Главная / Русский язык и литература / Литературная гостиная "Поэзия мужества" (7 класс)

Литературная гостиная "Поэзия мужества" (7 класс)

Литературная гостиная «Поэзия мужества» (7 класс)

Цели:

1.расширение кругозора учащихся о ВОВ, поэтах войны, привитие интереса к военной поэзии;

2. развитие духовно–нравственных качеств личности, навыков выразительного чтения лирических произведений наизусть;

3. патриотическое воспитание

Тип урока: нестандартный (литературная гостиная)

Оборудование: слайды о ВОВ, заставка с названием урока(слайд), репродукции портретов поэтов и писателей ВОВ, затемнение, (свечи), имена и фамилии поэтов – фронтовиков на доске, DVD-диск с записями: голос Левитана, Вивальди, Бах, грампластинки со стихотворениями в исполнении авторов.

Ход урока

1.Оргмомент.

2. Целеполагание.

Учитель: Поэзия ВОВ – явление почти невообразимое. Небывалое в истории человечества напряжение родило поэзию – этот интеллектуальный и эмоциональный документ переживания всего многонационального народа.

Потрясение, которое пережил народ, переросло в поэзию, полную пафоса, боли, ненависти и грусти.

Война родила многих поэтов – одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, потому что ранения сократили им жизнь, другие живут до сих пор – их осталось мало.

Эти слова услышали миллионы мирных жителей Советского Союза, проснувшись 22 июня 1941 года.

Слова Левитана о начале вторжении гитлеровцев на территорию Советского Союза

Шумовой эффект: разрыв бомбы.

Учитель: Давайте перенесемся не несколько минут в те годы, память о которых до сих пор жива.


Показ слайдов о ВОВ


Учитель: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов. Это Константин Симонов, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Алексей Сурков, Муса Джалиль, Бауыржан Момышулы, Степан Щипачев, Ольга Бергольц, Вера Инбер, Аркадий Гайдар, Вали Гафуров и многие другие. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных лет со всеми.

Они создавали стихи и песни, которые поднимали дух солдат.

Но среди людей, писавших о войне, были и те, кто родился уже после Победы, кого не оставили равнодушным годы великих лишений советского народа. Они также внесли свой вклад в поэзию послевоенных лет.


Чтец

«Его зарыли в шар земной» Сергей Орлов

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...


Чтец

«Я видел сам» И. Уткин

Я видел сам... Но нет, не верю,

Не верю собственным глазам,

Чтоб то, что я увидел сам,

Свершили люди, а не звери!


Не верю, нет! Но тише, тише...

Я видел сам... Я видел их —

Невинных, мертвых и нагих,

Штыками проткнутых детишек!


И, как слепой, руками шаря,

Не веря собственным глазам,—

Их матерей в костре пожара,

Товарищи, я видел сам!


Тяжелый сон? Но нет, едва ли

Приснятся нам такие сны!

...Пилотки сняв, потрясены,

Безмолвно мы вокруг стояли.


Стояли мы, застыв на месте…

И как взлетали к небесам

Слова о беспощадной мести

Товарищи, я слышал сам!


1 уч. Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в застенке Моабитской тюрьмы в Берлине.

Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Моанбат и в 1944 году казнен. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


2 уч. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении, поэт мечтал их напечатать.

Но даже в последние дни перед казнью не бросил поэт своего боевого оружия – ПЕРА. «Моабитская тетрадь» Джалиля – это летопись войны, это ярчайшая страница в творчестве поэта-коммуниста. «Под топором палача» поэт писал стихи, которые сейчас знают и читают с глубоким волнением во всех уголках земного шара.


Чтец

«Волки» Муса Джалиль Март 1943

Люди кровь проливают в боях:

Сколько тысяч за сутки умрет!

Чуя запах добычи, вблизи

Рыщут волки всю ночь напролет.


Разгораются волчьи глаза:

Сколько мяса людей и коней!

Вот одной перестрелки цена!

Вот ночной урожай батарей!


Волчьей стаи вожак матерый,

Предвкушением пира хмелен,

Так и замер: его пригвоздил

Чуть не рядом раздавшийся стон.


То к березе припав головой,

Бредил раненый, болью томим

И береза качалась над ним,

Словно мать убивалась над ним.

Все жалеючи, плачет вокруг,

И со всех стебельков и листков

Оседает в траве не роса,

А невинные слезы цветов.


Старый волк постоял над бойцом,

Осмотрел и обнюхал его,

Для чего-то в глаза заглянул,

Но не сделал ему ничего...


На рассвете и люди пришли;

Видят: раненый дышит чуть-чуть.

А надежда-то все-таки есть

Эту искорку жизни раздуть.


Люди в тело загнали сперва

Раскаленные шомпола,

А потом на березе, в петле,

Эта слабая жизнь умерла...


Люди кровь проливают в боях:

Сколько тысяч за сутки умрет!

Чуя запах добычи вблизи,

Рыщут волки всю ночь напролет.

Что там волки! ужасней и злей—

Стаи хищных двуногих зверей.


Учитель: Кто может объяснить, в чем смысл этого стихотворения?


Чтение учителем стихотворения «Молодая мать» М. Джалиль


-Кого еще можно назвать героями войны, кроме солдат, воевавших на поле боя?


Вед. «Оказывается, что стихи очень нужны и на войне – писал украинский поэт Константин Герасимов. И не правы те, кто утверждают, что «Музы молчат, когда говорят пушки».

В поэзии военных лет была широко представлена тема любви. Это и понятно: каждый солдат, уходя на фронт, дома оставлял жену, сестру, подругу, невесту. У каждого была своя любимая . и очень хотелось, чтобы девушки дождались ребят. Каждому человеку очень надо знать, что его любят и ждут. Эта вера помогала солдатам выжить в тяжелых солдатских буднях.

Константин Симонов написал стихотворение «Жди меня». Оно очень быстро распространилось среди солдат, и было на устах почти у каждого советского человека. Эти стихи отправляли солдаты домой вместо писем.

Сейчас мы услышим стихотворение «Жди меня» в исполнении самого автора.


Стихи Константина Симонова «Жди меня» в исполнении автора


Вед. Через много лет после войны на дискуссии о поэзии в Западном Берлине поэтессе, участнице ВОВ Юлии Друниной один бывший военный задал вопрос:

1 уч. «…война убивает в человеке все человеческое. Как женщина, пришедшая на фронт, смогла не только остаться женщиной, но и стать поэтом?»

2. уч. Юлия Друнина ответила: «Почему должно умирать человеческое в душах людей, которые защищают своих детей, своих близких, свои дома; людей, которые если и убивают, то вынужденно – обороняясь? Нет, мы не перестали быть людьми. Конечно, мы научились ненавидеть, но мы не разучились любить».


Чтец

«За честь отчизны» Евгений Березницкий

За каждый колос, опавший

С твоих, Отчизна, полей;

За каждый волос, упавший

С головок наших детей;

За стон от боли жестокой,

Слетающий с братских губ,

Отплатим мы око за око,

Отплатим мы зуб за зуб.

Не быть рабыней Отчизне,

И нам рабами не жить!

За счастье свободной жизни

Не жалко голов сложить!


Отсюда наше бесстрашье

Начало свое берет.

Священна ненависть наша,

Расплаты близок черед!


Нет краше, страна родная,

Счастья—тебе служить,

Идем мы, смерть презирая,

Не умирать, а жить!

1941



«Бьется в тесной печурке огонь» в исполнении автора А. Суркова


Чтец

«До свидания, мальчики!» Б. Окуджава


Ах, война,

что ж ты сделала, подлая:



стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли —

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли,

за солдатом — солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.


Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите,

и все-таки постарайтесь вернуться назад.





Ах, война,

что ж ты, подлая, сделала!

Вместо свадеб -

разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги —

ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что, что идете войной

наугад... До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.


Учитель: Один из крупных разделов патриотической лирики военных лет – тексты массовых песен. У каждой песни была своя история. Одна проживает ее мгновенно, как мотылек, едва появившись на свет, тотчас умирает. Но есть песни со счастливой судьбой – долго живут и не старятся, всегда любимы народом.

Песни военных лет – это музыкальная летопись ВОВ. Они часто рождались на передовой, с ними не расставались солдаты на нелегких фронтовых дорогах, старики, женщины, подростки, работавшие в плену. Эти песни помогали им жить и верить в победу. С ними боролись, побеждали, погибали наши солдаты.


Вед. Ребята, какие песни о ВОВ вы знаете?


Широкую известность получили в народе песни: «Священная война», «Жди меня», «Темная ночь», «Бери шинель», «Офицерский вальс» и др.


Офицерский вальс (танцуют 2-3 пары ребят в форме и девушек в платьях)


Учитель: Самое страшное преступление фашистов против советского народа – это тысячи мирных граждан, безвинно убиенных, подвергнутых жестоким пыткам, унижениям в лагерях смерти: Освенциме, Майданеке, Бухенвальде, оказавшихся не в силах сломить беспощадную жестокость нацистов и ставшие, как это не печально и не кощунственно звучит, удобрением для германской земли. Пепел, который оставался после сожжения узников концлагерей в печах, укладывали в специальные горшки и увозили для внесения его в почву в качестве удобрения.

У полуослепших от слез, раньше времени постаревших матерей до конца жизни теплилась в сердце надежда, что вдруг скрипнет старенькая дверь и войдет в землянку тот, кого уже никто не ждет, о ком уже забыли. Но не забыло только ее многострадальное, любящее, материнское сердце и ждет, ждет, ждет…


Вставка о концлагерях и матерях


Чтец

«Сон» В. Пахомов

Дымятся трубы. Крематорий.

Освенцим. Я, уже развеян,

Лечу на Родину, которой

Я и такой, сожженный, верен.


Граница. Родина. Смоленщина. Ветряк.

Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.


Ее морщины словно шрамы.

Глаза, с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: «Здравствуй,

мама!

Я снова дома, я с тобой.


Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать...»

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.


Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу...


Чтец

«Материнские слезы» А. Недогонов

Матери моей Федосье Дмитриевне

Как подули железные ветры Берлина,

Как вскипели над Русью военные грозы!

Провожала московская женщина сына...

Материнские слезы, материнские слезы!..


Сорок первый — кровавое, знойное лето.

Сорок третий — атаки в снега и морозы.

Письмецо долгожданное из лазарета...

Материнские слезы, материнские слезы!..


Сорок пятый — за Вислу идет расставанье,

землю прусскую русские рвут бомбовозы.

А в России не гаснет огонек ожиданья —

материнские слезы, материнские слезы!..


Пятый снег закружился, завьюжил дорогу

над костями врага у можайской березы.

Сын седой возвратился к родному порогу...

Материнские слезы, материнские слезы!..

Учитель: Поэзия ВОВ с честью выполнила свой долг перед народом, способствуя достижению Победы над гитлеровской Германией. Во время войны поэзия снискала призвание и уважение. В годы войны поэзия, с одной стороны, была художественной историей великой борьбы советского народа против фашистов, с другой стороны, - острым идеологическим оружием.

1418 суток отделяли 9 мая 1945 года от 22 июня 1941 года. 1418 дней борьбы за Победу, ожидания победы, неугасимой веры в то, что она настанет. В ожесточенных битвах, истекая кровью и погибая в боях, добывал ее солдат. Да, то майское утро было признано ликованием. Но сквозь него проступала горечь скорби. Люди вспоминали тех, кого они потеряли, кого фашистскими пулями, пытками в концлагерях, блокадным голодом убила война. Это ликование и эта скорбь.

Чтец

«День победы» Алексей Мишин

Я тетю Настю в поле встретил.

С почтовой сумкой шла она,

И разносил веселый ветер:

«Война окончилась, война».

Бросали бабы плуг на пашне,

Забыв о хлебе и коне.

И становился день вчерашний

Вольней и радостней вдвойне.

Здесь раздавала тетя Настя

Конверты почты полевой,

И бабы плакали от счастья,

Сойдясь на тропке луговой.

И ребятишки, смазав пятки,

Неслись к оставшимся углам

И там, среди родни,

солдатки

Делили радость пополам.


А тетя Настя

Стежкой длинной

В пустую хату не пошла,

И похоронная на сына

Который день ей сердце жгла.

У ног ее шептали травы,

Дрожала в поле тишина,

И гулко вторили дубравы:

«Война окончилась, война».



Учитель: В майский день 1945 года знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Это был общий праздник всего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что Победа над фашизмом знаменовала победу жизни над смертью, разума над безумием, счастья над страданиями.

3 чтеца

Вед. 1418 дней и ночей длилась эта проклятая война. Фашистские варвары разрушили и сожгли

1 чтец: свыше 70 тысяч городов, деревень и поселков

2 чтец: они разрушили 84 тысячи школ

3 чтец: 334 высших учебных заведения

1 чтец: каждый день мы теряли 14 104 человека

2 чтец: каждый час погибало 588 соотечественников

3 чтец: каждую минуту – 10 человек

Шесть секунд уносили одну жизнь

Вед. Враг не щадил ни женщин, ни детей, ни стариков. 20 миллионов жизней людей унесла война

Чтец:

Вспомним их поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым.

Это нужно живым.

Все чтецы и ведущие (вместе)

Именем солнца,

Именем родины. Клятву даем,

Именем жизни клянемся:

То, что отцы не допели,

-Мы допоем!

То, что отцы не построили,

-Мы построим! (Р.Рождественский)


Звучит песня «Бухенвальдский набат» (муз. В Мурадели, стихи А.Соболева)


Заключение

Беседа по вопросам:

-Давайте еще раз вспомним, как называлась наша гостиная?

-Имена каких поэтов, писавших о войне вы узнали?

-Как вы думаете, нужны ли были стихи на войне, какова была их роль, с какой целью они писались?


Литературная гостиная "Поэзия мужества" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Литературная гостиная  «Поэзия мужества» (7 класс)

Цели:

1.расширение кругозора учащихся о ВОВ, поэтах войны, привитие интереса к военной поэзии;

2. развитие духовно–нравственных качеств личности, навыков выразительного чтения  лирических произведений  наизусть;

3. патриотическое  воспитание

Тип урока: нестандартный (литературная гостиная)

Оборудование: слайды о ВОВ, заставка с названием урока(слайд), репродукции портретов поэтов и писателей ВОВ,  затемнение, (свечи), имена и фамилии поэтов – фронтовиков на доске, DVD-диск с записями: голос Левитана, Вивальди,  Бах, грампластинки со стихотворениями в исполнении авторов.   

Ход урока

1.Оргмомент.

2. Целеполагание.

Учитель: Поэзия ВОВ – явление почти невообразимое.  Небывалое в истории человечества напряжение родило поэзию – этот интеллектуальный и эмоциональный документ переживания всего многонационального народа.

Потрясение, которое  пережил народ, переросло в поэзию, полную пафоса, боли, ненависти и грусти.

Война родила многих поэтов – одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, потому что ранения сократили им жизнь, другие живут до сих пор – их осталось мало.

Эти слова услышали миллионы мирных жителей Советского Союза, проснувшись 22 июня 1941 года.

Слова Левитана о начале вторжении гитлеровцев на территорию Советского Союза

Шумовой эффект: разрыв бомбы.

Учитель: Давайте перенесемся  не несколько минут в те годы, память о которых до сих пор жива.

 

Показ видеопрезентации о ВОВ

Учитель: Свыше 2000 писателей  и поэтов отправились на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов. Это Константин Симонов, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Алексей Сурков, Муса Джалиль, Бауыржан Момышулы, Степан Щипачев,  Ольга Бергольц, Вера Инбер, Аркадий Гайдар, Вали Гафуров и многие другие. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных лет со всеми.

Они создавали стихи и песни, которые поднимали дух  солдат.

Но среди людей, писавших о войне, были и те, кто родился уже после  Победы, кого не оставили равнодушным годы великих  лишений советского народа. Они также внесли свой вклад в поэзию послевоенных лет.

Чтец

«Его зарыли в шар земной» Сергей Орлов

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

 

Чтец

«Я видел сам» И. Уткин                

Я видел сам... Но нет, не верю,

Не верю собственным глазам,

Чтоб то, что я увидел сам,

Свершили люди, а не звери!

 

Не верю, нет! Но тише, тише...

Я видел сам... Я видел их —

Невинных, мертвых и нагих,

Штыками проткнутых детишек!

И, как слепой, руками шаря,

Не веря собственным глазам,—

Их матерей в костре пожара,

Товарищи, я видел сам!

 

Тяжелый сон? Но нет, едва ли

Приснятся нам такие сны!

...Пилотки сняв, потрясены,

 Безмолвно мы вокруг стояли.

Стояли мы, застыв на месте…

И как взлетали к небесам

Слова о беспощадной мести

Товарищи, я слышал сам!

1 уч. Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса  Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в застенке Моабитской тюрьмы в Берлине.

Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Моанбат и в 1944 году казнен. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

2 уч. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении, поэт мечтал их напечатать.

Но даже в последние дни перед казнью не бросил поэт своего боевого оружия – ПЕРА. «Моабитская тетрадь» Джалиля – это летопись войны, это ярчайшая страница в творчестве поэта-коммуниста. «Под топором палача» поэт писал стихи, которые сейчас знают и читают с глубоким волнением во всех уголках земного шара.

Чтец

«Волки» Муса ДжалильМарт 1943г.

 

Люди кровь проливают в боях:

Сколько тысяч за сутки умрет!

Чуя запах добычи, вблизи 

Рыщут волки всю ночь напролет.

Разгораются волчьи глаза:

Сколько мяса людей и коней!

Вот одной перестрелки цена!

Вот ночной урожай батарей!

Волчьей стаи вожак матерый,

Предвкушением пира хмелен,

Так и замер: его пригвоздил

Чуть не рядом раздавшийся стон.

То к березе припав головой,

Бредил раненый, болью томим

И береза качалась над ним,

Словно мать убивалась над ним.

Все жалеючи, плачет вокруг,

И со всех стебельков и листков

Оседает в траве не роса,

А невинные слезы цветов.

Старый волк постоял над бойцом,

Осмотрел и обнюхал его,

Для чего-то в глаза заглянул,

Но не сделал ему ничего...

На рассвете и люди пришли;

Видят: раненый дышит чуть-чуть.

А надежда-то все-таки есть

Эту искорку жизни раздуть.

Люди в тело загнали сперва

Раскаленные шомпола,

 А потом на березе, в петле,

 Эта слабая жизнь умерла...

Люди кровь проливают в боях:

 Сколько тысяч за сутки умрет!

Чуя запах добычи вблизи,

Рыщут волки всю ночь напролет.

Что там волки! ужасней и злей—

Стаи хищных двуногих зверей.

 

Учитель: Кто может объяснить, в чем смысл этого стихотворения? 

Чтение учителем стихотворения «Молодая мать» М. Джалиль

-Кого еще можно назвать героями войны, кроме солдат, воевавших на поле боя?

 Вед. «Оказывается, что стихи очень нужны и на войне – писал украинский поэт Константин Герасимов. И не правы те, кто утверждают, что «Музы молчат, когда говорят пушки».

В поэзии военных лет была широко представлена тема любви. Это и понятно: каждый солдат, уходя на фронт, дома оставлял жену, сестру, подругу, невесту. У каждого была своя любимая . и очень хотелось, чтобы девушки дождались ребят. Каждому человеку очень надо знать, что его любят и ждут. Эта вера помогала солдатам выжить в тяжелых солдатских буднях.

Константин Симонов написал стихотворение «Жди меня». Оно очень быстро распространилось среди солдат, и было на устах почти у каждого советского человека. Эти стихи отправляли солдаты домой вместо писем.

Сейчас мы услышим стихотворение «Жди меня» в исполнении самого автора.

Стихи Константина Симонова «Жди меня» в исполнении автора

Вед. Через много лет после войны на дискуссии о поэзии в Западном Берлине поэтессе, участнице ВОВ Юлии Друниной один бывший военный задал вопрос:

1 уч.  «…война убивает в человеке все человеческое. Как женщина, пришедшая на фронт, смогла не только остаться женщиной, но и стать поэтом?»

2. уч. Юлия Друнина ответила: «Почему должно умирать человеческое в душах людей, которые защищают своих детей, своих близких, свои дома; людей, которые если и убивают, то вынужденно – обороняясь? Нет, мы не перестали быть людьми. Конечно, мы научились ненавидеть, но мы не разучились любить».

Чтец

«За честь отчизны» Евгений Березницкий     

 

За каждый колос, опавший

С твоих, Отчизна, полей;

За каждый волос, упавший

С головок наших детей;

За стон от боли жестокой,

Слетающий с братских губ,

Отплатим мы око за око,

Отплатим мы зуб за зуб.

Не быть рабыней Отчизне,

И нам рабами не жить!

За счастье свободной жизни

Не жалко голов сложить!

Отсюда наше бесстрашье

Начало свое берет.

Священна ненависть наша,

 Расплаты близок черед!

Нет краше, страна родная,

Счастья—тебе служить,

Идем мы, смерть презирая,

Не умирать, а жить!

1941

 «Бьется в тесной печурке огонь» в исполнении автора А. Суркова

Чтец

«До свидания, мальчики!» Б. Окуджава

 

Ах, война,

что ж ты сделала, подлая:

 

 

 

стали тихими наши дворы,

наши   мальчики   головы   подняли —

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли,

за солдатом — солдат...

До   свидания,   мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите,

и все-таки постарайтесь вернуться назад.

Ах, война,

что ж ты, подлая, сделала!

Вместо свадеб -

разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги —

ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что, что идете войной

наугад... До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Учитель: Один из крупных разделов патриотической лирики военных лет – тексты массовых песен.  У каждой песни была своя история. Одна проживает ее мгновенно, как мотылек, едва появившись на свет, тотчас умирает. Но есть песни со счастливой судьбой – долго живут и не старятся, всегда любимы народом.

Песни военных лет – это музыкальная летопись ВОВ. Они часто рождались на передовой, с ними не расставались солдаты на нелегких фронтовых дорогах, старики, женщины, подростки, работавшие в плену. Эти песни помогали им жить и верить в победу. С ними боролись, побеждали, погибали наши солдаты.

Вед. Ребята, какие песни о ВОВ вы знаете?

Широкую известность получили в народе песни: «Священная война», «Жди меня», «Темная ночь», «Бери шинель», «Офицерский вальс» и др.

Офицерский вальс  (танцуют 2-3 пары ребят в форме и девушек в платьях)

Учитель: Самое страшное преступление фашистов против советского народа – это тысячи мирных граждан, безвинно убиенных, подвергнутых жестоким пыткам, унижениям в лагерях смерти: Освенциме, Майданеке, Бухенвальде, оказавшихся не в силах сломить беспощадную жестокость нацистов и ставшие, как это не печально и не  кощунственно звучит, удобрением для германской земли. Пепел, который оставался после сожжения узников концлагерей  в печах, укладывали в специальные горшки и увозили для внесения его в почву в качестве удобрения. 

У полуослепших от слез, раньше времени постаревших матерей до конца жизни теплилась в сердце надежда, что вдруг скрипнет старенькая дверь и войдет в землянку тот, кого уже никто не ждет, о ком уже забыли. Но не забыло только ее многострадальное, любящее, материнское сердце и ждет, ждет, ждет… 

Вставка о концлагерях и матерях (видео)

Чтец

«Сон» В. Пахомов

Дымятся трубы. Крематорий.

Освенцим. Я, уже развеян,

Лечу на Родину, которой

Я и такой, сожженный, верен.

Граница. Родина. Смоленщина. Ветряк.

Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез. 

Ее морщины словно шрамы.

Глаза, с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: «Здравствуй,

мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать...»

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

 Концы платка прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу...

Чтец

 «Материнские слезы» А. Недогонов

Матери моей Федосье Дмитриевне

Как подули железные ветры Берлина,

Как вскипели над Русью военные грозы!

 Провожала московская женщина сына...

 Материнские слезы, материнские слезы!..

Сорок первый — кровавое, знойное лето.

Сорок третий — атаки в снега и морозы.

Письмецо долгожданное из лазарета...

Материнские слезы, материнские слезы!..

Сорок пятый — за Вислу идет расставанье,

землю прусскую русские рвут бомбовозы.

А в России не гаснет огонек ожиданья —

Материнские слезы, материнские слезы!..

Пятый снег закружился, завьюжил дорогу

над костями врага у можайской березы.

Сын седой возвратился к родному порогу...

 Материнские слезы, материнские слезы!..

Учитель: Поэзия ВОВ с честью выполнила свой долг перед народом, способствуя достижению Победы над гитлеровской Германией. Во время войны поэзия снискала призвание и уважение. В годы войны поэзия, с одной стороны, была художественной историей великой борьбы советского народа против фашистов, с другой стороны, - острым идеологическим оружием.

1418 суток отделяли 9 мая 1945 года от 22 июня 1941 года. 1418 дней борьбы за Победу, ожидания победы, неугасимой веры в то, что она настанет. В ожесточенных битвах, истекая кровью и погибая в боях, добывал ее солдат. Да, то майское утро было признано ликованием. Но сквозь него проступала горечь скорби. Люди вспоминали тех, кого они потеряли, кого фашистскими пулями, пытками в концлагерях, блокадным голодом убила война. Это ликование и эта скорбь.

Чтец

«День победы» Алексей Мишин 

Я   тетю   Настю   в   поле   встретил.

С почтовой сумкой шла она,

И разносил веселый ветер:

«Война окончилась, война».

Бросали бабы плуг на пашне,

Забыв о хлебе и коне.

И становился день вчерашний

Вольней и радостней вдвойне.

Здесь раздавала тетя Настя

Конверты почты полевой,

И бабы плакали от счастья,

Сойдясь на тропке луговой.

И ребятишки, смазав пятки,

Неслись к оставшимся углам

И там, среди родни,

солдатки

Делили радость пополам.

А тетя Настя

Стежкой длинной

В пустую хату не пошла,

И похоронная на сына

Который день ей сердце жгла.

У ног ее шептали травы,

Дрожала в поле тишина,

И гулко вторили дубравы:

«Война окончилась, война».

Учитель:  В майский день 1945 года знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Это был общий праздник всего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что Победа над фашизмом знаменовала победу жизни над смертью, разума над безумием, счастья над страданиями.

3 чтеца

Вед. 1418 дней и ночей длилась эта проклятая война. Фашистские варвары разрушили и сожгли

1 чтец: свыше 70 тысяч городов, деревень и поселков

2 чтец: они разрушили 84 тысячи школ

3 чтец: 334 высших учебных заведения

1 чтец: каждый день мы теряли 14 104 человека

2 чтец: каждый час погибало  588 соотечественников

3 чтец: каждую минуту – 10 человек

Шесть секунд уносили одну жизнь

Вед. Враг не щадил ни женщин, ни детей, ни стариков. 20 миллионов жизней людей унесла война

Чтец:

Вспомним их поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым.

Это нужно живым.

Все чтецы и ведущие (вместе)      

Именем солнца,

Именем родины. Клятву даем,

Именем жизни клянемся:

То, что отцы не допели,

-Мы допоем!

То, что отцы не построили,

-Мы построим!          (Р.Рождественский)

Звучит песня «Бухенвальдский набат»  (муз. В Мурадели, стихи А.Соболева)

Заключение

Беседа по вопросам:

-Давайте еще раз вспомним, как называлась наша гостиная?

-Имена каких поэтов, писавших о войне вы узнали?

-Как вы думаете, нужны ли были стихи на войне, какова  была их роль, с какой целью они писались?

Автор Литау Елена Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1444
Номер материала 44084
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓