Главная / Русский язык и литература / Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра "Умники и умницы"

Калининская неполная средняя школа






hello_html_m6e48edc0.gif





ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ







Подготовила: Бектасова Ж.С.





















УМНИКИ И УМНИЦЫ

Литературная игра для учащихся 7-9 классов.

Игра проходит под эпиграфом «У кого ума палата?», «Умную голову почитают смолоду».

За правильный ответ – 1 ум, за неправильный – ум забирается.

  1. Эрудит

  1. Назовите произведения, в заглавие которых входят антонимы. / «Война и мир», «Толстый и тонкий» и др./

  2. В названии какого произведения всего 2 буквы? /Муму/

  3. В названии каких произведений использованы прилагательные, образованные от названий металлов? / «Золотой ключик», «Серебряное копытце», «Бронзовая птица» и др./

  4. В названии каких произведений употреблены причастия? / «Прозаседавшиеся», «Униженные и оскорбленные», «Унесенные ветром», «Отверженные» и др./

  5. Названия каких произведений – имя и фамилия? / «Василий Теркин», «Евгений Онегин», «Оливер Твист», «Борис Годунов» и т.д./

  6. Название – имя? / «Светлана», «Ася», «Людмила», «Бедная Лиза», «Руслан и Людмила» и др./

  1. Портретная галерея

Вниманию учащихся предоставлены словесные портреты героев различных произведений. Цель конкурса: отгадать как можно больше описаний героев.

  1. Лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

  2. Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши.

  3. Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем.

  4. Волосы у нее ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.

  5. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. «Мужичок в мешочке», называли его между собой учителя в школе… был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький глядел вверх попугайчиком.

  6. Лет четырнадцати. Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами. На нем была пестрая ситцевая с желтой каемкой, небольшой новый армячок, сапоги с низкими голенищами.

  7. Лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке.

  8. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

  1. Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей,

Все тихо, просто было в ней.

  1. Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан.

  1. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.

  2. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало нежность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка прелесть неизъяснимую.

  1. Она свежа, как вешний свет,

Взлелеянный в тени дубравной,

Как тополь киевских высот,

Она стройна. Ее движенья

То лебедя пустынных вод

Напоминают плавный ход,

То лани быстрые стремленья,

Как пена, грудь ее бела,

Вокруг высокого чела

Как тучи, локоны чернеют,

Звездой блестят ее глаза

Ее уста, как роза, рдеют

  1. Его глаза сияют.

Лик его ужасен

Движенья быстры

Он прекрасен

Он весь, как божия гроза.

  1. Брови черные

очи зоркие,

Словно ястреб взглянул

С высоты небес.

  1. Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладка – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием,

Косы русые, золотистые

В ленты яркие заплетенные

По плечам бегут, извиваются

  1. Мальчик был одет просто, но добротно… подбитая легкой, но поношенной цигейкой курточка, …крохотные сапожки.

  2. Прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах…, почти новые солдатские, но плотные шерстяные носки изъедены молью.

  3. Такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький.

  4. Он был среднего роста; стройный тонкий стан… и широкие плечи… пыльный бархатный сюртучок…, застегнутый только на две нижние пуговицы…, запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, его походка… небрежна и ленива…, он не размахивал руками… в улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, там живописно обрисовывали его бледный благородный лоб… Усы и брови были черные… немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.

  5. Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромное, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила, одеждой своей щеголять он не мог: вся она состояла из простой заношенной рубахи да из заплатанных портов.

  6. Лицо было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое. Сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косищами из-под низенькой войлочной шапочки… На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.

  7. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить… большие, черные, жидким блеском блестящие глаза. Он был маленького роста, сложение тщедушного и одет довольно бедно.

  1. Интерьер

Дети закрывают глаза, учитель читает описание комнаты литературного героя. Чья это комната, которую видели в «кино»? ответ записывают на листе, учитель проверяет, раздает «умы».

  1. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

  2. Кровать из дубовых досок на четырех чурбанах… под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика стул на трех ножках.

  3. Картинки, изображавшие историю блудного сына. Горшки с бальзамином кровать с пестрой занавеской.

  4. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … рог для пороха, золотая уздечка для коня и путы с серебряными бляхами. Окна – маленькие, с круглыми, тусклыми стеклами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными, пестрыми изразцами.

  1. Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей, и для зубов.

  1. Стол с померкшею отрадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром.

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной.

  1. Бюро находок

Ребята, помогите найти хозяев потерянных вещей.

  1. Компас, двуствольное ружье «Тулка», картузик с раздвоенным козырьком.

  2. Черевички, лента.

  3. Метла, бочка для воды, топор.

  4. Ландыши

  5. 11 рубашек из крапивы

  6. Невод

  7. Разбитое корыто

  8. Зеркальце, отравленное яблоко

  9. Красная роза

  10. Дневник, путевые записки, шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал

  11. Вареники

  12. Тяжелые мешки

  13. Золотые доски, алмазные грифели

  14. Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, дудка-самогудка, говорящее зеркало, меч- сто голов с плеч

  15. Колокольчик

  16. Часы

  17. Зеркало, свеча, 2 прибора

  18. Малахит

  19. Теплый хлеб

  20. Волшебное кольцо

  21. Латы, шлем, копье, меч, три портрета

  22. Красная роза, записная книжка

  23. Решето с крыжовником

  24. Газета «Московские ведомости», ордена

  25. Шинель, узелок

  26. Шмат сала

  27. Шпага, чемодан, погребец с чайным прибором, узлы с булками и пирогами, заячий тулуп, лисья шуба

  1. Попетросяним?!

Допиши стихотворение, чтобы получилось смешно. Например:

Средь шумного бала случайно

Нес повар пакеты в кусты

Горит восток зарею новой

А я всю ночь искал корову

По улицам слона водили

На нем рекламу разместили

  1. Однажды в студеную зимнюю пору

  2. По улицам слона водили

  3. Мороз и солнце; день чудесный

  4. Белеет парус одинокий

  5. Мой первый друг, мой друг бесценный

  6. Раз в крещенский вечерок

  7. Около леса, как в мягкой постели

  8. Белая береза под моим окном

  9. Скажи-ка, дядя, ведь недаром

  10. Богат и знатен Кочубей

  11. Свинья под дубом вековым

  12. На берегу пустынных волн

  13. Кавказ подо мною. Один в вышине

  14. Я к вам пишу. Чего же боле.

  15. Кругом царила жизнь и радость

  16. Шуми, шуми, зеленый лес

  17. Здесь вам не равнина, здесь климат иной

  18. Звенел топор, потом пила

  19. Как хороши, как свежи были розы

  20. Цыганы шумною толпою

  21. Науки юношей питают

  22. Не часто и нам слетает вдохновенье

  23. Старик, я слышал много раз

  24. Опять я в деревне. Хожу на охоту

  25. Сижу за решеткой в темнице сырой

  26. Зима недаром злится

  27. В парке плакала девочка

  28. Снова князь у моря ходит

  29. Вот север, тучи нагоняя

  30. Еще в полях белеет снег

  31. Буря мглою небо кроет


  1. Угадай мелодию

  1. Та-та-та (У лукоморья)

  2. Жу-жу-жу (Бородино)

  3. Па-па-па (Раз в крещенский вечерок) и т.п.

  1. Подсчет «умов», определение победителей

Литературная игра "Умники и умницы"
  • Русский язык и литература
Описание:

  Данная литературная игра предназначена для учащихся 7-9 классов. Игра проходит под девизом "У кого ума палата?", "Умную голову почитают смолоду." . За каждый правильный ответ участник получает "ум", за каждый неправильный ответ "ум" забирается. Игра состоит из 6 туров:

1. Эрудит

2. Портретная галерея

3. Интерьер

4. Бюро находок.

5. Попетросяним?

6. Угадай мелодию.

1.      Эрудит

1)      Назовите произведения, в заглавие которых входят антонимы. / «Война и мир», «Толстый и тонкий» и др./

2)      В названии какого произведения всего 2 буквы? /Муму/

3)      В названии каких произведений использованы прилагательные, образованные от названий металлов? / «Золотой ключик», «Серебряное копытце», «Бронзовая птица» и др./

4)      В названии каких произведений употреблены причастия? / «Прозаседавшиеся», «Униженные и оскорбленные», «Унесенные ветром», «Отверженные» и др./

5)      Названия каких произведений – имя и фамилия? / «Василий Теркин», «Евгений Онегин», «Оливер Твист», «Борис Годунов» и т.д./

6)      Название – имя? / «Светлана», «Ася», «Людмила», «Бедная Лиза», «Руслан и Людмила» и др./

2.      Портретная галерея

Вниманию учащихся предоставлены словесные портреты героев различных произведений. Цель конкурса:  отгадать как можно больше описаний героев.

1)      Лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

2)      Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши.

3)      Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем.

4)      Волосы у нее ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.

5)      Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. «Мужичок в мешочке», называли его между собой учителя в школе… был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький глядел вверх попугайчиком.

6)       

7)      Лет четырнадцати. Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами. На нем была пестрая ситцевая с желтой каемкой, небольшой новый армячок, сапоги с низкими голенищами.

8)      Лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке.

9)      Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

10)   


11)  Она была нетороплива,

                            Не холодна, не говорлива,

        Без взора наглого для всех,

        Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

       Без подражательных затей,

Все тихо, просто было в ней.


12)  Глаза, как небо, голубые,

                         Улыбка, локоны льняные,

                        Движенья, голос, легкий стан.

13)  На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.

14)  Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало нежность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка прелесть неизъяснимую.

15)   


16)  Она свежа, как вешний свет,

                            Взлелеянный в тени дубравной,

                            Как тополь киевских высот,

                            Она стройна. Ее движенья

                            То лебедя пустынных вод

                            Напоминают плавный ход,

                            То лани быстрые стремленья,

                            Как пена, грудь ее бела,

                            Вокруг высокого чела

                            Как тучи, локоны чернеют,

                            Звездой блестят ее глаза

Ее уста, как роза, рдеют


17)  Его глаза сияют.

                           Лик его ужасен

                           Движенья быстры

                           Он прекрасен

Он весь, как божия гроза.

18)  Брови черные

                          … очи зоркие,

                          Словно ястреб взглянул

                          С высоты небес.


19)  Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладка – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием,

Косы русые, золотистые

В ленты яркие заплетенные

По плечам бегут, извиваются


20)  Мальчик был одет просто, но добротно… подбитая легкой, но поношенной цигейкой курточка, …крохотные сапожки.

21)  Прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных  защитных штанах…, почти новые солдатские, но плотные шерстяные носки изъедены молью.

22)  Такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький.

23)  Он был среднего роста; стройный тонкий стан… и широкие плечи… пыльный бархатный сюртучок…, застегнутый только на две нижние пуговицы…, запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, его походка… небрежна и ленива…, он не размахивал руками… в улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, там живописно обрисовывали его бледный благородный лоб… Усы и брови были черные… немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.

24)  Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромное, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила, одеждой своей щеголять он не мог: вся она состояла из простой заношенной рубахи да из заплатанных портов.

25)  Лицо было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое. Сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косищами из-под низенькой войлочной шапочки… На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.

26)  Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить… большие, черные, жидким блеском блестящие глаза. Он был маленького роста, сложение тщедушного и одет довольно бедно.

3.      Интерьер

Дети закрывают глаза, учитель читает описание комнаты литературного героя. Чья это комната, которую видели в «кино»? ответ записывают на листе, учитель проверяет, раздает «умы».

1)      В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

2)      Кровать из дубовых досок на четырех чурбанах… под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика стул на трех ножках.

3)      Картинки, изображавшие историю блудного сына. Горшки с бальзамином кровать с пестрой занавеской.

4)      На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … рог для пороха, золотая уздечка для коня и путы с серебряными бляхами. Окна – маленькие, с круглыми, тусклыми стеклами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными, пестрыми изразцами.


5)      Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

       И для ногтей, и для зубов.


6)      Стол с померкшею отрадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром.

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной.

4.      Бюро находок

Ребята, помогите найти хозяев потерянных вещей.


1)      Компас, двуствольное ружье «Тулка», картузик с раздвоенным козырьком.

2)      Черевички, лента.

3)      Метла, бочка для воды, топор.

4)      Ландыши

5)      11 рубашек из крапивы

6)      Невод

7)      Разбитое корыто

8)      Зеркальце, отравленное яблоко

9)      Красная роза

10)  Дневник, путевые записки, шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал

11)  Вареники

12)  Тяжелые мешки

13)  Золотые доски, алмазные грифели

14)  Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, дудка-самогудка, говорящее зеркало, меч- сто голов с плеч

15)  Колокольчик

16)  Часы

17)  Зеркало, свеча, 2 прибора

18)  Малахит

19)  Теплый хлеб

20)  Волшебное кольцо

21)  Латы, шлем, копье, меч, три портрета

22)  Красная роза, записная книжка

23)  Решето с крыжовником

24)  Газета «Московские ведомости», ордена

25)  Шинель, узелок

26)  Шмат сала

27)  Шпага, чемодан, погребец с чайным прибором, узлы с булками и пирогами, заячий тулуп, лисья шуба

5.      Попетросяним?!


Допиши стихотворение, чтобы получилось смешно. Например:

Средь шумного бала случайно

Нес повар пакеты в кусты

                                          Горит восток зарею новой

                                         А я всю ночь искал корову

По улицам слона водили

На нем рекламу разместили


1)      Однажды в студеную зимнюю пору

2)      По улицам слона водили

3)      Мороз и солнце; день чудесный

4)      Белеет парус одинокий

5)      Мой первый друг, мой друг бесценный

6)      Раз в крещенский вечерок

7)      Около леса, как в мягкой постели

8)      Белая береза под моим окном

9)      Скажи-ка, дядя, ведь недаром

10)  Богат и знатен Кочубей

11)  Свинья под дубом вековым

12)  На берегу пустынных волн

13)  Кавказ подо мною. Один в вышине

14)  Я к вам пишу. Чего же боле.

15)  Кругом царила жизнь и радость

16)  Шуми, шуми, зеленый лес

17)  Здесь вам не равнина, здесь климат иной

18)  Звенел топор, потом пила

19)  Как хороши, как свежи были розы

20)  Цыганы шумною толпою

21)  Науки юношей питают

22)  Не часто и нам слетает вдохновенье

23)  Старик, я слышал много раз

24)  Опять я в деревне. Хожу на охоту

25)  Сижу за решеткой в темнице сырой

26)  Зима недаром злится

27)  В парке плакала девочка

28)  Снова князь у моря ходит

29)  Вот север, тучи  нагоняя

30)  Еще в полях белеет снег

31)  Буря мглою небо кроет


 

6.      Угадай мелодию

1)      Та-та-та (У лукоморья)

2)      Жу-жу-жу (Бородино)

3)      Па-па-па (Раз в крещенский вечерок) и т.п.

7.      Подсчет «умов», определение победителей

Автор Бектасова Жамал Сабыржановна
Дата добавления 08.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 851
Номер материала 55891
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓