ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«ОЧЕНЬ ТРУДНО МАТЕРЬЮ БЫТЬ!»
Цели: помочь ребятам научиться понимать самых близких им
людей, развить понимание материнства, подготовить девушек и юношей к будущей
взрослой жизни.
Оформление: газета «Я верю, что все женщины
прекрасны...», рисунки ребят «Моя мама», творческие работы, музыка: мелодия
из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», произведения И.С.Баха, Бетховена,
картины Рафаэля.
ХОД
Слово учителя: Наш разговор пойдёт об обыденном и вечном.
Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда
умеем осознать её. Задача нашей встречи — не только в том, чтобы поздравить
наших матерей с весенним праздником, но и в том, чтобы задуматься, как
научиться понимать самых близких нам людей. Ведь так часто дети не знают о
матери главного, не знают самого существенного о материнстве как явлении и,
следовательно, о своей родной матери тоже. Видят её будничную внешность,
обманываются «случайными чертами», но не замечают настоящего лица. Как
объяснить им, в чём тут разница? Будем считать, что это первый вопрос нашего
вечера...
(Звучит вальс их кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»)
1
ведущий: Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы
вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.
2
ведущий: Попробуем мысленно построить в ряд наших
родственников, друзей, знакомых в порядке, так сказать, значимости. Трудно? Всё
может измениться? Ничего нельзя знать наверняка? Но никакие даже самые
невероятные перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение в нашей
судьбе человека, который дал нам жизнь.
3
ведущий: Мать - вне ряда, место её в нашей жизни совершенно
особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм
человеческих связей. И в то же время содержит все их зёрна, потому что мать
несёт в себе идею человека.
Чтец: (монолог на украинском языке). Звучит песня «Рушник»
Сценка: дочь и мать
Дочь: Я ненавижу свою мать. Она не мачеха,
она «родная», хотя у меня язык и не поворачивается её так назвать. Я её
ненавижу, видеть не моту, а мне с ней жить ещё несколько лет. Я не выдержу. Иду
домой, как на каторгу. Знаю: приду, и опять будет одно и тоже, морали,
морали... Я давно хочу уйти из дома, где меня не считают за человека, где я
никто, коврик у порога, о который вытирают ноги, собачонка, которая вертится и
уже надоела...
Мать: Чувствую. Что дочь внутренне отходит от меня. Как
жить? Тёплые отношения, которые раньше были между нами, вытеснены приятельскими
компаниями. Дочь не бывает откровенна со мною! Возвращается домой поздно
вечером - наступает гробовое молчание. Разве так можно?
1
ведущий: В большей степени все мы сталкиваемся с такими
проблемами. Редко встретишь человека, который считает, что родители у него
идеальные. Но что же делать?
2
ведущий: Где выход? Где ответ на такой хрестоматийный
вопрос: в чём причина конфликта отцов и детей? Кто же прав? Кому же уступать?
Что знают родители о нас, вечно спешащих, перебрасывающихся непонятными
словечками и отгородившихся от всего наушниками магнитофона?
1 ведущий: Что знаем мы о наших мамах —
усталых, раздражённых, занятых работой, беготнёй по магазинам? Ведь и у
родителей могут быть слабости. Почему же то, что мы легко прощаем друзьям, да и
самим себе, ставим в вину маме? Может быть, нужно поговорить с ней о ней? Очень
банально, но путь от «ненавижу» к «люблю» всё-таки лежит через понимание.
Чтец:
МАТЬ
Мне говорят, что слишком много Любви я
детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну что смогу я им
ответить –
Сердцам, бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней всё - и радость, и терпенье, и те
шальные соловьи...
За это чистое горенье Спасибо Вам, сыны
мои!
(Звучит музыка И.С.Баха. Проицируются картины Рафаэля)
4
ведущий: Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская
мадонна» Рафаэля. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает
по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария
должна отдать им своего сына - маленького Христа - на страдание и муку. Она в
последний раз любовно прижимает его к себе.
5
ведущий: Мария остановилась у границы двух миров -
небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена
зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией
коленопреклонённая Варвара и восторженный Сикст, ангелы.
1
ведущий: Прекрасные глаза матери печальны. Она крепко
обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами
Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребёнка - отблески
грядущих бед. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в
зрителя. Как бы мы ни смотрели на картину, на нас устремлён пристальный взгляд
Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать,
несчастной?»
2
ведущий: Рафаэль славит величие женщины, способной во имя
высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.
Чтец: стихотворение А. Маркова «Сикстинская мадонна»
Я часами глядел на
Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза...
Не от них ли, бездонных,
Даже чёрствые души светлели?
Не сводил с неё взгляда,
Покуда дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула мадонна навстречу.
Не безгрешна та,
Не богиня, и которой земные не судят.
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям.
Я не скрыл.
Всё, как есть, ответил.
К диким скалам его приковали.
Но огонь отвоёванный светит,
Прорезая полночные дали.
О смешные, наивные твари,
Что ему учинили расправу
Смерть такая - бессмертие дарит...
Благодарны вам люди, поверьте,
Преклоняют колени за сына.
(Звучит музыка, обращаемся к выставке рисунков фотографий)
3
ведущий: Вы пробовали описать свою маму?
4
ведущий: Описать? Маму?
1
ведущий: Оказывается, это очень трудно. Легче - Наташу
Ростову или Татьяну Ларину. Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какой
голос. Портрет чаще всего получается очень приблизительным: смотрим всю жизнь,
но не видим.... Самого близкого человека!
( Чтение отрывков творческих работ)
Чтец:
В дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И вешки снегом заметали, и заносили
хутора.
Они врывались в мёртвый дом - И стёкла в
рамах дребезжали.
И снег сухой в старинном зале Кружился в
сумраке ночном.
Но был огонь, не угасая, светил в
пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу Старинной книгой
заслонила.
И, положив дитя к плечу, всё напевала и
ходила...
Чтец: И ночь тянулась без конца...
Порой дремотой обвевая,
Шумела тише вьюга злая,
Когда ж буран в порыве диком Внезапным
шквалом налетал,
- Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком В степи
на помощь призывал.
И до утра не раз слезами Ее усталый взор
блестел,
И мальчик вздрагивал, глядел большими
тёмными глазами....
(Звучит песня «Два кольори»)
6 ведущий: Любовь... сколько связано с
этим словом!
4
ведущий: Да! Но ведь говорим мы о маме. Причём же здесь любовь?
6
ведущий: Вот именно, когда в нашу жизнь приходит любовь,
всё остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама тоже.
Девушка:
Люблю! И всё на свете смею.
Люблю! И больше нет меня.
Ты есть! Скажи, в огонь сумею,
Живая выйду их огня.
Мир отступает суетливо, под каблуком земля
горит...
А мама смотрит сиротливо
И ничего не говорит.
Сценка: инсценируется стих. Д. Кедрина «Сердце»
Дивчину пытает казак у плетня:
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей.
Дивчина в ответ, заплетая косу:
-
Про то мне ворожка сказала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дань принесёт.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь И с
ношей заветной отправился в путь.
В пути у него помутилось в глазах.
Всходя на крылечко, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
2
ведущий: «Сказка - ложь, да в ней намёк...», и хоть для нас
эти проблемы ещё впереди, давайте запомним: в данной системе отношений проблемы
выбора нет. Она противоестественна.
1 ведущий: Есть другая проблема: как
добиться гармонии слияния трёх душ? Как устроить жизнь так, чтобы никто не
страдал?
Звучат выдержки из заявлений молодых
матерей, отказавшихся от своих детей в род домах.
3
ведущий: Мы учимся, думаем о поступлении в институт, о
будущей работе. Но главная наша роль в жизни - это роль родителей. Кажется, мы
вполне трезво это осознаём.
4
ведущий: Откуда же берутся эти сотни оставленных одиноких
малышей? Легко ли родить ребёнка и оставить его там, на чужих людей? Оставить
навсегда.
Чтец:
Послушай, а если ночью он тебе приснится,
Приснится и так заплачет, сто вся
захолонешь,
Что жалко взмахнут в испуге подкрашенные
ресницы
И волосы разовьются, старательно завиты...
Что хлынут горькие слёзы и начисто смоют
краску,
Хорошую, прочную краску с тёмных твоих
ресниц?
Помнишь, ведь мы читали, как в старой
английской сказке
К охотнику приходили души убитых птиц.
Чтец: притча об Корнели Гракх. Многих она затмевала в
Риме своей прелестью, блеском украшений, ежегодно участвуя в смотрах красоты.
После гибели мужа Корнелия перестала бывать на смотрах. Но через несколько лет
стала снова участвовать в конкурсе. Она вышла в строгом одеянии без браслетов и
ожерелий. «Корнелия, где же твои драгоценности?» - раздались голоса. «Сейчас
покажу»,- ответила красавица и вывела за руку троих своих детей. «Вот мои
драгоценности»
5
ведущий: Красиво, конечно. Но ведь материнство- это не
только улыбки и радость. Это и горы пелёнок, и бессонные ночи, и капризы детей,
и очереди в магазинах. Легко ли быть сегодня матерью?
Чтец:
Нашумела, накричала,
Настегала, чем попало:
- Всё постыло! Сил не стало!
Нет от вас житья!
Села в угол, зарыдала-
И просить прощенья стала. Бедная моя!
Слово учителя: Вы сейчас вернётесь домой и что скажите
маме? - «Привет!»? Конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато, но можно
всё-таки поискать свои добрые и тёплые слова. Ведь мама их ждёт. Может быть,
наш разговор о маме поможет вам найти с нею общий язык. Придя домой, загляните
маме в глаза, до конца верные нам глаза.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.