Главная / Русский язык и литература / Литературная игра для старшеклассников "Крестики-нолики"

Литературная игра для старшеклассников "Крестики-нолики"

Крестики-нолики.

(Литературная игра).


Цель: повторение и закрепление знаний школьников, получаемых на уроках литературы, развитие познавательного интереса учащихся; воспитание любви к книге.


Подготовка и оборудование. Равное число карточек с изображением «*» и «0». Понадобится по 9 карточек с каждым знаком для группы знатоков и по 9 таких же карточек-эмблем для участников. Карточки для поощрения верных ответов зрителей. Для проведения жеребьевки понадобится отдельный жетон, на одной стороне которого необходимо нарисовать крестик, а на другой – нолик. После каждого тура для отдыха игроков устраиваются «театральные паузы» - инсценировки школьниками отрывков знакомых произведений или прослушивание выступлений лучших чтецов.


Правила игры и участники. Игра проводится в три тура. В каждом туре участвуют две команды по три человека и группа знатоков. Первые два тура – отборочные, в них определяются команды-победители, которые затем сражаются за победу в третьем туре. Всего для игры понадобятся четыре команды игроков по три человека в каждой. Участники команд назначаются заранее. В группу знатоков каждый тур входят 9 человек. Состав этой группы – произвольный, его можно импровизированно менять каждый тур. Ведущий игры – учитель. Группа знатоков располагается на стульях в центре класса в три ряда по три человека. Каждый из них получает две карточки – по одной со знаками крестик и нолик. Команды игроков располагаются справа и слева от знатоков. Команды выбирают свой знак отличия. Ведущий задает вопросы игрокам каждой команды поочередно. Сначала ответ дает знаток, указанный игроком. Затем игрок говорит, согласен ли он с ответом знатока. При несогласии он должен выбрать свой вариант ответа из предложенных ведущим. Если ответ знатока и игрока совпадает и является верным, знаток поднимает карточку со знаком команды игрока. Если знаток ошибся, но игрок исправил его ошибку и дал правильный ответ, то знаток тоже поднимает карточку со знаком команды игрока. Если же ответ неверен, знаток поднимает карточку со знаком противников. Результат ответа – верный он в итоге или нет – оценивает ведущий. Ведущим на каждый вопрос предлагается по три ответа, из которых верный всего один. Суть игры заключается в том, чтобы среди знатоков выстроить линию из знаков своей команды по принципу игры «крестики-нолики». Кроме того, за каждый верный ответ команде начисляется один балл. Если же по окончании тура ни одной из команд не удалось выстроить прямую из своих знаков, то победитель определяется по подсчету общего количества очков. Если тур закончился досрочно, то есть одной из команд игроков удалось выстроить прямую еще до того, как были использованы все вопросы, то с оставшимися вопросами можно провести игру со зрителями. За правильный ответ зритель получает карточку с желаемым знаком. По окончании игры награждается не только лучшая команда, но и лучший зритель.


Ведущий. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад наши бабушки и дедушки. Она называется «крестики-нолики», и условия ее известны каждому. Вот на доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек. Задача игроков: поочередно вписывая в ячейки свои значки – крестики или нолики, - составить три из них в один ряд. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали или диагонали. Просто, верно?

Но наша игра будет посложней. Для того, чтобы игрок имел возможность вписать свой значок в клетку, ему нужно ответить правильно на вопрос сегодняшней литературной викторины. А кроме игрока думать над ответом будет его помощник – знаток, который в случае успеха поднимает карточку со значком соответствующей команды. Ну, а если ответ ошибочный – повезет соперникам, знаток поднимает карточку со значком соперника. Игра пройдет в три тура. Участвуют четыре команды по три игрока в каждой. Для удобства мы обозначили их названия порядковыми числами – первая команда, вторая, третья и четвертая. В первом туре будут играть команды первая и вторая. Во втором – третья и четвертая. А в третьем туре встретятся победители двух первых туров и будет определен победитель всей игры.

Выслушав вопрос, вы выбираете знатока, который должен найти правильный ответ из тех, что предложены мной. А затем в течение трех секунд вы анализируете ответ знатока и говорите, согласны ли вы с ним. Если знаток дал правильный ответ и вы согласны – знаток поднимает карточку со знаком вашей команды. Если знаток ошибся, но вы с ним не согласны и дали свой, верный ответ – тоже самое. А вот если ответы знатока неверные и вы их не поправили – поднимается карточка со значком вашего противника. В процессе игры вы быстро поймете правила.

Начинаем первый тур! Прошу выйти игроков первой и второй команд. Давайте бросим жребий, какой значок какой команде будет принадлежать. Нам в этом поможет жетон для жребия – видите , на одной его стороне нарисован крестик, а на другой – нолик. Каким значком вверх ляжет жетон, то наименование получит команда справа от меня. Ну а оставшаяся команда получит оставшееся имя.

Теперь нам понадобится 9 знатоков Кто хочет стать знатоком первого тура?


Идет отбор знатоков. Каждый получает две карточки – по одной со знаками «крестик» и «нолик». Знатоки усаживаются на стулья в центре класса.


Вот наши знатоки будут изображать ячейки решетки для игры . Посмотрим, какая команда первой выстроит линию из трех значков.

Теперь бросим жребий для того, чтобы определить, какой команде я задаю первый вопрос, и тут же читаю на него три варианта ответов.


Вопросы первого тура.


1. Кому из героев комедии А.С.Грибоедова принадлежат слова «Счастливые часов не наблюдают» - Чацкому, Софье, Лизе?


Софье.


2. Кто из русских писателей сказал о М.В.Ломоносове такие слова: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим университетом» - Гоголь, Достоевский, Пушкин?


Пушкин.


3.Какой великий русский композитор написал оперу на сюжет романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» - Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков?


Чайковский.


4. Какой театр в Москве называют «Дом Островского», потому что там были поставлены почти все его пьесы – Большой театр, Малый театр, Театр имени Моссовета?


Малый театр.


5. У Л.Н.Толстого есть повесть , одноименная с повестью писателя М.Горького. Как она называется – «Детство», «В людях», «Мои университеты»?


«Детство»


6. Когда В.Маяковский учился в кутаисской гимназии, он так серьезно увлекался одним из видов искусств, что все думали – он станет в этом деле профессионалом. Кем, как считали взрослые, он должен стать – поэтом, художником, артистом?


Художником.


7. С каким зверем встретился в горах Кавказа и вступил с ним в сражение герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» - с барсом, с волком, с леопардом?


С барсом.


8. О какой книге и какого автора Екатерина Вторая воскликнула: «Да это бунт хуже пугачевщины!» - Пушкин «История Пугачева», Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Гоголь «Избранные места из переписки с друзьями».


Радищев.


9. Л.Н.Толстой сказал о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» такие слова:« «Бородино» Лермонтова было зерном, из которого вырос роман…». Назовите этот роман – «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».


«Война и мир».


Первый тур завершен, и мы определили первого победителя игры. Пусть игроки пока отдохнут – им еще предстоит сразиться в финале конкурса. Мы благодарим и знатоков, они тоже могут занять свои места среди зрителей. А теперь приглашаем проверить свою эрудицию участников третьей и четвертой команд.


Проводится жеребьевка , выбор знатоков.


Вопросы второго тура.


1. Кто из русских поэтов является двойным тезкой Пушкина, т.е. его тоже зовут Александром Сергеевичем – Блок, Твардовский, Грибоедов?


Грибоедов.


2. В какой из басен И.А.Крылова великий русский полководец Кутузов узнал себя – «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Волк на псарне».


«Волк на псарне».


3. Как называлась повесть И.С.Тургенева, имевшая такой большой успех, что журнал, в котором она печаталась , пришлось издавать дважды – «Первая любовь», «Вешние воды», «Му-му»?


«Вешние воды».

4. Кто учил читать А.С.Пушкина – няня Арина Родионовна, Родная мать, дядька Никита Козлов?


Никита Козлов.


5. У Фамусова, героя комедии «Горе от ума», был дядя, который заслужил милость императрицы Екатерины Великой. Какой поступок он совершил для этого – упал и рассмешил ее, поднял ее платок, выиграл военное сражение?


Упал и рассмешил.


6. За что был первый раз сослан на Кавказ М.Ю.Лермонтов – за дуэль, за стихотворение «На смерть поэта», за участие в восстании декабристов?


«На смерть поэта».


7. Кому из героев Н.В.Гоголя принадлежат слова «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле , не было таких товарищей!» - кузнецу Вакуле, Чичикову, Тарасу Бульбе.


Т.Бульбе.


8. Какой русский композитор написал оперу А.Н.Островского «Снегурочка» - Римский-Корсаков, Мусоргский, Прокофьев?


Римский-Корсаков.


9. Кому из поэтов принадлежат слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - Пушкину, Маяковскому, Некрасову?


Некрасову.


Мы нашли второго участника финальной игры. Наступает решительный момент – итоговая встреча. Сейчас я вызываю победителей первых двух туров.


Идет церемония розыгрыша названий, смена команды знатоков, жеребьевка первого хода.


Вопросы третьего тура.


1. Под сатирическим псевдонимом Козьма Прутков скрывалось сразу три писателя – братья Жемчужниковы и … Кто еще – А. Толстой, Некрасов, Л.Толстой?


А. Толстой.


2. Назовите знаменитую повесть В.Короленко, которая еще при жизни автора выходила более 15 раз – «Дети подземелья», «Слепой музыкант», «Сон Макара». «Слепой музыкант».


3. Кто из писателей в молодости подписывал свои произведения инициалами «Ч.Б.С.», что означало «человек без селезенки» - Чехов, Маяковский, Куприн?

Чехов.


4. Кому из героев принадлежат слова «Не хочу учиться, а хочу жениться» - Петруше Гриневу из повести «Капитанская дочка», Митрофану их комедии «Недоросль», Печорину из романа «Герой нашего времени»?


Митрофану.


5. Какой поэт и по какому поводу сказал о себе:

«Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил» - Лермонтов, Некрасов, Пушкин?


Пушкин.


6. Великий русский художник Карл Брюллов нарисовал портрет Жуковского. Портрет был разыгран в лотерею, и на эти деньги был выкуплен из крепостной зависимости другой поэт и художник. Кто это был – Гоголь, Шевченко, Тургенев?


Шевченко.


7. Кто автор строк, из какого они произведения:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали.

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали» - Пушкин, Некрасов, Жуковский?


Жуковский. Баллада «Светлана».


8. В басне И.А.Крылова «Любопытный» герой хвастается тем, что побывал в знаменитом музее и видел много диковинных зверей. Какими словами заканчивается басня – «Слона-то я и не приметил», «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест»?


«Слона-то я и не приметил».


9. Какое произведение М.Ю.Лермонтова стало народной песней – «Песня про купца Калашникова», «Воздушный корабль», «Бородино»?

«Бородино».


Подводятся итоги встречи. Награждение.

























Крестики-нолики.

Литературная интеллектуальная игра для старшеклассников.

Учитель: Лемешко Л. С.

Литературная игра для старшеклассников "Крестики-нолики"
  • Русский язык и литература
Описание:

Игра проводится в три тура. В каждом туре участвуют две команды по три человека и группа знатоков. Первые два тура – отборочные, в них определяются команды-победители, которые затем сражаются за победу в третьем туре. Всего для игры понадобятся четыре команды игроков по три человека в каждой. Участники команд назначаются заранее. В группу знатоков каждый тур входят 9 человек. Состав этой группы – произвольный, его можно импровизированно менять каждый тур. Ведущий игры – учитель. Группа знатоков располагается на стульях в центре класса в три ряда по три человека. Каждый из них получает две карточки – по одной со знаками крестик и нолик. Команды игроков располагаются справа и слева от знатоков. Команды выбирают свой знак отличия. Ведущий задает вопросы игрокам каждой команды поочередно. Сначала ответ дает знаток, указанный игроком. Затем игрок говорит, согласен ли он с ответом знатока. При несогласии он должен выбрать свой вариант ответа из предложенных ведущим. Если ответ знатока и игрока совпадает и является верным, знаток поднимает карточку со знаком команды игрока. Если знаток ошибся, но игрок исправил его ошибку и дал правильный ответ, то знаток тоже поднимает карточку со знаком команды игрока. Если же ответ неверен, знаток поднимает карточку со знаком противников. Результат ответа – верный он в итоге или нет – оценивает ведущий. Ведущим на каждый вопрос предлагается по три ответа, из которых верный всего один. Суть игры заключается в том, чтобы среди знатоков выстроить линию из знаков своей команды по принципу игры «крестики-нолики». Кроме того, за каждый верный ответ команде начисляется один балл. Если же по окончании тура ни одной из команд не удалось выстроить прямую из своих знаков, то победитель определяется по подсчету общего количества очков. Если тур закончился досрочно, то есть одной из команд игроков удалось выстроить прямую еще до того, как были использованы все вопросы, то с оставшимися вопросами можно провести игру со зрителями. За правильный ответ зритель получает карточку с желаемым знаком. По окончании игры награждается не только лучшая команда, но и лучший зритель.

Автор Лемешко Любовь Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1555
Номер материала 27230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓