Инфоурок Литература Другие методич. материалыЛитературная гостиная « Русское слово – Русское чудо»

Литературная гостиная « Русское слово – Русское чудо»

Скачать материал

Литературная гостиная « Русское слово – Русское чудо»

Цели и задачи:  

Образовательная: более широкое знакомство с творчеством классиков; повышение качества знаний учащихся по русскому языку и литературе, приобщение их к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитие художественного восприятия окружающего мира.

Развивающая: развитие кругозора, речи, творческой активности; развитие наклонностей к художественному творчеству;  использование современных образовательных технологий: игровой деятельности, информационно – компьютерной, критического мышления

Воспитательная: привитие любви к родному языку, книге; выработка положительных моральных качеств. формирование коммуникативной компетенции учащихся; повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений. Воспитание познавательной активности

 

Ход мероприятия.

Звучат позывные вечера. Выходят глашатаи.
Алдияр:. Внимание! Внимание!
Ангелина:  Всех, кто любит русский язык - язык великого русского народа.

 Вместе: Приглашаем в прекрасную, удивительную страну под названием "Русское слово".
Алдияр:  Встречайте ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК!

Жазира: Не задумывались ли вы, что слова похожи на звезды. Слова - как звезды. Они по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь. Слова, как и звезды, не терпят одиночества, соединяются в созвездия. Попробуем же вместе отправиться в путь, освещаемый словами - звездами. А напутствием нам пусть станут слова Горького из повести "В людях": «Слова, дружище, - это, как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево!»

Саша: Бережно относиться к родной речи, родному языку - обязанность не только специалистов - филологов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа...
...Нелепо ли ты бяшеть, братия, начать старыми словесы печальных повестей о полку Игоря, Игоря Святославича.- Так начал свое повествование неизвестный автор бессмертного "Слова о полку Игореве"...
Жазира:: В блокадные годы поэтесса Анна Ахматова клятвенно обещала от имени всех сограждан:

И мы сохраним тебя, РУССКАЯ РЕЧЬ,
ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим и от плена спасем.


Катя Шеднова:

Внемлю звукам, с детства милым.
Рад, что мир назвался миром.
И что 
хлеб зовется хлебом,
Мама - мамой, небо - небом.
Не умолкни речь родная,
Тот язык, что сердцем знаю.
В нежной песне, в слове метком
Даль живая, голос предков.
Так красиво все зовется!
Солнце называют - солнцем,
Птицу - птицей, лето - летом,
И рассвет зовут рассветом.
Вечно здравствуй, РЕЧЬ РОДНАЯ
Тот язык, что сердцем знаю!
В нежной песне, в слове метко
Даль живая, голос предков.

( Г. Виеру "РОДНОЙ ЯЗЫК".)

 

Катя Николайчик:

 Есть слова пострашнее, чем порох,
- Чем снаряд над окопными рвами.
- Я советую людям при ссорах
- Осторожнее быть со словами.
- Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьезно:
- О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
- Вы к словам проявляйте терпенье,
- Не берите в расчет кривотолков.
- Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, от острых осколков.  М. Матусовский:

Жазира: Слово человеческое! Какая другая сила в мире может сравниться с erо силой". /А. Югов/.'
Саша: Недаром мы помним слова В. Маяковского: «СЛОВО - ПОЛКОВОДЕЦ ЧЕЛОВЕЧЬЕЙ СИЛЫ".
 Жазира:  "Самое важное в жизни - слово. Из-за них люди шли на костры". /М. Зощенко/.


Арина: ...Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молодая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку... И вот музей открыли. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова... Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам, вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый входящий, были слова: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

 

Алексеенко Марина: Поэты тонко чувствуют красоту и глубину языка на котором творят. Напевность русской речи и богатство его оттенков – в полной мере проявляется в русской поэзии. Как тонко подметил К.Паустовский: Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск..» Начнем с замечательных слов о русском языке Константина Дмитриевича Бальмонта: Язык, великолепный наш язык.

Речное степное в нем раздолье,

В нем клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

С этим соглашается М.Дудин в своем стихотворении:

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,

Ты – соловей на ветке бересклёта.

Ты – сталь и пепел, колокол и лён,

Загадка тьмы и откровенье света.

 

Тургунова Меруэрт И.Тургенев «Как хороши как свежи были розы»

Саша: Ещё в 19 веке русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». Действительно, язык наш волшебный. В одном из выступлений писатель Куприн говорил, что «русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Но всегда ли так бывает?

Жазира: Бывает, мы не правильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой. Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи. Давайте послушаем диалоги:

«В кабинете врача» и «Телефонный разговор»

Первая сценка.

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Вася: Чао!

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Докто: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

Сценка вторая.

- Ну ты, типа, идёшь?

- Ща приду. Я как бы думаю.

- Чё ты думаешь?

- Идтить мне или подождать, когда дружбан позвонит.

- Ихний телефон не работает.


Жазира: Стыд - одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек.. Сегодня мы и поговорим о стыде перед словом.

Сергей: Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
Алдияр:
ЯЗЫК НАРОДА И БОГАТ, И ТОЧЕН,
НО ЕСТЬ, УВЫ, И БРАННЫЕ СЛОВА,
ОНИ РАСТУТ, КАК СОРНАЯ ТРАВА,
У ПЛОХО ПЕРЕПАХАННЫХ ОБОЧИН.
Ангелина: В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдёт речь.
- Что самое плохое? – объясни.
Алдияр - Дурные мысли, губящие душу…
Ты на замок тяжёлый их замкни
И ни за что не выпускай наружу.
Ангелина - А хуже что? Скорее говори!
Алдияр - Слова дурные: заглуши их песней!
Мелодии с зари и до зари
Пускай звучат – что может быть прелестней!
Ангелина: Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубое слово. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.
Алдияр: Сквернословие охватило почти все возрасты. Сквернословие охватило все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного, но и при самой задушевной беседе.

Влад: Слова – дрова. Нас греет речь,
Нас мыслей обжигает пламя.
Душа пытливая, как печь,
Всё время топится словами.
И сырость слов, и сырость дров
Один и тот же грех имеют:
Трещат, дымят, но мало греют
И душу в непогодь, и кров.
Слова бывают и скверны,
И дым от них такого рода,
Как будто у живой души
Забиты сажей дымоходы.

Ангелина: Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «ВОТ», «ЗНАЧИТ», «ТАК СКАЗАТЬ». Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.
Алдияр: Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругаются люди, от которых никто никогда не слышал ни одного скверного слова.
Ангелина: Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту русского языка? Надёжных рецептов тут нет, но есть несколько правил, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.
Арина : Правило первое. Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова писателя Александра Солженицына. Они сказаны им по другому поводу, но очень подходят к нашему случаю: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня».
Алдияр:  Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Арина: Второе правило мы сформулируем так: «ЖЕЛАНИЕ ДОСТОЙНОЙ СРЕДЫ НЕСОВМЕСТИМО С НЕДОСТОЙНЫМ СЛОВОМ. НУЖНО ОСОЗНАВАТЬ И ЦЕНИТЬ МЕРУ СВОЕГО АВТОРИТЕТА».
Арина: Отсюда следует четвертое правило: «МЫ НЕ МОЖЕМ ИСПРАВИТЬ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ, НО ПРЕСЕЧЬ СКВЕРНОСЛОВИЕ ВНУТРИ СЕМЬИ, КЛАССА, ГРУППЫ – МОЖНО»
Алдияр: В речевом поведении следует установить приоритет настоящего времени. Я провозглашаю следующее правило: «Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее моё слово – моё лучшее слово». Нельзя рассуждать так: «Пусть плохо сегодня, завтра будет лучше». Такая мораль оправдывает и грязь в быту, и недобрые взаимоотношения, и сквернословие.

Арина: Так давайте научимся просить прощения, если с языка что-то сорвалось! Пусть это станет ещё одним нашим правилом!
Ангелина: Подводя итог, повторим как своеобразное кредо: «Я – ИСКЛЮЧЕНИЕ. МОЯ РЕЧЬ – МОЁ ЗЕРКАЛО, МОЁ ДОСТОИНСТВО. НАСТОЯЩИЙ КОНТРОЛЬ – ЭТО КОНТРОЛЬ ИЗНУТРИ»»
Алдияр:  поэты и писатели являются настоящими борцами за чистоту русского языка. Сегодня прозвучат стихотворения поэта Валерия Брюсова
 

Айбат: Мой верный друг


Камила: Ворон

Ангелина: Любить русский язык, бережно относиться к нему учат нас многие известные писатели, композиторы, учёные, общественные деятели. Так давайте же прислушаемся к советам мудрых, к тому, о чём они говорили и говорят.
УЧИТЕЛЬ: «Я ЛЮБЛЮ, КАК ЗВУЧИТ МОЯ РУССКАЯ РЕЧЬ …» Это строки из стихотворения Василия Чуприны, которое сегодня в литературной гостиной прочтёт

Яна:
Я люблю мой славянский, мой русский язык,
Покорён его певческим слогом.
Миру Божьему он состраданьем открыт
И приветливым ласковым словом.
Я люблю, как звучит моя русская речь –
В ней щемящая грусть вековая.
Я люблю, как в избе дышит отчая печь
И творится молитва святая.
Как дрожит под иконой огарок свечи,
В полночь чёрная буря бушует.
Всё хранит в себе память славянской души,
Слово русское дух наш врачует.
Я люблю, как поёт мой великий народ,
Песни долгие пахаря в поле,
Забубённую жизнь на развилке дорог
И стремление русское к воле.

ВЫХОДЯТ УЧАСТНИКИ. Скандируют с залом ст. «Выучи русский язык»

Ангелина: - Если ты хочешь судьбу переспорить,
Алдияр- Если ты ищешь отрады цветник,
Жазира:  Если нуждаешься в твердой опоре,
- Выучи русский язык!
Саша
: Он твой наставник - великий, могучий!
Ангелина: - Он переводчик, он проводник,
Алдияр- Если штурмуешь познания кручи,
- Выучи русский язык!
Жазира:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Саша: Русское слово - свободы зарница.
- Выучи русский язык!
Ангелина
: - Мир разобщенных безрадостно тесен,
Алдияр- Спаянных мир необъятно велик.
Саша:  Сын мой! Работай, будь людям полезен,
- Выучи русский язык!

 

 Жазира: Да, от века назначение слова - держать землю. А назначение человека - ДЕРЖАТЬ СЛОВО.
Алдияр: Ну, а кто лучше всех это делает, как не поэты
 Мы приглашаем , дорогие друзья, в гостиную известного Казахстанского журналиста, поэта и писателя Марину Петровну Рыбалко.

Выступление М.П Рыбалко

Саша: Спасибо (слова благодарности)  Да, поистине  Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Паустовский К. Г.

Выступление вокальной группы

Жазира: Слушая песни, мы убедились в справедливости слов А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».
Ангелина:  Вот и подошла к концу наша  литературная встреча. Мы говорим большое спасибо тем, кто принял в ней участие. 
Саша: Надеемся, что наши юные любители поэзии не разочаровали вас! До новых встреч в нашем литературном салоне! 
Жазира: Думается, что нам удалось пробудить у вас  интерес к родному языку, как к уникальному явлению, без которого и вне которого мы попросту перестанем существовать, ибо не сумеем понять друг друга, не сумеем общаться и обратить внимание на проблемы, существующие в речи каждого из нас.

Алдияр: Мы убеждены, что хорошее владение русским языком, правильная речь были, есть и будут актуальными, престижными и необходимыми.
Огромное спасибо всем участникам литературной гостиной.

Ангелина: В заключительном слове я хотела бы обратиться к вам, ребята, с огромной просьбой. Очень хочется, чтобы наше мероприятие надолго сохранилось в вашей памяти. Всегда помните, что ваша речь – это ваше зеркало. Берегите наш русский язык!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Литературная гостиная « Русское слово – Русское чудо»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели и задачи: Образовательная: более широкое знакомство с творчеством классиков; повышение качества знаний учащихся по русскому языку и литературе, приобщение их к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитие художественного восприятия окружающего мира. Развивающая: развитие кругозора, речи, творческой активности; развитие наклонностей к художественному творчеству; использование современных образовательных технологий: игровой деятельности, информационно – компьютерной, критического мышления Воспитательная: привитие любви к родному языку, книге; выработка положительных моральных качеств. формирование коммуникативной компетенции учащихся; повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений. Воспитание познавательной активности

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 954 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Технологическая карта урока по теме "Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева "Живые мощи")
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.
  • Тема: Живые мощи
  • 01.01.2021
  • 453
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.02.2020 165
    • DOCX 45.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Буртасов Сергей Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Буртасов Сергей Алексеевич
    Буртасов Сергей Алексеевич
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 60049
    • Всего материалов: 185

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека