Литературная
игра «Зима не лето – в шубу одета»
Читательское
назначение:
дети подготовительной группы детского сада
Цель: обобщить
представления детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях;
познакомить с книгами о зиме
Оборудование:
снеговики
из бумаги, снежки, изображение елки, картинки с елочными игрушками, снежинки с
загадками, книжная выставка «Сказки матушки Зимы»
-
Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. А о чём мы
сегодня будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дел
у меня немало –
Я
белым одеялом
Всю
землю укрываю
В
лед реки убираю.
Белю
поля, дома.
Зовут
меня…(Зима)
Правильно, ребята, сегодня мы поговорим с вами о зиме.
- Скажите, а какая у нас зима?
И правда, зима бывает разная: и студёная и с
оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный!
Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и
снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко
загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.
И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она
осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного
света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного
воздуха.
Однажды принцесса в лесу заблудилась.
В сугробах лохматая вьюга сердилась,
А кучер боялся, и кони и шли.
Но вдруг огонёчек зажёгся вдали.
Снежинки, помощницы Феи Метели,
К принцессе замёрзшей на помощь летели.
Они огоньки на пути разбросали –
Дорогу теперь потеряют едва ли.
И вскоре до замка домчалась карета.
Вот так и закончилась сказочка эта.
Наша зима у поэтов – красавица, порой озорная, порой
тихая, словно сон.
Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!
– Все рады проказам “матушки-зимы”. Мороз румянит
щёки, пощипывает нос. А снег – лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят
по нему так, что дух захватывает. Весело зимой. Александр Александрович Блок
писал:
Ветхая
избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрый санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят –
По домам пора!
- А чем любите вы заниматься зимой?
Игра «Меткий стрелок»
-
Давайте мы с вами немного поиграем. Посмотрите, снеговики у нас в библиотеке
уже есть. Да не простые, а с кармашками на животе. Вам нужно попасть в эти
кармашки снежками. Кто сможет это сделать?
Молодцы!
Вот как весело может быть зимой.
–
Ребята, кроме игр у зимы припасено много загадок. Давайте попробуем отгадать
некоторые из них.
1. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
2. Он щиплется,
кусается,
Прогнать домой пытается,
Но все равно я не уйду –
Промчусь по снегу и по льду.
3. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
4. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт?
5. Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке.
6. Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу!
7. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло
Скользко, весело, светло.
8. Он всегда стоит с метелкой,
Но не хочет чистить снег.
Не могу понять я толком
Кто же этот человек?
Почему ему морозы
И метели нипочем?
Почему весною слезы
По нему бегут ручьем?
9. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
10. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
11. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
– А знаете ли вы, как зиму встречают звери и птицы?
Вспомнить нам это поможет стихотворение Владимира Степанова
Спать зимой ложатся
Ёжик и Барсук.
В дереве трухлявом
Спит усталый Жук.
Спит Медведь в берлоге.
Спит зимой Сурок.
Ну а Зайка белый
Спать зимой не лёг.
Не зарылся в листья,
Не залез в нору –
Бегает по лесу
Да грызёт кору.
-
Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей
наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег
покрываются ледяной коркой. Птицам приходится туго. Не помогают ни цепкие
лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться.
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
- Скажите, а можем ли мы как то помочь птицам зимой?
Молодцы, ребята. Я надеюсь, что никто из вас не останется
равнодушным к птицам.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
-
Итак, сегодня мы с вами узнали, что зима бывает и веселая, и морозная, и даже
загадочная. А еще зимой к нам приходит самый замечательный, самый волшебный
праздник. Какой?
В нашей библиотеке появилась вот такая ёлочка.
Поможете мне её украсить?
Игра «Украшаем ёлку»
Я буду показывать картинку, если её можно повесить на
елку – хлопайте, если нельзя – топайте.
Молодцы! Вот какая красивая елочка у нас получилась!
–
Ребята, сегодня прозвучало много стихотворений о зиме. Все эти и многие другие
стихи, зимние загадки и сказки вы сможете найти в книгах нашей книжной выставки.
Предлагаю вам познакомиться с ними.
Литература.
1. Блок, А. Ветхая избушка // А. Блок // Стихи и
рассказы о природе – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – С.65.
2. Гурина, И. Волшебные огоньки / Ирина Гурина
//Весёлый колобок. – 2010. - № 1. – С. 13.
3. Пушкин, А.С. Вот север, тучи нагоняя… /А.С. Пушкин
// Стихи и рассказы о природе – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – С.34.
4. Степанов, В. Зайка / Владимир Степанов // Времена
года: в стихах, рассказах и загадках / сост. Е. Позина; худож. С.Бабюк. – М.:
Стрекоза-Пресс, 2007. – С. 24.
Автор-составитель: Хайруллина Н.Н.,
заведующая детской библиотекой им. П.П. Бажова
1.
Он слетает белой стаей
И
сверкает на лету.
Он
звездой прохладной тает
На
ладони и во рту.
2. Он
щиплется, кусается,
Прогнать
домой пытается,
Но
все равно я не уйду –
Промчусь
по снегу и по льду.
3.
Запорошила дорожки,
Разукрасила
окошки.
Радость
детям подарила
И
на санках прокатила.
4.
И не снег, и не лёд,
А
серебром деревья уберёт?
5.
Покружились звёздочки
В
воздухе немножко,
Сели
и растаяли на моей
ладошке.
6.
Две курносые подружки
Не
отстали друг от дружки.
Обе
по снегу бегут,
Обе
песенки поют,
Обе
ленты на снегу
Оставляют
на бегу!
7.
Без досок, без топоров
Через
речку мост готов.
Мост
– как синее стекло
Скользко,
весело, светло.
11.
Что же это за девица?
Не
швея, не мастерица.
Ничего
сама не шьет,
А
в иголках круглый год.
10.
Есть, ребята, у меня
Два
серебряных коня.
Езжу
сразу на обоих.
Что
за кони у меня?
8.
Он всегда стоит с метелкой,
Но
не хочет чистить снег.
Не
могу понять я толком
Кто
же этот человек?
Почему
ему морозы
И
метели нипочем?
Почему
весною слезы
По
нему бегут ручьем?
9.
Растет она вниз головою,
Не
летом растет, а зимою.
Но
солнце ее припечет –
Заплачет
она и умрет.
Приметы
зимы
220 В 220 В
Общие
сведения о библиотекаре
Фамилия, имя, отчество
Хайруллина Наталья Николаевна
Дата рождения
27.12.1976
Образование
высшее
Наименование учебного
заведения Уральский государственный
профессионально-педагогический университет
Дата окончания учебы
1999 год
Полученная специальность
Социальная работа
Квалификация по диплому
Специалист по социальной работе
Общий трудовой стаж
работы 20 лет 8 месяцев
Библиотечный стаж работы
6 лет 10 месяцев
Стаж работы в данной
библиотеке 6 лет 10 месяцев
Повышение
квалификации и дополнительное образование
ГБУК СО «свердловская
областная библиотека для детей и юношества», 20.10 -11.11. 2014, курсы
повышения квалификации по теме «Инновационные формы и стратегии библиотечного
обслуживания детей и юношества»
Программы и проекты библиотеки
Аттестация
Семинары
Работа
с
фондом
Раздел 1.
Общие сведения о библиотекаре
Раздел 5.
Карта методического мониторинга
профессиональной деятельности сотрудника библиотеки
Портфолио
заведующей детской библиотекой
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.