Главная / Русский язык и литература / Литературная гостиная по творчеству поэтов Северо-Казахстанской области "Свет родных берёз"

Литературная гостиная по творчеству поэтов Северо-Казахстанской области "Свет родных берёз"

Тема урока: «Свет родных берёз…»


Цель урока: дать целостное представление темы Родины в творчестве поэтов Северо-Казахстанской области.

Задачи урока:

  1. Ввести ребят в удивительный поэтический мир местных авторов.

  2. Анализируя содержание произведений, показать, как поэты Северо-Казахстанской области посредством своего творчества раскрывают тему любви к родной земле, родной природе, людям, живущим рядом с ними.

  3. Формировать у учащихся духовно-нравственные потребности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: урок – презентация

Методы: исследовательский, КТД

Оборудование:

  1. Интерактивная доска, слайды, выставка книг, песни (в записи) на стихотворения местных поэтов.

  2. Эпиграф к уроку

«Мы судьбе подвластны, знаю,

Но и в дальней стороне

Будет родина степная,

Как березка, жить во мне»

М. Жумабаев



Ход урока

Учитель читает эпиграф урока.

Учитель: Этими строками замечательного поэта, нашего земляка, Магжана Жумабаева я начинаю урок знакомства с творчеством поэтов Северо-Казахстанской области, посвященным родной стороне.

Наша область дала стране далеко не последние в литературе и искусстве имена. Все нам известны и дороги имена Сабита Муканова, Габита Мусрепова, Магжана Жумабаева, Ивана Шухова и многих других талантливых людей.

Сегодня мы обратимся именно к их творчеству. Пусть не все они родились в нашей области, но, живя здесь, почувствовали себя частичкой это благодатной земли, которую воспевают в своих стихотворениях. А кто-то из них родился здесь, в нашей области, уехал ,но до сих пор продолжает любить свой родной, белоствольный край…

Выступление учащегося о берёзе, презентация..

(чтение учащихся своих стихотворений о берёзе)

Учитель: Береза – неотъемлемая часть природы нашей страны, она является символом красоты и любви, символом памяти… О берёзе писали в своих произведениях Афанасий Фет, Николай Рубцов, Андрей Дементьев, Сергей Есенин …

Сергей Есенин.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Особое место уделяют этому прекрасному белоствольному дереву с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками, и наши поэты…

Ведь это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям свет. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля.

  • береза является символом родного дома, родной земли; поэты изображают берёзу как нечто изначальное, без чего невозможен человек;

  • береза – символ  стойкости, мужества, надежды и света;

  • береза – символ памяти, бессмертия всего живого, где и берёза, и человек – части этого живого;

  • с берёзой связано настроение счастья, радости, грусти, печали, восторга, но всегда на первом месте – любовь к берёзе;

  • поэты оживляют берёзу, она предстаёт перед нами как девушка, женщина;

  • поэты показывают её в разное время года.

Сегодня мы постараемся показать вам на нашем уроке, что немаловажное место занимает образ белоствольной берёзы и у наших поэтов – земляков..Основными темами их творчества являются образ Родины, берёзы, родного города…

1 учащийся: Владимир Георгиевич Шестериков родился в 1939 году, в Северо-Казахстанской области в совхозе «Чистовский», в котором его отец проложил первую борозду. Прикованный с детства на десять лет к постели тяжелым недугом, он сумел окончить среднюю школу, а затем факультет истории, литературы и русского языка Петропавловского педагогического института.

2 учащийся: Творческую путевку молодому Шестерикову дал большой мастер художественного слова Иван Шухов: «Поэзия Владимира Шестерикова проникнута любовью к взрастившей, вскормившей его североказахстанской земле общей нашей с ним – родине. Рад буду видеть Владимира Шестерикова в ряду таких писателей, коих Бог не обидел ни душой, ни талантом!»

Учитель: Для Владимира Шестерикова казахская степь – это вечная красота. Пусть здесь не так часто кричат перепела и коростели, не пахнет цветами, но степь прекрасна и полна жизни. Стихи Шестерикова учат нас любить и уважать природу и относиться к ней заботливо и душевно. А что может быть возвышеннее, трепетнее и чище, чем признание в любви к родному городу.

1 чтец:

Стихотворение В. Шестерикова

«Пари над степью, словно парус»

Красуйся, город Петропавловск,

Среди берез, среди полей,

Пари над степью, слово парус,

Во славу Родины моей.

Седой Ишим в степи широкой

Легенды древни хранит…

На стыке Азии с Европой

Мой город, как батыр, стоит.

Нам прадеды в ладу и мире

Жить завещали на года,

Нас звали с давних пор: тамыры,

А это значит – навсегда!

И потому так ясны зори

Над жарким золотом полей.

Пари над степью, милый город,

Во славу Родины моей.

Тернист наш путь. Но мы по праву

В грядущий светлый день глядим.

И как отцов и дедов славой,

Гордимся городом своим.

Учитель: Так уж повелось в русской поэзии, что любовь к родной земле и тончайшее чувство к родной природе сплелись воедино. Это мы наблюдаем в стихах поэтов-земляков.

1 учащийся: Наш земляк, поэт – Иван Плетухин поездил немало, много видел родных стран, но он всегда возвращался на Родину, в свой родной Петропавловск. Где бы не находился поэт тоска по родному городу является его постоянный спутницей. Образ родной земли, природа родного края, становятся главным источником его вдохновения.

2 чтец: Стихотворение И. Плетухина

«И вот я здесь. Мой отчий дом».

И вот я здесь. Мой отчий дом –

В краю степей, в краю озер,

Где, сколько видит глаз кругом,

Нет ни морей, ни синих гор,

Где воздух чист и даль светла

А зори красками богаты,

Где сплошь у каждого села

Свои улыбчивые хаты

И я бегу, как ветер, в степь,

Валюсь на землю с солнцем вместе

И слушаю, как спелый хлеб

Поет все ту, все ту же песню.

Я начинаю понимать

Язык полей и птичье пенье.

Мне это степь дает, как мать,

Приют

Тепло

И вдохновенье.

3 чтец: Стихотворение И. Плетухина «Над рекой Ишимом».

Я ездил по стране немало,

Но куда б судьба не завела,

Каждый раз мне так не доставало,

Милый город, твоего тепла.

Любовался я зеленым Крымом,

Колесил по горному Алтаю,

Но вот лучшего, чем над рекой Ишимом,

Города не видел и не знаю.

Вот и снова вдаль меня увозит

Поезд, мой товарищ путевой,

И спешат, спешат, катясь колеса,

Разговор ведут между собой.

Поворот, еще, и в дымке слева

Виден телевышки острый парус.

Снова в сердце грустные напевы,

До свиданья, милый Петропавловск.

Снова ты ночами будешь сниться,

Подчинять себе мои желанья…

Чтоб к тебе я мог всегда стремиться,

Нам нужны такие расставанья.

1 учащийся: Валентина Васильевна Горбенко-Суслова родилась в 1958 году, в селе Крещенка, Сергеевского района, Северо-Казахстанской области в замечательной семье.

Есть много слов. Они вмещают

В себя любовь, добро, тепло,

Ошибки многие прощают,

Переживут чужое зло

Роднит слова надежный корень

Он продолжает род людской

Родители. Родные. Родина.

Смысл этих слов святых простой.

2 учащийся. Валентина Васильевна окончила Петропавловский педагогический институт им. К.Д. Ушинского, филологический факультет, работала в школе учителем. Писать стихи начала с 5 лет, а с 1972 года печатается в районных, городских, областных и республиканских изданиях. В 1997 году в Петропавловске вышел в свет поэтический сборник «Негромкое эхо». В 2005 году вышла книга «Прости и мне». Ее стихи положены на музыку композиторами Северного Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.

1 учащийся: Валентина Васильевна с 1975 года- в Петропавловске. За 30 лет наш город стал для нее близким и родным, с ним ее много связывает. Ему она признается в любви, для нее он стал ангелом-хранителем. Ему она посвящает стихи и песни. Петропавловск – ее судьба, ее – «город в ладони»

4 чтец. Стихотворение «Танго моей души»

Щедрый подарок судьба мне послала –

Давнюю встречу в тобой,

Достопочтенный друг Петропавловск,

Город любимый мой.

То серебро нашей памятной встречи

Я на висках берегу.

И без тебя, ненаглядный, сердечный,

Жить уже не могу.

Сердце за строчкою строчку стучало –

Слушал ты их в тиши.

Мой – не Камчатский – родной Петропавловск –

Там, где течет Ишим.

Милый, застенчивый, провинциальный,

Встречи с тобой хороши.

Каждая – как приглашенье на танец –

Танго моей души…

1 учащийся: Энгельс Романович Андронов.

Родился 5 мая 1924 года в Курганской области. Он прошел долгий и нелегкий ратный и трудовой путь, воевал в гвардейских частях, имеет ранения и боевые награды. После возвращения с фронта работал в школах Тюменской и нашей областей, был, в частности, директором Чаглинской средней школы нынешнего Аккаинского района. Переехав в Петропавловск, работал на ТЭЦ-2, заведовал отделениями Петропавловского экономического колледжа, преподавал там технические дисциплины.

2 учащийся: Что же для Энгельса Андронова означает понятие Родина?

Я из тех, кто кляня свои годы,

Не спросясь у мамани, тайком

Через версты шагал в непогоду

В комсомольский свой сельский райком.

В заявлениях: «Просим направить!»

Коль в опасности Родина мать,

Нам ее невозможно оставить

Мы просились на фронт воевать.

Учитель: Родина для Э. Адронова это понятие, которое сливается воедино. Это его родной дом, мать, любимая – все то, что она идет защищать от врага, все то, что ему так близко и мило. Это место рождения и смерти, родная природа, с березоньками-невестами, с кувшинками на озерах, с широкими полями и степями.

5 чтец: Стихотворение Энгельса Андронова

«Старые мотивы»

Старые мотивы

В песню слово просят

Про родные нивы,

Про луга, где косят.

Про красу-рябину

Да про ширь полей

И про даль равнины

С красотой своей.

Млеют перелески

В мареве зари,

Березонькам-невестам

Радость подарив.

Кувшинки по озерам,

Ожерелья ив –

Все окинет взором

Старенький мотив.

Давние мотивы

Новой песней льются,

Трелью говорливой

В сердце остаются.

Слайд № 18

1 учащийся: Очень долгое время работал в Петропавловском университете, на филологическом факультете профессор – Валерий Иосифович Любушин. Он пишет замечательные стихи. В своем сборнике «Казахстанская сюита» он открывает читателям свое видение мира. Так что же для поэта входит в понятие «Родина»?

6 чтец: Стихотворение В. Любушина

«Шелестела береза речистая»

Шелестела береза речистая,

Всей листвою шептала своей.

И дышало вверху небо чистое,

И тянулся в нем клин журавлей.

Ворковали цветы, колобродили,

Улыбались, галдели – их бал.

Как, танцуя в полете уветливо.

Мотылек от восторга порхал.

И вдали узкой лентою торною,

Вся от свежести синью восстав,

Убегала речушка задорная,

Гордость девичью солнцу отдав.

Я лежал, немотою пронизанный,

Весь уставший от бед, суеты.

На роду мне, как видно, написано

Не прожить без такой красоты.

2 учащийся: Для Валерия Иосифовича родина – это «речистая береза», чистое небо, по которому тянется клин журавлей. Это бал цветов, с которыми танцует мотылек, задорная речушка, отдающая свою девичью гордость солнцу. Для поэта красота родины – это ишимские луга, сияющие на солнце, горчащая полынь, зеленеющие колки и сады. Поэт не мыслит своей жизни без родного Петропавловска. Для него родной город – «вольная птица», среди степных ковылей, а его улицы – живые, бегущие в разные концы света, улыбающиеся и кружащиеся в объятьях березок-подруг.

7 чтец: Стихотворение Валерия Любушина

«Мой город, как вольная птица»

Мой город, как вольная птица,

Взлетел средь степных ковылей,

Ему бы не грех загордиться

Красой первозданной своей.

Проспекты и улицы дружно

На запад, восток и на юг

Бегут, улыбаются, кружат

В объятьях березок-подруг.

Подгорье с поэмой—собором,

Базаров веселый шумок,

Вокзалы с гудошным напором,

Окраин курящий дымок.

А рядом клинком серебристым

Мелькает красавец Ишим,

И вечером в сумерках мглистых

К его берегам мы спешим.

Я верю в свой город прекрасный,

Обид на него не таю,

И думаю, что не напрасно

Я сердце ему отдаю.

Учитель: Любовь к Родине… Есть в этой любви, как и во всякой любви что-то неуловимо таинственное. Как мы уже увидели, что любовь к Родине, для каждого человека и поэта означает, что-то свое, но для всех очень важное в жизни.

1 учащийся: Нам особо хочется рассказать об Александре Курлене.

Немногим известно, что Александр Юрьевич свое детство и юность провел в Рабочем поселке на улице Урожайной. Закончил Петропавловский педагогический институт, филологический факультет. Безумно увлекался театром, играл в студенческом театре «Пилигрим», потом служба в армии, звание офицера запаса.

2 учащийся. С 1983 по 1992 годы работал в школе учителем, а затем заместителем директора по воспитательной работе. Для Александра Юрьевича Родина – это в первую очередь родной Петропавловск, которому он всем обязан и которым очень гордится.

8 чтец: Стихотворение Александра Курлени

«Как первую в жизни любовь»

К родным городам мы душой привыкаем с рожденья

И в сердце храним их, как первую в жизни любовь.

Мой город, с тебя начинал я свое восхожденье,

К тебе, как к истоку любви, возвращаюсь я вновь.

Ты с зарею меня подними, мой родной Петропавловск,

Проводи по своим мостовым, площадям и дворам,

Чтоб с лучами целинного солнца мне в душу запало

Все, что с самого детства так близко и дорого нам.

В монументах застыла история славы и доблести,

И батыры ведут меж собой перекличку времен,

И алеют цветы продолжением памятной повести

У склоненных над пламенем скорби гранитных знамен.

Почетный твой возраст веками уже измерялся,

Но юные веют над древней землею ветра,

И вижу, как с каждым рассветом твой облик меняется

И завтра ты будешь прекрасней, чем вчера

Я желаю тебе, нестареющий друг мой сердечный

Петропавловск – моя колыбель под счастливой звездой,

Хорошеть и стоять над ишимскими водами вечно.

Чтоб во все времена горожане гордились тобой!

Учитель: Читая стихи Александра Юрьевича Курлени, видишь в этом талантливом авторе глубину философского понимания жизни. В его поэзии главным критерием является любовь ко всему, что связывает нас с этим миром, к ближнему, к Богу, к Родине. Поэт – сын своей земли и своего времени. Его чувства к Родине с годами становятся все более острыми и щемящими.

1 ученик: Валентина Гапуровна Дмитриченко родилась в 1956 году в селе Лузинка, которое находится в нашей области. В Казахстане окончила школу, работала преподавателем, воспитателем, библиотекарем. Всегда очень любила стихи и писала их уже в школе..

2 ученик.

В 1976 году переехала в Ставропольский край, выпустила пять поэтических сборников. Её поэзия «дышит воздухом Родины, её историей, её красотой, предельной открытостью и пронзительной красотой…» Она чувствует неразрывную связь со своей родной землею, с родиной. Вместе с Родиной она переживает горести и невзгоды, радуется её победам.

9 чтец.

Казахстан

Валентина Дмитриченко

Мой вагон проплывёт за товарной цистерной,
И прогнутся под тяжестью груза пути.
Трёхминутной стоянки мне хватит, наверно,
Чтобы, взяв чемодан, на платформу сойти.
Сколько раз я с неё уезжала в туманы
За обещанной жизнью счастливой судьбой...
Сколько раз мне судьба та - нутро, как карманы- 
Выворачивала и звала за собой.
Жарким полднем июльским иль утром морозным,
В оглушительном лязге вагонных колёс,
Мой приезд оглашался гудком паровозным,
Долетая до неба, до солнца, до звёзд!
Казахстан! То снегов белоснежные шкуры,
То разлив, но люблю одинаково я
Голубую звезду над твоим Байконуром
И сухую былинку над устьем ручья!

10 чтец.

Валентина Дмитриченко

 Родному Петропавловску

Я вернусь в этот город, знакомый до слёз,

Где и мне иногда улыбалась удача

И под сенью, посаженных мною берёз,

Постою в тишине, помолюсь и поплачу.

В этом городе - осень - ни с чем не сравнить.

Здесь была я счастливой и юной когда-то.

Я хотела бы в сердце своём сохранить

Эту тихую светлую грусть листопада.

Я вернусь! Я приеду, как только смогу -

Где бы я ни жила, где б меня ни носило  -

В город мой на ишимском крутом берегу,

Где беру я свои вдохновенье и силу!


(прослушивание музыкальной композиции, написанной на стихи поэтессы)

- Творческое задание для учащихся: написать стихотворение или эссе о берёзе….

Просмотр видеоролика о родном городе Петропавловске.

Учитель: Ребята, уважаемые гости, очень хочется, чтобы сегодняшнее встреча с поэзией поэтов североказахстанской области оставила след в вашем сердце. Их поэзия полна любви к людям, родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, что мы оставим после себя, чтобы наша жизнь не уходила в вечность бесследно.

(вручение пожеланий всем присутствующим и участников мероприятия)




Литературная гостиная по творчеству поэтов Северо-Казахстанской области "Свет родных берёз"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: дать целостное представление темы Родины в творчестве поэтов Северо-Казахстанской области.

Задачи урока:

1.Ввести ребят в удивительный поэтический мир местных авторов.

2.Анализируя содержание произведений, показать, как поэты Северо-Казахстанской области посредством своего творчества раскрывают тему любви к родной земле, родной природе, людям, живущим рядом с ними.

3.Формировать у учащихся духовно-нравственные потребности.

Автор Соколенко Наталья Александровна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 939
Номер материала 58336
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓