Главная / Русский язык и литература / Литературная гостиная на тему "Очень трудно матерью быть!" 11 класс

Литературная гостиная на тему "Очень трудно матерью быть!" 11 класс

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

«ОЧЕНЬ ТРУДНО МАТЕРЬЮ БЫТЬ!»

Цели: помочь ребятам научиться понимать самых близких им людей, развить понимание материнства, подготовить девушек и юношей к будущей взрослой жизни.

Оформление: газета «Я верю, что все женщины прекрасны...», рисунки ребят «Моя мама», творческие работы, музыка: мелодия из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», произведения И.С.Баха, Бетховена, картины Рафаэля.

ХОД

Слово учителя: Наш разговор пойдёт об обыденном и вечном. Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознать её. Задача нашей встречи — не только в том, чтобы поздравить наших матерей с весенним праздником, но и в том, чтобы задуматься, как научиться понимать самых близких нам людей. Ведь так часто дети не знают о матери главного, не знают самого существенного о материнстве как явлении и, следовательно, о своей родной матери тоже. Видят её будничную внешность, обманываются «случайными чертами», но не замечают настоящего лица. Как объяснить им, в чём тут разница? Будем считать, что это первый вопрос нашего вечера...

(Звучит вальс их кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»)

  1. ведущий: Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.

  2. ведущий: Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников, друзей, знакомых в порядке, так сказать, значимости. Трудно? Всё может измениться? Ничего нельзя знать наверняка? Но никакие даже самые невероятные перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь.

  3. ведущий: Мать - вне ряда, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей. И в то же время содержит все их зёрна, потому что мать несёт в себе идею человека.

Чтец: (монолог на украинском языке). Звучит песня «Рушник»

Сценка: дочь и мать

Дочь: Я ненавижу свою мать. Она не мачеха, она «родная», хотя у меня язык и не поворачивается её так назвать. Я её ненавижу, видеть не моту, а мне с ней жить ещё несколько лет. Я не выдержу. Иду домой, как на каторгу. Знаю: приду, и опять будет одно и тоже, морали, морали... Я давно хочу уйти из дома, где меня не считают за человека, где я никто, коврик у порога, о который вытирают ноги, собачонка, которая вертится и уже надоела...

Мать: Чувствую. Что дочь внутренне отходит от меня. Как жить? Тёплые отношения, которые раньше были между нами, вытеснены приятельскими компаниями. Дочь не бывает откровенна со мною! Возвращается домой поздно вечером - наступает гробовое молчание. Разве так можно?

  1. ведущий: В большей степени все мы сталкиваемся с такими проблемами. Редко встретишь человека, который считает, что родители у него идеальные. Но что же делать?

  2. ведущий: Где выход? Где ответ на такой хрестоматийный вопрос: в чём причина конфликта отцов и детей? Кто же прав? Кому же уступать? Что знают родители о нас, вечно спешащих, перебрасывающихся непонятными словечками и отгородившихся от всего наушниками магнитофона?

1 ведущий: Что знаем мы о наших мамах — усталых, раздражённых, занятых работой, беготнёй по магазинам? Ведь и у родителей могут быть слабости. Почему же то, что мы легко прощаем друзьям, да и самим себе, ставим в вину маме? Может быть, нужно поговорить с ней о ней? Очень банально, но путь от «ненавижу» к «люблю» всё-таки лежит через понимание.

Чтец:

МАТЬ

Мне говорят, что слишком много Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну что смогу я им ответить –

Сердцам, бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

В ней всё - и радость, и терпенье, и те шальные соловьи...

За это чистое горенье Спасибо Вам, сыны мои!

(Звучит музыка И.С.Баха. Проицируются картины Рафаэля)

  1. ведущий: Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Христа - на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

  2. ведущий: Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией коленопреклонённая Варвара и восторженный Сикст, ангелы.

  1. ведущий: Прекрасные глаза матери печальны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребёнка - отблески грядущих бед. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в зрителя. Как бы мы ни смотрели на картину, на нас устремлён пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?»

  2. ведущий: Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.

Чтец: стихотворение А. Маркова «Сикстинская мадонна»

Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза...

Не от них ли, бездонных,

Даже чёрствые души светлели?

Не сводил с неё взгляда,

Покуда дымку облак накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула мадонна навстречу.

Не безгрешна та,

Не богиня, и которой земные не судят.

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

Я не скрыл.

Всё, как есть, ответил.

К диким скалам его приковали.

Но огонь отвоёванный светит,

Прорезая полночные дали.

О смешные, наивные твари,

Что ему учинили расправу

Смерть такая - бессмертие дарит...

Благодарны вам люди, поверьте,

Преклоняют колени за сына.

(Звучит музыка, обращаемся к выставке рисунков фотографий)

  1. ведущий: Вы пробовали описать свою маму?

  2. ведущий: Описать? Маму?

  1. ведущий: Оказывается, это очень трудно. Легче - Наташу Ростову или Татьяну Ларину. Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Портрет чаще всего получается очень приблизительным: смотрим всю жизнь, но не видим.... Самого близкого человека!

( Чтение отрывков творческих работ)

Чтец:

В дни и ночи до утра

В степи бураны бушевали,

И вешки снегом заметали, и заносили хутора.

Они врывались в мёртвый дом - И стёкла в рамах дребезжали.

И снег сухой в старинном зале Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь, не угасая, светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу Старинной книгой заслонила.

И, положив дитя к плечу, всё напевала и ходила...

Чтец: И ночь тянулась без конца...

Порой дремотой обвевая,

Шумела тише вьюга злая,

Когда ж буран в порыве диком Внезапным шквалом налетал,

- Казалось ей, что дом дрожал,

Что кто-то слабым, дальним криком В степи на помощь призывал.

И до утра не раз слезами Ее усталый взор блестел,

И мальчик вздрагивал, глядел большими тёмными глазами....

(Звучит песня «Два кольори»)

6 ведущий: Любовь... сколько связано с этим словом!

  1. ведущий: Да! Но ведь говорим мы о маме. Причём же здесь любовь?

  1. ведущий: Вот именно, когда в нашу жизнь приходит любовь, всё остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама тоже.

Девушка:

Люблю! И всё на свете смею.

Люблю! И больше нет меня.

Ты есть! Скажи, в огонь сумею,

Живая выйду их огня.

Мир отступает суетливо, под каблуком земля горит...

А мама смотрит сиротливо

И ничего не говорит.


Сценка: инсценируется стих. Д. Кедрина «Сердце»

Дивчину пытает казак у плетня:

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей.

Дивчина в ответ, заплетая косу:

  • Про то мне ворожка сказала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дань принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой своей.

Я пепел его настою на хмелю,

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в глазах.

Всходя на крылечко, споткнулся казак,

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»


  1. ведущий: «Сказка - ложь, да в ней намёк...», и хоть для нас эти проблемы ещё впереди, давайте запомним: в данной системе отношений проблемы выбора нет. Она противоестественна.

1 ведущий: Есть другая проблема: как добиться гармонии слияния трёх душ? Как устроить жизнь так, чтобы никто не страдал?

Звучат выдержки из заявлений молодых матерей, отказавшихся от своих детей в род домах.

  1. ведущий: Мы учимся, думаем о поступлении в институт, о будущей работе. Но главная наша роль в жизни - это роль родителей. Кажется, мы вполне трезво это осознаём.

  2. ведущий: Откуда же берутся эти сотни оставленных одиноких малышей? Легко ли родить ребёнка и оставить его там, на чужих людей? Оставить навсегда.

Чтец:

Послушай, а если ночью он тебе приснится,

Приснится и так заплачет, сто вся захолонешь,

Что жалко взмахнут в испуге подкрашенные ресницы

И волосы разовьются, старательно завиты...

Что хлынут горькие слёзы и начисто смоют краску,

Хорошую, прочную краску с тёмных твоих ресниц?

Помнишь, ведь мы читали, как в старой английской сказке

К охотнику приходили души убитых птиц.

Чтец: притча об Корнели Гракх. Многих она затмевала в Риме своей прелестью, блеском украшений, ежегодно участвуя в смотрах красоты. После гибели мужа Корнелия перестала бывать на смотрах. Но через несколько лет стала снова участвовать в конкурсе. Она вышла в строгом одеянии без браслетов и ожерелий. «Корнелия, где же твои драгоценности?» - раздались голоса. «Сейчас покажу»,- ответила красавица и вывела за руку троих своих детей. «Вот мои драгоценности»

  1. ведущий: Красиво, конечно. Но ведь материнство- это не только улыбки и радость. Это и горы пелёнок, и бессонные ночи, и капризы детей, и очереди в магазинах. Легко ли быть сегодня матерью?

Чтец:

Нашумела, накричала,

Настегала, чем попало:

- Всё постыло! Сил не стало!

Нет от вас житья!

Села в угол, зарыдала-

И просить прощенья стала. Бедная моя!

Слово учителя: Вы сейчас вернётесь домой и что скажите маме? - «Привет!»? Конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато, но можно всё-таки поискать свои добрые и тёплые слова. Ведь мама их ждёт. Может быть, наш разговор о маме поможет вам найти с нею общий язык. Придя домой, загляните маме в глаза, до конца верные нам глаза.












Литературная гостиная на тему "Очень трудно матерью быть!" 11 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Литературная гостинная была организована для учащихся 11 классов. Разговор учителя с учащимися начался об обыйденном и вечном. Дать понятие "мать", "материнская любовь. Помнить, что любовь мтаери заложена  в нас на биологическом уровне, самой природой.  Но мы не всегда это осознаем. Задача встречи состояла - не только в том, что поздравить нашим мтарей с весенним праздником, но и задуматься как понимать самых близких людей. Ведь так часто дети не знают о матери главного... Мы не замечаем, как наши мамы с каждым днем меняются: голос, внешность, внутренний мир. Они всегда в заботах, суете, пережианиях за нас.

Автор Чаплыгина Галина Викторовна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 359
Номер материала 10529
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓