Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЛитературная гостиная на тему "Очень трудно матерью быть!" 11 класс

Литературная гостиная на тему "Очень трудно матерью быть!" 11 класс

Скачать материал

ЛИТЕРАТУРНАЯ  ГОСТИНАЯ

«ОЧЕНЬ ТРУДНО МАТЕРЬЮ БЫТЬ!»

Цели: помочь ребятам научиться понимать самых близких им людей, развить понимание материнства, подготовить девушек и юношей к будущей взрослой жизни.

Оформление:  газета  «Я   верю, что все женщины прекрасны...»,  рисунки  ребят «Моя мама», творческие работы, музыка: мелодия из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», произведения И.С.Баха, Бетховена, картины Рафаэля.

ХОД

Слово учителя: Наш разговор пойдёт об  обыденном и  вечном. Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознать её. Задача нашей встречи — не только в том, чтобы поздравить наших матерей с весенним праздником, но и в том, чтобы задуматься, как научиться понимать самых близких нам людей. Ведь так часто дети не знают о матери главного, не знают самого существенного о материнстве как явлении и, следовательно, о своей родной матери тоже. Видят её будничную внешность, обманываются «случайными чертами», но не замечают настоящего лица. Как объяснить им, в чём тут разница? Будем считать, что это первый вопрос нашего вечера...

(Звучит вальс их кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»)

1                              ведущий: Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.

2                             ведущий: Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников, друзей, знакомых в порядке, так сказать, значимости.  Трудно?  Всё может измениться?  Ничего нельзя знать наверняка? Но никакие даже самые невероятные перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь.

3                              ведущий: Мать - вне ряда, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей. И в то же время содержит все их зёрна, потому что мать несёт в себе идею человека.

Чтец: (монолог на украинском языке). Звучит песня «Рушник»

Сценка: дочь и мать

Дочь: Я ненавижу свою мать. Она не мачеха, она «родная», хотя у меня язык и не поворачивается её так назвать. Я её ненавижу, видеть не моту, а мне с ней жить ещё несколько лет. Я не выдержу. Иду домой, как на каторгу. Знаю: приду, и опять будет одно и тоже, морали, морали... Я давно хочу уйти из дома, где меня не считают за человека, где я никто, коврик у порога, о  который вытирают ноги, собачонка, которая вертится и уже надоела...

Мать: Чувствую. Что дочь внутренне отходит от меня. Как жить? Тёплые отношения, которые раньше были между нами, вытеснены приятельскими компаниями. Дочь не бывает откровенна со мною! Возвращается домой поздно вечером - наступает гробовое молчание. Разве так можно?

1                              ведущий: В большей степени все мы сталкиваемся с такими проблемами. Редко встретишь человека, который считает, что родители у него идеальные. Но что же делать?

2                              ведущий: Где выход? Где ответ на такой хрестоматийный вопрос: в чём причина конфликта отцов и детей?  Кто же прав?  Кому же уступать? Что знают родители о нас, вечно спешащих, перебрасывающихся непонятными словечками и отгородившихся от всего наушниками магнитофона?

1 ведущий: Что знаем мы о наших мамах — усталых, раздражённых, занятых работой, беготнёй по магазинам? Ведь и у родителей могут быть слабости. Почему же то, что мы легко прощаем друзьям, да и самим себе, ставим в вину маме? Может быть, нужно поговорить с ней о ней? Очень банально, но путь от «ненавижу» к «люблю» всё-таки лежит через понимание.

Чтец:                              

МАТЬ

Мне говорят, что слишком много Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

 До срока старит жизнь мою.

Ну что смогу я им ответить –

Сердцам, бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

В ней всё - и радость, и терпенье, и те шальные соловьи...

За это чистое горенье Спасибо Вам, сыны мои!

(Звучит  музыка И.С.Баха.  Проицируются картины Рафаэля)

4                    ведущий:  Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Христа  - на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

5                              ведущий: Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией коленопреклонённая Варвара и восторженный  Сикст, ангелы.

1                              ведущий: Прекрасные глаза матери печальны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребёнка - отблески грядущих бед. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в зрителя. Как бы мы ни смотрели на картину, на нас устремлён пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?»

2                                       ведущий: Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.

Чтец: стихотворение  А. Маркова «Сикстинская мадонна»

Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза...

Не от них ли, бездонных,

Даже чёрствые души светлели?

Не сводил с неё взгляда,

Покуда дымку облак накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула мадонна навстречу.

Не безгрешна та,

Не богиня, и которой  земные не судят.

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

Я не скрыл.

Всё, как есть, ответил.

К диким скалам его приковали.

Но огонь отвоёванный светит,

Прорезая полночные дали.

О смешные, наивные твари,

Что ему учинили расправу

Смерть такая - бессмертие дарит...

Благодарны вам люди, поверьте,

Преклоняют колени за сына.

(Звучит музыка, обращаемся к выставке рисунков фотографий)

3                                       ведущий: Вы пробовали описать свою маму?

4                                       ведущий: Описать? Маму?

1                                                     ведущий: Оказывается, это очень трудно. Легче - Наташу Ростову или Татьяну Ларину. Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Портрет чаще всего получается очень приблизительным: смотрим всю жизнь, но не видим.... Самого близкого человека!

( Чтение отрывков творческих работ)

Чтец:

В дни и ночи до утра

В степи бураны бушевали,

И вешки снегом заметали, и заносили хутора.

Они врывались в мёртвый дом - И стёкла в рамах дребезжали.

И снег сухой в старинном зале Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь, не угасая, светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу Старинной книгой заслонила.

И, положив дитя к плечу, всё напевала и ходила...

Чтец: И ночь тянулась без конца...

Порой дремотой обвевая,

Шумела тише вьюга злая,

Когда ж буран в порыве диком Внезапным шквалом налетал,

- Казалось ей, что дом дрожал,

Что кто-то слабым, дальним криком В степи на помощь призывал.

И до утра не раз слезами Ее усталый взор блестел,

И мальчик вздрагивал, глядел большими тёмными глазами....

(Звучит песня «Два кольори»)

6 ведущий: Любовь... сколько связано с этим словом!

4      ведущий: Да! Но ведь говорим мы о маме. Причём же здесь любовь?

6           ведущий: Вот именно, когда в нашу жизнь приходит любовь, всё остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама тоже.

Девушка:

 Люблю! И всё на свете смею.

Люблю! И больше нет меня.

Ты есть! Скажи, в огонь сумею,

Живая  выйду их огня.

Мир отступает суетливо, под каблуком земля горит...

А мама смотрит сиротливо

И ничего не говорит.

 

Сценка: инсценируется стих. Д. Кедрина «Сердце»

Дивчину пытает казак у плетня:

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей.

Дивчина в ответ, заплетая косу:

-                Про то мне ворожка сказала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дань принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой своей.

Я пепел его настою на хмелю,

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в глазах.

Всходя на крылечко, споткнулся казак,

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

 

2                                                       ведущий: «Сказка - ложь, да в ней намёк...», и хоть для нас эти проблемы ещё впереди, давайте запомним: в данной системе отношений проблемы выбора нет. Она противоестественна.

1 ведущий: Есть другая проблема: как добиться гармонии слияния трёх душ? Как устроить жизнь так, чтобы никто не страдал?

Звучат выдержки из заявлений молодых матерей, отказавшихся от своих детей в род домах.

3                                                       ведущий: Мы учимся, думаем о поступлении в институт, о будущей работе. Но главная наша роль в жизни - это роль родителей. Кажется, мы вполне трезво это осознаём.

4                                                      ведущий: Откуда же берутся эти сотни оставленных одиноких малышей? Легко ли родить ребёнка и оставить его там, на чужих людей? Оставить навсегда.

Чтец:

Послушай, а если ночью он тебе приснится,

Приснится и так заплачет, сто вся захолонешь,

Что жалко взмахнут в испуге подкрашенные ресницы

И волосы разовьются, старательно завиты...

Что хлынут горькие слёзы и начисто смоют краску,

Хорошую, прочную краску с тёмных твоих ресниц?

Помнишь, ведь мы читали, как в старой английской сказке

К охотнику приходили души убитых птиц.

Чтец: притча  об  Корнели Гракх. Многих она затмевала в Риме своей прелестью, блеском украшений, ежегодно участвуя в смотрах красоты. После гибели мужа Корнелия перестала бывать на смотрах. Но через несколько лет стала снова участвовать в конкурсе. Она вышла в строгом одеянии без браслетов и ожерелий. «Корнелия, где же твои драгоценности?» - раздались голоса. «Сейчас покажу»,- ответила красавица и вывела за руку троих своих детей. «Вот мои драгоценности»

5                                       ведущий:  Красиво, конечно. Но ведь материнство- это не только улыбки и радость. Это и горы пелёнок, и бессонные ночи, и капризы детей, и очереди в магазинах. Легко ли быть сегодня матерью?

Чтец:

 Нашумела, накричала,

Настегала, чем попало:

- Всё постыло! Сил не стало!

Нет от вас житья!

Села в угол, зарыдала-

И просить прощенья стала. Бедная моя!

Слово учителя: Вы сейчас вернётесь домой и что скажите маме? - «Привет!»? Конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато, но можно всё-таки поискать свои добрые и тёплые слова. Ведь мама их ждёт. Может быть, наш разговор о маме поможет вам найти с нею общий язык. Придя домой, загляните маме в глаза, до конца верные нам глаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Литературная гостиная на тему "Очень трудно матерью быть!" 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Литературная гостинная была организована для учащихся 11 классов. Разговор учителя с учащимися начался об обыйденном и вечном. Дать понятие "мать", "материнская любовь. Помнить, что любовь мтаери заложена  в нас на биологическом уровне, самой природой.  Но мы не всегда это осознаем. Задача встречи состояла - не только в том, что поздравить нашим мтарей с весенним праздником, но и задуматься как понимать самых близких людей. Ведь так часто дети не знают о матери главного... Мы не замечаем, как наши мамы с каждым днем меняются: голос, внешность, внутренний мир. Они всегда в заботах, суете, пережианиях за нас.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 823 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 608
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 845
  • 14
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 406
    • DOCX 32.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чаплыгина Галина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чаплыгина Галина Викторовна
    Чаплыгина Галина Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 435236
    • Всего материалов: 113

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе