  8. Если дама упала, джентльмен всегда помогает ей подняться, а донжуан упадёт рядом.

  9. Ради женщины джентльмен бросает перчатку, а донжуан сбрасывает всё остальное.

Вопрос. Вернёмся к рассказу Тэффи «Донжуан». Согласны ли вы с мнение героя Володи Базырева, что искать своё «я» - значит стать донжуаном? И хотел ли он им стать искренно, на самом деле?

Ответ. Нет.

Вопрос. Чему учит данный рассказ?

Ответ. У ребят подросткового возраста часто бывает завышенная самооценка, они быстрее стараются стать взрослыми, сами таковыми не являясь, не умеющими отвечать за серьёзные поступки. Их часто более тянет к порокам, чем к достоинствам, и они совершают ошибки, хотя в душе этого делать не хотят. Рассказ учит нас тому, что нужно быть самим собой, а не жалкой пародией и стремиться к совершенству.

  1. Слово литературоведа.

Тэффи не стремится выдумывать смешные истории, она открывает комическое в обыденных жизненных ситуациях. Следуя чеховской традиции, Тэффи представляет на страницах своих книг множество самых разнообразных типажей: здесь и гимназисты, и мелкие служащие, журналисты и путешественники. Чудаки и растяпы. Взрослые и дети - маленький человек со своим внутренним миром. «Дым без огня» - вот такую жизнь видит она вокруг себя. Но, иронизируя по поводу естественных слабостей человека, Тэффи не унижает его: в её комедийности - горький смех, сострадание к человеку. «Она скорее не смеётся, а отшучивается» (F. Адамович). Это и была самая главная черта её творчества - гуманизм. Она даже недолюбливала Гоголя за нелюбовь к людям: «Так и кажется, что с облучка чичиковской тройки сам Гоголь оплевал огулом Россию. Никого не пощадил, даже о детях ничего хорошего не сумел сказать».

Рассказы Тэффи - яркое, созданное рукой талантливого мастера полотно жизни, охватившее более чем полвека: предреволюционную Россию, революцию и годы гражданской войны... Тэффи - это часть нашей отечественной культуры и литературы.

  1. Заключительная часть.

Слово конферансье.

По Г оголю, сегодня смех Мы слышали сквозь слёзы.

Но стали явью пролетариата грёзы,

Смеяться стало вовсе грех.

Враждебным к власти был «Сатирикон».

И поэтому закрыт был он.

  1. Послесловие. Итог. Показ специального выпуска журнала «Сатирикон».

Слово литературоведа.

Послесловие. Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба писателей, если бы не революция 1917 года.

Февральскую революцию вся редакция «Нового Сатирикона» встретила с восторгом. Однако вскоре наступает разочарование, и на страницах журнала высмеивается Временное правительство, его беспринципность и беспомощность. Но и с победой большевиков сотрудники «Нового Сатирикона» тоже не могли примириться: им невозможно было принять методы борьбы новой власти.

Не мог и не хотел принять позицию новой власти Аркадий Тимофеевич Аверченко. После закрытия журнала из-за явной антисоветской направленности во второй половине 1918 года писатель в конце октября 1920 года с остатками врангельских войск отплыл в Константиноопль, через Контантинополь в Прагу. В эмиграции Аверченко не переставал писать. Писал о деградации культуры в условиях гражданской войны, о беспросветном, трагическом бытии выброшенных на константинопольский берег бывших российских граждан. Книги этого периода «Дюжина ножей в спину революции», «Смешное в страшном». Основал эстрадный театр «Гнездо птиц».

Очевидцы утверждают, что Аверченко «Болел смертельной тоской по России».

- Тяжело как-то стало писать, - признавался он. - Не пишется. Как будто не на настоящем стою...

Умер 12 марта 1925 года в Праге.

Тэффи не могла принять кровопролитие, жестокость.

В 1920 году вместе с гастрольной труппой Тэффи отправилась на юг, а там. поддавшись панике, села на корабль, покидавший охваченную огнём революции Россию. «К мысу ль радости, к скалам печали ли..?»

Тэффи была самой знаменитой писательницей эмиграции. Она создала литературный салон.

Умерла в Париже 6 октября 1952 года и была похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де- Буа.

Саша Чёрный февральскую революцию встретил в Пскове. Некоторое время даже был в должности комиссара города.

1919-1920 гг. - Вильно - Ковно - Берлин. Поэт оказался вне Родины, в эмиграции. В 1924 г. переселился в Париж. В его единственной книге этого периода господствуют мотивы одиночества на чужбине и тоски по Родине. «И встаёт былое светлым раем, словно детство в солнечной пыли...» Это и есть жажда. Жажда вернуть прошлое, которое не кажется таким пошлым и грубым. Жажда вернуться. И невозможность.

В 1932 году на 52 году жизни Саша Чёрный умирает от сердечного приступа после того, как одним из первых бросился тушить пожар на соседской ферме.

Итог. Слово преподавателя.

Надолго имена писателей «Сатирикона» были вычеркнуты из советской литературы. Но сегодня со всей очевидностью мы убеждаемся, что высший суд - суд времени - их творчество выдержало.

Вопрос. Как вы думаете. Почему?

Ответ. Потому что в лучших своих произведениях они обращались к глубинам человеческой души, привлекали внимание к тем общественным порокам и нравственным изъянам, которые сохранились в человечестве на протяжении тысячелетий и, конечно же, ещё долго будут давать цветы и плоды - зависть, угодничество, клевета, подлость, ложь, беспринципность, властолюбие. Преподаватель. Значимость их произведений ещё и в том, что они дачи нам сатирико-юмористическую энциклопедию русской жизни первых десятилетий лл столетия, той прошлой жизни, которая представляется сегодня такой туманно-далёкой, но знание которой, даже в весёлой и лёгкой форме, помогает осознать настоящее и задуматься о грядущем.

Показываю специальный выпуск журнала «Сатирикон», знакомлю с его содержанием, благодарю помощников презентации, называю их роли и благодарю публику, участвующую в презентации.


Литературная композиция-презентация на тему "Писатели "Сатирикона". Специальный выпуск журнала "Сатирикон" ( 8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическими целями композиции-презентации являются: знакомство с таким  самобытным явлением в литературе XX века, как сатирико-юмористический журнал "Сатирикон";исследование творчества самых талантливых писателей  "Сатирикона".

На уроке-презентации учащимся предлагается оценить не только обширное и разнообразное наследие  этих писателей, но и их вклад в освещение  эпохи, насыщенной мировыми катаклизмами и революционными бурями; связать смех, сатиру, юмор с современностью; учиться у писателей -"сатириконцев"непримиримости к общественным порокам и нраввственным изъянам.

 

Автор Колесникова Ольга Владимировна
Дата добавления 05.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3172
Номер материала 55681
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓