Главная / Русский язык и литература / Литературная игра к юбилею М.Ю.Лермонтова

Литературная игра к юбилею М.Ю.Лермонтова

3


Литературная игра «Умницы и умники»

по поэме М.Ю.Лермонтова

«Песнь про царя Ивана Васильевича…»


Цель: актуализация знаний и умений, полученных при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова.

Форма: внеклассное мероприятие для предметной недели.

Целевая аудитория: учащиеся 7-8 класса.

Отборочный тур


  1. Что означает выражение «Ох ты гой еси»?

  2. Василий III Иоаннович унаследовал Российское государство, территория которого равнялась 430 км2, увеличил или уменьшил территорию государства его сын Иван IV Грозный? (да, до 5400 км2).

  3. От имени кого ведется рассказ в поэме М.Ю.Лермонтова?

  4. «То за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич». Что такое «трапеза»?

  5. Кого на Руси называли стольником?

  6. Как запирал свою лавку молодой купец Калашников?

  7. «Прежде свахе смышленой покланяйся…» Кто такая сваха?

  8. «Заломил на бочок шапку бархатную, черным соболем отороченную». Что означает слово «отороченный»?

  9. Кто такие опричники?


I тур. Литературоведы.

О каком герое поэмы сказал В.Г.Белинский?

  • «Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не простят и сдачи дадут… Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…» (Калашников)


  • «Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей… Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!» (Кирибеевич)


  • «Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» (Иван Грозный)


II тур. Инкогнито.

Кто вы?

  • Когда всходит месяц, звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает. (Царь)


  • Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет,

И без похорон горемычный прах

На четыре стороны развеется! (Кирибеевич)

  • Куда ветер дует в поднебесье,

Туда мчатся и тучки послушные. (Братья Калашникова)


III тур. Метаморфозы.

  • Вы – разгневанный царь Иван Васильевич. Виновник Вашего гнева – любимый опричник Кирибеевич. Чем он прогневил Вас? Ваши слова и действия?


  • Вы – купец Калашников на кулачном бою. Зачем Вы вышли в круг? Что и кому говорили?



  • Вы – опричник Кирибеевич на кулачном бою. Зачем Вы вышли в круг? Что Вы говорили?



IY тур. Языковеды.


Прочтите данный Вам отрывок из поэмы. Найдите в них ошибки с точки зрения современного русского языка.

  • За прилавкою стоит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович.

По прозвищу Калашников.

Шёлковые товары раскладывает,

Злато, серебро пересчитывает.


  • Вот уж поп прошел с молодой попадьей,

Засветили свечу, сели ужинать, -

И по сю пору твоя хозяюшка

Из приходской церкви не вернулася.


  • Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимова опричника,

Да про смелого купца, про Калашникова;

Мы певали ее под гуслярный звон…


Y тур. Аналитики.

На Руси XVI века был принят свод житейских правил – «Домострой».

Знание об этом, возможно, поможет вам справиться с заданиями.


  • Алена Дмитриевна рассказала своему мужу всё, что «приключилося» с ней по дороге из церкви дмой. Что же защищал Калашников на кулачном бою?


  • О чем, по мнению царя, положено думать молодому опричнику?


  • Почему Алена Дмитриевна просит защиты у Калашникова?


YI тур. Мистер Х.

Кто он?


  • Чувствительный человек, поэтическая душа; самолюбив, силен, самоуверен; во всем идет до конца, не выбирая средств для достижения цели. (Кирибеевич)


  • Предки его – шведы и французы. По семейному преданию, в роду был колдун, большой любитель лошадей. Сам же Мистер Х – поручик и …очень известный человек. (Лермонтов М.Ю.)



  • Вспыльчивый человек, умный, образованный, окруженный льстецами; самоуверен, недоверчив. (Иван Грозный)






ФИНАЛ


I тур. Историк языка.


  • В эпоху Ивана Грозного появилось выражение «сирота казанская». Вспомните событие, ставшее причиной появления этого выражения.

( В 1552 г, 2 октября, перед войсками Ивана Грозного пала Казань – Казанское ханство. Русские войска учинили в Казани жестокую расправу, погибли тысячи человек, огромное число детей остались сиротами)


  • Как возникло выражение «кричать во всю Ивановскую»?

(В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же «площадные подъячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы. Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.)

II тур. Определение сильнейшего.


  • Выход на кулачный бой Калашникова и Кирибеевича: кому или чему каждый из них кланялся? Почему так?


  • Один известный историк так характеризовал Ивана Грозного: «Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова… Имел редкую память, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего отечества, чтобы немало толковать их в пользу тиранства… Хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить слона, не хотевшего встать перед ним на колени… » Кто этот историк? (Н.

  • М.Карамзин)

III тур Мифы и правда об авторе «Песни про Ивана Васильевича…»

Подведение итогов

Литературная игра к юбилею М.Ю.Лермонтова
  • Русский язык и литература
Описание:

К 200-летию М.Ю.Лермонтова немало было составлено и проведено внеклассных мероприятий. Предлагаю Вашему вниманию интересную литературную игру по поэме "Песня про царя Ивана Васильевича...", которую можно провести с учащимися 7-8 классов. Цель: актуализация знаний и умений, полученных при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова.

Игра очень понравилась моим ученикам, так как в ней были задания разнообразные:литературоведы, инкогнито, метаморфозы, языковеды, аналитики, Мистер Икс.

Ребятам понадобилось применить знания по фразеологии, лексике, истории. Команде болельщиков тоже бышли предложены задания.

 

Автор Точилкина Татьяна Борисовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 343
Номер материала 21106
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓